Развитие сукцессивных функций у детей
статья (1 класс) по теме

Колосова Юлия Сергеевна

Известно, что у многих детей, имеющих нарушения чтения  и письма, отмечается недостаточная сформированность  сукцессивных функций, то есть способности совершать операции с рядами стимулов с учетом их последовательности. К этим функциям относятся, например, способность запоминать ряды цифр, слов, звуков, букв  в заданной последовательности, помнить последовательность времен года, дней недели, месяцев, воспроизводить серию разных движений в заданной последовательности и т.п. Упражнения в определении последовательности в пространстве и времени создают основу для воспитания звуко-слогового и морфемного анализа слов.

Предлагаемая система коррекционно-логопедической работы направлена на преодоление недоразвития сукцессивных функций. Такая работа должна последовательно проводиться с детьми как старшего дошкольного, так и младшего школьного возрастов, имеющих нарушения речи.  Задания могут использоваться родителями также с целью профилактики дисграфии и дислексии у детей.

Этапы работы:

  1. Формирование  сукцессивных  функ­ций на основе автоматизированных рядов.
  2. Формирование  сукцессивных функций на основе произвольно заданных рядов.
  3. Формирование сукцессивных функ­ций на основе произвольно заданных серий последовательностей.

1. Формирование сукцессивных функ­ций на основе автоматизированных рядов.

Операции рядоговорения (вербальные стимулы).

В процессе коррекции отрабаты­ваются любые последовательности. Следует ориентироваться на возрастные возможно­сти детей и значимость материала для кон­кретного ребенка.

Автоматизированные ряды:

1. временные последовательности:

  • времена года (зима - весна - лето -осень);
  • время  суток  (утро - день – вечер - ночь);
  • дни недели (понедельник - вторник -среда - четверг - пятница - суббота – воскресенье);
  • месяцы (январь -... - декабрь);
  • позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра;
  • день, неделя, месяц, год;
  • четверть, полугодие, год;
  • день,  неделя,  декада,  месяц,  квартал, год, век;
  • прошедшее - настоящее - будущее;
  • вчерашний - сегодняшний - завтрашний;
  • до этого - сейчас - после этого;
  • девять часов тридцать минут пять секунд  (половина десятого) и т.п.
  1. режим   дня:   подъем   -   умывание   - одевание - и т.д.
  2. счет:
  • прямой порядковый счет (например, от 1до 10); четные/нечетные; счет десятками и т.д.
  • обратный счет от 10 до 1;

4.   оценки (отметки): плохо - неудовле­творительно - удовлетворительно - хорошо-      отлично;

  1. алфавит (родной и иностранные языки);
  2. родственные отношения:
  • прапрадед - прадед - дед - отец - сын -внук - правнук - праправнук;
  • прапрабабушка - прабабушка – бабушка-мать - дочь - внучка - правнучка - пра­правнучка;

7.   возрастные изменения:

  • родился - жил - умер,
  • (новорожденный) - младенец - ребенок -подросток - взрослый - пожилой;
  • девочка    - девушка - женщина - ба­бушка;
  • мальчик - юноша - мужчина - дедушка;

8.   фамилия, имя, отчество (собственные, близких родственников, знакомых);

  1. дата рождения  (число - месяц -год);
  2. адресные данные: индекс - город -улица - дом № -  квартира № - подъезд № -
     

  1. код № - этаж №;
  2. номер   телефона   (номера  телефонов);
  3. дата сегодняшнего дня (число, месяц, год);
  4. названия пальцев руки: большой -указательный - средний - безымянный - ми­зинец;
  5. пространственные последовательности:
  • верх - середина - низ;
  • слева - в центре - справа; влево - ле­вее - еще левее;
  • начало - середина - конец;
  • очень близко - ближе - близко - по­дальше - далеко - еще дальше - очень да­леко;
  1. местонахождение: планета - материк - страна - область - город - район -улица;
  2. цвета радуги: красный - оранжевый- желтый - зеленый - голубой - синий -
    фиолетовый;
  1. названия нот: до-ре-ми-фа-соль-ля-си;
  2. планеты солнечной системы: меркурий - венера - земля - марс - юпитер -сатурн - уран - нептун - плутон;
  3. части слова: приставка - корень -суффикс - окончание; корень - окончание;
  4. члены предложения: подлежащее -сказуемое;   определение  -  подлежащее  -сказуемое - дополнение;
  5. звуки: называние звуков по порядку их следования в слове.

Инструкция: Назови звуки по порядку следования их в слове (с -о-к);

  1. буквы: называние букв по порядку их следования в слове.

 Инструкция: а) Назови буквы по порядку их следования в слове (м-  о - л - о - к - о);

  1. слоги: называние слогов по порядку их следования в слове.

Инструкция: Назови слоги по порядку их следования в слове (мо-ло-ко);

  1. слова: называние слов по порядку их следования во фразе.

Инструкция: Назови слова по порядку их следования в предложении.  

(Кошка побежала за мышкой. Кошка, побежала, за, мышкой);

  1. фразы: называние фраз по порядку их следования в тексте. Инструкция: Назови предложения по порядку их следования в тексте;
  2. рассказывание стихов (прозы) наи­зусть;  рассказывание   сказок,   например,«Репка», «Колобок» и др.;
  3. маршрут (ы)    автобуса   (трамвая, троллейбуса, метро, электропоезда);
  4. любые другие последовательности:
  • завтрак - обед - полдник - ужин; зав­тракает - обедает - полдничает - ужинает;
  • ясли - детский сад - школа - лицей – институт.
  • дошкольник - ученик - студент - специалист;
  • ручеек - река - море;
  • семя - росток - цветок;
  • вода - пар - снег - лед и т.п.
  • плечо - предплечье - кисть; бедро -голень - стопа;

Вышеназванные ряды отрабатываются в заданиях различного типа. Могут быть предложены следующие инструкции:

  • Перечисли по порядку (например, вре­мена года)
  • Перечисли в обратном порядке (напри­мер, дни недели) ...
  • Я начну, а ты продолжи дальше (необходимо сохранить принцип чередования);
  • Я назову месяц, а ты назови месяц пре­дыдущий (последующий);
  • Я назову месяц, а ты назови предыду­щий и последующий месяцы.
  • Я назову месяц, а ты перечисли по порядку предыдущие месяцы, начиная с на­званного.
  • Правильно ли  это? Исправь!  Скажи (выбери, запиши, нарисуй) правильно!

2) Формирование сукцессивных функций на основе произвольно заданных рядов

Педагог предлагает любые последова­тельности. В системе коррекционной работы используются задания, в основе которых лежат кинестетические ощущения, слухо­вое, зрительное и тактильное восприятие.

Двигательный анализатор.

Основываясь на онтогенетической зако­номерности формирования моторной сферы -от крупных движений к мелким, следует соблюдать следующую последовательность
предъявления  заданий:   общая  моторика  -мелкая моторика - артикуляционная мото­рика (туловище —» пальцы рук —»• органы артикуляции).

1.   Движения  туловища,  рук,   ног,  го­ловы. Например, выполнение движений: сел-встал - лег.

  1. Движения   пальцев   рук.   Например, выполнение движений: «балерина-паук-зай­чик»;

Движения органов артикуляции (губы, язык, мягкое небо,  нижняя челюсть). Например, выполнение движений: «улыбка-трубочка-окошко».

3. Воспроизведение последовательно­стей, произнесенных вслух: знаков, симво­лов, цифр, букв, слов, словосочетаний, фраз.

Основные инструкции:

Повтори (например, ряд цифр) в том же по­рядке, в котором я произнесу. Повтори  (например, ряд цифр)   в обратном порядке, начиная с конца.

Варианты выполнения:

  1. Повторение за педагогом.
  2. Соотнесение услышанного с его графическим изображением:
  • а) выбор графического изображения из серии предложенных;
  • б)   последовательное   выкладывание картинок,   карточек   с   написанными   циф­рами, слогами,   буквами, словами;
  • в) рисование.  Например, «Нарисуй дом, дерево, человека»;
  • г)   самостоятельная   запись   ручкой I карандашом, кисточкой  цифр или слов в тетради.

Повторение цифровых рядов.

В прямом порядке. Ребенку предлагается повторить ряд цифр в том же порядке, в ко­тором они были названы. Для воспроизве­дения даются ряды длиной от 3 до 6 цифр. Дети в возрасте 4,5 лет и старше воспроиз­водят ряд из 4 цифр (в одной из 2-х попыток с рядами одинаковой длины, но разного чи­слового состава), дети 6,5 - 7 лет - ряд из 5 цифр, дети 10 лет и старше - ряд из 6 цифр.

В обратном порядке. Ребенку дается инст­рукция, что повторять нужно в обратном порядке, начиная с конца, и это демонстрируется на примере ряда из 2 цифр. В 7 лет дети уже способны воспроизводить ряды из 5 цифр, в 9 лет - из 4-х и в 12 лет - из 6 цифр.

 

 

 

 

Повторение фраз.

Длина фразы

в слогах

Для повторения пред­лагаются следующие фразы:

6

Дети, ложитесь спать.

Дети пошли гулять.

8

Лошадь бежит по дороге.

В лесу весной поют птицы.

10

Посмотрите в окошко на детей.

Бедная собачка замерзает.

12

Курочка повела своих деток гулять.

Уточка быстро плавает по озеру.

14

Вечером няня рассказывает детям сказки.

Дети пошли в лес за грибами и ягодами.

16

Лиса залезла в курятник и утащила петуха.

Первый чистенький снежок падает на мерзлую землю.

18

Ваня любит сказку про серого волка и хитрую лису.

Бабушка и Миша уходили после обеда погулять  в лес.

 

Возрастные нормы теста «Повторение фразы»

Возраст

 

4 года

5 лет

6 лет

7 лет

8 лет

Средняя длина (в слогах)

Маль.

10

12

13,5

16

16

Дев.

10

12

14

15,5

16,5

Размах колебаний

Маль.

8-12

11-13

12-16

13-19

13-19

Дев.

8-12

11-14

12-16

13-18

14-19

 

Зрительный анализатор.

Любые ряды элементов, представленные наглядно, отрабатываются:

1) линейно;

2) по кругу.

Ряды элементов, расположенных в ли­нейной последовательности можно выкла­дывать:

  • слева    направо    (горизонтально)    и сверху вниз (вертикально);
  • в прямом и обратном порядке.

Ряды элементов, расположенных по кру­гу, можно выкладывать по часовой стрелке (прямой порядок) и против часовой стрелки (обратный порядок).

Стимулы:

  1. реальные предметы (посуда, игрушки и т.п.):
  2. символы:
  • геометрические  фигуры  (плоские  и объемные);
  • знаки (математические, знаки препинания, дорожные);
  • цифры;
  • буквы (русский и иностранные языки);

3.         буквы:

  • слоги;
  • слова;
  • словосочетания;
  • фразы.

Стимулы, предъявляются в различных условиях:

  • реальные предметы;
  • изображения реальных предметов;
  • стилизованные   изображения   реаль­ных предметов;
  • силуэтные изображения;
  • контурные;
  • пунктирные;
  • в условиях «зашумления» и т.п.

Вариант выполнения заданий ребенком:

  • выкладывание в определенной после­довательности реальных предметов;
  • выкладывание карточек с изображением предметов;
  • называние вслух заданных стимулов;
  • выкладывание   карточек   с   записью названий предметов;
  • рисование заданных изображений;

•     запись названий изображений.
Дидактические упражнения.

  • Копирование  последовательности   8 цветных квадратиков по образцу в прямом и
    обратном   порядке.   Инверсия   последова­тельности квадратов становится доступной
    здоровым детям, начиная с 7-летнего возраста.
  • Определение порядка расположения  3-х цветных шариков, помещенных на

 гла­зах у ребенка в непрозрачную трубочку, по­сле ее поворота на 180° и на 360° . Задание доступно здоровым детям старше 7 лет.

Тактильный анализатор.

Ощупывание материалов различных по фактуре, весу, предъявленных в определен­ной последовательности. Рисование, запись на коже ладони, на спине разных стимулов,

например, письмо букв с последующим их прочтением (дермолексия).

 Варианты выполнения:

  • выкладывание в определенной последовательности реальных предметов;
  • выкладывание карточек с изображе­нием предметов, предлагаемых на ощупь:
  • называние вслух заданных стимулов:
  • выкладывание   карточек  с   записью названий предметов;
  • рисование заданных изображений;
  • запись названий предметов, предлагаемых на ощупь.

Ниже приводятся используемые задания.

 Дидактическое упражнение «Продолжи ряд»

Необходимо сохранить принцип чередова­ния.

Варианты   выполнения:   повторить   (на­звать,  выполнить),  выложить,  нарисовать, записать. Цифры: 12   3. Продолжение: 123123123123123123123123 Буквы: а  у   и. Продолжение: ауи ауи ауи ауи ауи ауи ауи Слоги: СА- СА-ША. Продолжение:

са са шаса са шаса са ша Ритмы: /// // Продолжение: /// // /// // III II III II III II III II

Дидактическое упражнение «Правильно ли это?»

Определение линейной схемы фразы. Материал предъявляется на слух. Можно использовать подкрепление в виде картин с изображением предметов или явлений, педагог намеренно допускает ошибки, пропуская, повторяя, добавляя, переставляя порядок элементов ряда.

Инструкция: «Слушай внимательно, правильно ли я сказала, если нет, скажи правильно».

Вербальные стимулы:

  • утро - ночь день — вечер;
  • зима - лето - весна - осень;
  • 123 5;
  • 123 145;
  • СОМ - МОС - СОМ - ОСМ - МСО - ЭМ-СМО-СОМ;
  • Девочка разбила чашку и заплакала, плакала чашку и девочка разбила. Мы грибы  собирали в лесу. Мы были в лесу и собирали грибы. Дети сели в класс и вошли за парты. Дети шли в класс и сели за парты. Хозяйка, которую сварила каша, очень вкусная. Каша, которую сварила хозяйка, очень вкусная. Мужчина вошел в дом, на котором был синий плащ. Мужчина, на котором был синий плащ, вошел в дом.

4. Формирование сукцессивных функ­ций на основе произвольно заданных серий последовательностей

Педагог предлагает для воспроизведения несколько (две, три) серий последователь­ностей. Например,

Запомни и повтори:

1      !!!  !!

image2.   2. ! !!! Запомни и повтори:

1.          3-5-7

2.           2-9-3-5.
Запомни и повтори:

1.А-И-У

2 О-Э-И

3. А-И-У-А»

Предлагаемые задания можно использо­вать как для выявления уровня сформированности  сукцессивных функций, так и для преодоления названных нарушений. Своевременное и систематическое разви­тие этих функций позволит подго­товить почву для развития устной формы речи, прежде всего, звуко-слоговой струк­туры слова и синтаксических операций. Предложенная система работы направ­лена на профилактику нарушений письмен­ной речи, предупреждение возникновения трудностей, связанных с обучением грамоте.


 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ.

      Класс,  в котором я работаю, отличается низкой познавательной активностью, которая в сочетании с недостаточно развитыми психофизическими функциями, создает трудности в...

Использование компьютерных тренажёров для развития слухоречевой функции у детей и взрослых с нарушением слуха.

Дети с различными нарушениями развития – это и речевые патологии, нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, интеллекта. Применение специализированных компьютерных технологий при работе с...

Развитие локомоторной функции у детей младшего школьного возраста с церебральным параличом средствами адаптивной физической культуры.

Практический материал по развитию локомоторной функции у детей младшего школьного возраста с церебральным параличом средствами адаптивной физической культуры....

Развитие психических функций у детей с овз на уроках.

Легко учить способных детей, но как трудно работать с детьми расторможенными, беспокойными, чрезмерно возбудимыми. Они не в состоянии организовать свою деятельность, фиксировать своё внимание, ...

Развитие коммуникативной функции у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Использование дидактических средств для развития коммуникативной функции у детей с ТМНР ...

"Развитие моторных функций у детей с тяжелыми нарушениями речи."

   Уровень развития моторной функции – один из показателей готовности к обучению в школе. Работу по развитию моторной активности нужно начинать с самого раннего возраста. Своевр...

Развитие когнитивных функций у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Развитие когнитивных функций у детей с ограниченными возможностями здоровья.Когнитивные процессы - психические процессы, выполняющие функцию рационального познания (от лат. cognitio - знание, познание...