Роль внеурочной деятельности в развитии познавательной активности младших школьников.
статья на тему
Внеурочная деятельность учащихся стала сегодня частью основного образования. Она нацелена на расширение образовательного пространства ребенка, освоение им новых видов учебной деятельности. Именно во внеурочной деятельности ученик может познавать свои возможности и раскрывать свои таланты, осознанно применять базовые знания в ситуациях, отличных от учебных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_seminar.docx | 27.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1. «Свои способности человек может узнать,
только попытавшись применить их на деле. Древнегреческий философ.
Внеурочная деятельность учащихся стала сегодня частью основного образования. Она нацелена на расширение образовательного пространства ребенка, освоение им новых видов учебной деятельности. Именно во внеурочной деятельности ученик может познавать свои возможности и раскрывать свои таланты, осознанно применять базовые знания в ситуациях, отличных от учебных.
Успешное овладение знаниями в начальных классах невозможно без интереса к учебе. Основной формой обучения в школе является урок, но его строгие временные рамки и насыщенность программным материалом, не всегда позволяют в полной мере развить интеллектуально – познавательные способности школьников. Эту проблему и помогает решить внеурочная деятельность.
Слайд 2. Тема нашего семинара: «Пути повышения познавательной активности младших школьников». Решая эту проблему, мы разработали программу «Умницы и умники» на основе программы О.А. Холодовой «Юным умникам и умницам».
Цель данного курса – развитие интеллектуально – познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих внеурочных занятий. Занятия по курсу «Умницы и умники» проходят 2 раза в неделю. Повышение активности учащихся достигается совокупностью методов организации и управления интеллектуально – познавательной деятельностью. Система занятий позволяет решать проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции, помогает развитию логического мышления. Ребенку предлагают занятия не учебного характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекательно именно для младших школьников. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии. Они многое узнают и эти знания применяют в учебной работе, что приводит к успехам. А это означает, что возникает интерес к учёбе. Дополнительные сведения из различных областей жизни существенно расширяют знания детей о мире, способствуют всестороннему развитию личности.
Слайд 3. Учебно – методический комплект включает:
а) рабочие тетради в двух частях
б) методическое руководство
в) программа
Слайд 4. Какова модель занятия?
- «Мозговая гимнастика» (1-2 мин). Под руководством учителя дети выполняют упражнения для улучшения мозговой деятельности.
- Разминка (3-5 мин). Цель – включение детей в работу, создание положительного эмоционального фона. Вопросы достаточно лёгкие, способные вызвать интерес и рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора. Они и подготавливают ребёнка к активной учебно – познавательной деятельности.
- Тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей: памяти, внимания, воображения, мышления (10-15мин). Степень трудности заданий увеличивается от занятия к занятию.
4. Веселая переменка (3-5 мин).
5. Логически –поисковые задания (10-12 мин). На данном этапе предлагаются задания, обучающие детей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, делать выводы.
6. Корригирующая гимнастика для глаз (1-2 мин). Упражнения повышают остроту зрения, способствуют снятию зрительного утомления и достижению зрительного комфорта.
7. Графический диктант, штриховка (10 мин).
Сухомлинский писал, что «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев». На данном этапе дети выполняют графический рисунок, а затем заштриховывают его, или раскрашивают. Графический диктант – это отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, развитие логического мышления, аккуратности, фантазии. Это и способ развития речи... Схожие курсы «36 занятий для будущих отличников», «Занимательный русский язык» автор Л.В. Мищенкова.
Слайд 5. Следующий курс «Юные книголюбы».
Цель курса - создать условия для развития читательских умений и интереса к чтению книг, формирование интеллектуальной активности.
Одним из видов активизации познавательной деятельности ученика является дидактическая игра. В процессе дидактической игры мир детства соединяется с миром науки. Часто то, что на уроках кажется трудным, даже недостижимым, во время игры без труда усваивается. Дидактические игры, успешно применяемые на занятиях «Юный книголюб»: «Литературное лото», «Счастливый случай», «Самый умный».
Слайд 6. Курс « Мой горд» Цель - способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания обучающихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям города Серпухова, воспитанию любви к природе родной земли; активной жизненной позиции гражданина с детских лет, готовности к служению Отечеству. На занятиях курса «Мой город» для активизации познавательной деятельности проводим занятия - экскурсии по городу, сотрудничаем с музеем, Выставочным залом.
По нашему мнению, одним из эффективных средств формирования познавательной активности младших школьников является проектная деятельность.
Слайд 7. Одним из крупных проектов является «Мой Серпухов». На занятиях кружка дети делятся на группы: Древний Серпухов, Серпухов в годы войны, Серпухов Православный, Серпухов современный. Каждая группа собирает материал, оформляет свой раздел и представляет его одноклассникам. Лучшие проекты участвуют в школьных, городских, региональных конкурсах.
Слайд 8. Следующий курс внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремесла народов России».
Цель курса - приобщение детей к народному творчеству; привитие любви к народным традициям; расширение их представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира.
Используем следующие формы проведения занятий: творческие конкурсы, фестивали, праздники, экскурсии, театральные постановки, встречи с представителями творческих профессий, виртуальные экскурсии к памятникам зодчества, архитектуры, посещение выставок, школьного и городского музея.
Слайд 9. Курс «Знайка».
Цели: общеинтеллектуальное развитие личности учащихся средствами овладения методами решения творческого, филологического, экологического и природоведческого содержания в условиях внеурочной деятельности школы. Темы уроков и внеурочной деятельности пересекаются. Мы используем эти занятия для того, чтобы закрепить материал, пройденный на уроках литературного чтения, окружающего мира, русского языка. Занятия проходят в форме игры, путешествий, КВН. Используем занимательные задания: кроссворды, загадки, ребусы. Задания «Найди лишнее слово», « Найди ошибку», « Рассыпанное слово», « Дострой фразу», игры « Я не артист, я только учусь», « Сочинялки».
Слайд 10. Ведущая задача взрослого – поощрять и поддерживать детей. Ведь «цель обучения ребёнка, по словам американского писателя Хаббарда, состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше и дальше без помощи учителя».
Слайд 11. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль игровой деятельности в формировании познавательной активности младших школьников сельской школы
Презентация к проекту исследовательской работы по теме "Активизация познавательной активности младших школьников сельской школы"...
Обобщение опыта работы по теме: "Развитие познавательной активности младших школьников на уроках математики и во внеурочное время".
В данном обобщении опыта прослеживается: использование известных и новых методик, разработка новых средств и правил их применения, современных ИКТ с целью повышения уровня творческого, познавате...
«Развитие познавательной активности младших школьников во внеурочное время».
Проблема развития познавательной активности младших школьников – одна из актуальных проблем, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребёнка. Познавательная деятельност...
Роль внеурочной деятельности в развитии познавательной активности младших школьников.
Внеурочная деятельность учащихся стала сегодня частью основного образования. Она нацелена на расширение образовательного пространства ребенка, освоение им новых видов учебной деятельности. Именно во в...
Выступление на тему "Развитие познавательной активности младших школьников через игровую деятельность в урочное и внеурочное время".
В начальной школе очень важно заинтересовать детей учебной и познавательной деятельностью, а проще всего это сделать через хорошо им знакомую игру.Цель выступления:-показать воспитательный и обу...
Статья "Развитие познавательной активности младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности"
В статье рассматривается проблема формирования познавательной активности у учеников начального школьного звена. Также обобщен опыт педагогической работы по активизации познания по различным направлени...