«Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках русского языка в начальной школе в условиях внедрения ФГОС»
статья на тему

В данной статье рассмотрены цели, задачи дифференцированного обучения, примеры дифференцированных заданий по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dlya_sayta_2.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках русского языка

в начальной школе в условиях внедрения ФГОС».

«Любить детей – этого мало,

Надо знать их».

                  Проф. М.Н. Гернет.

Выбранная мною тема в настоящее время очень актуальна, т.к. в современной педагогике одним из важнейших принципов обучения является индивидуально – дифференцированный подход к учащимся. Важнейшее условие реализации индивидуально – дифференцированного подхода  - это постоянное изучение индивидуальных и типических особенностей учащихся, их познавательных возможностей, влияющих на успешность усвоения учебного материала.

В основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит системно – деятельностный подход, который предполагает:  разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. Наиболее эффективной формой индивидуализации учебного процесса, обеспечивающего максимально благоприятные условия для ребёнка (при подборе соответствующего уровня, сложности учебного материала, соблюдение дидактических принципов доступности), является дифференцированное обучение.

 Цели дифференцированного обучения:

организовать учебный процесс на основе учёта индивидуальных особенностей личности, т. е. на уровне его возможностей и способностей.

Основная задача: 

- увидеть индивидуальность ученика и сохранить её, помочь ребёнку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

Класс комплектуется из детей разного уровня развития, неизбежно возникает необходимость дифференцированного подхода при разноуровневом обучении. Уровневая дифференциация позволяет работать как с отдельными учениками, так и с группами, сохраняет детский коллектив, в котором происходит развитие личности. Её характерными чертами являются: открытость требований, предоставление ученикам возможности самим выбирать усвоение материала и переходить с одного уровня на другой.

Внутренняя дифференциация предполагает условное деление класса  - по уровню умственного развития (уровню достижения);

- по личностно – психологическим типам (типу мышления, памяти и т.д.).

Личностно – ориентированное развивающее образование ставит своей целью обеспечить развитие каждого ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей. В целях реализации технологии разноуровнего обучения в классе проведена диагностика познавательных процессов каждого ученика:

- для изучения круга общения, уровня коммуникабельности ребёнка и характера взаимодействия с окружающими его сверстниками, родителями,  учителями были проведены графические пробы по методике Т.Ю. Андрущенко;

 - для  изучения особенностей внимания  учащихся использовалась методика Горбова-Шульте; (приложение №1)

-  по методике А.З. Заака, Р. Амтхауэра были определены уровни развития мышления учащихся; (приложение №2)

 - сформированность у ребёнка мотивационной сферы играет важнейшую роль для его успешности в учебной деятельности. Оценка школьной мотивации учащихся проведена по методике Н.Г. Лускановой (приложение)

По результатам диагностирования составляется психолого-педагогическая карта класса, ведётся лист индивидуальных достижений учащегося (приложение № 4, № 5), класс делится по уровням:

- 1 группа – ученики с высокими учебными способностями (ведут работу с материалом большей сложности,  требующим умения применять знания в не-

знакомой ситуации и  самостоятельно, творчески подходить к решению задач), возможностями, показателями успеваемости по определённым предметам, умеющие хорошо работать. Они обладают устойчивым вниманием, при наблюдении вычленяют признаки предмета, в ходе обучения успешно осваивают процессы обобщения, владеют большим словарным запасом.

- 2 группа – учащиеся со средними способностями (выполняют задание первой группы, но с помощью учителя по опорным схемам), показателями обучаемости, интеллектуальной работоспособностью, учебной мотивацией, интересом. Для этих детей трудны задания на обобщение, так как уровень их аналитического мышления низок.

- 3 группа – учащиеся с низкими учебными способностями (требуют точности в организации учебных заданий, большего количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений), низкий уровень сформированности познавательного интереса, мотивации учения, показателями успеваемости, быстрой утомляемостью, медлительности.

Важно, что при  дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, способностью восполнения пробелов и повышением учебной направленности, выражавшейся в интересе к получению знаний.

Группы могут формироваться по следующим критериям:

- результаты педагогической диагностики;

- уровень развития, индивидуальные особенности психических процессов;

- сформированность компонентов учебной деятельности (принятие учебной задачи, развитие учебных действий, построение алгоритма решений, контроль и самоконтроль);

- результаты самостоятельных работ, контрольных работ;

- выбор самого ребёнка (с кем бы он хотел работать).

При организации индивидуального подхода через внутриклассную дифференциацию в процессе обучения можно использовать дифференциацию содержания учебных заданий по уровню творчества, трудности и объёму.

Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.

Творчество представляет собой продуктивную деятельность т.е. производящую новое, в отличие от репродуктивной, повторяющей известное. Ученикам приходится применять знания в изменённой или незнакомой ситуации, осуществлять более сложные мыслительные действия (поисковые, преобразующие) создавать новый продукт (задания, сочинения). В процессе работы учащиеся приобретают опыт творческой деятельности. Дифференцированная работа чаще всего организуется следующим образом: учащимся с низким уровнем обученности предлагаются репродуктивные задания или задания с элементами творчества, а со средним и высоким – творческие (приложение №5, №6)

Дифференциация учебных заданий по уровню трудности.

По трудности можно выделить 3 типа заданий:

  1. Задания, выполнение которых состоит в стереотипном воспроизведении заученных действий.
  2. Задания, выполнение которых требует некоторой модификации заученных действий в изменившихся условиях.
  3. Задания, выполнение которых требует поиска новых способов действий.

Учащимся предлагаются задания с возрастающей трудностью, которые решаются последовательно. Если ребёнок не смог справиться с каким либо заданием, то он должен объяснить, что вызвало затруднение. Это позволяет скорректировать обучающую деятельность относительно каждого ученика.

Дифференциация учебных заданий по объёму.

Такой способ дифференциации предполагает, что все учащиеся получают достаточно большой объём однотипных заданий. В зависимости от знаний детей или от темпа выполнения упражнений выдаётся различное количество заданий, при этом определяется обязательный объём, а за каждое выполненное дополнительное упражнение начисляются баллы. В качестве дополнительных предлагаются творческие или более трудные задания.

Дифференцированный подход к обучению в начальной школе является одним из наиболее важных условий успешного обучения и воспитания. Его реализация предполагает временное изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания учебно-воспитательного процесса, постоянное варьирование его методов и организационных форм с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика. Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ребёнку, его творческой индивидуальности в условиях классно – урочной системы обучения.

В соответствии с системно – деятельностным подходом, составляющим методологическую основу требований Стандарта второго поколения, содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать и учебно-практические задачи.

 В учебниках Л.М.Зелениной и Т.Е.Хохловой отображены общие подходы к организации учебного материала.

Психолого-педагогические модели построения урока:

- постановка проблемы и её анализ учащимися совместно с учителем;

- самостоятельная формулировка детьми открывшимся им в ходе наблюдения  и анализа изучаемого материала (правил, способов действий)

- уточнение сформулированных учащимися обобщений  по учебнику, введение соответствующей терминологии;

- выполнение упражнений, различных по уровню сложности (уровневая дифференциация – опорный и повышенный уровень познания) на применение и уточнение знаний по теме.

В стандартах второго поколения ставится основная педагогическая задача системно-деятельностного подхода – организация условий, инициирующих детское действие. А именно вопросы «чему учить?» и «как учить?» Ответ на второй вопрос  - обновление средств обучения, новые технологии на основе «учебных ситуаций», уровневой дифференциации, проектной и оценочной деятельности.

Учебная деятельность по русскому языку:

- игры и эксперименты (со звуками и буквами, словами, текстами);

- наблюдения, обсуждения, описания к анализу;

- группировка, упорядочивание, классификация, сравнение;

- преобразование и создание (памятки, тексты, списки слов);

- ежедневное чтение и письмо (списывание, письмо под диктовку, творческие работы).

В оценочной деятельности выделяют два уровня: основной (обязательный) и повышенный (по выбору ученика).

Все диагностические задания можно условно разделить на: предварительные, текущие, итоговые.

Предварительные:

  1. Орфографический самоконтроль:

Списать текст.

Записать текст под диктовку.

Проверить написанное по образцу.

2.Показатели словарного запаса: подобрать максимальное количество однокоренных слов.

3. Упражнения на фонетические и фонетико-графические умения.

4. Образование связей и обобщений.

Текущую диагностику провожу в конце изучения орфографической темы: списывание, диктант, изложение.

Итоговые диагностические задания провожу в конце изучения темы, полугодия, в конце года.

Диагностические данные используются при выборе сочетания фронтальных, групповых, индивидуальных форм организации учебной деятельности.

Примеры заданий:

Раздел «Состав слова»

Планируемый результат: различать родственные слова и формы слова.

Задание базового уровня:

Какое из слов является формой слова речка?

1 – река  2  -  речной   3 – речкой      4 – речушка

Задание повышенного уровня:

Родственные слова к слову море

Формы слова море

Запиши слова в два столбика (в списке есть лишние слова).

Моряк, морской,  морем, морж, приморский, к морю, мороз.

Раздел «Синтаксис»

Планируемый результат: различать предложение, словосочетание, слово

Задание базового уровня.

       Даны словосочетания и предложение. Запиши их в нужный столбик таблицы.

Тёплое лето, объявил маме, дует ветер, грохотал вдали, сверкнула молния,

весёлый ручей, девочка рисует.

словосочетания

предложения

Задание повышенного уровня.

Составь из данных слов словосочетания и предложения.

Тёплый, ласкает, деревьев, ветер, верхушки, по тропинке, муравьи, в лесу, бегают.

После выполнения диагностических заданий (задания прилагаются) определяется уровень осознанности орфографических действий (приложение № 7, 8), уровень сформированности орфографической грамотности (приложение № 9, 10).


В результате изучения русского языка на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы познавательные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования,  система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы должна: - обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной  образовательной программы, позволяющей вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования. Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личном развитии. Полнота проверки всех планируемых результатов обеспечивается тем, что итоговая оценка выпускника начальной школы по русскому складывается из накопленной оценки (портфолио) и результатов выполнения итоговой работы. Накопленная оценка отражает динамику индивидуальных  образовательных достижений учащихся, их продвижение в освоении планируемых результатов, позволяет наглядно увидеть объём и глубину знаний. Накопленная оценка по русскому языку складывается из работ обучающегося, демонстрирующих достижение им планируемых результатов. Устная и письменная речь ученика начальной школы отражена в сочинениях, изложениях, текущих и промежуточных работах.  На основании накопленной оценки и  оценок за итоговую работу делаются выводы о достижении выпускником планируемых результатов.

Вывод:

- дифференцированное обучение позволило организовать учебный процесс  на основе учёта индивидуальных особенностей личности, обеспечило усвоение всеми учениками содержания образования.

- индивидуализация и дифференциация обучения на уроках русского языка повышает качество обучения учащихся (диаграмма качества обучения учащихся по русскому языку за 2010-2012 учебный год прилагается).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе с учетом внедрения ФГОС."

В статье изложен опыт работы со словарными словами в начальной школе....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях внедрения ФГОС.

Опыт работы учителя начальных классов  МАОУ «Средняя школа №8» г. Когалым  Довбня Светланы Владимировны...

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях реализации фгос

В статье "Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС" рассказывается о техниках учения технологии развития критического м...

Мастер – класс « Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе в условиях введения ФГОС»

Проект - это одна из форм исследовательской работы. Поэтому, когта мы говорим о методепроектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели, которая завершится практическим результатом. Сегод...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Текст выступления на фестивале педагогических идей по теме: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО"...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

В статье рассматриваются некоторые методы активного обучения и способы их применения в начальной школе на уроках английского языка. Ключевые слова: активные методы обучения, мотивация, творческая зада...