Формирование общеучебных умений в экологическом воспитании младших школьников
статья (4 класс) на тему

Фаррахова Райса Шайнуровна

Понятию общеучебные умения придаю широкий смысл: умению учится жить. Главная наша задача – научить учеников учиться, а не давать готовые знания, т.к. человек, способный самостоятельно добывать их, всегда найдет свое место в жизни, сможет быть хорошим специалистом в постоянно меняющихся экономических и социальных условиях. А умение учиться обеспечивается сформированными соответствующему школьному возрасту общеучебными умениями. Общеучебные умения являются для одних учащихся единственной возможностью дотянуться до стандарта, а для других эффективным инструментом раскрытия своих способностей и дарований.

Главную цель своей работы хочу выразить словами Г.С. Альтшуллера «Кем бы вы не стали в жизни, вам всегда будут нужны знания, умения, навыки, память, сообразительность, настойчивость и аккуратность, наблюдательность, фантазия, воображение, внимательность, терпение, умение логически мыслить, анализировать, сопоставлять и обобщать».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование общеучебных умений в экологическом воспитании младших школьников (из опыта работы)

Понятию общеучебные умения придаю широкий смысл: умению учится жить. Главная наша задача – научить учеников учиться, а не давать готовые знания, т.к. человек, способный самостоятельно добывать их, всегда найдет свое место в жизни, сможет быть хорошим специалистом в постоянно меняющихся экономических и социальных условиях. А умение учиться обеспечивается сформированными соответствующему школьному возрасту общеучебными умениями. Общеучебные умения являются для одних учащихся единственной возможностью дотянуться до стандарта, а для других эффективным инструментом раскрытия своих способностей и дарований.

Главную цель своей работы хочу выразить словами Г.С. Альтшуллера «Кем бы вы не стали в жизни, вам всегда будут нужны знания, умения, навыки, память, сообразительность, настойчивость и аккуратность, наблюдательность, фантазия, воображение, внимательность, терпение, умение логически мыслить, анализировать, сопоставлять и обобщать».

Итак, у учащихся на всем протяжении школьного обучения я, как учитель, формирую общеучебные умения, причем умения сознательно контролируемые, часть из которых затем автоматизируется и становится навыками. 

Всё начинается с детства…Формирование экологической культуры младших школьников возможно только при условии взаимосвязи различных типов и видов деятельности. Только такая работа даёт возможность овладеть глубокими знаниями о связах человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране  природы. Каждый предмет должен нести экологическую окраску.

 Посмотрим это на примерах уроков.  Например, на уроке литературы, когда анализировали «Сказку  о золотой рыбке» А.С. Пушкина,  использовала материал проведённого Всероссийского экоурока  «Хранители воды» ( на уроке ребята, увидев загрязнённое озеро, ставили задачу перед собой, разбились на команды, отвечали на вопросы, решали задачи, сделали карманные книжечки, где описывали свои конкретные шаги по сбережению воды, сделали выводы) ответили на вопросы: может ли в такой речке  жить золотая рыбка? Почему? Кто в этом виноват? Что нужно делать?  

Среди всех общеучебных умений и навыков самое важное место для дальнейшего обучения занимает умение бегло читать. Успешность обучения  по всем предметам определяется качеством читательских навыков школьника. Поэтому  читательское развитие ученика младшего класса является первостепенной. Чтение должно быть сознательное, беглое, выразительное. В. А. Сухомлинский писал: «Чтение-это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом». Упражнения могут быть разными, на экологическую тему.  Например, в какой группе лишнее слово, слог, буква; чем похожи данные слова; найди слова в слове; раздели слова на группы; чтение по ролям, скороговорки и т.п.

На уроке русского языка использую тексты о природе, о животных, растениях, об отношении человека к природе с различными заданиями. (О чём говорится в тексте? Как можно озаглавить текст? Что понравилось в тексте, а что не понравилось?  Что сделал бы ты? Что посоветовал бы одноклассникам, родителям,  соседям? Составить текст  ( перестановка предложений), закончить рассказ…Находить однородные члены предложения, имена существительные, прилагательные.., разделить лесных жителей по типу склонения и т.п.)

На уроке математики  можно показать экологические цепочки. Например, дятел – лесной доктор. Он избавляет деревья от насекомых- короедов. Один дятел за день съедает 753 паука- короеда. Добывая корм, он делает в деревьях выемки, их охотно используют для своих гнёзд маленькие птички. Получается взаимосвязь: дерево-дятел-птица. Это отражает, как связаны растения и птицы между собой. Решаются экологические задачи. Например, из 250 000 видов растений Земли 1/10 часть находится на грани исчезновения. Сколько видов растений на земле на грани исчезновения? Что нужно делать, чтобы они совсем не исчезли?

Можно предложить ученикам самим составлять задачи на экологическую тему.

Формирование экологической культуры школьника  веду по направлениям.

1. Познавательное направление. Проводим дидактические игры, беседы, путешествия, викторины, решаем познавательные задачи.  Последние особенно эффективны – стимулируют детскую любознательность, способствуют проявлению заботы и беспокойства о состоянии природы, дают детям основы знаний и навыков, позволяющих понять сложность развития окружающего мира. В зависимости от возраста и подготовленности детей они могут быть разными по уровню сложности.  Пословицы, поговорки, народные приметы заставляют думать. Почему так говорят? Что это означает? Например, «Посеешь в грязь- будешь князь», «Апрель с водой, май с травой». Загадки о растениях, животных, о явлениях природы учат сравнивать, находить общее, делать выводы, развивают мышление. Например, можно спросить у детей о ком говорится в загадке: «Человеку нужны иголки для шитья, а кому нужны иголки для житья?» Нужно отгадать загадку и ответить на более сложный вопрос, вытекающий из её содержания: «Зачем ему иголки?». Ознакомление с произведениями В. Бианки, Н. Сладкова, М. Пришвина, Д. Мамина-Сибиряка, Ю. Дмитриева и др. расширяют знания детей о природе, несут до них экологическую информацию;  часто являются экологическими задачами. Например, рассказ Н. Сладкова «Косуля и Косач» показывает какую роль играет снег зимой в жизни животных. Дети делают вывод: Косач спит в снегу, как под пуховым одеялом. Ему тепло. А Косуля спит на снегу без одеяла, поэтому мёрзнет. В рассказе Ю. Дмитриева «Парничок под снегом» дети познают, какую роль играет снег и  в жизни растений.

2. Практическое направление. Изучаем растительный и животный мир, почву, водоёмы родного края, связываем их  с практическими делами. Это  посадка деревьев и кустарников ( вместе с родителями посадили 25 деревьев, кустарников), сделали кормушки , «Птичья столовая» работала всю зиму.  Дети ухаживают за комнатными растениями, наблюдают за их развитием, радуются каждому новому побегу. Вырастили рассаду цветов. В мае посадили их в наш уголок на пришкольном участке. Осенью соберём семена цветов. Всё  это естественная форма взаимодействия человека с окружающим миром. Он несёт в себе элементы объективной полезности, общественной значимости, в процессе его раскрывается бескорыстная сторона деятельности. Они способствуют привитию бережного отношения младших школьников к родной природе, ко всему живому.

3. Исследовательское направление. Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с условия готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка, его творческих способностей,  самостоятельности и критического мышления, умения работать с информацией.

Огромную роль в развитии ученика играют природные экскурсии в разные времена года. Именно на экскурсии прививается интерес к природе, воспитывается любовь к ней. Отправляясь на экскурсию надо заранее определить, кто на что будет обращать внимание. Дети разбиваются на небольшие группы и ведут наблюдение, активизируют внимание, сравнивают явления природы, добывают новых знаний. К концу экскурсии  делятся друг с другом своей добычей. Благодаря этому складывается полная картина весеннего, зимнего, осеннего или летнего дня в лесу. Можно иначе: фиксировать внимание на всём, что попадается в поле зрения. А потом сравнивать свои наблюдения с наблюдениями товарищей, делать выводы вместе. Так  дети учатся строить представления  об окружающем мире, учатся общению. После экскурсии дети пишут сочинение, в котором описывают увиденное. Каждый по-своему высказывает  свое  отношение к природе, что его больше поразило, взволновало. Можно предложить написать письмо «к лесному другу». Затем устраиваем выставку рисунков по полученным впечатлениям;  могут быть и фантастические образы (например, дерево с человеческим лицом, которое радуется, увидев детей; или цветок, который боится протянутой руки…). Творческие работы детей подтверждают эффективность специально направленных наблюдений и личного восприятия ими значимых признаков природных явлений и предметов.

В последнее время большое место в обучении и воспитании школьников занимает проектная деятельность. Главная идея этого метода-направленность учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно и социально значимой проблемы. Этот результат и есть проект. Проведение самостоятельных исследований стимулируют мыслительный процесс, направленный на поиск решения проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из разных областей. Во время работы над проектом каждый ученик имеет возможность реализовать себя, продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех.

Можно представить три уровня изучения природы.

1 уровень: 1-2 классы. Окружающий мир рассматривается в целом, в том числе человек-часть живой природы. Классифицируются животные: насекомые, рыбы, птицы, звери земноводные, пресмыкающиеся. Первоклассники разделяются на группы, и каждая группа получает задание –подготовить проектные работы по темам: «Насекомые», «Птицы», «Звери», «Рыбы». На обобщающем уроке каждый ребёнок показывает свою проектную работу.

2 уровень: 2-3 класс. Рассматриваются экологические  цепочки-экосистемы, цепь растения-животные-растения, животные-растения-животные.

3 уровень: 3-4 класс. Рассматриваются не только предметы природы, экосистем, а следствие изменения экосистем, взаимодействие человека и природы, последствия этого взаимодействия, его значение.

К примеру, проект «Моё дерево». Дети провели исследование выбранного дерева. Наблюдали над ним. Заносили результаты своих наблюдений в тетрадь. Изучали крону, листья, кору, ствол, плоды, семена; наблюдали, какие  птицы, животные связаны с ним. (Где ствол шире, уже всего? Кора твёрдая, мокрая, сухая? Есть ли на ней трещины? Может ли кто-нибудь жить в этих трещинах? Как изменяется  кора после дождя? Понюхай кору. Что тебе напоминает этот запах? Были ответы: яблоками, травой, листвой, грибами, ягодами, огурцами. Есть на коре мхи, лишайники? Есть ли на стволе грибы? Есть ли на коре следы, оставленные человеком: ободранная кора, царапина от ножа и т .п.) На примере дерева  можно увидеть взаимосвязь растений  с окружающей средой. Состояние деревьев, их внешний вид отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Для развития образного мышления, эмоционального отношения к природе можно предложить  нарисовать портреты деревьев, с разным настроением. Дети отметили, что настроение их дерева бывает грустное, весёлое, печальное, бодрое. Параллельно шла практическая деятельность по уходу за своим деревом (посадили рядом другие растения, чтобы не было грустно дереву, повесили кормушки для птиц, чтобы дереву слушать пение птиц…). Мы видим, как наблюдения в природе играют особую роль в формировании положительного отношения школьников к природе.

Одна из моих учениц взяла для своего исследовательского проекта тему «Берёза моя, берёзонька». Таким ласковым названием она показала своё тёплое, нежное отношение к этой красавице-берёзе. На предварительном этапе определили цели и задачи: особенность березы как дерева, её  полезные свойства; применение березы в настоящее время в жизни людей; способы определения возраста березы; сбор и анализ литературы; анкетирование среди одноклассников с целью выявления интереса к березе. Дальше выяснили, в чём актуальна эта тема.

С давних пор береза пользуется на Руси особым почетом и уважением. Связано это не только с тем, что белоствольная  лесная красавица стала своеобразным символом весны, света, любви к родине, но и с ее многочисленными полезными свойствами. Не случайно березу называют деревом жизни и здоровья… «Меня очень заинтересовало это дерево, и поэтому я выбрала тему ее для своего исследования». 

        Для начала своего исследования, ученица провела анкетирование среди одноклассников  о полезных свойствах и пользе березы. Результаты анкетирования показали, что большинство опрошенных учеников знают , что из березовых веток  делают веники, из ствола- бумагу, а также есть  березовый сок. Многие ученики не знали о других полезных свойствах березы и ее применение в настоящее время.  Она начала собирать материал: беседовала с взрослыми, посещала библиотеки, листала энциклопедии, вместе с мамой заходила в интернет..

         С увлечением рассказала одноклассникам о берёзе всё, что узнала- откуда идёт её название, каких по высоте бывают, форма веток, цвет ствола, листьев, корневая система. Где, в какой почве хорошо растёт. Демонстрировала несколько видов берёз (оказывается их около 120 видов, 64 из них встречаются в России). Выяснила полезные свойства берёзы (Почки, листья, ветки дерева. Дёготь, активированный уголь, сок. Береста,  серёжки,  поленья, берёзовый гриб-чага).

В практической части                она выяснила, что берёза                хорошо очищает воздух. Выхлопные газы машин загрязняют воздух, вредны для экологии. Нужно сажать много деревьев, чтоб воздух стал чище. « Стало интересно знать, если посадить берёзки сейчас около нашей новой школы, через сколько лет они станут такими, как во дворе школы в селе Габдрахманово,  где учился мой папа. Сколько лет пройдёт? Как рассчитывать возраст берёзы?». Всё это ученица выяснила. Провела опрос людей, попробовала определить по особенностям коры (не точно), по годичным кольцам (невозможно, нельзя же спилить дерево). Наконец выбрала оптимальный вариант- определение возраста по толщине ствола. «По результатам исследования сделала небольшое открытие: если посадить возле нашей 25 школы берёзы, они вырастут такими, как в деревне, через 40 лет. «Сколько времени проходит, чтобы маленькое деревцо превратилось в дерево! Надо беречь природу! Нужно сажать побольше деревьев, чтобы наш воздух был чище, чтобы мы жили, не болели. »,-делает вывод ученица. А ведь всё началось с того солнечного дня 1 сентября, когда мы, первоклассники, вышли на пришкольный участок школы и увидели на скамеечке красивую бабочку, а она показала всем нам на ладошке божью коровку…

Итак, доброе, разумное, бережное отношение к окружающему миру не появляются само по себе- его надо формировать, воспитывать с самых малых лет. Младший школьный возраст- самоценный этап в развитии экологической культуры личности. Накопление личного опыта по взаимодействию с окружающим миром приводит к формированию прочной наглядно-образной картины окружающего мира, определяющий процесс развития экологической культуры личности в дальнейшем. Человек, покидающий стены школы должен иметь внутри барьеры, установки, убеждения, не позволяющие ему поступать не экологично.

Литература:

  1. Федеральный государственный стандарт второго поколения. «Просвещение», 2009;
  2. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Ярославль, «Академия развития»,1997;
  3. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и её охрана. Москва «Просвещение»,1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете школы по теме: «Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС».

В концепции ФГОС второго поколения подчёркивается, что "в начальной школе основным результатом является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной ...

Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС.

Наша цель: Создание условий для формирования у учащихся базовых навыков самообразования,самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содер...

Формирование общеучебных умений и навыков у младших школьников в сфере ФГОС

Формирование общеучебных умений и навыков – один из приоритетов современного начального образования, предопределяющий успешность всего последующего обучения.В современном обществе повышаютс...

Тема по самообразованию: Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС

Тема по самообразованию: Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях ФГОС...

Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников

В начальной школе основным результатом является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к с...