РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно – развивающих занятий для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития, умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)
рабочая программа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно – развивающих занятий для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития, умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Психологическое развитие»
на 2022 – 2023 учебный год
Педагог: Лукашова Олеся Валерьевна
Класс: 7
Всего часов в год: 34
Всего часов в неделю: 1
г. Шарыпово, 2022 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа «Психологическое развитие», составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы школы, приказ №___ от _______20___ г.
Планируемые образовательные результаты освоения предмета
Личностные | - Организовать и дисциплинировать; - способствовать формированию положительной мотивации и интереса к обучению; - способствовать формированию позитивного отношения к себе и окружающему миру. - включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки |
Метапредметные | Регулятивные БУД: -принимать учебную задачу урока, воспроизводить её в ходе занятия по просьбе учителя и под руководством учителя; -планировать свои действия на отдельных этапах занятия с помощью учителя; - контролировать выполненные задания с опорой на план, данному учителем; - оценивать результаты собственных учебных действий и учебных действий одноклассников (по алгоритму, заданному учителем); -фиксировать по ходу занятия и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата; - анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал; - осваивать с помощью учителя позитивные установки: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др. -понимать правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.). -поступать в соответствии с общепринятыми нормами. высказывать свою точку зрения, в отношении той или иной ситуации. -самостоятельно делать выбор на основе представлений о нравственных нормах. -проговаривать последовательность действий. (сначала я сделаю…., затем….) -уметь высказывать своё предположение (версию) (он так поступил, потому что….) -уметь совместно с учителем, давать эмоциональную оценку деятельности. (меня радует то, что…..) -учиться договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. (я делаю…., а ты….) |
Познавательные БУД: -ориентироваться на сенсорные эталоны; -узнавать предметы по заданным признакам; - практически выделять признаки и свойства объектов и явлений; -давать полное описание объектов и явлений; - различать противоположно направленные действия и явления; -видеть временные рамки своей деятельности; - определять последовательность событий; - ориентироваться в пространстве; - целенаправленно выполнять действия по инструкции; - самопроизвольно согласовывать свои движения и действия; - опосредовать свою деятельность речью. -находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, проигранные ситуации и информацию, полученную от учителя. -перерабатывать полученную информацию: сравнивать, обобщать, делать простые выводы, оречевлять. -преобразовывать информацию (проигрывать ситуации) из одной формы в другую: моделировать ситуации и составлять их словесное описание -определять последовательность событий в заданных ситуациях; -разыгрывать диалоги; -сочинять их продолжение на заданную тему; -давать оценку поведению. | |
Коммуникативные БУД: - отвечать на вопросы учителя - слышать и слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; - под руководством учителя объединяться в группу сверстников для выполнения задания, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться; - соотносить в паре или в группе выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске; - оценивать по предложенной учителем шкале качество ответов; -признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие; -употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть». -доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения ) | |
Предметные | Ученик научится: -определять конкретные цели своих поступков; искать и находить, выбирая из множества вариантов, средства достижения этих целей; - проверять эффективность выбранных путей: действиями, ошибаясь и исправляя ошибки, опытом чувств, опытом прошлых аналогичных ситуаций; -предвидеть конечный результат своих действий и поступков; - брать на себя ответственность. |
Ученик получит возможность научиться: - уважению и интереса к чувствам других людей; -умению анализировать свое поведение на основе общих морально-нравственных понятий (о добре и зле, должном и недопустимом); -уважительному отношению к отличительным особенностям чувств и эмоций других людей; -формировать у обучающихся мотивации к обучению и познанию. |
Содержание учебного предмета
№ п/п | Название раздела (блока) | Кол-во часов на изучение раздела (блока) | Из них кол-во часов, отведенных на практическую часть и контроль | |
Практическая работа | Контроль выполнения работы | |||
1 | Обследование детей | 2 | 2 | 2 |
2 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
3 | Развитие когнитивных процессов "Как научиться учиться" | 9 | 9 | |
4 | Развитие социальных и коммуникативных умений | 7 | 7 | |
5 | Коррекция поведения "Познавая себя и других" | 9 | 9 | |
6 | Развитие эмоционально-личностной сферы | 4 | 4 | |
7 | Обследование детей | 2 | 2 | 2 |
Межпредметные связи
Коррекционно-развивающие занятия педагога психолога являются основой для формирования умений и навыков, необходимых обучающимся в повседневной жизни и трудовой деятельности. Коррекционно-развивающие занятия педагога психолога эффективно работает в связи с другими дисциплинами: литература, математика, русский язык,, урока технологии, «Социально – бытовая ориентировка где темы являются практическим продолжением изученного, или сами психологические знания являются базой для усвоения знаний вышеперечисленных дисциплин. Реализация межпредметных связей происходит через формирование обобщённых умений с помощью графической, конструкторской, творческой и познавательной деятельностью.
Межпредметные связи могут выражаться:
- в проведении совместных уроков по информационным технологиям (диагностика и обработка данных на компьютерах, компьютерная презентация);
- в подготовке исследовательских работ (работа с литературой, составление планов собственных исследований, анализ психологической литературы);
- во включении в тематические планы уроков по безопасности жизнедеятельности, обществознания и др. предметов.
Формы организации учебных занятий:
- Урок открытия нового знания
- Урок рефлексии
- Урок общеметодологической направленности
Виды учебной деятельности:
Виды деятельности со словесной (знаковой) основой:
- Слушание объяснений учителя.
- Самостоятельная работа.
- Выполнение заданий по разграничению понятий.
Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:
- Наблюдение за демонстрациями учителя.
- Объяснение наблюдаемых явлений.
- Анализ проблемных ситуаций.
Виды деятельности с практической (опытной) основой:
- Работа с раздаточным материалом.
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата проведения | Тема | Тип урока | Планируемый результат | Вид контроля/ форма | ||||
По плану | По факту | ||||||||
Диагностическое обследование. | Получение объективных данных об умственном и психическом развитии | Предварительный / индивидуальный | |||||||
Введение | Урок открытия нового знания | Знакомство с программой, планом работы. Создание положительного отношения к занятиям. | Текущий / индивидуальный | ||||||
Развитие когнитивных процессов "Как научиться учиться"9 часов | |||||||||
Коррекция внимания и его свойства. | Урок открытия нового знания | -бучить приёмам действия по образцу и правилам; -развивать внимания. -развивать произвольности психических процессов. -развивать памяти. развивать мышление и мыслительные операции. -развивать внутренний план действий. " Развитие рефлексивных навыков "Я чувствую..." -доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного или нескольких предложения ) | Текущий / индивидуальный | ||||||
Развитие произвольности психических процессов | Урок рефлексии | Текущий / индивидуальный | |||||||
Развитие мышления и мыслительных операций. | Урок общеметодологической направленности | Текущий / индивидуальный | |||||||
Развитие внутреннего плана действий" | Урок общеметодологической направленности | Текущий / индивидуальный | |||||||
Развитие памяти. | Урок общеметодологической направленности | Текущий / индивидуальный | |||||||
Обучение приёмам запоминания". | Урок открытия нового знания | Текущий / индивидуальный | |||||||
Развитие восприятия". | Урок общеметодологической направленности | Текущий / индивидуальный | |||||||
Развитие рефлексивных навыков | Урок рефлексии | Текущий / индивидуальный | |||||||
Развитие социальных и коммуникативных умений 7 часов | |||||||||
Освоение приёмов активного общения "Я и другие" | Урок открытия нового знания | -развивать коммуникацию. -сформировать коммуникативные действия и операции. -обучать умению согласованности коммуникативных действий с партнёрами. -обучать адекватным способам разрешения конфликтных ситуаций. понимать правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.). -поступать в соответствии с общепринятыми нормами. | Текущий / индивидуальный | ||||||
Раскрытие качеств, необходимых для активного общения "Какой я и какие другие" | Урок открытия нового знания | Текущий / индивидуальный | |||||||
Диагностическое обследование | Промежуточный / индивидуальный | ||||||||
Обучение владению собой | Урок общеметодологической направленности | Текущий / индивидуальный | |||||||
Отстаивание своей точки зрения и аргументации "Моё мнение" | Урок общеметодологической направленности | Текущий / индивидуальный | |||||||
"Конфликты и способы их разрешения". Отработка навыков неконфликтного поведения. | Урок рефлексии | Текущий / индивидуальный | |||||||
Коррекция поведения "Познавая себя и других" 9 часов | |||||||||
"Я - это я! Знаю ли я себя" | Урок общеметодологической направленности | - обучать приёмам психической саморегуляции. -обучать приёмам контроля над своими действиями. -обучать основным приёмам релаксации. -обучать ориентировке в эмоциональных состояниях. -формировать адекватную самооценку. -оречевлять выполняемые действия. | Текущий / индивидуальный | ||||||
"Я и мои чувства" | Урок общеметодологической направленности | Текущий / индивидуальный | |||||||
"Добрым быть на свете веселей" | Урок общеметодологической направленности | Текущий / индивидуальный | |||||||
"Правда, ложь, фантазия" | Урок общеметодологической направленности | Текущий / индивидуальный | |||||||
"Учимся управлять своими эмоциями" | Урок общеметодологической направленности | Текущий / индивидуальный | |||||||
"Настоящий друг". (Сказкотерапия) . | Урок общеметодологической направленности | Текущий / индивидуальный | |||||||
"Индивидуальность или чем я отличаюсь от других" | Урок общеметодологической направленности | Текущий / индивидуальный | |||||||
"Я и Ты. Чем мы похожи". | Урок рефлексии | Текущий / индивидуальный | |||||||
"Я и Ты. Чем мы похожи". | Урок рефлексии | Текущий / индивидуальный | |||||||
Развитие эмоционально-личностной сферы 4 часа | |||||||||
"Я учусь владеть собой". Основы саморегуляции. | Урок общеметодологической направленности | -научиться основам саморегуляции -учиться владеть собой - обучить приёмам поведения в стрессовых ситуациях Знакомит с понятиями :спокойствие, дружелюбие, послушание, застенчивость; -уметь совместно с учителем, давать эмоциональную оценку деятельности. (меня радует то, что…..) | Текущий / индивидуальный | ||||||
"Застенчивость". | Урок общеметодологической направленности | Текущий / индивидуальный | |||||||
"Агрессию - под контроль. Коммуникатив ность". | Урок рефлексии | Текущий / индивидуальный | |||||||
Итоговое занятие. | Урок рефлексии | Текущий / индивидуальный | |||||||
Диагностическое обследование. | Получение объективных данных об умственном и психическом развитие. | Текущий / индивидуальный | |||||||
ИТОГО: 34 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий с обучающимися, имеющими нарушение чтения и письма, обусловленное фонематическим недоразвитием речи для 2 класса
Рабочая программа разработана на основе:Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; инструктивно...
Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1
Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушени...
Рабочая программа начального общего образования учебного предмета «Чтение» для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа начального общего образования учебного предмета«Чтение» для обучающихся по адаптированнойосновной общеобразовательной программес умственной отсталостью (интеллектуальными...
Использование методов базальной стимуляции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития
Базальная стимуляция - это современная концепция организация коррекционно-развивающей работы с детьми с ТМНР....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно – развивающих занятий для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития, умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1 класса разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с умственной отстало...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно – развивающих занятий для обучающихся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 4 класса разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с умственной отстало...
Адаптированная рабочая программа «Коррекционно-развивающие занятия» для детей с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, вариант 2)
Адаптированная рабочая программа «Коррекционно-развивающие занятия» для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) составлена...