Статья "Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе с учетом внедрения ФГОС."
статья по теме

БУКРЕЕВА СВЕТЛАНА ГЕОРГИЕВНА

В статье изложен опыт работы со словарными словами в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе с учетом внедрения ФГОС.

 С.Г.Букреева, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 99» г. Воронежа.

   Русский язык считается одним из трудных школьных предметов в начальной школе. Основа грамотности учащихся – это усвоение правил написания, т.е. орфографических норм. В современной начальной школе программой по русскому языку для каждого класса предусматривается обязательное усвоение ряда слов, правописание которых правилами не проверяется. Эти слова называются словарными. Прочное усвоение их написания достигается путем частого включения этих слов в различные упражнения, задания, выполняемые на всех этапах урока. И одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является задача научить ребенка писать эти слова без ошибок. От того, насколько полно и правильно будут сформированы навыки правописания в начальной школе, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность.

      Сделать процесс усвоения слов с непроверяемыми написаниями более эффективным – задача сложная и трудоемкая, требующая от современного учителя большой творческой работы. И чтобы научиться решать такие орфографические задачи необходимо не только знать правила, но и уметь его применять на письме. Для лучшего усвоения словарных слов должна быть организована целенаправленная систематическая работа, которая включает в себя не только знакомство с новым словом и его написанием, но и систему упражнений, рассчитанных на зрительно-моторное запоминание.

      В своей работе при обучении письму словарных слов применяю следующие методы и приемы:

  • Метод языкового анализа, который включает приемы звуко-буквенного анализа слов, фонетического разбора, комментирования орфограмм, устного проговаривания;
  • Приемы зрительного запоминания- это зрительный диктант, списывание с различными заданиями, проверка слов по словарику;
  • Использование таблиц, карточек, перфокарт;
  • Выделение орфограмм цветным  мелом или стержнем на доске и в тетрадях;
  • Различные виды слуховых диктантов;
  • Составление словосочетаний и предложений с трудными словами, включая их в письменные и устные творческие работы;
  • Занимательные формы работы(загадки, ребусы, игры, шарады, кроссворды) ученики решают их или сами составляют.

Игра «Слоговое лото».

- Прочитайте слоги и составьте с ними слова.  Роз,    се,  мо,  на,  ши, ко, ло, ро, ве, ли.

Игра «Догадайся, что за слово».

Догадайтесь какие слова живут в домике.

       

Одним из методов запоминания слов с непроверяемыми написаниями- это метод связывания их в единый смысловой текст, блоками. Такие блоки я начинаю формировать с первого класса. И с каждым разом эти блоки пополняются новыми словами. Это такие блоки как «Огород», «Животные», «Школа», «Транспорт», «Растения» и т.д.

      Особую роль в работе над словарными словами играют пословицы, поговорки, стихи. Дети с большим интересом находят  словарные слова, объясняют значение этих слов, тем самым расширяют свой кругозор, речь, память и лучше усваивают написание словарных слов. Например:

Два м…дведя в одной б…рлоге не живут.

Сам погибай, а т…варища выручай.

Два с…пога пара.

С…бака не лает на того, чей хлеб ест.

      При обучении детей правописанию словарных слов обязательно использую словарь, причем не только тот который есть в конце каждого учебника русского языка, но и словарь который мы с детьми делаем сами. В процессе речевой деятельности учащиеся постоянно встречают новые слова, написание которых нельзя проверить, а нужно запомнить, трудные слова , которые они помещают в наши самодельные словарики. Словарик используется постоянно, поэтому являются помощником  в работе над словами, которые нельзя проверить правилами.

         На основе личного опыта хочется отметить, что использование разнообразных методов, приемов, форм работы над словарными словами активизирует умственную деятельность учащихся и повышает интерес к изучению словарных слов. Использование разнообразных грамматических упражнений способствует прочному усвоению словарных слов, формирует навыки  грамотного написания слов с непроверяемым написанием.

Литература:

Агаркова Н.Г. Обучение письму, как основа для речевого, развития младшего школьника.  –М., 1990.

Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. –М., 1983.

Яковлева В.И. Слово о словарном слове. –М., 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

СодержаниеВведениеГлава I. Исторические и психолого-педагогические основытемы « Словарная работа на уроках русскогоязыка в начальных классах ».1. История развития ведущего вопроса темы.2. Психолого-пе...

Курсовая работа Тема: «Организация словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»

В этоей работе я постаралась как можно полнее осветить вопрос о работе со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.Работая над этой темой, я пришла к выводу, что словарная работа ...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях внедрения ФГОС.

Опыт работы учителя начальных классов  МАОУ «Средняя школа №8» г. Когалым  Довбня Светланы Владимировны...

Изучение имени прилагательного на уроках русского языка в начальной школе с учетом формирования УУД

Изучение имени прилагательного на уроках русского языка в начальной школе с учетом формирования УУД...

Изучение имени прилагательного на уроках русского языка в начальной школе с учетом формирования УУД

Методическая разработка раздела образовательной программы "Русский язык"...

«Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках русского языка в начальной школе в условиях внедрения ФГОС»

В данной статье рассмотрены цели, задачи дифференцированного обучения, примеры дифференцированных заданий по русскому языку....

«Приемы игровой технологии как средство развития познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе в рамках внедрения ФГОС»

Применение игр для развития познавательных универсальных учебных действий  младших школьников на уроках английского языка оправдано не только тем, что игру можно применять на различных этапах уро...