ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ В НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
статья на тему

Индивидуализация и дифферециация в начальном образовании

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_-individualizatsiya_i.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Индивидуализация и дифференциация  в начальном образовании».

      В условиях урока индивидуальный подход к учащимся реализуется, как известно, в «разумной дифференциации учебных заданий, постановке перед учащимися посильных задач».

      Как правило, выбираемый учителем средний темп работы на уроке, оказывается нормальным лишь для определённой части учеников, для других он слишком быстрый, для третьих излишне замедленный.

      Одна и та же учебная задача для одних детей является сложной, почти неразрешимой проблемой, а для других она лёгкий вопрос. Один и тот же текст одни дети понимают после первого чтения, другим требуется повторение, а третьим необходимы разъяснения.

условия, при которых стало бы возможным использование и потенциальных способностей  каждого ребёнка при  классно- урочной форме обучения. Решение этой практической задачи связано с последовательной реализацией дифференцированного и индивидуального подхода к ученикам.

      Важно отметить, что в индивидуальном подходе нуждается действительно каждый ученик. Любая работа, в том числе по усвоению орфографии, должна быть мотивирована. Мотивацию орфографических умений можно реализовать через активизацию познавательных интересов учащихся, занимательность форм и методов работы, гибкую систему контроля знаний, умений и навыков.

     

      «Сознательная деятельность» осуществляется на основе знания правил и правильного их применения. Это означает последовательное выполнение умственных операций, которые ведут к успешному решению задачи.

       Таким образом, чтобы решить орфографическую задачу, т. е. правильно написать безударную гласную, ученик должен проделать следующие умственные операции- «шаги»:

                   - ученик услышит безударный гласный и установит, в какой части слова он находится.

                   - решить, какой этот звук: проверяемый или непроверяемый.

                   - как проверить проверяемый безударный гласный.

                   - если безударный непроверяемый, вспомнить, как слово пишется, или посмотреть в словаре.

               

                    Наиболее распространенной формой является индивидуализация самостоятельных работ. Их всегда можно дифференцировать по степени трудности, помня, что для менее развитых школьников необходимо предусмотреть более лёгкие варианты заданий.

        Для учащихся  первой группы предлагается следующее задание:

  1. Произнеси слово вслух. Сначала определите ударный звук, затем назовите безударные звуки.
  2. Назовите в слове все звуки, а затем все буквы.
  3. Подберите 6 слов с безударными гласными в корне. Проверьте их.
  4. Произнесите только слова с безударными гласными в корне. Выпишите их.
  5. Сначала произнесите слово так, как говорим, затем так, как пишем:

                   ( задание выполняется с предметными картинками)

                Столовая, дежурный, ученик, моряк, окно.

  1. Из данных слов назовите сначала проверяемое, затем проверочное слово:  поласкать-ласка, холодный- холод, пишет- запиши.
  2. Какие буквы в словах проверяются проверочными словами:

                     Тяжёлый- тяжесть

                    Берег-прибрежный

                    Проживать-прожить

  1. Почему выделенные гласные проверяемые?

             лЕсник    замЕчает   выдЕржит    

            опОздал   вИднелись   зЕлёный

  1. Подумай и запишите 5 слов с безударными гласными в корне на тему «Школа».

Во второй группе больше внимания уделяется запоминанию детьми слов с непроверяемыми написаниями. С этой целью детям даются по 2-3 слова для запоминания почти на каждом уроке. Упражнения со словарями, списывания, заучивания  текстов. Чаще, чем другие дети, выполняют такие виды работы, как пересказ, объяснение написания слов по правилу.

К третьей группе относятся учащиеся, затрудняющиеся подобрать проверочное слово.

 Такие дети не умеют выделять существенное значение корня через определение лексического значения слова. В работе этих детей часто встречаются ошибки, свидетельствующие о том, что подбор проверочных слов проводится на основе формального созвучия:

                   Водитель- воды

                  Отравил- трава

       Надо объяснять так: «Примерять можно платье, пальто, обувь; это значит надеть себя, примерить.В корне пишем Е.

       Примирять- сделать так, чтобы между ссорящимися был мир. Проверочное слово мир В корне слова пишем  И.»

        Учащимся третьей группы предлагаются следующие виды заданий:

  1. Объясните, какое написание нужно выбрать, чтобы сохранился смысл.

             В нашем краю растут густые л(ИЕ)са.

             Под елью с(ИЕ)дела л(ИЕ)са.

            Бабушка пос(ИЕ)дела от горя.

  1. Подумайте, что обозначает каждое слово. Правильно вставьте букву.

             Спл(ОА)тить в отряд.

            Запл(АО)тить за квартиру.

  1. Выберите нужное проверочное слово. Правильно вставьте букву.

                   --------горе                                                ----------плата

Приг..род                                             спл..тить

                    ---------город                                          ----------плотный                

                       

  1. Можно ли проверить слова из первого столбика словами из второго столбика?

                 Загорела -горка

                       Нагляделся-глядя                    

                   Травить- трава

                   Волна- вол.

Таким образом, дифференциация и индивидуализация учащихся в процессе обучения орфографии заключается в изучении индивидуальных различий усвоения правописания каждым отдельным учеником.

               Эти различия коренятся в недостаточном развитии у них звукового анализа и на этой основе морфологического анализа, орфографических обобщений, а также в недостаточном развитии речи детей, в том числе связной. Одни дети быстрее, другие медленнее усваивают отдельные операции, составляющие в совокупности умение применить орфографическое правило.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

Данный материал затрагивает такие темы, как учет психических особенностей  обучающихся при индивидуализации обучения. Рассматриваются виды и формы индивидуализации и дифференциации обучения, как ...

Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательного процесса как условие успешности обучения младших школьников.

Перед педагогической общественностью стоит глобальная проблема современности - проблема экологии детства.  Уже при поступлении в школу дети характеризуются различны...

Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса как условие развития личности современного школьника

Актуальность использования индивидуально-дифференцированного обучения  связана с тем, что уровень подготовки и развития способностей к учению не у всех школьников одинаковый. Обучающиеся по-разно...

«Организация оптимальных условий повышения качества образования: индивидуализация и дифференциация в обучении учащихся школы».

Материал представлен для выступления на педагогическом совете, школьном методическом объединении учителей....

«Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках русского языка в начальной школе в условиях внедрения ФГОС»

В данной статье рассмотрены цели, задачи дифференцированного обучения, примеры дифференцированных заданий по русскому языку....

Доклад по теме: «Активизация познавательной деятельности в рамках реализации программы дополнительного образования естественнонаучной направленности посредством индивидуализации и дифференциации процесса обучения».

laquo;Активизация познавательной деятельности в рамках реализации программы дополнительного образования естественнонаучной направленности посредством индивидуализации и дифференциации процесса обучен...