Инновационная программа "Сказкотерапия, как духовно нравственное воспитание младшего возраста"
методическая разработка (1 класс)

Пикулева Светлана Анатольевна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnaya_programma.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 52» г. Москвы

«Рассмотрено»

на заседании методического объединения «Начальная школа»

от _____________ 2017 г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР _________ Камелева Н.О.

_______________ 2017 г.

«Утверждаю»

Директор ГКОУ СКОШИ №52  

___________Е.В.Подвальная

_______________2017г.

Программа

внеурочной деятельности

 «Сказкотерапия, как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников с ограниченными возможностями здоровья»

инновационная программа

Воспитатель

Пикулева С.А.

Москва,2017

Пояснительная записка

Данная коррекционная программа рассчитана для детей с ОВЗ младшего школьного возраста. Проблема исследования внутреннего мира ребенка в современном обществе представляется актуальностью. Она связана с необходимостью формирования успешностью личности. В воспитании детей важное значение имеет сказкотерапия.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева говорит о сказкотерапии, как о процессе поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем, образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Автор подчеркивает о том, что процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

«Сказкотерапия – это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта, а главное, в ней появляется чувство защищенности…»

На воспитательных занятиях по сказкотерапии мы исследуем сказочные образы, стараемся осмыслить такие важные понятия, как: добро и зло, вечная любовь и преданность, умение прощать, семейные ценности, любовь к близким, уважение к памяти предков и почитание своих родителей.

Когда начинаешь рассматривать сказку с различных точек, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. В процессе работы мы обращаемся к жизненному опыту ребенка. Часто это позволяет найти нужное решение. Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать “сказочные уроки”, отвечать на вопрос: “Чему же нас с тобой учит сказка?”, соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего “банка жизненных ситуаций”.

Цель программы: коррекция эмоционально - волевой сферы младших школьников с помощью развития произвольного внимания и обучению искусству расслабления через сказкотерапию.

Воспитательно-развивающие задачи:

- воспитание у детей положительных и нравственных качеств

- умение последовательно и правильно излагать свои мысли в устной речи

- развитие разговорно-диалогической и монологический речи

- научить детей анализировать, находить сходство и различие в сказочных персонажах

- развивать у детей умение  имитировать речь и движения сказочных героев

- развивать психофизические процессы (внимание, память, мышление)

- исценировка сказок способствует развитию выразительности, образности речи, формированию необходимого ритма и темпа

Форма организации работы учащихся:

  1. Индивидуальная
  2. Коллективно-фронтальная

Формы воспитательных занятий

  1. Ролевые игры
  2. Диалоги, беседы
  3. Викторины
  4. Настольные игры
  5. Просмотр фильмов и мультфильмов
  6. Рисование сказочных персонажей
  7. Инсценирование сказки
  8. Иллюстрирование сказки
  9. Куклотерапия  

Основные этапы работы над сказкой

  1. Знакомство с персонажами сказок
  2. Знакомство с главным героем сказки
  3. Первичное рассказывание сказки.
  4. Вторичное рассказывание сказки.
  5. Анализ сказки.
  6. Стимулирование «подсказок» детьми. Повторное рассказывание сказки (краткий пересказ).
  7. Проведение игр.

Ожидаемые результаты:

В результате проведенных занятий у детей развивается моторика и координация движений, снимается физическое и психическое напряжение, увеличивается работоспособность детей, увеличивается способность детей к концентрации внимания, к умению максимально сосредоточиваться и совершенствовать волевые качества.

Также на данных занятиях дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.

Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения; пластику, мимику и речь.

Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.

Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой он есть.


Методическая литература:

  1. Вачков И.В. «Сказкотерапия».Ось-2015
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д «Практикум по сказкотерапии».Санкт-Петербург. «Речь», 2016
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Тренинг по сказкотерапии» Санкт-Петербург. «Речь», 2016
  4. Фесюкова Л.Б. «Воспитание сказкой» Москва «Фолио» 2016

Календарно-тематическое планирование по сказкотерапии 1 класс

Темы, формы проведения занятий

Кол-во часов

Дата

1

1 четверть

Мир сказок. Вводная беседа.

Знакомство с библиотекой

1

5.09

2

Сказки о животных. Просмотр фильма

1

12.09

3

Сказка «Теремок»

Рисование сказочных героев

1

19.09

4

Любимые сказки (просмотр мультфильмов)

2

26.09

17.10

5

Рисуем сказочных героев

«Добрые друзья»

1

3.10

6

Интерактивная сказка «Три поросенка»

1

10.10

7

Интерактивная сказка «Репка»

Посещение Всероссийского фестиваля детской книги

3

29.10

Итого часов

10

2 четверть

8

Сказка «Лиса  и кувшин»

Имитационные игры

1

7.11

9

Просмотр мультфильма «Сказка про Емеля, по щучьему велению»

1

14.11

10

«Заюшкина избушка» Тестирование

1

28.11

11

Сказка «Морозко». Просмотр мультфильма

1

5.12

12

Посещение театра мимики и жеста

Спектакль «День рождения Деда Мороза

2

23.12

13

Новогодняя сказка. Просмотр мультфильмов

1

26.12

Итого часов

3 четверть

7

14

Рождественская сказка.

1

10.01

15

Кукольный театр

1

17.01

16

Поучительные сказки. Беседа

1

31.01

17

18

Просмотр мультфильма «Снежная королева»

Работа с пластилином «Снежная королева»

1

1

6.02

07.02

19

Эстетические сказки. Беседа

1

26.02

20

Интерактивная сказка «Царевна лягушка»

1

12.03

21

Викторина «По страницам русских сказок». Открытое занятие

1

26.03

22

Посещение театра мимики и жеста.

Спектакль «Золушка»

2

7.04

(каникулы)

Итого часов

10

4 четверть

23

Куклотерапия по сказке «Золушка»

1

10.04

24

Сказка «Красная Шапочка»

Имитационные игры

1

17.04

25

Рисование героев сказки «Красная Шапочка»

1

24.04

26

Трудовые сказки

1

14.05

27

«Узнай предмет» Игра

1

21.05

Итого часов

5

Всего часов

32


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников "К истокам духовности"

Новые стандарты в образовании и воспитании  ориентирует педагогов   на воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности, как одну из приоритетных задач гос...

Инновационная деятельность учителя начальных классов. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности

В сообщении содержится тезис о важности духовно-нравственного воспитания  и развития патриотизма с младшего школьного возраста....

Инновационный подход к духовно – нравственному воспитанию младших школьников в свете новых требований ФГОС НОО

Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Безработица, прест...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве ...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами спецкурса «Уроки духовности».

Наше общество нуждается в подготовке широко образованных высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Вооружение нравственными знаниями важно и тем,...

Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".

Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...