Главные вкладки

    Сенсорное развитие детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях полифункциональной интерактивной среды
    статья на тему

    Алексеева Татьяна Анатольевна

    Проблема определения путей, методов и средств оказания комплексной психолого- педагогической помощи детям с выраженной умственной отсталостью является чрезвычайно актуальной задачей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_k_konferentsii.docx21.01 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сенсорное развитие  детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях полифункциональной интерактивной среды.

     Из опыта работы.

    Проблема определения путей, методов и средств оказания комплексной психолого-педагогической помощи детям с выраженной умственной отсталостью является чрезвычайно актуальной задачей. Именно сенсорное развитие является своеобразным фундаментом, основой активизации всех психических познавательных процессов. Сенсорное развитие умственно отсталого ребенка значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Это связано с различными причинами, такими как: трудности узнавания предметов, звуков, цвета, пространственной ориентировки, замедленный темп узнавания предметов, трудности овладения способами ориентировки в задании и обобщения сенсорных сигналов, отсутствие мотивации  и др.  Для продвижения умственно отсталого ребенка в развитии, в умении адаптироваться к окружающей среде, важным фактором является не всякое, а специально организованное обучение и специальные условия для этого обучения. Пятнадцать лет назад, думая о том, какой должна и может быть помощь детям с тяжелыми множественными нарушениями, изучая опыт зарубежных и отечественных коллег, мы пришли к выводу, что наиболее эффективным средством сенсорной абилитации является специально разработанная установка «Снузлин» или сенсорная комната и оборудовали такую комнату  в нашем детском доме-интернате. Наша сенсорная комната состоит из двух блоков: светлой и темной комнат. На протяжении нескольких лет мы проводили тщательный отбор полифункционального оборудования. Систематическое, но индивидуально дозированное (в зависимости от возраста, наличия психологических и медицинских проблем) пребывание ребенка с множественными нарушениями развития в такой среде,  должно, на наш взгляд, решать следующие основные задачи: стабилизировать психоэмоциональное состояние, коррегировать нарушения в эмоционально-волевой сфере, стимулировать развитие познавательной деятельности, сенсорных процессов, развивать общую и мелкую моторику, корректировать двигательные нарушения и т.д.  

    Весь стимульный материал светлого блока мы расположили в виде цепочки сенсорных зон, в соответствии с определенным анализатором. Для коррекции зрительного восприятия светлая комната оснащена: играми и пособиями по формированию прослеживающего движения взгляда, фиксации взгляда: яркими игрушками, различные по цвету, форме, величине; играми, пособиями на различение цвета, формы, величины предметов: различными досками Сегена, «почтовыми ящиками», пирамидками, кубиками, «цветными табличками», «геометрическими сортировками» и т.д.; играми и пособиями по формированию целостного образа предмета: разрезными картинками, матрешками, разборными игрушками  и т.д. В качестве оборудования для развития слухового восприятия используются: различные музыкальные инструменты, звучащие игрушки, «шумовые» коробочки, записи с различными звуками природы, голосами домашних животных и птиц, записи с голосами знакомых людей и т.д. Для дифференциации тактильных ощущений используются: предметы с различной текстурой, мешочки с различными наполнителями, игра “Волшебный мешочек”, пластилин, кисти различной щесткости. Много времени уделяется работе с природными материалами, такими как песок, вода, глина, шишки, желуди, камешки и т.д. Обонятельные и вкусовые ощущения стимулируются  при использовании: банка запахов (баночки с различными запахами), различных кремов, аромамасел. банка вкуса (четыре основных вкуса: сладкий, горький, соленый, кислый). Светлый  блок сенсорной комнаты также оснащен “Сенсорной тропой” или “тропой ощущений”, состоящей из трех панелей. Тактильная панель представлена материалами различной текстуры: мех, бархат, шерсть, шелк, хлопок; гладкими и колючими предметами; наждачной бумагой различной степени шероховатости. Весь материал на панели съемный, крепится при помощи пуговиц, кнопок, крючков, липучек, что позволяет одновременно совершенствовать мелкую моторику ребенка. Следующая панель музыкально-звуковая, состоит из набора различных музыкальных инструментов: ксилофона, дудочки, трещеток, колокольчиков и “шумящих” мешочков с различными наполнителями. Третья панель предназначена для развития зрительного восприятия ребенка, а именно цветоразличения (четыре основных цвета), различения формы и величины. “Тропа ощущений” для ног представлена в виде ящичков с различными наполнителями: косточками, зерном, мехом, шишками и т.д. Разнообразие ощущений делает хождение (ползание) по дорожке увлекательным и полезным для “особого” ребенка.

    Все оснащение темной комнаты направлено на создание уютной, безопасной, спокойной, расслабляющей обстановки. Успокаивающая музыка, мягкий свет, звуки живой природы, удобное место для отдыха, проплывающие по стенам картины, приятное журчание воды – вот те условия, которые позволяют ребенку успокоиться и расслабиться. (Оборудование: музыкальный центр, проектор РОМПА, панно «Звездное небо», пузырьковые колонны с рыбками, «Волшебная нить», «Звездная сеть», «мягкий остров», пуфы, «Сухой бассейн»). Но эта комната имеет и иное назначение: мягкое покрытие на полу и мягкие стены уменьшают у ребенка чувство страха при падении, стимулируют подвижность, развивают эмоции. Здесь ребенок может создавать небольшие постройки из мягких модулей, что позволяет развивать пространственные представления ребенка, знакомиться с основными цветами и формами (многофункциональный набор «Радуга», «Дидактическая черепаха»). Пузырьковые колонны с меняющейся подсветкой, плавающими разноцветными рыбками, подталкиваемыми пузырьками воздуха – прекрасное средство для формирования у ребенка прослеживающего движения взгляда, фиксации взгляда, формирования зрительно-моторной координации, средство, дающее нежные тактильно-вибрационные ощущения. “Звездная сеть”, “Волшебная нить”, люминесцентный свет (придающий предметам особое свечение), проектор РОМПА с набором колес (“Подводный мир”, “Облака”) – прекрасные средства для зрительной стимуляции, тренировки глазодвигательного аппарата. “Библиотека” звуков позволяет знакомить ребенка с различными звуками живой природы, разнообразить его звуковые представления. Тактильная среда данного блока («Сенсорная тропа», тактильное панно «Ежик») позволяет освоить новые ощущения, учит различать различные свойства предметов, улучшать зрительно-моторную координацию. Разноцветные “струи” “сухого душа” стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства и своего тела в этом пространстве. Игровое тактильное панно “Ежик” позволяет обучать ребенка перцептивным действиям, учить ребенка различать  свойства предметов: теплый - холодный, мягкий – жесткий, круглый – квадратный, деревянный – пластмассовый и т.д.

    Для эффективного проведения занятий с использованием полифункциональной  интерактивной среды сенсорной комнаты было необходимо комплексное изучение особенностей развития ребенка с множественными нарушениями, в том числе и особенностей развития сенсорно-перцептивных функций. Использование на данном этапе таких диагностических методов, как наблюдение, беседа с персоналом, анализ анамнестических данных, по-возможности,   экспертная оценка качества выполнения отдельных заданий позволяют получить объективные данные об уровне сенсорного развития детей. Затем полученные данные фиксируются в специально разработанной  «Карте наблюдений», в которой отражаются виды восприятия, наличие реакций (эмоциональных/двигательных) у ребенка на различные виды стимуляции, уровень освоения тех или иных действий. Следующим этапом является разработка индивидуальных коррекционно – развивающих программ обучения. Систематизируя полученные данные,  мы условно выделили несколько этапов в соответствии с уровней сформированности сенсорно-перцептивной сферы детей с множественными нарушениями развития. Основной задачей на первом этапе является обеспечение ребенка притоком сенсорных ощущений. Игры, проводимые с детьми на этом этапе, должны быть направлены на расширение и стимуляцию спектра тактильных, слуховых, зрительных, обонятельных, вкусовых ощущений. Занятия должны способствовать стимуляции положительных эмоций, контакта со взрослым,  формированию зрительных ориентировочных реакций: зрительного сосредоточения на лице человека или игрушке, умения фиксировать взгляд и длительно следить за игрушкой; слуховых ориентировочных реакций: умения поворачивать голову в сторону звука и голоса взрослого, искать источник звука, находящийся вне поля зрения. Следует уделять внимание развитию движений руки и зрительно-моторной координации: формировать умения захватывать, ощупывать и отпускать предмет, вложенный в руку, находящийся под или над рукой, развивать умение ощупывать руками свое лицо, ноги, лицо взрослого. На втором этапе необходимо обучать ребенка простейшим соотносящим действиям, продолжать формирование перцептивных действий. Необходимо учить ребенка: соотносить и группировать предметы по цвету, форме, величине (большой, маленький), знакомить с особенностями полых предметов, формировать пространственные представления, формировать представления о звуках природы, музыкальных инструментов, учить соотносить звук с его источником, ориентировать в тактильных ощущениях, связанных с формой предмета, его величиной, текстурой поверхности,закреплять умения и навыки, полученные на первом этапе обучения. Третий этап – развитие предметно-манипулятивной деятельности. На данном этапе необходимо: постепенно вводить словесное обозначение некоторых признаков предметов (цвета, формы, величины), использовать слова – предэталоны, учить детей дифференцировать звуки музыкальных инструментов, формировать понятие о силе звука, чувство ритма, целенаправленно воспринимать звуки речи, учить дифференцировать тактильные ощущения, связанные с текстурой поверхности, температурой предметов, формировать чувство веса, учить ребенка дифференцировать свои вкусовые и обонятельные ощущения. Необходимо закреплять знания, полученные на предыдущих этапах.  Полученные знания об окружающем мире необходимо закреплять в продуктивной деятельности: рисовании, лепке, конструировании, аппликации.  Следующим этапом коррекционной работы является переход к символической эталонной системе. Необходимо: формировать словесное обозначение определенного признака предмета (цвет, форма, величина, текстура поверхности, температура, громкость звука и т.д.),  обучать ребенка выбирать предмет с определенным признаком по словесной инструкции, учить называть признак предмета, закреплять понятия о величине: длине, ширине, высоте, глубине, толщине,  расширять знания о пространственных представлениях, углублять знания ребенка о различных запахах, учить подбирать пару по запаху, соотносить запах с его источником, расширять вкусовые представления ребенка.

    Программа развивающих и коррекционных занятий с детьми, независимо от ее содержания в условиях сенсорной комнаты предполагает не столько  знакомство с интерактивным оборудованием, сколько непосредственное привлечение детей к активной деятельности (с учетом возможностей). Занятия в сенсорной комнате могут проводиться в одном определенной блоке или быть комбинированными (в светлой и темной комнате) в зависимости от поставленных задач. Хочется отметить, что программа сенсорного развития в нашем учреждении является составной частью программы воспитания и обучения детей, и реализуется такими специалистами, как: педагог-психолог, учитель-дефектолог, логопед, учитель Монтессори - педагогики, воспитатель.

    Практический опыт показывает, что сенсорное развитие детей с тяжелыми множественными нарушениями в условиях полифункциональной интерактивной среды проходит намного эффективнее и успешнее.

    Список литературы:

    1.Григорьева Л.П. Проблемы компенсации нарушений перцептивно-когнитивного развития детей (экспериментально-теоретический аспект): Дефектология №2, 2000, стр.62-67.

    2.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых школьников, - М., Просвещение, 1991.

    3.Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии, СПб., Речь, 2001.

    4.Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: учебно-методическое пособие / под ред. В.Л.Жевнерова, Л.Б.Баряевой, Ю.С.Галлямовой. – СП..: ХОКА, 2007. Ч-1: Темная сенсорная комната.

    Алексеева Т.А. – учитель ГБОУ шк. №439 Петродворцового р-на СПб

    Хмелева Г.И. – учитель  ГБОУ шк. №439 Петродворцового р-на СПб

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Адаптация обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях школы

    В статье описаны особые образовательные потребности, определяющие необходимость создания адекватных условий, способствующих развитию личности обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития...

    Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития

    Сегодня акцентируется внимание на необходимости поиска гуманистического подхода к ребенку и соответствующей психологической основы построения образовательного процесса. Задачи здоровьесбережения и здо...

    Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития

    Сегодня акцентируется внимание на необходимости поиска гуманистического подхода к ребенку и соответствующей психологической основы построения образовательного процесса. Задачи здоровьясбережения и здо...

    Развитие механизмов творческого восприятия и мышления у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.

    В презентации представлены творческие механизмы воздействия на восприятие и мышление  у детей с ТМНР.  Восприятие окружающего мира через чувственный опыт; научные исследования в об...

    Развитие коммуникативной функции у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

    Использование дидактических средств для развития коммуникативной функции у детей с ТМНР ...

    Средства альтернативной коммуникации в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития.

    Использование альтернативных средств коммуникации сегодня актуально в связи с тем, что в настоящее время растет количество детей, имеющих такие нарушения развития, при которых речь либо отсутству...