РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
учебно-методический материал (4 класс) на тему

Баймуратова Светлана Владимировна

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_mo.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на заседании методического объединения учителей начальных классов Лицея № 1 учителя Баймуратовой С.В.

Тема: РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

                  На современном этапе развития образования большое внимание уделяется проблеме овладения компетенциями и формированию ключевых компетенций в частности. Впервые идея формирования ключевых компетеций в учебном процессе была выдвинута экспертами Совета Европы в 1996 г. в «Европейском проекте» по вопросам образования. Эта идея нашла выражение в Государственном образовательном стандарте основного общего образования.

         Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает знаниями и опытом.

         Трудно представить себе человека, сведущего в какой-либо области, но не имеющего знаний, умений и навыков, позволяющих ему достичь профессионализма в этой области. Однако наличие определённых знаний, умений и навыков не даёт право говорить о наличии у человека компетенций. Для этого необходимы условия, в которых данные категории будут развиваться и благодаря которым они будут трансформироваться в категории гораздо более высокого уровня.

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним.

        Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

        Компетентный человек – это сформированная личность, способная брать на себя ответственность в различных ситуациях, готовая расширять границы своих знаний и совершенствовать их. Компетенцию рассматривают как возможность установления связи между знанием и ситуацией или как способность обнаружить знания и предпринимать действия, подходящие для решения проблемы в конкретных условиях её реализации. Компетенция включает мобилизацию знаний, умений и поведенческих отношений, ориентированных на условия конкретной деятельности. Если образовательная подготовка имела целью формирование и развитие ключевых компетенций, то человек, прошедший её, должен «уметь»: извлекать пользу из опыта; организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их; организовать свои собственные приёмы обучения; уметь решать проблемы; самостоятельно заниматься своим обучением.

         Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. В период обучения у него формируются те или иные составляющие таких «взрослых» компетенций, и чтобы ему не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает их с образовательной точки зрения.

         Ключевыми словами в характеристике компетенций являются слова искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться. Если расшифровать ключевые слова в характеристике компетенций применительно к системе начального образования, то это будет выглядеть так:

         искать: опрашивать окружение; консультироваться у учителя; получать информацию;

         думать: устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями; критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а также с окружающей средой; оценивать произведения искусства и литературы;

         сотрудничать: уметь работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;

         приниматься за дело: включаться в группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность; организовать свою работу; пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;

         адаптироваться: использовать новые технологии информации и коммуникации; стойко противостоять трудностям; находить новые решения.

         Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретёнными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.

         Ключевые образовательные компетенции конкретизируются на уровне общеобразовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения.

Перечень ключевых образовательных компетенций мы определяем на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а так же основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладеть социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности общества.

1. Ценностно – смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От неё зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа её жизнедеятельности в целом.

2.  Общекультурная компетенция – круг вопросов, в котором ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной культуры человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки в религии и жизни человека

3. Учебно – познавательная компетенция – это совокупность компетенций у ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владение приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

4. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать, и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а так же в окружающем мире..

5. Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение разными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. чтобы освоить эту компетенцию в учебном процессе, фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой системы обучения в рамках изучаемого предмета или образовательной области.

6. Социально – трудовая компетенция означает владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина). В социально – трудовой сфере (права потребителя, покупателя).

7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена к тому, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам ученик. Он владеет способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности.

         Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. И надо построить процесс обучения так, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка. Поэтому необходимо не только доступно всё рассказать и показать, но и научить мыслить, привить навыки практических действий обучающимся. Этому очень хорошо способствует проектная деятельность учащихся. Такую форму  работы применяют в своей практике Егорова Т.А., Саминова Г.М., Яковлева Л.П. Проекты, выполненные учащимися под руководством этих учителей, непосредственно связаны с реальной жизнью учащихся  и поэтому являются для них не только посильными , но и личностно значимыми. ( «Куда приедет автобус?», «Успеваемость в средних классах»). Участие в проектной деятельности вырабатывает у учащихся определённый набор качеств, как самостоятельность, инициативность, креативность, способность к целеполаганию.

         Этому могут способствовать активные формы и методы обучения. К ним относятся игра, проблемная ситуация, обучение через деятельность, групповая и парная работы. Что даёт применение базовых методов активной педагогики? Это основное, на чём базируется обучение в начальной школе. Такой вид работы используется учителями Максимовой Н.М, Быковой Н.Ф, Лаврентьевой Ю.М., Фёдоровой Г.М.

Чего ждёт ребёнок, переступивший порог школы? Только успеха. Ситуация успеха – необходимое условие для перерастания положительного отношения к учёбе в активное, творческое.

         Успех связан с чувством эмоционального подъёма, создаёт ощущение внутреннего благополучия. Один раз пережив успех, ребёнок будет вновь и вновь стремиться к нему.

         Ребёнок – активный участник познания и преобразования окружающего мира. Ему всё интересно, он удивлён окружающим его миром.

         Уверенно чувствует себя тот, кто в деятельности опирается и использует свои личные психологические особенности. А чтобы уверенность не терялась, необходимо помочь развитию ребёнка. Важное значение имеет прямое общение детей на уроке. Лишая учащихся общения, мы делаем их менее защищёнными, неуверенными в собственных силах, более зависимыми от учителя, не способными к высказыванию собственного мнения. Здесь и имеет большое значение работа в группах и парах. Очень хорошо организована групповая работа учащихся на уроках у Саминовой Г.М., Ивановой С.А, Яковлевой Л.П. Групповая работа в парах оживляет педагогический процесс, помогает каждому ребёнку раскрыться как личности.

         Что же приобретает обучающийся, пройдя через такой процесс обучения? Самое главное – у него нет страха перед неизвестным, появляется потребность в общении, самостоятельность при решении учебных задач, он умеет доказывать своё и уважает чужое мнение, имеет способность к самоконтролю и сопереживанию.

Развитие ключевых компетенций у младших школьников в учебном процессе

В современных условиях, когда последовательно и наступательно осуществляется перевод общества в иную социально – экономическую систему, по-новому должны функционировать все обслуживающие её подсистемы, в том числе и общеобразовательная школа. Известно, что успех обучения и воспитания подрастающего поколения во многом зависит от культуры, интеллекта и профессионального уровня педагогов.

Начатая в 2000 году реформа российского образования чётко определила векторы необходимых изменений. Главной целью проводимого реформирования является достижения нового качества образования. Под новым качеством образования понимается достижение обучающимися таких образовательных результатов , которые обеспечат им возможность самостоятельного решения проблем в различных сферах деятельности в условиях перехода к демократическому обществу с рыночной экономикой. К числу таких образовательных результатов относятся формирование ключевых компетенций.

      Важнейший компонент новой парадигмы – концепция саморазвития личности, которая трактует саморазвитие как непрекращающийся поиск собственного Я, высших переживаний, форм поведения, знания, форм творческого саморазвития.

Ребёнок, приходящий в школу обладает «собственной» компетентностью, т.е., некоторым уровнем от которого пойдёт измерение приращение его компетенции. Приращение в контексте технологии развивающего обучения является некоторое новообразование, сформированное у учащегося в процессе учебной деятельности. Каждая образовательная область выполняет определённую роль в развитии учащихся, с одной стороны в формировании обще-учебных умений и навыков, формирование предметных умений и навыков, которые в комплексе и выведут ученика на новый уровень компетентности.

В курсе естествознания начальной школы новообразованием, переводящим с «собственного» уровня компетентности на новый уровень является формирование позиции наблюдателя (исследователя).

          Естественнонаучная компетентность младшего школьника относится к интеллектуальной компетентности и предполагает формирование способов ориентирования в окружающем мире, приводящим к некоторому панорамному образу природы, которое на последующих ступенях обучения, будет преобразовываться в целостную научную картину мира.

              Условиями формирования естественнонаучной компетентности младшего школьника можно выразить словами: «Для развития ребенка решающим является не формирование продукта в виде понятий и представлений, а сам пройденный к нему путь» (А. Лобок). Эта идея лежит в основе исследовательской направленности образовательного процесса в начальной школе. Не знающий правильные ответы, а задающий вопросы, предлагающий свои версии, гипотезы, высказывающий сомнения ученик –субъект такого процесса.

             Для младшего школьника только входящего в образовательную среду развитие ключевых компетентностей, имеет не меньшее, и даже большее значение. Начиная обучение, ребенок впервые сталкивается с социальной деятельностью, результаты которой оцениваются окружающими социально значимой оценкой.

           Социальная компетентность в младшем школьном возрасте базируется на таких личностных образованиях как мотивация достижения, произвольность, позитивное отношение к себе, высокая самооценка, способность к конструктивному поведению в трудных ситуациях. Их развитие во многом определяется той атмосферой, которая создается учителем в классе.

Исходя из этого, создание особой атмосферы предполагает:

§        Оказание поддержки ребенку со стороны учителя;

§        Демонстрация ему любви и принятия;

§        Отказ от запугивающих стратегий и тревожного типа воспитания;

§        Создание ситуаций успеха, опора на успех при организации деятельности;

§        Оказание помощи в преодолении трудностей;

§       Поддержку веры ребенка в себя;

§       Использование оценки с четкими критериями, понятными ребенку, сочетание оценки и самооценки при ведущей роли последней;

§        Развитие функций самоконтроля и саморегуляции и опору на них при организации взаимодействия.

            Сердцем учебного процесса в жизни младшего школьника признается его общение (коммуникативная компетентность). В образовательном поле учитель создает, а ученик «добровольно» находит «убежище», опору, одухотворение, радость в познании, понимание, сострадание, помощь, дружбу, любовь.

Учитель располагает учащихся к общению, производит благоприятное впечатление, рефлексирует, адекватно воспринимает, понимает своеобразие каждого ребенка и группы, ее статусную структуру, прогнозирует развитие межсубъективных отношений, использует психологические средства, психологические механизмы коммуникативного воздействия.

Суть развития ключевых компетентностей: «научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить» (Жак Делор).

Профессиональная компетентность учителя начальных классов

        В настоящее время изменился характер педагогической деятельности учителя, это обусловлено расширением информационного пространства, появлением инновационных подходов. Реализуемые в начальной школе многовариативные образовательные УМК требуют от педагогов умения учить детей способам добывания знаний, формировать учебную деятельность и мышление школьников. Речь идет о компетентностном подходе учителя к процессу преподавания.

     Учителя Мадурова А.М., Игнатьева И.Л, Петрова Г.Н., Яковлева Л.П. работают по системе «Школа-2100». В своей деятельности они стремятся к тому, чтобы обучение было увлекательным для детей, помогало их самоутверждению и нравственному становлению.

       При этом в работе учителя используют такие формы организации учебно-воспитательного процесса, которые позволяют развивать мотивационную, этическую, социальную и поведенческую компетенции учащихся. Развитие образования делает всё более актуальным решение проблемы оценки профессионализма педагога, уровня его профессиональной компетентности, перспектив роста, возможностей профессиональной реабилитации.

Структура профессиональной компетентности учителя    начальной школы

  • Педагогическая направленность личности учителя
  • Педагогическое мировоззрение
  • Система профессиональных знаний, умений – основа педагогического мышления
  • Система мониторинга результатов профессиональной деятельности

Результаты мониторинга успеваемости учащихся 3-4 классов по итогам 1-3 четвертей:

 Из данной диаграммы видно, что успеваемость учащихся в течение трёх учебных четвертей стабильная. Это достигнуто благодаря умелой организации учебно- воспитательного процесса учителями, работающими в 3-4 классах.

              Одной из главных задач педагога на настоящий момент является помощь в  формировании и   развитии предметных, надпредметных и межпредметных компетенций, а для этого необходимо создать условия для саморазвития и самореализации личности.

Так как ключевых компетенций свыше 150, на своих уроках учителя начальных классов  стараются формировать у учащихся  некоторые наиболее важные из них, а именно:

коммуникация: уметь приводить доводы, аргументы, доказательства, уметь высказывать и отстаивать свою точку зрения; уметь графическую форму выражать вербально; находить нужную информацию для проектов, докладов, сообщений и т.д.

операции над числами: проведение измерений (объема,  температуры, энергии тела при совершении работы, плотности вещества, работы и мощности электрического тока и т.д.), сбор информации представленной в графиках и диаграммах, необходимые расчеты.

информационные технологии: использование компьютера для поиска необходимой информации, создание проектов, отчетов, нахождение дополнительной информации по заданной теме, написание рефератов, докладов и т.д.

работа с людьми: часто для работы на уроке учителя  объединяют детей в пары, команды, группы и совместная деятельность, направленная на достижение общей цели требует от них коммуникабельности, умение общаться, умение пойти на компромисс или отстаивать свое мнение, одним словом - умение работать в команде,

организация позитивной личной жизни, стремление к прогрессу:

давая, знания на уроке, учителя начальных классов  «подталкивают» или учат детей усовершенствовать  приобретенные умения  и собственные способности, для повышения результативности своей деятельности.

умение разрешать проблемы:

при обучении и в личной жизни часто требуется уметь разрешать проблемы, встречающиеся на пути, и здесь важно научить ребенка путем поиска и использования различных приемов, знаний  с учетом их результативности эти проблемы решать.

       Социологи и ученые педагоги признают, что ценности сегодня сменились: и на коне не тот, кто много знает, а тот, кто умеет этими знаниями с толком распоряжаться и поэтому наша задача, задача педагогов не только  научить детей, но и  уметь применить свои знания в современной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование ключевых компетенций обучающихся через проектную деятельность

Представленные рекомендации по практическому применению проектного метода в начальной школе раскрывают  требования к проектной деятельности обучающихся, условия организации,   структуру...

доклад на тему "Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций обучающихся"

В докладе рассказывается о проектной деятельности обучающихся в начальных классах....

Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках литературного чтения и русского языка в начальных классах.

Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Сегодня представляется важным не только его понятийно-фактологическое обновление, но и практико-ориентиров...

Доклад «Формирование ключевых компетенций обучающихся в рамках реализации ФГОС.»

Доклад  по теме совершенствование педагогических технологий в условиях реализации ФГОС,...

Формирование ключевых компетенций обучающихся в урочной и во внеурочной деятельности

Формирование ключевых компетенций обучающихся  в урочной и во внеурочной деятельности...