Статья_Современный подход к формированию самооценки у младшего школьника
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Макарова Светлана Анатольевна

В статье рассматривается один из возможных путей формирования у младшего школьника универсальных учебных действий посредством использования на уроках критериального оценивания. В результате такого оценивания младший школьник начинает осознавать, что он действительно знает и умеет, а что пока еще не получается. Именно разделение на знаю - не знаю, умею - не умею поможет спланировать те необходимые действия, которые помогут субъекту деятельности применять свои знания на практике, сократив количество ошибок, либо вообще их не допустив. В свою очередь последний результат и будет способствовать созданию ситуации успеха в образовательном процессе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл формирование самооценки20.92 КБ

Предварительный просмотр:

Современный подход к формированию самооценки

у младшего школьника

Исходя из требований ФГОС НОО, современному учителю необходимо так организовать учебный процесс, чтобы обеспечить каждому ребёнку в классе достижение планируемых результатов начального образования [3]. Достижению данной цели будет способствовать создание условий для приобретения и присвоения учащимися опыта предметной деятельности, сформированности предметных знаний и умений.  В этом случае личностные результаты будут связаны прежде всего с формированием ценностного отношения к знаниям и к самому процессу обучения, а метапредметные  будут зависеть от того, насколько универсальны избранные формы и методы работы, обеспечат ли они в дальнейшем самостоятельное усвоение новых знаний и умений, а также способность решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Поэтому урок сегодня – это «открытие» и овладение обучающимися способами деятельности по получению информации, её отбору и использованию в новых условиях. Любой урок должен стать стимулом, побуждающим ребёнка к самостоятельной деятельности, как урочной, так и внеурочной.

В связи с модернизацией образования у учителя больше вопросов возникает непосредственно в учебно-воспитательном процессе, и больше всего они связаны с изменениями в контрольно-оценочной деятельности. Безусловно, она является неотъемлемым компонентом любой деятельности и позволяет прогнозировать результаты, диагностировать полученные данные, координировать дальнейшую работу по достижению планируемых результатов и часто используется как средство стимулирования активности учащихся.

Оценивать можно деятельность, явление, поступки, но не личность, в связи с чем, в настоящее время возрастает потребность в целенаправленном формировании у учащихся критериальной системы оценивания. Иногда от ребят можно услышать: «А почему Вы  поставили 4? А я думал, что Вы мне не 4, а 3 поставите». Взрослея, ребята всё чаще будут задавать подобные вопросы, особенно, когда, по их мнению, должна была быть выставлена более высокая отметка (результат в баллах). Оценка (оценочное суждение) может дополнять любую отметку. Она направлена не только на корректировку недочетов или исправление ошибок, но служит инструментом поощрения.  При этом сама формулировка даётся чётко и конкретно. Проблема оценочной деятельности состоит в решении ряда вопросов:

  • С какой целью оценивать учебные успехи детей?
  • Что важно оценивать в познавательной деятельности школьника?
  • Как лучше обеспечить объективность оценок?

В соответствии с ФГОС НОО в работе М.В. Бойкиной и Ю.И. Глаголевой были выделены основные особенности системы оценки [1, c.9]:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов образования);
  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода к выполнении учебно-практических и учебно-познавательных задач;
  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
  • уровневый         подход к разработке планируемых результатов, к инструментарию и представлению результатов;
  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдение и др.;
  • использование накопительной системы оценивания, характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
  • использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.

В образовательном процессе вся система оценивания построена на основе триединства взаимодействия между школой, обучающимся и его родителями. Каким же образом следует учитывать данный факт, чтобы способствовать развитию у младшего школьника таких умений, как: проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки, определять причины их возникновения и пути исправления?  Решение этой проблемы возможно при формировании у младшего школьника правильной самооценки и соблюдении следующих методических условий:

  • систематичность проведения работы;
  • чёткость разработанных критериев самооценки;
  • принятие и постепенное усвоение критериев;
  • избегание формализации в работе.

Развитию самооценки будет способствовать накопление успехов. Но для этого критерии, которые будут предъявлены к работе обучающегося, должны формироваться и в его сознании. Поэтому, начиная с первого года обучения, следует приобщать обучающихся к совместной выработке критериев оценивания, в дальнейшем, всё больше предоставляя ребятам право на самостоятельность суждений. Таким образом и учитель, и учащиеся приходят к единому пониманию того, что будет оцениваться и зачем. Именно в этот момент младший школьник превращается в равноправного участника процесса обучения и успешнее организует собственную деятельность.

В работах М.А. Пинской и И.М. Улановской подробно рассмотрены методики и инструменты формирующего оценивания.

Использование критериального оценивания решает следующие задачи:

  • делает оценку более объективной и прозрачной, как для ученика, так и для учителя;
  • позволяет ученику оценить границы своего знания;
  • обеспечивает, как ученику, так и учителю объективную и поддерживающую связь.

Целесообразно давать сначала возможность учащимся оценить работу на основе установленных критериев, а затем сравнить с тем, как эту же работу оценит учитель.

По мнению  М.А. Пинской «важнейшим вектором формирующего оценивания может стать движение в двух направлениях. Первое – движение к осознанию самим учеником разрыва между тем, чего он хочет достичь, и тем, где он находится в данный момент. Второе –  движение к планированию того, что ученик сделает, чтобы этот разрыв сократить» [2].

Авторы выделяют 4 шага, которые позволяют представить суть формирующего оценивания:

  • данные об актуальном уровне достижений;
  • данные о желаемом уровне достижений;
  • механизм сравнения этих двух уровней и определения разрыва между ними;
  • механизм, который позволяет использовать информацию для преодоления разрыва.

Ключевой момент заключается в том, что за счёт вовлечения каждого ребёнка в  сознательное оценивание, осуществляется результативное обучение. Установление связи между оценкой и индивидуальным прогрессом повышается его мотивацию, так как открывается возможность начать продвигаться к успеху с того уровня, на котором он находится в данный момент. Следовательно, такой подход позволит каждому учиться по своему индивидуальному маршруту и видеть свою успешность. Регулярное обеспечение обратной связи позволит учителю выбирать необходимые инструменты и предоставит обучающимся возможность проводить самоанализ собственной деятельности, давать рекомендации и советы, которые помогут понять причины появления ошибок, избежать их повторения, будут способствовать выработке механизма по преодолению разрыва между желаемым и имеющимся результатом, но главное, – позволит образованию стать личностно-ориентированным.

Список  литературы

  1. Глаголева Ю.И., Казанцева И.В., Бойкина М.В. Новое качество урока в начальной школе: Алгоритм проектирования. – СПб: КАРО, 2015.
  2. Пинская М. А., Улановская И. М. Новые формы оценивания: Начальная школа. Издательство: Просвещение, 2016.
  3.  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Режим доступа: http://минобрнаукиюрф/документы/922 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Формирование самооценки у младших школьников в учебно-воспитательном процессе".

В докладе описаны методы формирования самооценки у детей  4 класса, нахождение путей влияния на обучающихся классного руководителя в различных ситуациях....

Формирование самооценки у младших школьников в учебно-воспитательном процессе

Исследование самооценки учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по модифицированной методике "Лесенка"...

Статья на тему: "Возможности формирования самооценки у младшего школьника во внеурочное время".

Данная статья раскрывает возможности классных руководителей проводить занятия по формированию самооценки у младших школьников во внеурочное время....

Формирование самооценки у младших школьников.

В статье на ряду с теоретическими вопросами представлены наработки из личного опыта....

«Формирование самооценки у младших школьников в учебно-воспитательном процессе»

В условиях модернизации современной системы образования важным является возросший интерес к личности школьника. Одна из центральных задач общеобразовательной школы - подготовка учащихся к само...