Формирование самооценки у младших школьников.
статья на тему

Плешакова Марина Юрьевна

В статье на ряду с теоретическими вопросами представлены наработки из личного опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_samootsenki_u_mladshih_shkolnikov.docx37.6 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание.

Введение

Глава I. Теоретические аспекты формирования самооценки младших школьников.

           1.1. Сущностные характеристики понятия самооценки младших школьников 

1.2. Психологические аспекты формирования самооценки у младших школьников

Глава II. Описание педагогического опыта по формированию самооценки младших  школьников

Заключение

Список литературы


Введение.

    Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является сфера личностных универсальных учебных действий. В разделе «Личностные универсальные учебные действия» говорится, что у современного выпускника должна быть сформирована способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

      В «Планируемых результатах начального общего образования» сказано: «Выпускник получит возможность для формирования положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности

реализации социальной роли «хорошего ученика».
      В условиях модернизации современной системы образования важным является возросший интерес к личности школьника. Одна из центральных задач общеобразовательной школы – подготовка учащихся к самостоятельному совершенствованию своих знаний – делает особенно значимой проблему формирования активной позиции школьника в учебном процессе.
      Последнее требует сформированности у ребенка представлений о себе и своих возможностях, умения всесторонне и объективно оценить особенности своей личности и деятельности, принять роль ученика. Правильно построить свои взаимоотношения с окружающими, т.е. требует определенного уровня сформированности самооценки.

    В этой связи учителю отводится очень важная роль. Он должен создавать на уроке условия, способствующие становлению и развитию таких личностных проявлений младших школьников, как самостоятельное целеполагание, развитая рефлексия, адекватная самооценка, гибкое мышление.

Цель работы: 

Задачи:
- раскрыть сущность  понятия самооценки, характеристики ее видов и значение для жизни и учебной деятельности;
- обосновать возможности формирования самооценки в младшем школьном возрасте;
- описать свой педагогический опыт по формированию адекватной самооценки у младших школьников.

1

Глава I. Теоретические аспекты формирования самооценки младших школьников.

       1.1. Сущностные характеристики понятия самооценки младших школьников.
     «Самооценка – это важнейший орган душевной жизни, служащий для регуляции поведения и деятельности человека, его успехов и неудач». (Г.А.Цукерман)

          Самооценка в отечественной психологии изучалась в связи с проблемой развития и формирования самосознания. Эти исследования сконцентрированы вокруг двух групп вопросов. С одной стороны, в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. По данному вопросу можно выделить работы таких психологов, педагогов как: Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, С.С.Рубинштейн, М.Н.Скаткин.

          В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Можно выделить публикации А.И.Липкиной, Е.И.Савонько, Е.А.Серебряковой, В.А.Горбачевой.

         Л.С.Выготский предполагал, что именно в семилетнем возрасте начинает складываться самооценка – обобщенное т.е. устойчивое, внеситуативное и, вместе с тем, дифференцированное отношение ребенка к себе. Самооценка опосредует отношение ребенка к самому себе, интегрирует опыт его деятельности, общение с другими людьми. Эта важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить свое целостное поведение в соответствии с социальными нормами.

    Младшему школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя. Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки.

2

Младшие школьники могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого и с участием сверстников. Представления о себе -  основа самооценки младших школьников. Самосознание ребенка осуществляется в учебной деятельности.

    Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить. Удачи и не удачи в какой - либо деятельности существенно влияют на оценку индивидом своих способностей в этом виде деятельности: неудачи, как правило, снижают притязания, а успех повышает их. Не менее важен и момент сравнения: оценивая себя, индивид вольно или невольно сравнивает себя с другими, учитывая не только свои собственные достижения, но и всю социальную ситуацию в целом. На общую самооценку личности сильно влияют также ее индивидуальные особенности и то, насколько важно для нее оцениваемое качество или деятельность. Частных самооценок бесконечно много. Судить по ним о человеке, не зная системы его личных ценностей, того, какие именно качества или сферы деятельности являются для него основными, невозможно.

3

1.2. Психологические аспекты формирования самооценки у младших школьников.

    Как показывает практика, от уровня самооценки зависит активность личности, ее стремление к самовоспитанию, ее участие в жизни коллектива. Самооценка формируется, прежде всего, под влиянием результатов учебной деятельности, особенно в 1 классе. Принято различать адекватную (или реальную) и неадекватную (завышенную или заниженную) самооценку. Эти определения проявляются  в сравнении с реальными возможностями младшего школьника. Самооценка не остается стабильной, в зависимости от успехов в деятельности, возрастных особенностей она имеет тенденцию меняться.

    Дети, имеющие адекватную самооценку, активны, находчивы, бодры, с интересом и самостоятельно ищут свои ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям.

          Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха в учебной деятельности. Это основывается на правильной самооценке своих возможностей и способностей.

    Неадекватная заниженная самооценка у младших школьников проявляется ярко в их поведении и чертах личности. Дети выбирают легкие задачи. Они как бы берегут свой успех, боятся его потерять и в силу этого в чем-то боятся самой учебной деятельности. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Они ждут только неудачи. Эти дети очень чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку.

          Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу движимые мотивом престижности.

           Устойчивая самооценка младшего школьника формирует его уровень притязаний. При этом у младшего школьника возникают потребность сохранить, как самооценку, так и основанный на ней уровень притязаний.

4

           В самооценке отражаются представления ребенка как об уже достигнутом, так и о том, к чему он стремится, проект его будущего - пусть еще несовершенный, но играющий огромную роль в саморегуляции его поведения в целом и учебной деятельности в частности.

           Самооценка ребенка обнаруживается не только в том, как он оценивает себя, но и в том, как он относится к достижениям других. Из наблюдений известно, что дети с повышенной самооценкой не обязательно расхваливают себя, но зато они охотно бракуют все, что делают другие. Ученики с пониженной самооценкой, напротив, склонны переоценивать достижения товарищей.

            Дети, которые не критичны к себе, часто очень критичны к другим. Если маленькому школьнику (первокласснику, второкласснику), который обычно получает хорошие отметки и высоко оценивает себя, дать на оценку его собственную работу и такую же по качеству работу, выполненную другим, то себе он поставит 4 или 5, а в работе другого найдет массу недостатков.

             Ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.

     Развитие самосознания у ребенка в младшем школьном возрасте проявляется в том, что у детей постепенно возрастает критичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только лишь объективными обстоятельствами, второклассники и третьеклассники относятся к себе уже более критично, оценивая не только успехи, но и свои неудачи в учении. В младшем школьном возрасте происходит переход от конкретно – ситуативной самооценки (оценки своих действий, поступков) к более обобщенной, возрастает и самостоятельность самооценки. Если самооценка первоклассника почти полностью зависит от оценок и поведения взрослых, то ученики 2 и 3 классов оценивают свои достижения более самостоятельно, подвергая критической оценке и оценочную

5

деятельность самого учителя. Становясь самостоятельной и устойчивой,

самооценка начинает выполнять функцию мотива деятельности младшего школьника.

6

Глава II. Описание педагогического опыта по формированию самооценки младших  школьников

    Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последние десятилетия – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных  умений, на развитие самостоятельности учебных действий – влекут за собой и изменения в системе оценивания школьников.  

     Новый стандарт ставит перед начальной школой важную социальную задачу: развивать у обучающихся умение контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их исправления, ставить цель, планировать свою деятельность и добиваться результатов. Чтобы успешно реализовать эту задачу, ученика необходимо научить определенным оценочным умениям, включить его в активную деятельность.

    Наша школа уже более 10 лет работает в рамках Образовательной системы «Школа 2100»,  третий год является  пилотной  школой  по внедрению ФГОС НОО, с января 2012 года является  городской стажировочной  площадкой  по теме «Система оценивания метапредметных результатов обучающегося».

 На протяжении этого периода коллектив учителей нашей школы изучает и внедряет в свою работу технологии оценивания образовательных достижений, разработанных авторским коллективом ОС «Школа 2100» под руководством академика РАО Д.И.Фельдштейна в 2004-2007 годах. Наиболее результативно нам удалось освоить и внедрить в практику своей деятельности самооценку учащегося.

    Самооценка базируется на сотрудничестве ученика и учителя: оценку осуществляют учитель и ученик сообща. Если оценивание проводится сразу, после того как ученик предъявил свое решение, то учитель и ученик определяют оценку в диалоге. Если оценивание проводится после сдачи письменного задания учителю, то ученик имеет право аргументировано оспорить выставленную ему оценку, в диалоге с учителем.

        Для реализации этого правила ученик должен освоить алгоритм  действий по самооценке.

    Обучать умению самостоятельно оценивать результат своей деятельности я начала уже с первых уроков в первом классе.

    Обучение самооценке проходит в несколько этапов.

1-й шаг. Я давала детям возможность эмоционально оценить прошедший урок. В конце каждого урока в «Личном еженедельнике ученика» предлагала детям делать определенные обозначения. Приведу пример диалога с учениками:

 - Наш урок заканчивается – пусть сейчас каждый вспомнит, что он делал, что у него особенно хорошо получилось (УСТАНОВКА НА УСПЕХ!). Пусть каждый выберет себе значок, который нарисует в дневнике.

7

    Если ты доволен собой, у тебя все получилось, то рисуй улыбающееся лицо

         или зеленый кружок

   Если тебе на уроке временами было непросто, не все получалось, то рисуй нейтральное лицо           или желтый кружок         .

   Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо          или красный кружок        . Мы тебе поможем и в следующий раз у тебя все получится.

2-й шаг. Даю детям возможность оценить результат своей письменной работы.

 - Какое у вас было задание? Что нужно было сделать? (Обучение первому шагу алгоритма самооценки).

- Посмотрите каждый на свою работу – согласны, что задание выполнено? (Коллективная самооценка – обучение второму шагу самооценки).

- Теперь пусть каждый, кто считает, что у него получилось выполнить задание, наградит себя, нарисует значок (улыбочку или зеленый кружок).

3-й шаг. Устанавливаем порядок самооценки.

Я выбирала урок для работы по развитию самооценки. Планируя этот урок, выбирала несложное задание, выполнение которого анализировала вместе с учениками.

- Какое было задание, что тебе нужно было сделать? (Ученик воспроизводит формулировку задания).

- Давай сравним твой ответ и задание. Ты справился? (Ученик сравнивает и решает – да).

- Справился правильно или с ошибкой? (Без ошибок).

- Сам или с чьей-то помощью? (Сам).

- Награди себя за выполненное решение. Нарисуй себе значок (улыбочку или зеленый кружок).

- Так мы теперь будем оценивать свою работу.

    Подобную работу я проводила систематически, постоянно обращая внимание на порядок действий при оценивании.

   На начальном этапе эта работа занимает 5 – 7 минут. Но дети очень быстро к ней привыкают. Достаточно попросить оценить свою работу на уроке, и они быстро закрашивают нужный кружок. При коллективной проверке я обязательно провожу небольшую беседу и выясняю, кто как оценил свою деятельность. Обязательно выясняю у детей, которые закрасили кружок красным цветом, причины такой самооценки. У ребенка может быть занижена самооценка, и моя задача аргументировано направить ее в нужное русло.

    Во 2 классе, когда вводится понятие отметка, я перешла от закрашивания кружочков к выставлению отметки в бальной форме, используя тот же алгоритм самооценки.

8

Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик)

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании? Какая была цель, что нужно          было получить в результате?

2-й шаг. Удалось выполнить задание? Найдено решение?

3-й шаг. Выполнил полностью верно или с незначительной ошибкой?

 ( Какой?)

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с чьей-то помощью?

5-й шаг. Какую отметку ты себе поставишь?

    Обучать алгоритму следует на простых заданиях, которые не вызывают у детей особых затруднений. Они легко с ними справляются и ставят себе хорошую отметку. Из практики замечено, что легче всего детям оценить свою работу на «4». Даже если задание выполнено самостоятельно и без ошибок, ребенок оценивает себя на «4». Тогда учитель еще раз проговаривает с ним алгоритм и аргументирует свою точку зрения. Тем самым поднимая самооценку ребенка.

Действия по развитию у учеников самооценки

  1. Шаг. Сначала учитель просит оценивать результаты своей работы более подготовленных учеников.
  2. Шаг. Первое время учитель помогает ученику: сам задает ему вопросы по алгоритму самооценки. Ученик дает  ответы, учитель поправляет его, объясняет, если наблюдается завышение или занижение оценки. Все остальные ученики в этот момент наблюдают, как происходит самооценка.
  3. Шаг. На последующих уроках самооценку по алгоритму предлагается дать по очереди всем ученикам класса.
  4. Шаг. Постепенно вместо проговаривания вопросов учитель предлагает ученикам самим задавать себе вопросы и отвечать на них. Помимо диалога самооценка может производиться при коллективной проверке письменных  заданий. Каждый ученик по образцу проверяет правильность выполнения  свей работы и оценивает свое решение. Учитель опрашивает учеников, как они себя оценили и выясняет причины, по которым они оценили себя так, а не иначе. Тут же приводятся пути решения проблемы на будущее.
  5. Шаг. Когда ученики научаться оценивать себя самостоятельно, базовое умение самооценки можно считать сформированным.

Так же во 2 классе в «Дневнике» ученики фиксируют самооценку дня, по аналогии с 1 классом. Только оценивается не отдельный урок, а весь учебный день. Проверяя дневники школьников, учитель может отслеживать, насколько комфортно ученики его класса чувствуют себя на уроках.

    В своей работе я использую алгоритм самооценки не только на уроках для оценивания общеучебных умений, но и  при планировании личностных достижений ученика.

9

    Приведу фрагмент классного часа, посвященного окончанию второй четверти во 2 классе.

    - Ребята, цель нашего классного часа подвести итоги 2 четверти. Она была очень важной. Как вы думаете, почему? (Выслушиваю предположения детей) Сегодня вы получаете свои первые четвертные отметки. Но прежде чем с ними ознакомиться, давайте, самостоятельно оценим результаты своей учебной деятельности в этой четверти. Для этого, как и в конце 1 четверти, оценим свои достижения по основным предметам и отметим их в таблице требований в дневнике. (Мы пользуемся дневниками школьника ОС «Школа 2100»).

    Ученики под моим руководством заполняют таблицы требований, используя

знакомую им с 1 класса цветовую систему. По ходу работы мы выясняем, можем ли везде оценить себя только зеленым цветом. Ученики аргументировано доказывают, что некоторые темы нами еще не изучены или отработаны еще не достаточно хорошо, поэтому нет ничего страшного, если они поставят себе желтый или красный кружок. Так же сравнивая свои достижения с 1 четвертью, отмечаем индивидуальный рост по некоторым предметным умениям.

    После того как ученики заполнят таблицу требований, прошу внимательно ее рассмотреть и поставить себе итоговую отметку за 2 четверть по каждому предмету. Некоторые ученики, по желанию, озвучивают свою отметку и аргументируют свой выбор.

 - Вы самостоятельно оценили свои достижения за четверть. Теперь сравните свои отметки с теми, которые выставила вам за четверть я. (Дети сравнивают отметки, выясняем: у кого они совпали с моими, у кого нет, почему так произошло).

   На следующем этапе ученики отвечают на ряд моих вопросов, которые помогают им критически оценить свою деятельность, поставить цель, спланировать свою деятельность и найти пути решения для достижения результата.

- Ребята, кто из вас доволен своими отметками?

- Кто считает, что он может работать лучше? (Большинство детей моего класса считает, что они могут работать еще лучше).

- Как вы думаете, почему не удалось получить ту отметку, которую хотелось? Кто виноват? (Дети отвечали так: «Мало времени уделял урокам», «Я ленился», «Плохо разобрался в решении задач», «Был невнимателен на уроке» и т.д. Ни один ребенок не сказал, что виноват учитель).

- Как вы считаете, что нужно сделать для того, чтобы в следующей четверти улучшить свой результат? Какую цель вы поставите себе на следующую четверть, чего будете добиваться? Что для этого нужно делать?

10

   В заключение классного часа мы записали цели, которые поставили себе дети. И обязательно к ним вернемся при подведении итогов 3 четверти.          

    Результаты психологической диагностики учеников моего класса показали, что самооценка позволяет позитивно решать задачи мотивации ученика на успех, снижать уровень тревожности, создавать комфортную, здоровьесберегающюю образовательную среду .

   

12

Заключение

    Самооценка относится к наиболее важным аспектам формирования личности. Развитие адекватной самооценки — не просто способ сделаться счастливым человеком. Это фундамент, на котором должна строиться вся жизнь, поэтому особое внимание следует уделять формированию самооценки в младшем школьном возрасте.

    Самооценка младшего школьника характеризуется отражением в ней собственной активности ребёнка, его интеллектуальных возможностей, способностью преодолевать трудности. Это проявляется в поведении учащегося, в образовательном процессе, а также в его социальной адаптации.

Для того чтобы помочь ребёнку повысить самооценку, нужно учить его умению учиться – умению видеть подлинные учебные задачи и находить оптимальные способы их решения. Это важно не только непосредственно в процессе учёбы, но и в любой другой деятельности.

    Таким образом, организуя учебную деятельность, учитель должен сознательно и целенаправленно формировать самооценку школьника. Важно предоставлять детям возможность делать то, чем они могут гордиться.

        Ребёнок с адекватной самооценкой и сформированными навыками самоконтроля сможет корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность в школе. И в дальнейшем сможет самореализоваться во взрослой жизни. А именно такая задача ставится перед современным образованием.

    Роль учителя в формировании адекватной самооценки у младших школьников сводится к следующему:

- определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний – то есть насколько обучение соответствует современным целям образования;

 - развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самих себя, находить и исправлять собственные ошибки;

- мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.

    Также необходимо помнить о следующем: если мы хотим помочь нашим детям стать самостоятельными, давайте учить их свободе решений и ответственности за свой выбор.

Список литературы.

  1. Амонашвили, Ш.А. Размышления об оценочной основе педагогического процесса // Размышления о гуманной педаго¬гике. [Текст]/ Ш.А.   Амонашвили - М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 2001.
  2.  Ананьев Б.Г. Проблемы возрастной психологии. – М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2008.
  3. Аспер К. – М.: Добросвет, 2008.
  4. Выготский Л.С. «Педагогическая психология» М., Педагогика, 1991.
  5. Феннел М. Как повысить самооценку. – М.: АСТ, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Формирование самооценки у младших школьников в учебно-воспитательном процессе".

В докладе описаны методы формирования самооценки у детей  4 класса, нахождение путей влияния на обучающихся классного руководителя в различных ситуациях....

Формирование самооценки у младших школьников в учебно-воспитательном процессе

Исследование самооценки учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по модифицированной методике "Лесенка"...

Статья на тему: "Возможности формирования самооценки у младшего школьника во внеурочное время".

Данная статья раскрывает возможности классных руководителей проводить занятия по формированию самооценки у младших школьников во внеурочное время....

«Формирование самооценки у младших школьников в учебно-воспитательном процессе»

В условиях модернизации современной системы образования важным является возросший интерес к личности школьника. Одна из центральных задач общеобразовательной школы - подготовка учащихся к само...

Статья_Современный подход к формированию самооценки у младшего школьника

В статье рассматривается один из возможных путей формирования у младшего школьника универсальных учебных действий посредством использования на уроках критериального оценивания. В результате такого оце...