Инновационная программа
рабочая программа (1 класс) по теме

Пикулева Светлана Анатольевна

Инновационная программа по сказкотерапии представлена для учащихся начальной школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 52» г. Москвы

«Рассмотрено»

на заседании методического объединения «Начальная школа»

от _____________ 2017 г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР _________ Камелева Н.О.

_______________ 2017 г.

«Утверждаю»

Директор ГКОУ СКОШИ №52  

___________Е.В.Подвальная

_______________2017г.

Программа

внеурочной деятельности

 «Сказкотерапия, как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников с ограниченными возможностями здоровья»

инновационная программа

Воспитатель

Пикулева С.А.

Москва,2017

Пояснительная записка

Данная программа рассчитана для реализации с детьми с ОВЗ младшего школьного возраста. Проблема исследования внутреннего мира ребенка в современном обществе представляется актуальной. Она связана с необходимостью формирования успешного развития личности.

 На воспитательных занятиях по сказкотерапии мы исследуем сказочные образы, стараемся осмыслить такие важные понятия, как: добро и зло, вечная любовь и преданность, умение прощать, семейные ценности, любовь к близким, уважение к памяти предков и почитание своих родителей. Когда начинаешь рассматривать сказку с различных точек, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. В процессе работы мы обращаемся к жизненному опыту ребенка. Часто это позволяет найти нужное решение. Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать “сказочные уроки”, отвечать на вопрос: “Чему же нас с тобой учит сказка?”, соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего “банка жизненных ситуаций”.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева говорит о сказкотерапии, как о процессе поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем, образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Автор подчеркивает о том, что процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

«Сказкотерапия – это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта, а главное, в ней появляется чувство защищенности…»

Цель программы: коррекция эмоционально - волевой сферы младших школьников с помощью развития произвольного внимания и обучению искусству расслабления через сказкотерапию.

Задачи программы:

- воспитание у детей с ОВЗ положительных и нравственных качеств;

- формирование умения последовательно и правильно излагать свои мысли в устной речи;

- развитие разговорно-диалогической и монологический речи у детей с нарушением слуха;

- формирование у обучающихся умения анализировать, находить сходство и различие в сказочных персонажах;

- развитие у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха умения  имитировать речь и движения сказочных героев;

- развитие психофизических процессов (внимание, память, мышление);

- развитие выразительности, образности речи, формирование необходимого ритма и темпа.

Форма организации работы учащихся:

  1. Индивидуальная
  2. Коллективно-фронтальная

Формы воспитательных занятий

  1. Ролевые игры
  2. Диалоги, беседы
  3. Викторины
  4. Настольные игры
  5. Просмотр фильмов и мультфильмов
  6. Рисование сказочных персонажей
  7. Инсценирование сказки
  8. Иллюстрирование сказки
  9. Куклотерапия  

Основные этапы работы над сказкой

  1. Знакомство с персонажами сказок
  2. Знакомство с главным героем сказки
  3. Первичное рассказывание сказки.
  4. Вторичное рассказывание сказки.
  5. Анализ сказки.
  6. Стимулирование «подсказок» детьми. Повторное рассказывание сказки (краткий пересказ).
  7. Проведение игр.

Ожидаемые результаты:

В результате проведенных занятий у детей развивается моторика и координация движений, снимается физическое и психическое напряжение, увеличивается работоспособность детей, увеличивается способность детей к концентрации внимания, к умению максимально сосредоточиваться и совершенствовать волевые качества.

Также на данных занятиях дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.

Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения; пластику, мимику и речь.

Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.

Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой он есть.


Методическая литература:

  1. Вачков И.В. «Сказкотерапия».Ось-2015
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д «Практикум по сказкотерапии».Санкт-Петербург. «Речь», 2016
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Тренинг по сказкотерапии» Санкт-Петербург. «Речь», 2016
  4. Фесюкова Л.Б. «Воспитание сказкой» Москва «Фолио» 2016

Календарно-тематическое планирование по сказкотерапии 1 класс

Темы, формы проведения занятий

Кол-во часов

Дата

1

1 четверть

Мир сказок. Вводная беседа.

Знакомство с библиотекой

1

5.09

2

Сказки о животных. Просмотр фильма

1

12.09

3

Сказка «Теремок»

Рисование сказочных героев

1

19.09

4

Любимые сказки (просмотр мультфильмов)

2

26.09

17.10

5

Рисуем сказочных героев

«Добрые друзья»

1

3.10

6

Интерактивная сказка «Три поросенка»

1

10.10

7

Интерактивная сказка «Репка»

Посещение Всероссийского фестиваля детской книги

3

29.10

Итого часов

10

2 четверть

8

Сказка «Лиса  и кувшин»

Имитационные игры

1

7.11

9

Просмотр мультфильма «Сказка про Емеля, по щучьему велению»

1

14.11

10

«Заюшкина избушка» Тестирование

1

28.11

11

Сказка «Морозко». Просмотр мультфильма

1

5.12

12

Посещение театра мимики и жеста

Спектакль «День рождения Деда Мороза

2

23.12

13

Новогодняя сказка. Просмотр мультфильмов

1

26.12

Итого часов

3 четверть

7

14

Рождественская сказка.

1

10.01

15

Кукольный театр

1

17.01

16

Поучительные сказки. Беседа

1

31.01

17

18

Просмотр мультфильма «Снежная королева»

Работа с пластилином «Снежная королева»

1

1

6.02

07.02

19

Эстетические сказки. Беседа

1

26.02

20

Интерактивная сказка «Царевна лягушка»

1

12.03

21

Викторина «По страницам русских сказок». Открытое занятие

1

26.03

22

Посещение театра мимики и жеста.

Спектакль «Золушка»

2

7.04

(каникулы)

Итого часов

10

4 четверть

23

Куклотерапия по сказке «Золушка»

1

10.04

24

Сказка «Красная Шапочка»

Имитационные игры

1

17.04

25

Рисование героев сказки «Красная Шапочка»

1

24.04

26

Трудовые сказки

1

14.05

27

«Узнай предмет» Игра

1

21.05

Итого часов

5

Всего часов

32


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по инновационной программе «Предшкола нового поколения»

Я работаю в подготовительной группе по инновационной программе "Предшкола нового поколения" . Учебно-методический комплект "Предшкола нового поколения" направлен на воспитание у каждого ребенка положи...

Взаимодействие инновационной программы развития классного коллектива "Цветок дружбы"

Программа развития классного коллектива расчитана на 4 года....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА С РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ «САМБО В ШКОЛУ» В РАМКАХ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ «САМБО В ШКОЛУ» В РАМКАХ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА...

Справка об участии в творческой группе по реализации инновационной программы в рамках региональной инновационной площадки

quot;Проектирование индивидуального образовательного маршрута детей с ОВЗ и детей-ивалидов в условиях инклюзивного образования"...