Доклад на тему "Формирование самооценки у младших школьников в учебно-воспитательном процессе".
материал (4 класс) по теме

В докладе описаны методы формирования самооценки у детей  4 класса, нахождение путей влияния на обучающихся классного руководителя в различных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_mmo.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное общеобразовательное учреждение

Домодедовская средняя общеобразовательная школа № 6

142002 Московская область, г. Домодедово, ул. Текстильщиков, 13-Б, тел.: (496 79)5-46-09

факс: (496 79)5-46-09    Е-mail: dom 111-06 @ list.

                                                           

                         Доклад

на   тему: «Формирование самооценки у младших школьников в учебно-воспитательном процессе».                          

        Составитель: Учитель              

                                                                                    начальных классов

                                                                                    Домодедовской СОШ№6

        Морозова И.Ю.

        Домодедово

2012г.


Введение

       В условиях модернизации современной системы образования важным является возросший интерес к личности школьника. Одна из центральных задач общеобразовательной школы - подготовка учащихся к самостоятельному совершенствованию себя - делает особо значимой проблему формирования активной позиции школьника в учебно-воспитательном процессе. Последнее требует сформированности у ребенка представлении о себе и своих возможностях, умения всесторонне и объективно оценить особенности своей личности и деятельности, принять роль ученика, правильно построить свои взаимоотношения с окружающими, т.е. требует определенного уровня сформированности самооценки.
      Современная практика школьного обучения часто ограничивается лишь формированием у человека знаний, навыков и умений, не придавая большого значения более глубоким личностным образованиям, тем аспектам личности человека, с которыми связано развитие его когнитивных способностей, к числу которых относится и самооценка. Между тем, позитивная самооценка, основы которой только начали закладываться в дошкольном возрасте, оказывает непосредственное влияние на успешность обучения ребенка в школе. С другой же стороны, сам учебный процесс воздействует на школьника, играя тем самым заметную роль в формировании личности в целом и самооценки в частности.
         Усваивая в процессе обучения и воспитания определенные нормы и ценности, школьник начинает под воздействием оценочных суждений других (учителей, сверстников, родителей) относиться определенным образом как к реальным результатам своей деятельности, так и самому себе как личности. С возрастом он все с большей определенностью различает свои действительные достижения и то, чего он мог бы достичь, обладая определенными личностными качествами. Так у ученика в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей - один из основных компонентов самооценки.
     Источники формирования самооценки различны: расширение знаний ребенка о себе и своих возможностях, удовлетворение своей деятельностью, правильное сопоставление своих реальных достижений и притязаний, оценка окружающими данного человека. В современной практике формирование адекватной самооценки достигается различными методами: это и диспуты, беседы, упражнения, игры и т.д.


       
Психолого-педагогические аспекты проблемы формирования самооценки   младших школьников через использование воспитывающих ситуаций

                                                Понятие и виды самооценки
Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка. Самооценка это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознания человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе. Самооценка подразумевает под собой известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам.
     «Самооценка- это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, это не констатация имеющегося потенциала, а именно его оценка с точки зрения определенной системы ценностей…. По итогам проводимой самооценки формируется то или иное отношение к себе, позитивное или негативное, с чертами отрицания, неприятия» [14].
    «Самооценка» - суждение человека о наличии, отсутствии или слабости тех или иных качеств, свойств, в сравнении их с определенным образцом – эталоном. Самооценка выявляет оценочное отношение человека к себе, к своему характеру, внешнему виду, речи и т.д. Это сложная психологическая система, иерархическая, организованная, функционирующая на разных уровнях. Человек выступает для самого себя как особый объект познания. Познания себя включено в еще более широкую систему познания внешнего мира и осуществления непрерывного воздействия человека с миром. Самооценка связана со всеми проявлениями психической жизни человека. Бернс Р. [10].
   Основными средствами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, сравнение. На этой основе личность сама оценивает себя, свои возможности, качества, место среди других людей, достигнутые результаты в различных сферах жизни деятельности, взаимоотношения с людьми.. Исследователями были выделены три уровня сформированности когнитивного компонента.
      1-й уровень наиболее высокий; он характеризуется реалистичной самооценкой ребенка: преимущественная ориентация при обосновании самооценки на знание своих особенностей; наличие способности к обобщению ситуаций, в которых реализуются оцениваемые качества; глубокое и разностороннее содержание самооценочных суждений и употребление их преимущественно в проблемных формах.
     2-й уровень – средний; ему свойственны непоследовательные проявления реалистичных самооценок; ориентация ребенка при обосновании самооценки, в основном, на мнения окружающих, на анализ конкретных фактов и ситуаций самооценивания, наличие самооценочных суждений самого узкого содержания и их реализация, как в проблематичных, так и в категоричных формах.
    3-й уровень – низкий; этот уровень отличают преимущественная неадекватность самооценки ребенка; обоснование ее эмоциональными предпочтениями (захотелось), отсутствие подтверждения самооценки анализом реальных фактов, неглубокое содержание самооценочных суждений и употребление их преимущественно в категоричных формах. [27]
   Причем от класса к классу возрастает умение правильно оценивать себя, свои возможности и в тоже время снижается тенденция переоценивать себя.

Устойчивая заниженная самооценка проявляется крайне редко. Все это говорит о том, что самооценка младшего школьника динамична и в тоже время имеет тенденцию к устойчивости, переходит в дальнейшем во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения, влияет на формирование определенных качеств личности.
   Так, дети, имеющие адекватную самооценку, активны, бодры, находчивы, общительны, обладают чувством юмора. Они обычно с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. Правильно решив нелегкую задачу, выбирают такую же или более трудную. Их прогнозы на свое будущее становятся все более обоснованными и категоричными.
     Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в каждом виде деятельности.
     Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха. Это, как правило, оптимисты. Причем их оптимизм и уверенность в себе основываются на правильной самооценке своих возможностей и способностей.
    Неадекватная заниженная самооценка младших школьников ярко проявляется в их поведении и чертах личности. И если таким детям предложить проверить свою работу, найти в ней ошибки, они, перечитав работу молча, ничего не меняя, или отказываются проверять себя, мотивируя это тем, что все равно никаких ошибок больше не найдут. Поощряемые и подбадриваемые учителями, они постепенно включаются в работу и нередко сами находят ошибки. Эти дети выбирают только легкие задачи – как в жизни, так и в экстремальной ситуации. Они как бы берут свой маленький успех, боятся его потерять и в силу этого в чем-то боятся самой деятельности. Деятельность других переоценивают. Неуверенность в себе у этих детей особенно ярко проявляется в их планах на будущее.
    Характерной особенностью детей с заниженной самооценкой является их склонность уходить в себя, выискивать в себе слабости, сосредотачивать на них свое внимание. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе.
      Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, личностные качества, результаты своей деятельности. Они выбирают себе задачи, которые им явно не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности. Они не обязательно расхваливают себя, но зато охотно бракуют все, что делают другие, критичны к другим.
    Высокомерие, снобизм, бестактность, чрезмерная самоуверенность – эти черты личности формируются у детей с завышенной самооценкой.
    Экспериментальная перестройка самооценки обнаружила, что неадекватная самооценка сопротивляется перестройке, и ребенок склонен сохранить ее, игнорируя и оценку и окружающими, и свой опыт. Он не хочет признать наличие у себя слабостей, неумения, несостоятельность. Длительное сохранение завышенной самооценки имеет место в двух случаях: когда ребенок, несмотря на успех, все-таки получает от кого–либо положительную оценку (нарушение одного из требований к поощрению: поощрять за реальные успехи, объективно) или когда он обладает способностями, которые обеспечивают ему частичные или временный успех.

       Все это способствовало выбору темы исследования: «Формирование адекватной самооценки младших школьников в учебном процессе через создание воспитывающих ситуаций».
    Предмет исследования – использование воспитывающих ситуаций с целью формирования самооценки младших школьников в учебном процессе.
   Цель исследования – выявить педагогические условия, при которых использование воспитывающих ситуаций в учебном процессе будет способствовать формированию адекватной самооценки младших школьников.


Задачи исследования:

1) раскрыть сущность и виды самооценки, источники ее формирования в младшем школьном возрасте;

2) рассмотреть различные типы воспитывающих ситуаций и приемы, используемые для их создания;

3) определить уровень самооценки и особенности ее проявления у детей экспериментальной группы;

4) сконструировать воспитывающие ситуации в соответствии с выделенными педагогическими условиями и проверить их экспериментальным путем.

Методы исследования - теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по изучаемой проблеме, наблюдение, педагогический эксперимент. Использовались психологические методики по разностороннему исследованию самооценки младших школьников по следующим показателям: тип самооценки, нахождение количественного выражения уровня самооценки, определение высоты самооценки.

Практическая значимость исследования: выявлена и обоснована совокупность педагогических условий, необходимых для формирования адекватной самооценки младших школьников через использование воспитывающих ситуаций. Разработана программа деятельности учителя по формированию у детей младшего школьного возраста позитивной самооценки через создание воспитывающих ситуаций. Сконструировано содержание воспитывающих ситуаций различных типов.

    Опытно-экспериментальная работа по формированию адекватной самооценки младших школьников в учебном процессе через создание воспитывающих ситуаций

   В нашей школе  была проведена опытно - экспериментальная работа, которая включает в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в 4 классе МАОУ СОШ №6 города Домодедово в период с января по март. В эксперименте принимало участие 7 школьников.

Основная задача констатирующего этапа заключалась в выявлении уровня сформированности самооценки детей экспериментальной группы. Для решения этой задачи были использованы следующие диагностические методики:

Цель наблюдения: выявить особенности проявления самооценки у детей в их поведении и отношениях, интересы и склонности детей.

Программа наблюдения:

1) Отношение детей к товарищам по классу.

2) Особенности поведения детей в различных ситуациях, в том числе конфликтных.

3) Склонности и интересы детей.

Наблюдение проводилось на уроках и во внеурочной деятельностипо следующим методикам :

Модифицированная методика «Лесенка»
Методика  нахождения выражения уровня самооценки


Порядок проведения: испытуемому предлагалось выписать из предложенного списка в один столбик слова, характеризующие положительные качества его субъективного идеала, а во второй - слова, обозначающие качества, которыми он обладать не должен. Затем ребенок выбирал из этого те черты, которые присущи ему самому. Список включал следующие качества личности: аккуратность, вежливость, вдумчивость, вспыльчивость, трудолюбие, веселость, грубость, заботливость, завистливость, робость, злопамятность, капризность, нежность, правдивость, мечтательность, настойчивость, скромность, обидчивость, отзывчивость, решительность, жадность, леность, откровенность, сострадательность, трусость, смелость.

Обработка результатов. По каждому из множеств подсчитывался коэффициент самооценки по формуле:

Завышенная самооценка характеризуется неадекватным восприятием ребенком себя и своих возможностей, способностей. Ребенок с таким уровнем самооценки не видит своих недостатков, не умеет критично подойти к оценке результатов своей деятельности.

Адекватная самооценка предполагает достаточно критическую оценку ребенком своей личности. Он знает свои недостатки, поскольку относится к себе по результатам своей деятельности критично. Такой ребенок знает и свои «сильные» стороны. Он уверен в себе.

Заниженная самооценка характерна для робких, стеснительных, неуверенных в себе и своих способностях детей. Они очень критично относятся к себе, не верят в свои силы, недооценивают свои положительные качества и чрезмерно преувеличивают свои недостатки.

Уровень самооценки определяется по таблице  

Определение уровня самооценки


Множество


Коэффициент самооценки


Уровень самооценки


Множество положительных черт


К=0,8 - 1


Переоценка себя


К=0,3 – 0,7


Нормальная самооценка


К=0 – 0,2


Недооценка себя


Множество отрицательных черт


К=0,8 - 1


Недооценка себя


К=0,3 – 0,7


Нормальная самооценка


К=0 – 0,2


Повышенная самооценка


Методика № 3 - Модифицированная методика Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейн

Цель: определение высоты самооценки.

Порядок проведения: экспериментатор раздает детям листы бумаги с нарисованными на них вертикальными линиями длиной 12 см, каждая из которых обозначает какое-либо состояние, свойство или черту личности: счастье, здоровье, ум, любят ли тебя в классе, успеваемость, внешность, старательность. Детям было сказано, что верхняя точка на линии соответствует наивысшему уровню развития их качеств, нижняя - самому низкому, и предложено отметить крестиком на каждой линии то место, которое показывает уровень развития их собственных качеств сейчас, а затем отметить то, как бы они хотели, чтобы эти качества были у них развиты. Для этого надо поставить на этих же линиях в нужном месте черточки. Рисунок позволяет выявить высоту самооценки по отметкам, которые отражают реальное положение и желаемую позицию
На основе результатов наблюдения и данных, полученных после проведения методик, я составила  краткую характеристику каждого из детей, входящих в экспериментальную группу.

                        Формирование самооценки по методике « Лесенка».

Из числа учащихся я выбрала тех детей,с кем по моему мнению испытываю трудности в вопросах обучения и воспитания.
Ира И. имея заниженную самооценку, учится ниже своих способностей. Ее робость и нерешительность не позволяют ей полностью раскрыться. Ира очень ранима и обидчива. Пассивно относится ко всем классным делам и мероприятиям. Постоянных друзей в классе не имеет, хотя не конфликтна, и дети к ней относятся хорошо. Ира очень любит животных, относится к ним с большой нежностью.

Аня Г.. имеет завышенную самооценку. У нее высокие притязания на учебу. Стремится получить высокие оценки любым путем. Очень самоуверенна. Проявляет большую активность и во всем старается занять лидирующие позиции. Но вместе с тем, Даша очень усидчива, много читает. Она имеет незаурядные организаторские способности.

Данил Д. также имеет завышенную самооценку. В классе является лидером. В общении с детьми категоричен и не идет на компромисс. Проявляет способности к математике. Увлекается компьютером.

Артем С. завышенная неустойчивая самооценка. Проявляет агрессивность в общении с детьми, часто конфликты пытается разрешить силой. К учебе относится добросовестно, но не признает неудач. Если получает неудовлетворительные оценки, обижается и замыкается.

Арина П.. имеет завышенную неустойчивую самооценку. Главным мотивом ее учебной деятельности является высокая оценка, полученная любым путем. Она стремятся занять лидирующие позиции в классе. Дружит не со всеми детьми в классе. Вокруг себя собирает группу друзей и настраивает их против остальных детей класса. Но вместе с тем девочка любознательная, имеет большой кругозор, много читает, имеет положительные оценки по многим предметам, поэтому пользуется авторитетом у детей.

Иван Т. имеет адекватную неустойчивую самооценку. Мальчик отзывчивый, общительный. С большим желанием идет на контакт. В классе проявляет активность и заинтересованность во всех делах. Все поручения выполняет добросовестно и аккуратно.

Aльберт С. имеют адекватную неустойчивую самооценку. У него сформирован высокий уровень удовлетворения школьной деятельностью, высокий уровень школьной мотивации. В классе пользуется уважением. Увлекается рисованием.

Обобщив данные констатирующего этапа эксперимента, я составила программу формирования адекватной самооценки у детей экспериментальной группы путем создания воспитывающих ситуаций. Эта программа была реализована в ходе формирующего

Эксперимента при следующих педагогических условиях:

4) в основе содержания воспитывающих ситуаций лежат позитивные особенности, характерные для каждого ребенка;

5) ситуации подбираются в зависимости от выявленных проявлений самооценки;

6) воспитывающие ситуации органично включаются в логику учебного процесса, при их создании учитель использует разнообразные приемы.

Исходя из этого, в ходе формирующего эксперимента предстояло решить ряд частных задач:

1) разработать ситуацию успеха с использованием приемов: снятие страха перед предстоящей деятельностью, усиление мотива деятельности и персональной исключительности для детей с заниженной самооценкой, недостаточно уверенных в себе и пассивных;

2)разработать ситуации сопереживания, соотнесения для детей с завышенной устойчивой самооценкой;

3) разработать ситуации нравственного выбора с использованием приема «даю шанс» и авансирования доверием для детей с завышенной неустойчивой самооценкой;

4) разработать ситуации творчества для детей с адекватной самооценкой;

5) разработать алгоритм включения воспитывающих ситуаций в учебно-воспитательный процесс.

Работа по модифицированной методике «Лесенка»:

Порядок проведения: экспериментатор раздает детям листы бумаги с нарисованной лесенкой (6 ступенек: 1 ступень - самые плохие дети; 2 ступень - плохие дети; 3 ступень - средние плохие дети; 4 ступень - средние хорошие дети; 5 ступень - хорошие дети; 6 ступень - самые хорошие дети) и говорит, что на этой лесенке - все дети внизу- самые плохие, ступенькой повыше - плохие, еще выше- средние плохие дети..., а на самом верху самые хорошие. «Где ты среди этих детей? Oтмeть галочкой. Почему ты себя поставил именно на эту ступеньку?»

Дети, поставившие себя на 1-2 ступень, обладают заниженной самооценкой. Им свойственна пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то чacтo обижаются и уходят. Заниженная самооценка - один из источников проблем в обучении.

Дети, поставившие себя на 3-4 ступень, обладают адекватной самооценкой. Им свойственны активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказались проигравшими, не дразнят других детей в случае выигрыша. У них сформирован высокий уровень удовлетворения школьной деятельностью, высокий уровень школьной мотивации.

Дети, поставившие себя на 5-6 ступень, обладают завышенной самооценкой. Им свойственны повышенная активность, конфликтность, категоричность, агрессивность. Такие дети во всем стараются быть лучше других. Во время игр стремятся занять лидирующие роли. Главным мотивом учебной деятельности часто является высокая отметка («5»),полученная любым пyтeм. У таких детей проявляется высокий уровень притязаний на признание.

                       Сравнительные результаты изучения типа самооценки.


       
Выбранная ступень .


               
Тип самооценки


Ира И..


1 ступень


Заниженная


Адекватная


ВаняТ..


4 ступень


Адекватная


Адекватная


Альберт С..


4 ступень


Адекватная


Адекватная


Арина П..


5 ступень


Завышенная


Завышенная


Данил Д..


6 ступень


Завышенная


Завышенная

Артем С.
.


5 ступень


Завышенная


Завышенная


.Аня Г.


5 ступень


Завышенная


Адекватная

  В этой программе представлены разновидности воспитывающих ситуаций, которые был

и использованы для учащихся экспериментальной группы в связи с выявленными проявлениями самооценки и позитивными особенностями каждого ребенка, дано обоснование необходимости использования этих ситуаций для формирования адекватной самооценки.

Разрабатывая содержание воспитывающих ситуаций, я придерживалась следующего алгоритма:

1. Цель создания ситуации.

2. Индивидуальные проявления, связанные с особенностями самооценки, требующие создания воспитывающих ситуаций.

3. Характерные для данного ребенка положительные особенности, которые были положены в основу содержания ситуации.

4. Описание ситуации.

Воспитывающие ситуации использовались мной на различных уроках. Для этого специально выбирался наиболее удобный момент на уроке, продумывались различные возможные варианты их включения в урок, а в ряде случаев были использованы реально возникшие условия . Рассмотрим создаваемые нами воспитывающие ситуации.

Воспитывающие ситуации для Иры И. – ситуация успеха. Цель данной ситуации – освободить ее от психологического зажима, снять неуверенность в себе. Самооценка заниженная, неустойчивая.

Девочка очень обидчива, пассивна, мнительна, ранима.Ира  неуверенно чувствует себя при ответах у доски и выступлениях перед аудиторией, так как считает, что у нее ничего не получится. Особенно трудно ей даются гуманитарные предметы, где нужно много говорить, выражать свое мнение, принимать участие в обсуждении той или иной проблемы. Уроки ознакомления с окружающим миром были для Иры  настоящим испытанием. Она добросовестно читала текст дома, а, выходя к доске, не могла его пересказать. Поэтому, стоило лишь назвать учителю Ирину фамилию, тут же слышалось в ответ: «Я не знаю…», «У меня не получится».

Ира  очень любит животных. У нее дома живут несколько собак. Она с увлечением рассказывает о них на перемене. Ира  не может равнодушно пройти мимо бродячей собаки или брошенного котенка.

На уроке ознакомления с окружающим миром была новая тема: «Отношение человека к животным». Я предложила  высказать свое мнение по этому вопросу. Когда Иру вызвали к доске, она неохотно поднялась, и мы снова услышали: «У меня не получится», «Я не справлюсь». На что я ответила: «Это не сложно. Ты много знаешь о животных и поэтому обязательно справишься с заданием». Эти слова придали ее уверенности, и Ира хорошо ответила материал. В данном случае нами был использован прием снятия страха перед предстоящей деятельностью.

На следующей неделе в классе проводилось коллективное творческое дело. В него входил: конкурс рисунков о домашних животных, сочинений и рассказов на эту тему. От каждой группы нужно было выбрать по одному представителю для зашиты коллективной работы. Конечно, честь своей творческой группы должна была защищать Ира. Но выступать перед всем классом она боялась. Для Иры была создана ситуация успеха с использованием приемов снятия страха перед предстоящей деятельностью в персональной исключительности. После уроков с ней была проведена беседа о том, что это очень важно для нашего класса, что, прослушав ее выступление, многие задумаются о своем отношении к домашним питомцам, может быть тогда станет меньше бездомных животных. Было сказано, что именно Ира должна выступить, так как она лучше всех расскажет об этом, потому что очень любит животных и много знает о них. И действительно, Ира блестяще выступила и ее группа заняла 2 место. Это был первый серьезный успех в жизни девочки. Она стала увереннее чувствовать себя, ощутила свою важность.

При создании
ситуации сопереживания для Ани Г. я ставила перед собой следующую цель: предотвратить у девочки развитие черствости, бессердечия и эгоизма (завышенная устойчивая самооценка). Эта цель будет достигнута, если удастся пробудить в Ане такие эмоциональные чувства, как сопереживание, сочувствие, заботу о товарище.

Аня  способная ученица, легко «схватывает» новый материал. Может хорошо и доступно изложить его содержание.

Я обратилась к классу с просьбой отнестись повнимательнее к Кире Р., которая сегодня впервые после долгой болезни пришла в школу. Она была еще очень слаба и ей необходимы забота и сочувствие. Аня живет рядом с Кирой, поэтому именно ее я попросила помочь девочке в подготовке домашних заданий и проводить ее до дома. Аня с удовольствием взяла на себя заботу об однокласснице. Она не только на переменах в школе опекала Киру, но и приходила после уроков к ней домой, чтобы помочь ей усвоить пропущенный материал.
Я стала чаще обращаться к Ане за помощью в работе с отстающими учениками.

Для Данила Д. была создана ситуация соотнесения (завышенная устойчивая самооценка). Создавая такую ситуацию, мы ставили своей целью заставить Данила испытать гордость не только за себя, но и за свой коллектив, за свой класс. Нужно было, чтобы он проявил заботу о своих товарищах, так как он очень категоричен и самолюбив. Данил хорошо владеет компьютером, увлечен им, уделяет ему много времени. Поэтому я на одном из уроков русского языка рассказала ребятам, что она на прошлой перемене заходила в параллельный класс и увидела у ребят на партах памятки, которые нужны для работы над ошибками по русскому языку. Одна из учениц этого класса, у которой есть дома компьютер, сделала по одному экземпляру на каждый ряд. Эти памятки очень полезны. Они намного облегчают работу. Дети внимательно выслушали эту информацию. «Вот бы хорошо было иметь и в нашем классе такие», - сказал кто-то из ребят.

На следующий день Данил  принес такие памятки в класс. Он сам попросил у ребят из параллельного класса образец и сделал по одному экземпляру для каждого ученика.

Я поблагодарила Данила за заботу о своих товарищах. Ребята тоже благодарили его. Данил был очень доволен и сказал ребятам, что если им что-нибудь нужно будет отпечатать на компьютере, то он с удовольствием им поможет. Цели, которые я ставила перед собой при создании ситуации соотнесения для Данила, были достигнуты.

Цель воспитывающей ситуации нравственного выбора для Артема С.. (завышенная неустойчивая самооценка) заключалась в развитии таких качеств как сочувствие, доброта, отзывчивость. Он очень конфликтен, агрессивен. Часто предпочитает при помощи драки решать возникшие споры. Ему была предоставлена возможность найти другой путь решения конфликтных ситуаций. В то же время важной особенностью Артема является его умение отстаивать свою позицию. Эта ситуация не создавалась специально. Были использованы реально сложившиеся условия с применением приема «даю шанс».

Однажды Артем был дежурным по классу. В школе уроки уже закончились, почти все дети ушли домой. Мальчик протирал доску в классе, а я за столом проверяла тетради.

Вдруг из коридора донесся громкий плач. Мы вместе с Олегом вышли из кабинета и увидели, что произошла драка между учениками параллельного класса. Из-за чего подрались дети, они не видели, но ребята были очень возбуждены, растрепаны и смотрели друг на друга с нескрываемой ненавистью. Один из учеников громко плакал, а другой стоял рядом и смеялся.

- Что случилось? – спросила я.

Ребята не обратили на мой вопрос никакого внимания. Один мальчик продолжал ехидно хихикать, а другой еще громче заплакал. Явно, тот ученик, который плакал, вызывал сочувствие, а тот, который смеялся, заслуживал неодобрения. Артем уже был готов вступить в драку в защиту обиженного ребенка. Но я сказала, что нужно разобраться в ситуации и обратилась к Олегу с просьбой:

- Я поговорю с тем мальчиком, который плачет. Попробую его успокоить и выяснить, что же произошло. А ты поговори с тем, который смеется, но не подведи меня и себя.

Артем, готовый недавно наброситься на смеющегося мальчика с кулаками, теперь спокойно разговаривал с ним у окна в коридоре. Он доказывал ему, что тот хоть и сильнее, но сейчас неправ. Что он, Артем, и сам иногда дерется, но смеяться над тем, кто слабее, нехорошо.

Конфликт был улажен. Дети успокоились и пошли домой.

Когда мы вернулись в класс, я сказала ему:

- Большое спасибо. Ты помог мне разобраться в сложной ситуации. Мне одной было бы трудно это сделать. Я думаю, что после твоих слов мальчик осознал свою вину и больше драться не будет.

Олег был очень горд собой, он впервые попробовал разрешить конфликт мирным путем.

Воспитывающая ситуация для Арины. – ситуация авансирования доверия (завышенная неустойчивая самооценка).

Цель создания данной ситуации – развитие лучших, позитивных качеств ребенка, предотвращение развития эгоизма. Негативным в поведении Арины  является то, что девочка  всех ребят в классе делит на друзей и «остальных» ребят и часто настраивает одних против других. Позитивной ее особенностью являются хорошие организаторские способности. Поэтому для нее была создана ситуация авансированного доверия. Аванс доверия заключался в том, что Арина сумеет правильно оценить ситуацию и поступится своими личными интересами на благо общего дела. К уроку литературного чтения нужно было подготовить инсценировку к сказке Андерсена . Арине предложили подготовить эту сценку с ребятами. Давая такое задание, я разделила класс на группы методом выбора ребятами любимой геометрической фигуры.  Арина  обрадовалась заданию. Она имеет хорошие организаторские способности, много читает и справится с поручением.

После уроков мы  подробно проанализировали сказку, выяснили особенности поведения каждого героя, выполнили анализ их поведения и поступков. Арина объяснила, кто по ее мнению является положительным, а кто отрицательным персонажем. А вот распределить роли ей предстояло самой. Это очень сложное задание.

Внимание  было обращено на то, что она правильно распределит роли между ребятами, потому что очень хорошо знает всех детей, знает их способности, что она с честью справится с этим заданием.

Арина  оправдала мои ожидания. Положительные роли получили дети, которые больше подходили  ей по своему складу характера и темпераменту, и, отнюдь, не все среди них были ее друзьями. Она подошла к этому заданию очень ответственно. Ей пришлось поступиться своими амбициями ради общего дела. В процессе подготовки этой инсценировки количество Арининых друзей значительно расширилось, потому что почти весь класс принимал участие в этой работе. Кто-то подбирал костюмы, кто-то рисовал декорации. А всей этой работой руководила Арина, проявляя свои организаторские способности с лучшей стороны.


Воспитывающая ситуация для Ивана Т.. – ситуация творчества.
Иван  имеет адекватную неустойчивую самооценку. Мальчик общителен, с желанием идет на контакт. Его я вовлекла в работу по благоустройству  весенней клумбы. Ване было предложено подумать над тем, как  сделать клумбу разнообразной. Ваня задумал вырастить овощные культуры. Его идею  я одобрила, но заметила, что мне трудно заниматься этим одной, потребуется помощь.

По  моей просьбе  Ваня  подготовил небольшое выступление перед классом о пользе овощей. И предложил рассадить в горшочки семена перца, помидоров.

На уроке труда дети посеяли семена в горшочки. А Ваня составил паспорт для каждой культуры и внимательно следил за тем, как за ними ухаживают. Иногда он готовил для ребят небольшие сообщения о той или иной культуре. Для этого ему приходилось пользоваться различными справочными пособиями. Ваня втянулся в эту работу, старался найти какое-то новое растение для класса, привлекал к этому ребят.

Благодаря его стараниям наша клумба стала одной из самых красивых в школе.

Ваня проявил активность, упорство в достижении цели, инициативу.

Воспитывающая ситуация для Альберта С. – ситуация творчества.

Альберт С. имеет адекватную неустойчивую самооценку. Для того, чтобы развить инициативность, находчивость мы создали для него ситуацию творчества.
Альберт. хорошо рисует. Однажды к нам в школу пришли представители пожарной охраны и объявили конкурс на лучший рисунок об их профессии.

На уроке изобразительного искусства дети дружно взялись за работу. Альберт быстрее всех справился с заданием. А вот у некоторых ребят получалось хуже, и тогда Альберт вызвался им помочь. Ему разрешено было помогать ребятам, но при этом он должен был проявить фантазию, выдумку, находчивость. Его советы ребятам должны были быть неординарными, необычными. Он ходил по классу, советовал ребятам что лучше и как нарисовать и помогал в этом. Они с удовольствием принимали его помощь.

А к международному женскому дню я попросила Сашу нарисовать поздравительную открытку. В канун праздника он пришел в класс раньше всех. Вместе со мной мальчик повесил открытку на стенд. Видно было, что она была выполнена с любовью. Альбеот не только прекрасно выполнил рисунок, но и сам впервые сочинил поздравительные стихи. Времени до начало уроков оставалось еще много, и Альберт  попросил разрешения нарисовать на доске цветными мелками весенний букет для девочек. Его рисунок порадовал всех, кто заходил в класс в этот день. Альберт  был очень доволен. Большое удовлетворение испытала и я, так как Саша сделал доброе дело, проявил инициативу и сделал приятное многим людям.

 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию адекватной самооценки младших школьников в учебном процессе через создание воспитывающих ситуаций (контрольный эксперимент)
       На контрольном этапе эксперимента с целью определения уровня сформированности самооценки у детей экспериментальной группы были повторно использована методика:


После проведения модифицированной методики «Лесенка» В.Г.Шур были получены следующие результаты:

Ира И. поставила себя на3 ступень. Дети, поставившие себя на 3-4 ступень, обладают адекватной самооценкой.

Аня Г.. выбрала 5 ступень. Она имеет завышенную самооценку.
Данил Д. – 5 ступень. Он также имеет завышенную самооценку.

Артем С..- 5ступень – завышенная самооценка.

Арина П.. поставила себя на 4 ступень. Значит, она имеет адекватную самооценку.

Иван Т. и Альберт С.. также поставили себя на 4 ступень.

Обобщенные данные, полученные в констатирующем и контрольном экспериментах, приведены в таблице

.
                             Сравнительные результаты изучения типа самооценки


Выбранная ступень

Констатир.         Контрольн.


Тип самооценки

Констатир.         Контрольн
.


Ира И.


1 ступень


3 ступень


Заниженная


Адекватная


Иван Т.


4 ступень


4 ступень


Адекватная


Адекватная


Альберт С.


4 ступень


4 ступень


Адекватная


Адекватная


Аня Г..


5 ступень


5 ступень


Завышенная


Завышенная


Данил Д.


6 ступень


5 ступень


Завышенная


Завышенная


Артем С.


5 ступень


5 ступень


Завышенная


Завышенная


Арина П..


5 ступень


4 ступень


Завышенная


Адекватная

Как видно из таблицы, у Иры И.. самооценка изменилась. В констатирующем эксперименте она была заниженной, а стала адекватной. Это говорит о том, что девочка стала увереннее в себе, стала реальнее оценивать свои возможности.

У Вани Т.. самооценка по-прежнему осталась адекватной. Следовательно, он достаточно объективно оценивает свои достоинства и недостатки.

У Альберта С. также адекватная самооценка, как в констатирующем, так и в контрольном эксперименте.

У Ани Г.. самооценка осталась завышенной, значит, работа над формированием адекватной самооценки должна быть продолжена.

У Данила Д. по результатам проведения данной методики самооценка осталась прежней, но виден сдвиг в сторону адекватной самооценки. Данил  понял необходимость работы над собой.

У Артема С. завышенная самооценка. Следовательно, работа по формированию адекватной самооценки еще не закончена.

У Арины П.. изменилась самооценка с завышенной на адекватную. Она реально оценивает себя и свои качества.Как видно из таблицы, у Иры И.. самооценка изменилась. В констатирующем эксперименте она была заниженной, а стала адекватной. Это говорит о том, что девочка стала увереннее в себе, стала реальнее оценивать свои возможности.

У Вани Т.. самооценка по-прежнему осталась адекватной. Следовательно, он достаточно объективно оценивает свои достоинства и недостатки.

У Альберта С. также адекватная самооценка, как в констатирующем, так и в контрольном эксперименте.

У Ани Г.. самооценка осталась завышенной, значит, работа над формированием адекватной самооценки должна быть продолжена.

У Данила Д. по результатам проведения данной методики самооценка осталась прежней, но виден сдвиг в сторону адекватной самооценки. Данил  понял необходимость работы над собой.

У Артема С. завышенная самооценка. Следовательно, работа по формированию адекватной самооценки еще не закончена.

У Арины П.. изменилась самооценка с завышенной на адекватную. Она реально оценивает себя и свои качества.

Заключение
Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка. Самооценка это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознания человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе. Самооценка подразумевает под собой известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным сила.
          В данном исследовании с целью формирования адекватной самооценки у младших школьников использовались воспитывающие ситуации. Мы основываемся на следующем определении метода воспитывающих ситуаций: преднамеренное стечение обстоятельств, специально организованные педагогические условия принято называть методом воспитывающих ситуаций, основное назначение которого – побуждать детей к определенному поведению.
            В основе содержания воспитывающих ситуаций лежат позитивные особенности, характерные для каждого ребенка;
           Ситуации подбираются в зависимости от выявленных проявлений самооценки;
Воспитывающие ситуации органично включаются в логику учебного процесса, при их создании учитель использует разнообразные приемы
Для формирования и корректировки самооценки у детей экспериментальной группы были созданы различные воспитывающие ситуации: ситуации успеха с использованием приемов: снятие страха перед предстоящей деятельностью, персональной исключительности для учащихся с заниженной самооценкой, ситуации сопереживания, соотнесения, свободного выбора с использованием приема «Даю шанс», ситуации авансирования доверием для детей с завышенной самооценкой, ситуации творчества для детей с адекватной самооценкой.

Сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов позволило обнаружить у детей экспериментальной группы тенденции в сторону формирования адекватной самооценки. У многих детей по разным показателям уровень самооценки приблизился к адекватной. Многие дети поняли необходимость работы над собой.

Процесс формирования адекватной самооценки крайне длительный и сложный. Поэтому наметившиеся тенденции к адекватности в оценивании себя показывают эффективность использования для этого воспитывающих ситуаций. Научно-практические результаты проведенного исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и доказали объективную необходимость и возможность формирования адекватной самооценки младших школьников в учебном процессе через использование воспитывающих ситуаций.


Список литературы

1. Агапов В.С. Сущностная характеристика Я-концепции. Учебно-методическое пособие. / В.С.Агапов. - М.: МГСА РПО, 2001.

2. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать./ Ю.П.Азаров. - М., 1997.

3. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика любви и свободы. / Ю.П. Азаров. - М., 1997.

4. Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. / Е.А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

5. Асмолов А.Г. Психология личности./ А.Г. Асмолов. – М., 1990.

6. Байбородова Л.В., Рожкова М.И. Организация учебного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. / Л.В. Байбородова, М.И.Рожкова. - М., 2000.

7. Батурин Н.А. Оценочная функция психики. / Н.П.Батурин. – М.: ИП РАН, 1997.

8. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. / А.С. Белкин. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

9. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. Кн. Для учителя. / А.С. Белкин. – М.: Просвещение, 1991.

10. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. / Р. Бернс – М.: Прогресс, 1998.

11. Блага К., Шебек М. Я. – твой ученик, ты – мой учитель. Кн. Для учителя: Пер. с чеш. / К.Блага, М.Я.Шебек. – М.: Просвещение, 1991.

12. Богданова Н.А. Психологические трудности развития Я-идентичности младших школьников: Автореф. дис. канд. псих. наук… / Н.А. Богданова - Калуга, 2000.

13. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968.

14. Бороздина Л.В. Что такое самооценка?// Психологический журнал № 2 2000.

15. Бугрименко Е.А. Готовность детей к школе: Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Метод. Разраб. Для школьного психолога. / Е.А. Бугрименко.– М., 1990.

16. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование: Проблемы психологического развития детей. / Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс. – М., 1990.

17. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман.– М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.

18. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследования в психологии: Учебно-практическое пособие. – 3-е изд. испр. и доп. / Б.С. Волков, Н.В. Волкова.– М.: Педагогическое общество России, 2002.

19. Гербарт И.Ф. Главнейшие педагогические сочинения: Пер. с нем. / И.Ф. Гербарт. - М., 1906.

20. Глассер У. Школа без неудачников. / У. Глассер. – М.. 1991.

21. Гордин Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. / Л.Ю. Гордин. - М., 1971.

22. Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. / Л.П. Гримак. – М.: Политиздат, 1991.

23. Дерябо С.Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды (пособие для учителя)/ под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. – М., 1997.

24. Джеймс У. Психология. / У.Джеймс – М.: Педагогика, 1991.

25. Дубровина, И.В., Круглова, Б.С. Особенности обучения и психологического развития школьников. / И.В. Дубровина, Б.С. Круглова. – М., 1988.

26. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Минск, 1998.

27. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. / А.В.Захарова. – М., 1993.

28. Иващенко А.В., Агапов В.С., Барышникова И.В. Методики исследования Я – концепции личности. Учебное пособие. / А.В. Иващенко, В.С. Аганов, И.В. Барышникова. – М.: МГСА, 2000.

29. Иващенко А.В., Агапов В.С., Барышникова И.В. Я – концепция личности в отечественной психологии. Монография./ А.В. Иващенко, В.С. Агапов, И.В. Барышникова. – М.: МГСА, 2000.

30. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.А. Воспитание? Воспитание…Воспитание! / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.А. Селиванова. – М., 1996.

31. Квинн В. Прикладная психология. / В. Квинн. – Санкт-Петербург: Питер, 2000.

32. Коджаспиров А.Ю., Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и средн. учебн. заведений. / А.Ю. Коджаспиров, Г.М. Коджаспирова. - М., 2001.

33. Козлов В. Для тех, кто работает по программе «Ясам».// Воспитание школьников. – 1994. - №1.

34. Коротов В.М. Введение в общую теорию развития личности. / В.М. Коротов.- М., 1991.

35. Конюхов Н.И. Словарь-справочник по психологии. / Н.И. Конюхов. - М., 1980.

36. Корчак Я. Избранные педагогические сочинения. / Я. Корчак. - М., 1960.

37. Крупская Н.К. Педагогические сочинения. / Н.К. Крупская. - М., 1960.

38. Крылов, А.Н. «Образ – Я» как фактор развития личности: Дис…канд. психол. наук./ А.Н.Крылов. – М., 1984.

39. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие, 4-е издан./ И.Ю. Кулагина. – М., Изд. УРАО, 1998.

40. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в средней школе: от коллективизма к взаимодействию: Практич. пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК./ С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. – Ростов-н/Д.: Творческий центр «Учитель», 2000.

41. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение./ П.Ф. Лесгафт - М.. 1991.

42. Липкина А.И. Самооценка младшего школьника./ А.И.Липкина.- М., 1976.

43. Ушинский К.Д. Избранные сочинения./ К.Д. Ушинский. - М., Т.2.

44. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. / Ю. Хямяляйнен.– М., 1993.

45. Чеснокова И.И. Психологическое исследование самосознания // Вопросы психологии, 1984. - №5.

46. Шайденкова Т.Н. Школьные воспитательные системы: Учеб. метод. Пособие к спецкурсу./ Т.Н. Шайденкова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 1998.

47. Шварцман К.А. Философия и воспитание./ К.А. Шварцман. - М., 1989.

48. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры./ Н.Е. Щуркова.- М., 1997.

49. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса./ Н.Е. Щуркова. – М., 1994.

50. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. / Н.Е. Щуркова.– М., 1998.

51. Якобсон С.Н. Формирование Я-потенциального положительного как метод регуляции поведения дошкольников // Вопросы психологии. – 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

формирование специальной программы по развитию коммуникативных УУД в учебной и внеучебной деятельности младших школьников, направленной на использование групповых технологий, форм и методов орга...

Выступление на МО учителей начальных классов «ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

Основные особенности стандартов второго поколения требуют внесения изменений и в систему оценки, которая выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как самост...

Формирование самооценки у младших школьников в учебно-воспитательном процессе

Исследование самооценки учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по модифицированной методике "Лесенка"...

Формирование самооценки младших школьников в учебно-воспитательном процессе в соответствии с ФГОС НОО

Основные особенности стандартов второго поколения требуют внесения изменений  в систему оценки, которая выступает не только как средство обучения, регул...

«Формирование самооценки у младших школьников в учебно-воспитательном процессе»

В условиях модернизации современной системы образования важным является возросший интерес к личности школьника. Одна из центральных задач общеобразовательной школы - подготовка учащихся к само...