РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно – развивающих занятий для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития, умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)
рабочая программа

Лукашова Олеся Валерьевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно – развивающих занятий для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития, умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 «Психологическое развитие»

на 2022 – 2023 учебный год

Педагог:  Лукашова Олеся  Валерьевна                

Класс:   7        

Всего часов в год: 34        

Всего часов в неделю: 1

г. Шарыпово, 2022 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа «Психологическое развитие», составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы школы, приказ №___  от  _______20___ г.

Планируемые образовательные результаты освоения предмета

Личностные

- Организовать и дисциплинировать;

- способствовать формированию положительной мотивации и интереса  к обучению;

- способствовать формированию позитивного отношения к себе и окружающему миру.

- включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки

Метапредметные

Регулятивные БУД:

-принимать учебную задачу урока, воспроизводить её в ходе занятия по просьбе учителя и под руководством учителя;

-планировать свои действия на отдельных этапах занятия с помощью учителя;

- контролировать выполненные задания с опорой на план, данному учителем;

- оценивать результаты собственных учебных действий и учебных действий одноклассников (по алгоритму, заданному учителем);

-фиксировать по ходу занятия и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;

- анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал;

- осваивать с помощью учителя позитивные установки: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.

-понимать правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).

-поступать в соответствии с общепринятыми нормами.

высказывать свою точку зрения, в отношении  той или иной ситуации.

-самостоятельно делать выбор на основе представлений о нравственных нормах.

-проговаривать последовательность действий. (сначала я сделаю…., затем….)

-уметь высказывать своё предположение (версию) (он так поступил, потому что….)

-уметь совместно с учителем, давать эмоциональную оценку  деятельности. (меня радует то, что…..)

-учиться договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. (я делаю…., а ты….)

Познавательные БУД:

-ориентироваться на сенсорные эталоны;

-узнавать предметы по заданным признакам;

- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;

-давать полное описание объектов и явлений;

- различать противоположно направленные действия и явления;

-видеть временные рамки своей деятельности;

- определять последовательность событий;

- ориентироваться в пространстве;

- целенаправленно выполнять действия по инструкции;

- самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

- опосредовать свою деятельность речью. 

-находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, проигранные ситуации  и информацию, полученную от учителя.

-перерабатывать полученную информацию: сравнивать, обобщать, делать простые выводы,  оречевлять.

-преобразовывать информацию (проигрывать ситуации) из одной формы в другую: моделировать ситуации и составлять их словесное описание

пределять последовательность событий в заданных ситуациях;

азыгрывать диалоги;

очинять их продолжение на заданную тему;

-давать оценку поведению.

Коммуникативные БУД:

- отвечать на вопросы учителя

- слышать и слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

- под руководством учителя объединяться в группу сверстников для выполнения задания, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;

- соотносить в паре или в группе выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске;

- оценивать по предложенной учителем шкале качество ответов;

-признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

-употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть».

-доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения )

Предметные

Ученик научится:

 -определять конкретные цели своих поступков;

 искать и находить, выбирая из множества вариантов, средства достижения этих

целей;

- проверять эффективность выбранных путей: действиями, ошибаясь и исправляя

ошибки, опытом чувств, опытом прошлых аналогичных ситуаций;

-предвидеть конечный результат своих действий и поступков;

- брать на себя ответственность.

Ученик получит возможность научиться:

- уважению и интереса к чувствам других людей;

-умению анализировать свое поведение на основе общих морально-нравственных понятий (о добре и зле, должном и недопустимом);

-уважительному отношению к отличительным особенностям чувств и эмоций других людей;

 -формировать  у обучающихся мотивации к обучению и познанию.

Содержание учебного предмета

п/п

Название раздела (блока)

Кол-во часов на изучение раздела (блока)

Из них кол-во часов, отведенных на практическую часть и контроль

Практическая работа

Контроль выполнения работы

1

Обследование детей

2

2

2

2

Вводное занятие

1

1

3

Развитие когнитивных процессов "Как научиться учиться"

9

9

4

Развитие социальных и коммуникативных умений

7

7

5

Коррекция поведения "Познавая себя и других"

9

9

6

Развитие эмоционально-личностной сферы

4

4

7

Обследование детей

2

2

2

Межпредметные связи

Коррекционно-развивающие занятия педагога психолога являются основой для формирования умений и навыков, необходимых обучающимся в повседневной жизни и трудовой деятельности. Коррекционно-развивающие занятия педагога психолога эффективно работает в связи с другими дисциплинами: литература, математика, русский язык,, урока технологии, «Социально – бытовая ориентировка где темы являются практическим продолжением изученного, или сами психологические знания являются базой для усвоения знаний вышеперечисленных дисциплин. Реализация межпредметных связей происходит через формирование обобщённых умений с помощью  графической, конструкторской, творческой и познавательной деятельностью.

Межпредметные связи могут выражаться:

  • в проведении совместных уроков по информационным технологиям (диагностика и обработка данных на компьютерах, компьютерная презентация);
  • в подготовке исследовательских работ (работа с литературой, составление планов собственных исследований, анализ психологической литературы);
  • во включении в тематические планы уроков по безопасности жизнедеятельности, обществознания и др. предметов.

Формы организации учебных занятий:

  • Урок открытия нового знания
  • Урок рефлексии
  • Урок общеметодологической направленности

Виды учебной деятельности:

 Виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

  • Слушание объяснений учителя.
  • Самостоятельная работа.
  • Выполнение заданий по разграничению понятий.

Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:

  • Наблюдение за демонстрациями учителя.
  • Объяснение наблюдаемых явлений.
  • Анализ проблемных ситуаций.

Виды деятельности с практической (опытной) основой:

  • Работа с раздаточным материалом.

Календарно-тематическое планирование

Дата проведения

Тема

Тип урока

Планируемый результат

    Вид контроля/ форма

По плану

По факту

Диагностическое обследование.

Получение объективных данных об умственном и психическом развитии

Предварительный / индивидуальный

Введение

Урок открытия нового знания

Знакомство с программой, планом работы. Создание положительного отношения к занятиям.

Текущий / индивидуальный  

Развитие когнитивных процессов "Как научиться учиться"9 часов

Коррекция внимания и его свойства.

Урок открытия нового знания

 -бучить приёмам действия по образцу и правилам;

-развивать внимания.          -развивать произвольности психических процессов.     -развивать памяти. развивать мышление и мыслительные операции.   -развивать внутренний план действий.     " Развитие рефлексивных навыков "Я чувствую..."

-доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного или нескольких  предложения )

Текущий / индивидуальный  

Развитие произвольности психических процессов

Урок рефлексии

Текущий / индивидуальный  

Развитие мышления и мыслительных операций.

Урок общеметодологической направленности

Текущий / индивидуальный  

Развитие внутреннего плана действий"

Урок общеметодологической направленности

Текущий / индивидуальный  

Развитие памяти.

Урок общеметодологической направленности

Текущий / индивидуальный  

Обучение приёмам запоминания".

Урок открытия нового знания

Текущий / индивидуальный  

Развитие восприятия".

Урок общеметодологической направленности

Текущий / индивидуальный  

Развитие рефлексивных навыков

Урок рефлексии

Текущий / индивидуальный  

Развитие социальных и коммуникативных умений 7 часов

Освоение приёмов активного общения "Я и другие"

Урок открытия нового знания

-развивать коммуникацию.          -сформировать коммуникативные действия и операции.                                   -обучать умению согласованности коммуникативных действий с партнёрами.      

-обучать адекватным способам разрешения конфликтных ситуаций.

понимать правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).

-поступать в соответствии с общепринятыми нормами.

Текущий / индивидуальный  

Раскрытие качеств, необходимых для активного общения "Какой я и какие другие"

Урок открытия нового знания

Текущий / индивидуальный  

Диагностическое обследование

Промежуточный / индивидуальный  

Обучение владению собой

Урок общеметодологической направленности

Текущий / индивидуальный  

Отстаивание своей точки зрения и аргументации "Моё мнение"

Урок общеметодологической направленности

Текущий / индивидуальный  

"Конфликты и способы их разрешения". Отработка навыков неконфликтного поведения.

Урок рефлексии

Текущий / индивидуальный  

Коррекция поведения "Познавая себя и других" 9 часов

"Я - это я! Знаю ли я себя"

Урок общеметодологической направленности

-  обучать приёмам психической саморегуляции. -обучать приёмам контроля над своими действиями.        -обучать основным приёмам релаксации.

-обучать ориентировке в эмоциональных состояниях. -формировать адекватную самооценку.

-оречевлять выполняемые действия.

Текущий / индивидуальный  

"Я и мои чувства"

Урок общеметодологической направленности

Текущий / индивидуальный  

"Добрым быть на свете веселей"

Урок общеметодологической направленности

Текущий / индивидуальный  

"Правда, ложь, фантазия"

Урок общеметодологической направленности

Текущий / индивидуальный  

"Учимся управлять своими эмоциями"

Урок общеметодологической направленности

Текущий / индивидуальный  

"Настоящий друг". (Сказкотерапия)

.

Урок общеметодологической направленности

Текущий / индивидуальный  

"Индивидуальность или чем я отличаюсь от других"

Урок общеметодологической направленности

Текущий / индивидуальный  

"Я и Ты. Чем мы похожи".

Урок рефлексии

Текущий / индивидуальный  

"Я и Ты. Чем мы похожи".

Урок рефлексии

Текущий / индивидуальный  

Развитие эмоционально-личностной сферы 4 часа

"Я учусь владеть собой". Основы саморегуляции.

Урок общеметодологической направленности

 -научиться основам саморегуляции

-учиться владеть собой

- обучить приёмам поведения в стрессовых ситуациях Знакомит с понятиями :спокойствие, дружелюбие, послушание, застенчивость;

-уметь совместно с учителем, давать эмоциональную оценку  деятельности. (меня радует то, что…..)

Текущий / индивидуальный  

"Застенчивость".

Урок общеметодологической направленности

Текущий / индивидуальный  

"Агрессию - под контроль. Коммуникатив ность".

Урок рефлексии

Текущий / индивидуальный  

Итоговое занятие.

Урок рефлексии

Текущий / индивидуальный  

Диагностическое обследование.

Получение объективных данных об умственном и психическом развитие.

Текущий / индивидуальный  

ИТОГО: 34 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий с обучающимися, имеющими нарушение чтения и письма, обусловленное фонематическим недоразвитием речи для 2 класса

Рабочая программа разработана  на основе:Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; инструктивно...

Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушени...

Рабочая программа начального общего образования учебного предмета «Чтение» для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа начального общего образования учебного предмета«Чтение» для обучающихся по адаптированнойосновной общеобразовательной программес умственной отсталостью (интеллектуальными...

Использование методов базальной стимуляции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития

Базальная стимуляция - это современная концепция организация коррекционно-развивающей работы с детьми с ТМНР....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно – развивающих занятий для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития, умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1 класса разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с умственной отстало...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно – развивающих занятий для обучающихся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 4 класса разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с умственной отстало...

Адаптированная рабочая программа «Коррекционно-развивающие занятия» для детей с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, вариант 2)

Адаптированная рабочая программа «Коррекционно-развивающие занятия» для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) составлена...