ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
статья на тему
Статья посвящена использованию учебно-лабораторного оборудованя в процессе обучения, что способствует повышению познавательной активности, наглядности преподавания, формированию навыков самоконтроля, обеспечивает прочность и осознанность усвоения материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_pleshakova_m.yu_._shk.10_uspeh.docx | 21.55 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 372.4
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
© 2016
М.Ю. Плешакова, учитель высшей категории, учитель начальных классов МБОУ Школа №10 «Успех» г. о. Самара,
Самарская область (Россия)
Аннотация: статья посвящена вопросам использования учебно-лабораторного оборудования в процессе обучения, что способствует повышению познавательной активности, наглядности преподавания, формированию навыков самоконтроля, обеспечивает прочность и осознанность усвоения материала, способствует повышению качества знаний и является одним из факторов, приводящих к усвоению ФГОС учащимися.
Ключевые слова: учебно-лабораторное оборудование, системно-деятельностный подход, интерактивная доска, нетбуки, цифровой микроскоп, система контроля и мониторинга качества знаний PROClass, модульная система экспериментов PROLog.
Интерактивное, цифровое оборудование в начальной школе - это фактическая реализация требований ФГОС в части материально-технического и информационного оснащения образовательного процесса. Именно в таких условиях системно - деятельностный подход, положенный в основу ФГОС, находит свое отражение в практико-ориентированной деятельности обучающихся.
Интерактивная доска – это устройство, позволяющее педагогу объединить два различных инструмента: экран для отображения информации и обычную маркерную доску. С помощью специального маркера можно работать с изображением на экране: выделять, подчёркивать, обводить важные участки, рисовать схемы. Интерактивная доска также позволяет показывать слайды, видео, даёт возможность работать с электронной картой, схемой, рисунком, картиной; сохранять нанесённые изображения в виде файла, обмениваться ими по каналам связи.
Педагоги нашей школы используют интерактивную доску на уроках математики, русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства, музыки, окружающего мира, а также во внеурочной деятельности. Интерактивная доска - доска нового поколения, доска огромных возможностей. Ребятам нравится работать с интерактивными тренажёрами. Желающих выйти к доске всегда большое количество, что несомненно, оживляет урок, вызывает огромный интерес, экономит время на уроке.
Находкой нашего оборудования являются нетбуки. Как радуются ребята работе на нетбуках на уроках и во внеурочной деятельности! В рабочей и игровой форме проходят занятия интеллектуального развития, тестирование, обмен информацией «учитель-ученик», демонстрация работ учащихся и др.
Использовать нетбуки можно на любом уроке, на любом этапе урока. Можно использовать как готовые программы и тренажеры, так и созданные учителем задания специально для данного урока.
Нетбуки позволяют организовать работу сразу всех учеников в классе. Интерактивная доска предполагает работу одного или двух учеников одновременно.
Цифровой микроскоп – инновационное средство обучения, преимуществом которого являются не только просмотр, но фото- и видеозапись увеличенного изображения микрообъектов на экране монитора и (или) визуализация на масштабном экране. Цифровой микроскоп мы используем на уроках окружающего мира, при проведении мероприятий внеурочной деятельности.
С использованием цифрового микроскопа во внеурочной деятельности и на уроках окружающего мира выполнение практических и лабораторных работ проходит на качественно новом уровне.
С помощью цифрового микроскопа происходит погружение в таинственный и увлекательный мир, где можно узнать много нового и интересного. Дети с помощью микроскопа лучше понимают, что всё живое так хрупко, поэтому нужно относиться очень бережно ко всему, что тебя окружает. Цифровой микроскоп - это мост между реальным обычным миром и микромиром, который загадочен, необычен и поэтому вызывает удивление. А всё удивительное привлекает внимание, воздействует на ум ребёнка, развивает творческий потенциал, любовь к предмету, интерес к окружающему миру. Каждое задание с использованием микроскопа дети встречают с восторгом и любопытством. Им было очень интересно увидеть в увеличенном виде различные предметы: человеческий волос, жилки листа, соцветие цветов, мелких насекомых (осу, пчелу, гусеницу, паука, мошку, комара), денежную купюру, кристаллики сахара и соли и т.д.
Один из уроков окружающего мира во 2 классе был посвящен теме «Клетка». На этом уроке ученики подробно смогли рассмотреть все составляющие части апельсина и сделать вывод: все состоит из клеток разной формы, размера, цвета.
Цифровой микроскоп позволяет изучать исследуемый объект не одному ученику, а группе учащихся одновременно, так как информация выводится на монитор компьютера и на экран, дает возможность сохранить изображение.
Проведение таких экспериментов, исследований развивает любознательность и интерес к природе и технике, формирует первоначальные практико-ориентированные знания.
Документ - камера - это специальная видеокамера на раздвижном или гибком штативе. Ее можно подключить к компьютеру. Незаменимая вещь всегда, когда нужно показать что-то маленькое или существующее в единственном экземпляре на большую аудиторию. Все что "видит" камера в реальном времени передается на экран. Можно показывать книги, картинки, наглядные опыты. Например, можно показать муравья или географическую карту так, что на экране её со всеми подробностями увидит большая аудитория.
Документ-камеру мы используем на уроках технологии, изобразительного искусства. Она значительно облегчает работу учителя, позволяет со своего рабочего места продемонстрировать ученикам последовательность выполнения работы. Очень часто документ-камера используется нашими учителями на уроках окружающего мира, математики, русского языка, обучения грамоте и письму, когда в реальном времени пишется новая буква или слово учителем или учеником.
Интересна и результативна система контроля и мониторинга качества знаний PROClass.
Ученикам раздаются беспроводные пульты для ответа на вопросы педагога. В ходе занятия педагог задает вопросы, которые отображаются на экране при помощи мультимедийного проектора, и обучающиеся отвечают на них простым нажатием на кнопки пульта. Результаты опроса сохраняются и отображаются в режиме реального времени.
Использовать систему голосования можно на любом этапе любого урока. Также с помощью системы голосования мы проводим итоговые классные часы и внеурочные мероприятия.
Модульная система экспериментов на базе цифровых технологий PROLog включает в себя:
- цифровой измерительный модуль температура.
- цифровой измерительный модуль относительная влажность.
- цифровой измерительный модуль атмосферное давление.
- цифровой измерительный модуль звук
- цифровой измерительный модуль освещенность.
С приходом цифрового оборудования в школу в практике начальных классов экспериментальная деятельность учащихся реализуется при постановке демонстрационных и лабораторных опытов, в проблемно-поисковом и исследовательских методах обучения.
Так, например, на уроке окружающего мира в 1 классе с помощью цифрового измерительного модуля температуры ученики опытным путем смогли узнать температуру холодной воды из-под крана и снега. Сравнить эти температуры и сделать вывод: какая из них ниже.
В 4 классе ученики самостоятельно проводили эксперимент с целью выяснить, где находится самое шумное помещение в школе во время урока и перемены. Подтвердилась гипотеза, что во время урока самое шумное помещение – это спортивный зал. А вот мнение детей, что во время перемены самое шумное место – это коридор, не подтвердилось. Наибольший уровень шума показали замеры, проведенные в столовой во время перемены.
Исходя из выше сказанного, можно с уверенностью сказать, что наличие учебно-лабораторного оборудования и его полноценное и эффективное использование в процессе обучения способствует повышению познавательной активности, наглядности преподавания, формированию навыков самоконтроля, обеспечивает прочность и осознанность усвоения материала, способствует повышению качества знаний и является одним из факторов, приводящих к усвоению ФГОС учащимися.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Комплект №1 учебно-лабораторного оборудования. http://bogatoe-sosh.ru/joomla/images/docym/mater_texnich_osnach/oborydovanie_fgos_noo.pdf
- Примерный перечень учебного и учебно-наглядного оборудования для кабинетов начальных классов общеобразовательных школ https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Frono.40415s022.edusite.ru%2FDswMedia%2Fperechen-kaluga.doc&name=perechen-kaluga.doc&lang=ru&c=57c6ec7b6776
- Оборудование по ФГОС для начальной школы. http://globural.ru/katalog/kabinet_nachalnoy_shkoly/
- Учебно-лабораторное оборудование ФГОС. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/12/06/ispolzovanie-uchebno-laboratornogo-oborudovaniya-v
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« ВНЕДРЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ МЕТОДИК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ»
Главной целью в своей работе считаю целенаправленное формирование высоконравственной, гармонично-развивающейся личности младшего школьника, готового к правильному взаимо...
Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе и внеклассной работе учителя начальных классов Кузьминой Е.Г.
В данной работе излагается использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеклассной работе...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ современных образовательных технологий в учебном процессе.
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в пед...
Использование современных образовательных технологий в учебном процессе и внеурочной деятельности
(из опыта)...
Использование современного высокотехнологичного оборудования в образовательном процессе
Каталог электронных образовательных ресурсов по теме "Таблица умножения"...
Презентация "Мультимедийное оборудование в учебном процессе"
Медиа-презентация содержит материалы для учителей начальной и средней школы. Знакомит с возможностями педагога, применяющего мультимедийное оборудование на уроках....
«Применение современного интерактивного оборудования в учебном процессе»
Использование мультимедийных средств обучения на примере урока в 4 классе по теме : "Food"...