Рабочая программа начального общего образования учебного предмета «Чтение» для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
рабочая программа по чтению (4 класс)

Халилова Алсу Ахметсафовна

Рабочая программа начального общего образования учебного предмета

«Чтение»

для обучающихся по адаптированной

основной общеобразовательной программе

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_ovz_chtenie.docx59.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Байкаловская средняя общеобразовательная школа»

Тобольского района Тюменской области

Рабочая программа начального общего образования учебного предмета

«Чтение»

для обучающихся по адаптированной

основной общеобразовательной программе

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

                                   

2020 год

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные и предметные планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»

Личностные результаты:

  1. Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
  2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

   Развитие адекватного представления о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

  1. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  2. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
  3. Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  4. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  5. Формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты

  1. Осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительной речи;
  2. Участие в обсуждении прочитанных произведений, умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учётом принятых в обществе норм и правил
  3. Представления о мире, человеке, обществе и социальных нормах, принятых в нём;
  4. Выбор с помощью взрослого интересующей литературы.

Минимальный уровень:

осознанное и правильное чтение текст вслух по слогам и целыми словами; пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;

участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий; выразительное чтение наизусть 5-7 коротких стихотворений.

Достаточный vровень:

чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова — по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;

ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;

определение основной        мысли текста после предварительного        его анализа; чтение текста молча с выполнением заданий учителя;

определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков; чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);

пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию; выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.

  1. Содержание учебного предмета

В содержание тем учебного курса 4 класса входит:

«Листья пожелтелые по ветру летят ...» (17 ч). Знакомство со стихотворениями А.Плещеева «Осень наступила, высохли цветы...», Ф.Тютчева Листья», описанием листопада в рассказе Г.Граубина «Как наступает листопад», описанием признаков осени в стихотворении А.Гонтарь «Осень в лесу». Чтение и обсуждение стихотворения С.Прокофьева «Подарки Осени». Анализ произведения М. Пришвина «Старый гриб» (отрывок в 2x частях). Деление текста на части Е.Носова «Хитрюга». Описание признаков осени в рассказе Н.Сладкова

«Осень». Описание бурундучка в рассказе Г.Снегирёва «Бурундук». Обобщающий урок по теме «Листья пожелтелые по ветру летят».

Внеклассное чтение: чтение и анализ произведений С.Михалкова.

«Раз, два — начинается игра!» (10 ч). Знакомство со считалками. Анализ стихотворения М.Бородицкого «Щи- талочка». Выразительное чтение и анализ произведения Л.Пантелеева

«Карусели».        Чтение        и        обсуждение        стихотворения        Д.Хармса        «Игра».        (Отрывок). Выразительное чтение стихотворения В.Левина «Чудеса в авоське».

Характеристика главных героев рассказа Н.Носова «Затейники». Обобщающий урок по теме «Раз, два — начинается игра!».

Внеклассное чтение. Писательская наблюдательность К.Паустовского.

«Будем делать хорошо и не будем — плохо» (20 ч). Поучительный смысл в сказке «Не моё дело!» (Китайская сказка). Поучительный смысл в басне И.Крылова «Чиж и Голубь». Тема дружеских отношений в рассказе Л.Толстого «Два товарища». Анализ произведения Л.Пантелеева «Tpyc». Тема храбрости в рассказе Э.Кисилёва «Про то, как Миша стал храбрым». Тема отзывчивости в стихотворении В.Сафронова «Подвиг». Характеристика главного героя в рассказе Ю.Ермолаева «Силач». Тема одиночества в произведении В.Осеевой

«Самое страшное». Чтение и обсуждение рассказа К.Киршина «Вот какая история». Тема дружеских отношений в произведении Я. Длугуленского «Как подружились Вова и Боря». 1,2 части. Чтение и анализ стихотворения А.Барто «В театре».

Обобщающий урок по теме: «Будем делать хорошо и не будем – плохо».

Внеклассное чтение: Описание признаков зимы в сказке М. Пляцковского «Какая бывает зима».

«Зимние узоры» (15 ч). Деление текста на части сказки «Старый Мороз и молодой Морозец». Чтение и обсуждение рассказа А.Н. Толстого «Ёлка». Забавы детей зимой в стихотворении Саши Чёрного «Снежная баба». Знакомство со стихотворением С.Прокофьева «Подарки Зимы». Описание поводок зимующих птиц в рассказе Г.Харлампьева «Жадная сорока». Анализ произведения В.Коржикова «В пограничном наряде». Проводы зимы в стихотворении З.Александрова «До свидания, зима!».

Обобщающий урок по теме: «Зимние узоры».

Внеклассное чтение: Тема детства в рассказах Н.Носова.

«Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно!»  (23 ч). Тема трудолюбия в сказке

«Заработанный  рубль»  (Грузинская  сказка).1,2,3,  части.  Волшебное  в  сказке  Е.Шварца

«Сказка о Василисе-Работнице». Тема трудолюбия в произведении Г.Сапгира «Рабочие руки». Выразительное чтения стихотворения М.Маршака «Мудрый дед». Тема труда в произведении В. Хомченко «Михаськин сад». Чтение и обсуждение рассказа Н.Носова «Заплатка». 1,2 части. Тема детства в стихотворении А.Барто «Я лишний». С. Погореловский «Маленькое и большое».Тема бережного отношения к хлебу в рассказе Г.Виеру «Хлеб с росою». Образ главного героя в рассказе К. Киршиной «Просто сочинение». Чтение и анализ стихотворения Ю.   Морица  «Трудолюбивая   старушка».   Поведение  героини   в   рассказе  Э.   Киселевой

«Волшебный котелок».

Обобщающий урок по теме: «Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно!».

Внеклассное чтение: чтение и обсуждение о труде и трудолюбие.

«В окно повеяло весною…» (15 ч). Народная песенка. Чтение песенки.Описание прихода весны в стихотворениях А. Плещеева Весна», А. Майкова «Ласточка примчалась». Деление текста на части. Ушинский «Ласточка». А.Н.Толстой «Весенние ручьи». Чтение и обсуждение рассказа. Тема трудолюбия и дружбы в рассказе Б. Житкова «Наводнение». Описание прихода весны в стихотворении С.Прокофьева «Подарки весны». Тема праздничного настроения в стихотворении В.Берестова «Праздник мам».Описание ивы в рассказе Н. Сладкова « Ивовый пир». Описание прихода весны в стихотворении В.Сафронова «Весна». Внеклассное чтение. Тема трудолюбия в рассказе В. Воскобойникова Боец бытового отряда».

Обобщающий урок по теме: «В окно повеяло весною…»

«На пользу и славу Отечества» (11 ч). Образ главного героя в былине «Как Илья из Мурома богатырём стал» (Былина) 1,2,3 части. Поучительный смысл в рассказе Л.Толстого «Как боролся русский богатырь». Судьба мореплавателей в рассказе О.Орлова «К неведомым берегам». 1,2,3 части. Чтение и обсуждение рассказа Г.Черненко «Русский «паровой дилижанец».

Обобщающий урок по теме: «На пользу и славу Отечества».

«Видно не напрасно называют лето красным» (25 ч). Описание природы в стихотворении Г.Греков «Летом». Чтение и анализ стихотворения С. Прокофьевой «Подарки лета». Чтение по ролям рассказа Э.Шима «Кто сажает подсолнухи». Описание растения в рассказе А. Смирнова «Малина». Тема трудолюбия в рассказе С. Иванова «Позвольте пригласить на танец». 1,2 части. Деление текста на части рассказа А.Астафьева«Стрижонок Скрип» (Отрывок). 1,2,3 части. Построение строк в стихотворении Вс.Рождественского

«Одуванчики». Внеклассное чтение. Поучительный смысл рассказов Е.Пермяка. Обобщающий урок по теме: «Видно не напрасно называют лето красным».

Экскурсия в библиотеку.

Внеклассное чтение: «Любимые сказки».

Внеклассное чтение. «Русские писатели о природе». Обобщающий урок по темам года.

В процессе обучения чтению у обучающихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым дети с интеллектуальным недоразвитием в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного чтения, т. е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение. Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности обучающихся и коррекции недостатков их развития.

Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Обучающиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. Внеклассное чтение ставит задачу: начала формирования читательской самостоятельности у обучающихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы в чтении учителя.

  1. Тематическое планирование с указанием количества часов,                                           отводимых на освоение каждой темы

Кол-во часов

Тема

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Листья пожелтелые по ветру летят» (17

1

1

«Осень наступила, высохли цветы...»

А.Плещеев.

Знакомство с произведением,

словарная работа, анализ произведения, выразительное чтение.

2

1

«Листья» Ф.Тютчев.

Знакомство с произведением,

словарная работа, анализ произведения, выразительное

чтение.

3

1

«Как наступает листопад» Г.Граубин.

Знакомство с произведением,

словарная работа, анализ произведения, выразительное чтение.

4

2

«Осень в лесу» А.Гонтарь

Знакомство с произведением,

словарная работа, анализ

5

произведения, выразительное чтение.

6

1

«Подарки Осени» С.Прокофьева.

Знакомство с произведением,

словарная работа, анализ произведения, выразительное

чтение.

7

9

3

«Старый гриб» М.Пришвин.

Знакомство с произведением,

словарная работа, анализ произведения, выразительное чтение.

10

11

2

«Хитрюга» Е.Носов.

Знакомство с произведением,

словарная работа, анализ произведения, деление на части,

выразительное чтение.

12

13

2

«Осень» Н.Носов.

Знакомство с произведением,

словарная работа, анализ произведения, поиск признаков осени в произведении,

выразительное чтение.

14

15

2

«Бурундук» Г. Снегирев.

Знакомство с произведением,

словарная работа, анализ произведения, поиск описания

бурундука, выразительное чтение.

«Раз, два — начинается игра!» (10 ч)

16

1

Знакомство со считалками.

«Щи- талочка» М. Бородицкая.

Знакомство с произведением,

словарная работа, анализ, выразительное чтение.

17

1

«Карусели» Л.Пантелеев.

Знакомство с произведением,

словарная работа, анализ произведения, выборочное чтение.

18

1

«Игра» (Отрывок) Д.Хармс.

Знакомство с произведением,

словарная работа, анализ произведения, выразительное

чтение.

19

20

21

3

«Затейники» Н.Носов.

Знакомство с произведением,

словарная работа, анализ произведения, выразительное чтение.

22

23

2

«Чудеса в авоське» В.Левин.

Знакомство с произведением,

словарная работа, анализ произведения, характеристика главных героев.

«Будем делать хорошо и не будем - плохо»

(20 ч)

24

25

26

3

«Не моё дело!» (Китайская сказка).

Знакомство с произведением,

словарная работа, анализ произведения, выразительное

чтение.

27

28

2

«Чиж и Голубь» И.Крылов.

Знакомство с произведением, словарная работа, анализ произведения, выразительное

чтение.

29

30

2

«Два товарища» Л.Толстой.

Знакомство с произведением,

словарная работа, анализ произведения, пересказ.

31

32

33

3

«Tpyc» Л.Пантелеев.

Знакомство с произведением,

словарная работа, анализ произведения, чтение по ролям.

34

35

36

3

«Про то, как Миша стал храбрым»

Э.Киселева.

Знакомство с произведением,

словарная работа, анализ произведения, выразительное чтение.

37

38

2

«Подвиг» В. Сафронов.

Знакомство с произведением,

словарная работа, анализ произведения, выразительное

чтение, подбор названия к стихотворению.

39

40

2

«Силач» Ю.Ермолаев.

Знакомство с произведением,

словарная работа, анализ произведения, чтение по ролям.

41

42

2

«Самое страшное» Е.Пермяк.

Знакомство с произведением,

словарная работа, анализ

произведения, обсуждение ситуации.

43

44

45

3

«Вот какая история» К.Киршин.

Знакомство с произведением,

словарная работа, анализ произведения, выборочное чтение.

46

47

48

3

«Как подружились Вова и Боря»

Я.Длуголенский.

Знакомство с произведением,

словарная работа, анализ произведения, выразительное

чтение; обыгрывание ситуаций.

49

50

2

«В театре» А.Барто.

Знакомство с произведением,

словарная работа, анализ произведения, выразительное чтение.

«Зимние узоры» (15 ч.)

51

52

53

54

4

«Старый Мороз и молодой Морозец»

(литовская сказка).

Знакомство с произведением,

словарная работа, анализ произведения, чтение по ролям.

55

56

57

3

«Ёлка» А. Толстой.

Знакомство с произведением,

словарная работа, анализ произведения, выразительное

чтение; сравнение, словесное рисование.

58

59

2

«Снежная баба» Саша Черный.

Знакомство с произведением,

словарная работа, анализ

60

1

«Подарки Зимы» С. Прокофьева.

Знакомство с произведением,

словарная работа, анализ произведения, выразительное

чтение.

61

62

2

«Жадная сорока» Г.Харлампьев.

Знакомство с произведением,

словарная работа, анализ произведения, выразительное чтение, ответы на вопросы.

63

64

2

«В пограничном наряде» В.Коржиков.

Знакомство с произведением,

словарная работа, анализ произведения, чтение по ролям.

65

66

2

«До свидания, зима!» 3.Александрова.

Знакомство с произведением,

словарная работа, анализ произведения, выразительное

чтение; объяснение пословиц.

67

1

Обобщающий урок по теме: «Зимние

узоры»

Сравнение, обобщение,

выразительное чтение, отгадывание загадок.

«Никогда не будет скучно, если трудимся

мы дружно! (23 ч.)

68

69

2

«Заработанный рубль» (Грузинская сказка).

Знакомство с произведением,

словарная работа, анализ

произведения, выборочное чтение.

70

71

2

«Сказка о Василисе-Работнице» Е.Шварц.

Знакомство с произведением,

словарная работа, анализ произведения, выборочное чтение.

72

1

«Рабочие руки» Г.Сапгир.

Знакомство с произведением,

словарная работа, анализ

произведения, выразительное чтение.

73

74

2

«Мудрый дед» М. Миршакар.

Знакомство с произведением,

словарная работа, анализ произведения, выразительное чтение.

75

76

2

«Михаськин сад» В. Хомченко.

Знакомство с произведением,

словарная работа, анализ произведения, выразительное

чтение, составление плана.

77

78

2

«Заплатка» Н. Носов.

Знакомство с произведением,

словарная работа, анализ произведения, выразительное

чтение; пересказ по плану.

79

80

2

«Я лишний» А. Барто. «Маленькое и

большое» С. Погореловский.

Знакомство с произведением,

словарная работа, анализ произведения, выразительное

чтение.

81

82

2

«Хлеб с росою» Г.Виеру.

Знакомство с произведением, словарная работа, анализ

произведения, чтение по ролям.

83

84

2

«Просто сочинение» К.Киршина.

Знакомство с произведением,

словарная работа, анализ произведения, выразительное

чтение, пересказ.

85

86

2

«Трудолюбивая старушка» Ю.Мориц.

Знакомство с произведением,

словарная работа, анализ произведения, выразительное

чтение.

87

88

2

«Волшебный котелок» Э.Киселева.

Знакомство с произведением,

словарная работа, анализ произведения, сравнение главных героев, выразительное

чтение.

89

1

Обобщающий урок по теме: «Никогда не

будет скучно, если трудимся мы дружно!»

Сравнение, обобщение,

разгадывание кроссворда, выразительное чтение.

«В окно повеяло весною» (15 ч.)

90

1

Народная песенка. Чтение песенки.

Знакомство с произведением,

словарная работа, анализ произведения, выразительное

чтение.

91

92

2

«Весна» А.Плещеев, «Ласточка

примчалась» А.Майков.

Знакомство с произведением,

словарная работа, анализ произведения, выразительное чтение, заучивание отрывка

наизусть.

93

94

2

«Ласточка» К.Ушинский.

Знакомство с произведением,

словарная работа, анализ произведения, выразительное чтение, деление текста на части,

составление плана.

95

1

«Весенние ручьи» А.Толстой.

Знакомство с произведением,

словарная работа, анализ произведения, выразительное чтение.

96

1

«Наводнение» Б.Житков.

Знакомство с произведением,

словарная работа, анализ произведения, выразительное чтение.

97

1

«Подарки весны» С.Прокофьева.

Знакомство с произведением,

словарная работа, анализ произведения, выразительное

чтение.

98

99

2

«Праздник мам» В.Берестов.

Знакомство с произведением,

словарная работа, анализ произведения, выразительное чтение.

100

101

2

«Ивовый пир» Н.Сладков.

Знакомство с произведением, словарная работа, анализ произведения, выразительное чтение, соотнесение слов по

значению.

102

1

«Весна» В.Сафронов.

Знакомство с произведением,

словарная работа, анализ произведения, выразительное

чтение.

103

1

«Боец бытового отряда» В.Воскобойников.

Знакомство с произведением,

словарная работа, анализ произведения, пересказ.

104

1

Обобщающий урок по теме: «В окно

повеяло весною...»

Анализ, сравнение, обобщение.

«На пользу и славу Отечества» (11 ч)

105

1

«Как Илья из Мурома богатырём стал»

(Былина).

Знакомство с произведением,

словарная работа, анализ произведения, выразительное

чтение.

106

107

108

3

«Как боролся русский богатырь»

Л. Толстой.

Знакомство с произведением,

словарная работа, анализ произведения, выразительное чтение.

109

110

111

3

«К неведомым берегам» О.Орлов.

Знакомство с произведением,

словарная работа, анализ произведения, выразительное чтение.

112

113

2

«Русский «паровой дилижанец»

Г.Черненко.

Знакомство с произведением,

словарная работа, анализ произведения, выразительное

чтение.

114

1

Обобщающий урок по теме: «На пользу и

славу Отечества»

Анализ, обобщение, составление

рассказа о понравившемся гepoe.

Видно не напрасно называют лето

красным» (25 ч).

115

116

117

3

«Летом» Н.Греков.

Знакомство с произведением,

словарная работа, анализ произведения, выразительное чтение.

118

119

120

3

«Подарки лета» С.Прокофьева.

Знакомство с произведением,

словарная работа, анализ произведения, выразительное чтение.

121

122

123

3

«Кто сажает подсолнухи» Э.Шим.

Знакомство с произведением,

словарная работа, анализ произведения, выразительное

чтение.

124

125

126

3

«Малина» А.Смирнов.

Знакомство с произведением,

словарная работа, анализ произведения, выборочное чтение.

127

128

129

3

«Позвольте пригласить на танец» С.Иванов.

Знакомство с произведением, словарная работа, анализ произведения, выборочное чтение, иллюстрирование

произведения.

130

131

132

3

«Стрижонок Скрип» В.Астафьев.

Знакомство с произведением,

словарная работа, анализ

произведения, выборочное чтение, пересказ.

133

134

2

«Одуванчики» Bc. Рождественский.

Знакомство с произведением,

словарная работа, анализ произведения, выразительное чтение.

135

1

Внеклассное чтение. «Русские писатели о

природе».

Знакомство с произведением,

словарная работа, анализ произведения, выборочное чтение.

136

1

Обобщающий урок по темам года.

Викторина по прочитанным

произведениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 1 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей

Изучение математики в 1 классе направлено на достижение обучающимися следующих целей:закладывать основы математических знаний, умений;корректировать  и развивать познавательную  деятельность...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи для 1 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.

- формировать  основы  знаний из области фонетики и графики: звуки и       буквы, гласные и согласные звуки, мягкие и твердые согласные звуки. Основные зад...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи для 3 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.

Цели:- научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя;осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст. Основные задачи...

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью ( с интелллектуальными нарушениями) Вариант 1 по учебному предмету «Чтение» для 4 класса

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью( с интелллектуальными нарушениями)Вариант 1по учебному предм...

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью ( с интелллектуальными нарушениями) Вариант 1 по учебному предмету «Чтение» для 3 класса

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью( с интелллектуальными нарушениями)Вариант 1по учебному предм...

Комплект примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся 3 класса c умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

В условиях модернизации образования в нашей стране с 1 сентября 2016 г. вводится в действие Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интел...