«Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми»
статья на тему

АВДЕЕВА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНА

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по проблеме детской агрессивности  у младших школьников с интеллектуальными нарушениями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agressiya.docx25.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект беседы с педагогами

«Особенности взаимодействия педагогов

с агрессивными детьми»

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по проблеме детской агрессивности  у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.

 План

1. Введение

2. Понятие агрессии и агрессивности

    2.1. Виды агрессивности младших школьников

    2.2. Характерологические особенности агрессивных детей

    2.3. Причины агрессии

3. Правила  педагогического поведения, способствующего снижению детской агрессивности

4. Заключение

Ход работы:

Введение

В младшем школьном возрасте дети располагают значительными  резервами развития. Их выявление и эффективное использование — одна из главных задач возрастной и педагогической психологии. Но прежде чем использовать имеющиеся резервы, необходимо подтянуть детей до нужного уровня готовности к обучению.

С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств.

С поступлением в школу изменяется положение ребенка в семье, у него появляются первые серьезные обязанности по дому, связанные  с учением и трудом. К нему взрослые люди начинают предъявлять повышенные требования. Все это вместе взятое образует проблемы, которые ребенку необходимо решать с помощью взрослых на начальном этапе обучения в школе.

При умственной отсталости нарушения проявляются очень рано, поэтому становление всех психических функций происходит не только замедленно, но и искажённо. Нарушенной оказывается эмоционально-волевая сфера детей, что отражается на социальном поведении, на межличностных контактах, приводит к трудностям социальной адаптации.

Для младших школьников с нарушением интеллекта характерны частые проявления беспокойства и тревоги.

В большинстве случаев отмечается капризность, раздражительность, драчливость. Они с трудом ладят со сверстниками, легко вступают в конфликты, драки. Проблема агрессивности на сегодняшний день является очень актуальной, поскольку увеличилось количество детей, характеризующихся агрессивным поведением.

Понятие агрессии и агрессивности

Термин «агрессия» издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей.

Детская агрессия (от лат. aggredi - нападать) - любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу. Условно агрессию у детей делят на враждебную - имеет единственную цель - причинение вреда, и инструментальную
- с ее помощью человек добивается чего-либо.

Понятие агрессивность – это свойство личности, «выражающееся в готовности к агрессии».

Агрессивное поведение - одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т.д. Агрессивное поведение выступает одним из способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, с сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением.

Агрессивное поведение чаще всего понимается как мотивированные внешние действия, нарушающие нормы и правила сосуществования, наносящие вред, причиняющие боль и страдания людям. Однако при работе с агрессивным поведением необходимо помнить и о других аспектах проявления агрессии. Эмоциональный компонент агрессивного состояния – это чувства, и прежде всего гнев. Но не всегда агрессия сопровождается гневом и не всякий гнев приводит к агрессии. Эмоциональные переживания недоброжелательности, злости, мстительности также часто сопровождают агрессивные действия, но они далеко не всегда приводят к агрессии. Наша с вами задача учить детей осознавать и регулировать свои эмоции, приводящие к агрессивному поведению. Прежде всего агрессивных детей отличает неадекватная самооценка – завышенная или заниженная.

Виды агрессии и агрессивности

Чаще всего выделяются следующие виды агрессии:

- физическая агрессия – проявляющаяся в конкретных физических действиях, направленных против какого-либо лица, либо наносящие вред предметам (ребенок дерется, кусается, ломает, швыряет предметы и т.п.)

- вербальная агрессия – выражающаяся в словесной форме (ребенок кричит, угрожает, оскорбляет других)

- негативизм – оппозиционная манера поведения.

Кроме того, при подавлении проявления агрессии и в некоторых других случаях агрессия может быть направлена на самого себя (аутоагрессия) – она выражается в нанесении себе вреда (откусывании ногтей, выдирании волос, частом травмировании себя самого  и т.п.).

Характерологические особенности агрессивных детей.

  1. Низкий уровень самоконтроля и саморефлексии.
  2. Имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию.
  3. Имеют неврологические недостатки: неустойчивое, импульсивное,  рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание.
  4. В случае намеренной агрессии отсутствует чувство вины.
  5. Всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении.
  1. Не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение.

Основными причинами проявлений детской агрессии в младшем школьном возрасте являются: 

1.  Семейное неблагополучие.

2. Это ослабленные дети, подвижные и  неустойчивые, импульсивные, раздражительные.

3.  Стрессы, перемены или любые изменения.

4.  Излишне строгое воспитание, постоянные запреты или отказы.

5.   Излишняя опека, потакание любым прихотям.

6.  Повторение стиля поведения одного из родителей.

7.  Стремление привлечь к себе внимание сверстников.

8.  Стремление получить желанный результат.

         9. Стремление быть главным.

        10. Защита и месть.

Очень часто причиной детской агрессии является семья. Агрессивное поведение ее членов в обыденных жизненных ситуациях – крики, ругань,  унижения, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще, если ежедневно наблюдает ее у взрослых, если она стала нормой его жизни. Не приводит ни к чему хорошему и непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения: дети теряются, озлобляются, агрессивно настраиваются против родителей и окружающих людей.

Формированию детской агрессивности способствует  неприятие со стороны взрослых ребенка –   безразличие, устранение от общения с ним, нетерпимость и властность, враждебность к самому факту существования ребенка.      

Задачи педагогов:

  1. контроль над собственными негативными эмоциональными состояниями, так как умение взрослого владеть собой является лучшим гарантом адекватного поведения детей;
  2. овладение приемами конструктивного, позитивного общения в целях исключения ответной агрессивной поведенческой реакции со стороны детей или погашения уже имеющейся;
  3. говорить с ребенком о его чувствах и переживаниях

«активно слушать» его внутренний мир;

  1. видеть в словах и действиях детей позитивный настрой и благие намерения;
  2. обладать навыками саморегуляции.

Педагогам важно формировать определенные принципы общения с агрессивными детьми. Давать ребенку возможность выплеснуть агрессию, сместить её на другие объекты.

Поколотить подушку, крепко сжать кулаки. Показывать ребенку личный пример конструктивного поведения. Сигнализировать ребёнку о том, что его любят, ценят и принимают. Так же существует большое разнообразие коррекционных методов: это игры, коррекционно – развивающие упражнения, художественное творчество, сказкотерапия, арттерапия  и т.д.

Правила  педагогического поведения, способствующего снижению детской агрессивности

  • помогайте ребенку осваивать конструктивные способы преодоления препятствий, разрешения проблем;

  • покажите, что есть более эффективные и безопасные способы, чем физическое нападение. Свои собственные агрессивные реакции на какие-то события не переносите на ребенка;

  • помогайте ему лучше узнать себя и других людей. Не исключено, что ребенок ведет себя агрессивно потому, что не видит другого способа самоутвердиться или воспринимает мир как враждебный.

Заключение

Агрессия – достаточно сложное и противоречивое явление. Она предстаёт во множестве форм и проявлений. В основе агрессивного поведения лежат инстинктивные побуждения, однако способы их реализации определяются социальными факторами.  Для снижения уровня агрессивного поведения мы хотели бы предложить Вам ряд упражнений.

Литература

1.Берковиц  Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. – М.:Владос, 2001

2. Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1997.

3. Бюттер К. Жить с агрессивными детьми. – М.: Просвещение, 1997

4. Детская практическая психология: Учебник Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. – М.:Владос  , 2001

5. Детская психология/ В.С.Мухина. 2 изд.- М.: Апрель  Пресс: ЭКСМО ПРЕСС, 2000

6. Колосова С.Л. Детская агрессия. – СПб.: Питер, 2004.

7. Лешли Дж. Как работать с маленькими детьми. – М.: Педагогика, 1991.

8. Лоренц К. агрессия (так называемое «зло»). – М.: Арко, 1994.

9. Можгинский Ю.Б. Агрессия: эмоциональный и кризисный механизм. – СПб.: Питер, 1999.

10. Мудрик А.В. Социальная педагогика:Учеб.для студ.пед.вузов/ Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.

11. Паренс Г. Агрессия наших детей. – М.: Юнити, 1997.

12. Психология человеческой агрессивности./ Под ред. К.В.Сельченок. – М.: Просвещение, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Взаимодействие с агрессивными детьми"

Цель: познакомить педагогов с психологическими особенностями агрессивных детей, причинами такого поведения; научить педагогов способам взаимодействия с агрессивными детьми. Семинар-практикум включает ...

Советы педагога-психолога по работе с агрессивными детьми

Агрессия – это способ выражения гнева, протеста.Агрессивность – это свойство личности, «выражающееся в готовности к агрессии»....

Рекомендации педагогам начальной школы по работе с агрессивными детьми

В момент проявления агрессии не стоит анализировать ее причины. Об этом следует задуматься, когда все успокоятся, однако нельзя откладывать надолго. Один из важных моментов воспитания — демонстр...

Буклет "Советы педагога-психолога по работе с агрессивными детьми"

Понятие агрессивности, критерии агрессивности, причины агрессивного поведения у ребенка...

Особенности работы с агрессивными детьми младшего школьного возраста

В последнее время  тема агрессии и агрессивности стала наиболее актуальной, острой в современном обществе, так как число детей с агрессивным поведением не снижается, а растет с каждым годом....

Особенности взаимодействия с агрессивными и гиперактивными, тревожными и аутичными детьми

Особенности взаимодействия с агрессивными и гиперактивными, тревожными и аутичными детьми...