Организация работы с родителями при реализации ФГОС начального общего образования
статья (3 класс) на тему

Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Эффективность воспитания детей зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Родитель должен чувствовать, что он нужен школе и что школа работает с ним постоянно и системно. В статье раскрываются методы и формы работы с родителями из личного опыта учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_roditelyami.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на курсах повышения квалификации

«Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе как средство реализации ФГОС, в том числе для детей с ОВЗ и умственной отсталостью» по теме:

«Организация работы с родителями при реализации ФГОС

начального общего образования»

                       

  Выступление подготовила

учитель начальных классов

                              МБОУ «Черки-Гришинская ООШ

Буинского муниципального района РТ»

Галимова Альфира Ангамовна

                                           2017г.


ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

«В семье закладываются корни,

из которых вырастают потом

 и ветви, и цветы, и плоды.

 На моральном здоровье семьи

 строится педагогическая

мудрость школы».
В.Сухомлинский

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой трехсторонний общественный договор между семьёй, обществом, государством. Родители (законные представители) обучающихся становятся субъектами образовательного процесса, непосредственно участвующими в ходе его проектирования и реализации. Согласно требованиям ФГОС НОО (пункт 22): «В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:

… участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников  и общественности в разработке основной образовательной программы начального общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

Программа воспитания и социализации обучающихся ориентирована на развитие у них базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, начальное формирование которых происходит именно в семье.

Одними из важных условий реализации образовательной программы ФГОС, являются:

  • участие родителей (законных представителей) обучающихся в проектировании и развитии образовательной программы  образовательного учреждения и  условий ее реализации;
  • обновление содержания образовательной программы, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) с учетом особенностей развития субъекта Российской Федерации и др.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО программа духовно-нравственного развития и воспитания школьников, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации, должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьёй, культурно-региональным сообществом.

Основной целью  системы работы образовательного учреждения с  родителями (законными представителями) - установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.

Взаимодействие с семьёй – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.

Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ  на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.

Именно  семья  с  раннего  детства   призвана   заложить   у   ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение здорового образа жизни.

Роль семьи в обществе несравнима по своему значению, ни с какими другими составляющими общества, так как именно в семье развивается и формируется личность человека, его отношение к себе, своему здоровью. Но, тем не менее, школа   была,  есть  и  останется  одним  из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Динамика современной семьи характеризуется увеличением семей, находящихся в социально-опасном положении, в группе  риска.

Данные социологического изучения  свидетельствуют об увеличении числа неполных  семей,  недостаточности родительского внимания и заботы в образовании и воспитании детей и как результат – снижение учебно-познавательной мотивации школьников.

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам школы, класса. 

В работе с  родителями ставлю цель:  стать для родителей помощником и советчиком в вопросах воспитания, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра и взаимопомощи. Это особенно важно в начальной школе, когда ребенок только начинает обучение.

С введением Федерального государственного стандарта в своей работе большее внимание уделяю педагогическому просвещению и образованию родителей, укреплению сотрудничества с родителями.

Психолого-педагогическое просвещение родителей. 

Изучение семей обучающихся; знакомство с концептуальными основами построения ФГОС НОО и учебно-методических комплектов, реализуемых в образовательном учреждении, повышение педагогической и психологической грамотности:

  • - знакомство с современными системами семейного воспитания с учетом отечественного и зарубежного опыта;
  • -изучение закономерностей развития ребенка;
  • -содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям;  

   Изучение  родительских мнений, потребностей, запросов в отношении качества образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением: анкетирование, экспертные оценки, социологические опросы, мониторинги и т.п. 

Формы работы с родителями: индивидуальные и тематические консультации, родительские собрания,  родительские чтения, родительские вечера, дискуссии, круглый стол, психологические игры

    Родительские чтения –  форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении.  

    Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка,  поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок.

   Родительское собрание — основная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Педагог направляет деятельность родителей в процессе его подготовки и является рядовым участником собрания. Родительские собрания сближают учителя и родителей, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка, приближают семью к школе.

   Организуя родительские собрания, можно придерживаться следующих принципов:

  1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе;
  2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;
  3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер (разбор ситуаций, тренинги, дискуссии);
  4. Классный руководитель должен не назидать, а общаться с родителями. Давая им возможность высказать свое мнение в ходе собрания, а не после него;
  5. Родительское собрание не должно быть длительным, главным в его содержании является четкость, лаконичность, системность;

       Каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и полезную информацию, которую можно использовать во благо ребенку.

Примерные темы совместного обсуждения и просвещения родителей на родительских собраниях:

-  «Как научить ребёнка учиться»

- «Воспитание в детях добрых чувств»

- «Почему дети обманывают»

- «Особенности перехода из начальной школы в среднее звено».

Методы работы с родителями

-наблюдение;

-индивидуальные беседы;

- тестирование;

-анкетирование;

- диагностика;

-анализ детских рисунков и рассказов о семье;

         Главным взаимодействием семьи и школы является – совместная деятельность:

- Вкусная неделя. «Моя мама мастерица»

- Тайны бабушкиного сундука

- Встреча с защитниками Отечества

- Проект «Моя родословная»

- Экскурсия на родники в поселке

- Экскурсия на завод

- «Мой любимый поселок» - субботник в центральном парке

- «Украшаем  школьный двор» - посадка цветов

- Общешкольный субботник

- Изготовление скворечников

- Снежные фигуры

- «Фотографии из семейного альбома»

- Чаепитие с мамами: «Моя мама- кулинар»

«Маленький эколог» - помощь взрослым в благоустройстве поселка

        Классные детские мероприятия.

        В течение учебного года внутри класса проводятся различные мероприятия. Родители помогают  в организации и проведении конкурсов, экскурсий, походов, праздников, поездок в театры. Родители исполняют вместе с детьми различные роли в театральных постановках, готовят костюмы, украшают зал. При проведение таких мероприятий родители ещё лучше сближаются между собой, со своими детьми,  удивляются талантам, которые раскрывают дети при проведении праздников. Налаживается контакт между учителем и родителями.

Участие родителей в конкурсах, праздниках и других мероприятиях, проводимых в классе и в школе:

- День уважения старости

- «Конкурс стихов о бабушках и дедушках»

- Масленица

- Праздник «Новогодние приключения»

- Праздник «8 Марта – день особенный!»

- «День Победы». Участие в праздничных мероприятиях завода «АЭМЗ»

- Последний звонок

- Выпускной бал «До свидания, начальная школа!»

 

Пропаганда здорового образа жизни в семье:

На сегодняшний день в школах остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школ по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности  является  состояние здоровья школьника. Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для современной общеобразовательной школы.

Совместно с родителями проводим различные мероприятия, направленные на сохранение здоровья детей:

- Экскурсия с родителями в лес «Зеленая аптека»

- Праздник для семьи «День здоровья»

- Соревнования между родителями и детьми «Все на лыжи!»

- Веселые старты с родителями «Санные гонки»

Заключение

Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности педагога. Родители учеников являются основными участниками образовательного процесса, с которыми делятся усилия и ответственность за итоги педагогической работы

Родители нуждаются не только в информировании со стороны школы. Родитель должен чувствовать, что он нужен школе и что школа работает с ним постоянно и системно.  Это не должен быть просто перечень мероприятий по работе с семьёй, а комплексное  и планомерное взаимодействие с ней.

Работа должна строиться не от праздника к празднику, а иметь своеобразный круг дел, когда родители вместе с педагогическим коллективом  постепенно становятся готовыми к взаимодействию.  Сегодня в школе  есть родители, которые полностью посвящают себя воспитанию детей, они    ждут от педагогов советов и рекомендаций, готовы подключиться к любым общественным делам и активно проявляют себя  в общественной и досуговой жизни своего ребенка и всего классного коллектива в целом.

Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.  Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители и воспитатели. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.
  2. Гликман И.З. Теория и методика воспитания/ И.З.Гликман. – М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002
  3. Коржакова О.В. Система работы классного руководителя с родителями О.В. Коржакова // Классный руководитель. – 2005
  4. Пластинина Ю.Л. Педсовет «Взаимодействие школы и семьи во имя личностного развития школьника» Ю.Л. Пластинина // Научно-методический журнал заместителя директора по воспитательной работе. – 2009.
  5. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование. М-2009
  6. Терешкина И.А. Информационно-творческий проект «Моя семья. Моя родословная» / И.А. Терешкина // Классный руководитель. – 2008.
  7. Тимонина Л.И. Родительское собрание «Как на самом деле любить своих детей» / Л.И. Тимонина // Классный руководитель. – 2008.
  8. Хужина Н.В. Родительское собрание «Гармония общения - залог психического здоровья ребенка» / Н.В. Хужина // Классный руководитель. – 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О реализации ФГОС начального общего образования в 2011-12 учебном году и мероприятия по реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 2012-2013 учебном году

Одним из важнейших преобразований в системе начального образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС), продиктованное необходимостью подго...

Выступление на семинаре на тему "Организация работы с мотивированными обучающимися на уровне начального общего образования в условиях ФГОС"

В данном выступлении освещена организация моей работы с мотивированными обучающимися на уровне начального общего образования в условиях ФГОС с 2012 по 2016 год....

Программно-методическое сопровождение образования детей с ЗПР при реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ

Программно-методическое сопровождение образования детей с ЗПР при реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ...

Организация коррекционной работы при реализации ФГОС начального общего образования

Деятельность, связанная с коррекционной работой, организуется совместно с социально-психологической службой школы и направлена, главным образом, на коррекцию психофизического развития ребенка, а также...

Организация групповой работы на уроках окружающего мира в условиях реализации ФГОС начального общего образования

В статье рассматривается организация групповой работы на уроках окружающего мира по УМК «Школа России», этапы групповой работы, методы и приемы в 1 – 4 классах. Практический опыт, пр...