Изучение имени прилагательного на уроках русского языка в начальной школе с учетом формирования УУД
презентация к уроку по русскому языку (2 класс) на тему

Зрячева Татьяна Ивановна

Изучение имени прилагательного на уроках русского языка в начальной школе с учетом формирования УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация по русскому языку662.18 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методическая разработка «Изучение имени прилагательного на уроках русского языка в начальной школе с учетом формирования УУД » Выполнил: Учитель начальных классов МАОУ СШ № 151 с изучением отдельных предметов Советского района Зрячева Татьяна Ивановна

Слайд 2

Введение Русский язык занимает важное место в системе школьных предметов, он является не только объектом изучения, но и средством обучения, т.к. на уроках русского языка учащиеся приобретают необходимые умения и навыки, с помощью которых они овладевают знаниями по другим предметам. Одной из наиболее общих категорий русского языка, по признанию специалистов, являются части речи. В них определённым образом группируются слова с близкими лексико-грамматическими характеристиками, с одинаковым способом отображения объективной действительности.

Слайд 3

Имена прилагательные по своим выразительным качествам не могут сравниться ни с одной частью речи. В отличие от имени существительного, обозначающего понятие о предмете в совокупности со всеми его признаками, прилагательное суживает объем понятия, делает его конкретным и отчетливым. Поскольку одна из задач преподавания русского языка состоит в том, чтобы научить детей выражать свои мысли не только правильно, но и точно, образно, возникает настоятельная необходимость в ознакомлении учащихся с прилагательным как частью речи, что делает тему исследования актуальной и перспективной .

Слайд 4

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Объект исследования Процесс изучения имени прилагательного в начальной школе. Предмет исследования Особенности освоения имени прилагательного в рамках программы «Школа России».

Слайд 5

Анализ специфики изучения темы «Имя прилагательное» в рамках программы «Школа России» с учетом формирования универсальных учебных действий. 1. Определить место имени прилагательного в системе частей речи. 2. Проанализировать раздел «Части речи. Имя прилагательное» в УМК «Школа России» в аспекте изучаемой проблемы. 3. Охарактеризовать понятие и классификацию универсальных учебных действий. 4. Выявить методические приемы изучения имени прилагательного младшими школьниками. 5. Разработать урок по изучению имени прилагательного в начальной школе с учетом формирования универсальных учебных действий. В ходе выполнения работы были использованы следующие методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования; описательный метод, включающий в себя наблюдение, сопоставление, обобщение и классификацию исследуемого материала, а также творческая опытная работа по составлению методической разработки Цель Задачи

Слайд 6

Понятие части речи в лингвистике Понятие «части речи» является одним из важнейших в грамматике, поэтому в трудах лингвистов прошлого делались попытки его точного и объективного определения. История учения о частях речи в русской лингвистике начинается с «Российской грамматики» М.В. Ломоносова (1756), так как именно при создании этой грамматики впервые на русском материале был проведен глубокий для того времени грамматический анализ. Грамматика М.В. Ломоносова - это уже не грамматика церковнославянского языка и не латинская или греческая грамматика, перенесенная с некоторыми изменениями на русскую почву, а грамматика, возникшая на исследовании самого русского языка. Термин «части речи» появляется лишь в XIX в. Одним из первых этим термином пользовался А.Х. Востоков в «Русской грамматике» (1831), с которой начался отход от античной схемы. Ученый рассматривал части речи как грамматические разряды слов, называл и перечислял восемь разрядов слов или частей речи: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, наречие, предлог, союз, междометие.

Слайд 7

Со временем в числе определяющих черт частей речи оказываются грамматические, словоизменительные свойства слов. Изменяется и само понимание части речи: она понимается не как логико-грамматическая группировка, а как грамматический разряд. Часть речи как общий лексико-грамматический разряд слов характеризуется не одним, а четырьмя категориальными признаками: семантический (общее грамматическое значение) синтаксический словообразовательный Морфологический Необходимо отметить, что вопрос о частях речи в лингвистике до сих пор является дискуссионным. Части речи - это результат определенной классификации, зависящей от того, что принять за основание для классификации. Количество частей речи в разных лингвистических работах различно и составляет от 4 до 15 частей речи. В лингвистике существуют классификации частей речи, в основании которых лежит только один признак (обобщенное значение, морфологические признаки или синтаксическая роль). Есть классификации, использующие несколько оснований. Школьная классификация именно такого рода.

Слайд 8

Классификация частей речи в русском языке Традиционная классификация слов по частям речи основывается на сочетании трех критериев: «значение - форма - функция». Слова в русском языке делятся на: междометия немеждометные слова (ах, увы, стоп, спасибо) самостоятельные служебные (предлоги,союзы,частицы) знаменательные местоименные (называют предметы, признаки, (формируют отдельную действия, отношения, количество) часть речи – местоимение) Знаменательные слова разделяются на части речи с учетом следующих признаков: обобщенное значение, морфологические признаки, синтаксическое поведение (синтаксические функции и синтаксические связи). Выделяют не менее пяти знаменательных частей речи : имя существительное, имя прилагательное, имя числительное (группа имен), наречие и глагол.

Слайд 9

Имя прилагательное как часть речи это часть речи, обозначающая непроцессуальный признак предмета и выражающая это значение в словоизменительных морфологических категориях рода, числа и падежа. В состав прилагательного входят (так называемые порядковые числительные) К прилагательным относится также большая группа неизменяемых слов иноязычного происхождения, называющих признак (бордо, декольте, клеш, плиссе, хаки). Эти слова не изменяются по родам и числам и принадлежат к нулевому склонению; значение признака в них обнаруживается синтаксически, в сочетаниях с существительным: цвет бордо, брюки клеш и т.д. порядковые прилагательные местои менные прилага тельные ( мой, тот, свой, каждый)

Слайд 10

Прилагательному как части речи свойственны морфологические категории рода, числа и падежа. Также необходимо добавить, что прилагательное обладает морфологической категорией степени сравнения и имеет полные и краткие формы. ИЗУЧЕНИЕ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Анализ программы по русскому языку УМК «Школа России». Программа строится по годам обучения в соответствии с принципами природосообразности, поэтапности, непрерывности, с психолого-педагогическими особенностями обучения младших школьников. Формируемые языковые понятия соответствуют научным представлениям и в дальнейшем не требуют переучивания, а нуждаются лишь в углублении и более широкой конкретизации. Данная программа включает три основных раздела: «Текст», «Предложение», «Слово», вокруг которых группируются факты, понятия и явления языка, подлежащие изучению в 1-4 классах. Распределение учебного материала соответствует схеме «речь - текст - предложение - слово».

Слайд 11

Начальным этапом изучения частей речи является 2 класс . Учащиеся овладевают следующими умениями: распознавать и сознанно употреблять речи слова, обозначающие признаки предметов характеризовать предметы с разных сторон различать слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? и слов, отвечающих на вопросы какие? (правильно ставить вопросы к имени прилагательному в единственном и множественном числе).

Слайд 12

Центральное место в процессе формирования морфологических понятий отводится 3 классу . Изучение темы «Имя прилагательное» в третьем классе имеет следующие задачи : развитие умения распознавать имя прилагательное в тексте, находить имя существительное, к которому относится имя прилагательное; формирование умения составлять словосочетания из имён прилагательных и существительных. формирование грамматического понятия «имя прилагательное»: выделение характерных показателей (обозначение признака предмета, ответа на вопросы какой? какая? какое? какие?, изменение по роду и числу, в предложении чаще всего бывает второстепенным и поясняет имя существительное); дается общее представление об изменении имен прилагательных по падежам

Слайд 13

В 4 классе значительное место уделяется частям речи и их существенным признакам. Ориентир на такие задачи: усовершенствование знаний об имени прилагательном как части речи (обобщённое лексическое значение имён прилагательных, их изменение по родам, числам и падежам, зависимость имён прилагательных от имён существительных) формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе развитие умения точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи усовершенствование навыка правописания родовых окончаний прилагательных развитие умения распознавать имена прилагательные в тексте.

Слайд 14

Методика изучения имени прилагательного в начальной школе. Система изучения имен прилагательных предполагает постепенное усложнение и расширение материала, как со стороны лексики, так и со стороны грамматики. Сущность смыслового значения прилагательных требует рассматривать их в связи с существительными. Грамматические признаки прилагательных (род, число, падеж) также зависят от имени существительного. Поэтому для понимания имен прилагательных важно направить внимание детей на установление зависимости имени прилагательного от имени существительного. В чем это выражается: Позднее эта зависимость все более конкретизируется: в каком числе, роде, падеже стоит имя существительное, в таком же роде, числе, падеже употребляется и имя прилагательное. Таким образом работа над прилагательными должна идти как в плане лексики, так и в плане морфологии и синтаксиса. учащиеся, во-первых, подбирают признак к предмету во-вторых, развивают умение устанавливать с помощью вопроса связь слов в предложении, т. е. выделять словосочетания, состоящие из прилагательного и существительного.

Слайд 15

Большое место при изучении имен прилагательных занимают творческие работы, как устные, так и письменные: описание экскурсии в лес, парк, описание деревьев, птиц, зверей. Широкое применение на уроках находит наглядность в виде предметов, картин, предметных рисунков. В ходе наблюдений за теми или иными явлениями учащиеся учатся выделять признаки предметов и подбирать точные слова, называющие эти признаки. Эффективными являются следующие виды упражнений: В дальнейшем процесс обучения направлен на решение трех задач: формирование понятия «имя прилагательное», развитие умения точно употреблять прилагательные в речи, формирование навыка правописания родовых окончаний имен прилагательных. Все три задачи решаются во взаимосвязи. Необходимо добавить, что усвоение прилагательных основано на активном изучении взаимосвязи данной части речи с именами существительными со стороны лексики, грамматики, орфографии. Распространение предложений Восстановление деформированных предложений Составление рассказов по картинке и опорным словам

Слайд 16

ИЗУЧЕНИЕ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО С УЧЕТОМ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ Понятие универсальных учебных действий и их классификация В широком значении В более узком значении Функции УУД: умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области

Слайд 17

УУД личностные регулятивные познавательные коммуникативные Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка Русский язык обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. В свою очередь изучение имени прилагательного в младших классах позволяет формировать и совершенствовать ряд универсальных учебных действий. Основным из них является личностное УУД - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.

Слайд 18

Использование различных индивидуальных и коллективных форм работы учащихся на уроках, посвященных имени прилагательному, а также разных форм контроля и самоконтроля, позволяет формировать практически все УУД, перечисленные выше, в зависимости от целей, которые ставит учитель. При составлении планов уроков, посвященных изучению имени прилагательного, все задания и выполняемые на уроке упражнения анализировались мной на возможность их использования для формирования и совершенствования универсальных учебных действий. В своей работе я написала план-конспект урока русского языка, посвященного изучению имени прилагательного в начальной школе. Урок составлен по программе «Школа России», авторами которой являются В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.

Слайд 19

Заключение При разработке уроков, направленных на изучение различных аспектов имени прилагательного, обуславливающих формирование универсальных учебных действий, учителю необходимо учитывать следующие моменты: Регулярно обращать на особенности введения прилагательных в контексты не только на уроках русского языка, но и на уроках литературного чтения. Эту работу помогают организовать следующие тексты (например, в стихотворении С.А. Есенина «Черемуха») Дети должны прочитать стихотворение и найти прилагательные. Можно спросить у ребят: Почему именно такие прилагательные написал автор в этом стихотворении? Зачем нужны такие прилагательные в этом стихотворении? Т.е. показать важность прилагательных в речи, что они делают нашу речь яркой, точной, выразительной. Использовать упражнения, позволяющие не только закрепить теорию, но и включить в речь ребенка прилагательные разных типов. Систематически обращаться к дополнительному материалу (заданиям) из методических пособий, например: ·вставить подходящее по смыслу имя прилагательное; ·составить устный рассказ, например: описать сегодняшний день.

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие. «Влияние изучения имени прилагательного на уроках русского языка на развитие речи учащихся 2 класса»

Важнейшей задачей школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности к овладению знаниями и способами действий с ними в соответствии с познавательными установками....

Статья "Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе с учетом внедрения ФГОС."

В статье изложен опыт работы со словарными словами в начальной школе....

«Технология сотрудничества на уроках русского языка в начальной школе как средство формирования коммуникативных УУД младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

Актуальность данной проблемы обусловлена  новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС), недостаточной  степени коммуникативной готовности детей к школьному обучению, а также с...

Изучение имени прилагательного на уроках русского языка в начальной школе с учетом формирования УУД

Методическая разработка раздела образовательной программы "Русский язык"...

Использование современных сервисов сети интернет (LearningApps.org) на уроках русского языка в начальной школе как условие формирования метапредметных результатов

Статья посвящена формированию метапредметных результатов на уроках русского языка с применением современных сервисов сети интернет (LearningApps.org). В статье рассматривается, что такое современные с...

Изучение словарных слов на уроках русского языка в начальной школе на тему ОГОРОД

Данная разработка может быть использована на  уроках русского языка при изучении слов на тему "ОГОРОД"...

Работа над ошибками на уроках русского языка в начальной школе как средство формирования орфографического навыка обучающихся.

Данная статья предназначена для учителей начальной школы, студентов педагогических ВУЗов и колледжей....