Педагогический тренинг по курсу ОРКСЭ
методическая разработка (4 класс) на тему

Дарган Нина Викторовна

Изучение курса «Основы православной культуры» ставит перед учителем задачи передачи современным школьникам знаний в области истории христианской православной культуры как средства формирования их личностных качеств. Педагогический тренинг «Дорогу осилит идущий» является частью комплексной работы по перестройке учебно-воспитательного процесса по типу личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический тренинг «Дорогу осилит идущий».

Провела учитель высшей квалификационной категории

Дарган Н.В.

Изучение курса «Основы православной культуры» ставит перед учителем задачи передачи современным школьникам знаний в области истории христианской православной культуры как средства формирования их личностных качеств.

Для того, чтобы решить эти учебно – воспитательные задачи, необходимо вначале открыть для детей в их собственных сердцах то доброе, что они уже знают и любят (в некоторых случаях требуется возрождать в ребенке запрос на красивое, светлое, доброе, погашенный примитивностью и  нередкой жестокостью современной цивилизации).

Это путь трудной педагогической работы. Учителю потребуется тщательная подготовка к каждому уроку, большая любовь к детям и стремление передать им тот свет любви и красоты, какой несет в себе православная культура.

Но народная мудрость гласит: «Дорогу осилит идущий».

          Педагогический тренинг «Дорогу осилит идущий» является частью комплексной работы по перестройке учебно-воспитательного процесса по типу личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми.

          Назначение – преодоление внутренних коммуникативных стереотипов, изменение педагогической позиции с субъект- объектных на субъект – субъектные отношения с детьми, обращение своего сознания к собственным переживаниям и чувствам учащихся, поиск резервов для эффективной работы.

Ведущий :

            Уважаемые коллеги! Мы приветствуем вас на тренинге «Дорогу осилит идущий».

   Одному страннику пора было отправляться в путь, но день сменился ночью, и он, боясь

   заблудиться в темноте и не зная, как поступить, обратился за советом  к мудрому старцу

    - Возьми с собой кого-нибудь, - посоветовал мастер.

   - Но… - в сомнении пробормотал странник, - если я так сделаю, то на дороге окажутся два слепца вместо одного.

 - Ошибаешься, - ответил старец. – Если два человека осознают слепоту друг друга, это породит свет.

Побуждая коллег к активным действиям ведущий зачитывает интересные факты статистики

(факты последовательно появляются на интерактивной доске)

Люди запоминают из того, что читают - 10%

Из того, что слышат – 20%

Из того, что видят – 30%

Из того, что слышат и видят одновременно – 50%

Из того, что обсуждают другие – 75%

Из личного опыта – 80%

Больше всего из того, чему учили других – 95%

Давайте попробуем стать источником света друг для друга!  Поделимся своим опытом и

одновременно окажемся на месте сегодняшних школьников.

Я прошу вас самим сформулировать тему урока, просмотреть выступления  детей. (Учащиеся

4 класса совместно с учителем и родителями разрабатывали проект «Моя семья», результатом

которого стал праздник «Дерево жизни», проведенный в конце изучения курса «Основы

православной культуры», являющийся своего рода тренингом для обучающихся и их

 родителей. Дети по заданию проекта принесли в класс предметы, ассоциативно связанные с

семьей.

В класс входят семеро детей

- Я принес горшочек с пророщенным  семенем.

- Я принес колоски пшеницы.

-Я принесла шарф и рукавички, которые  связала мне мама.

- Я принес кормушку для птиц, которую мы сделали с папой.

- Я принесла семейную фотографию.

- Я принесла модель «семейного древа».

- Я принесла обручальные кольца папы и мамы.

Ведущий просит педагогов назвать тему урока. На доске появляется заголовок «Христианская семья».

Ведущий обращаясь к педагогам спрашивает:  «Что такое семья?»

Подводя итог сказанному,  делается вывод: «Семья – семеро таких  же, как я.

- И правда, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, нравом и

характером. Вы скажете, что не в каждой семье наберется семеро. Верно, но не это  важно.

 Число «Семь» издавна считается особенным. Оно неделимо и как бы напоминает о том, что и

семья тоже едина и  неделима.

(Педагогам предлагается тренинговое задание – объяснить это детям наглядно)

Ведущий обращается к ученикам по имени и просит рассказать о своих ассоциациях

связанных  со словом  «семья».

- Ребята, что вы чувствуете, когда произносите слово «семья»?

Дети:

1-й  - Это слово греет душу. Оно напоминает о ласковом голосе мамы.

2 –й – Мне оно напоминает заботливую строгость отца.

3 – й – Слово семья « происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное,

дает росток. На нем проявляется сначала нежные цветы, а затем и добрые плоды.

Комментарии ведущего:  «Когда ваши родители создали семью, она тоже напоминала

маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать. ( вопрос для всех участников

тренинга- что это значит?)

А это значит: жить в согласии и заботиться друг о друге.

4 –й –Для меня слово «семья» ассоциируется с обручальными кольцами моих родителей.

Кольцо не имеет конца. Когда мои родители стали мужем и женой и обменялись кольцами,

они пообещали быть верными друг другу до самой смерти.

Комментарии ведущего.

- Наши предки издавна учили, что «семя» не взойдет без  помощи старших и без воли

«Божией».

Вот почему жених и невеста от родителей получали благославление, а от бога -  венчание.

Семья крепнет, и семя превращается в крепкий росток. На нем зацветают и первые цветочки –

сынки и дочки. Теперь у родителей главная забота, чтобы дети выросли хорошими людьми.

 Они не жалеют для этого ни сил, ни времени.

Ведущий продолжает разговор с детьми: «Андрей, почему ты принес колоски?»

5 – й – На мой взгляд колосок – хороший пример семьи.

   Колосок, колосок!-

   Обратился я

   Ты скажи, мне колосок,

   Где твоя семья?

   Вся при мне! – ответил он,

   Радость не тая.

   Много зерен – близнецов

   Вот семья – моя!

Ведущий:

- Замечательно! Действительно: Семья.. Согласие…

Как едины в колоске зернышки, как красив колосок от этого.

А что сразу приходит на ум?

(Педагоги и дети предлагают варианты ответов)

5 – й ребенок кратко рассказывает о своей семье и показывает фотографию.

6– й ребенок – Я принес модель родового дерева, которую мы изготовили и начали заполнять.

У дерева много ветвей, и все они растут от одного ствола, вырастают от общего корня.

Каждый род имеет своего основателя. Из восходящего поколения мы вспомнили папу, маму,

дедушек, бабушек, прадедушек, прабабушек. Нисходящее поколение (младшие) это я, моя

сестра и братья.

Педагогам предлагается отгадать кроссворд, содержащий следующие понятия: род, потомки,

предки, семья. Желающие могут рассказать о своем родовом дереве.

Предков принято помнить и всегда поминать. В году есть дни особого поминовения предков –

Радоница, Троицкая родительская суббота, Димитриевская родительская суббота и другие.

Люди идут в храм, возжигают свечи, поминают своих предков молитвой, навещают их

могилы. В эти дни они по-особенному чувствуют свое единение с умершими предками, со

своим родом.

А к живущим родителям, дедушкам и бабушкам нужно относиться с уважением, выполняя

мудрую заповедь: «Почитай отца твоего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь жить

 долго».

-Что значит почитать родителей?

(Ответы педагогов и детей записываются на доске. На интерактивной доске появляется запись:

Почитать родителей значит: в детстве - их слушаться, в молодости – с ними советоваться, в

зрелом возрасте – о них заботиться)

- Если заповедь исполнена, то можно сказать, что семя было посеяно не напрасно. Нежные

цветы дали добрые плоды.

Детям и педагогам предлагается посмотреть видеофильм «Притча о воробье».

Ведущий

-Детям-спасибо!

Что мы пожелаем им в соответствии с нашей темой? (Педагоги высказывают свои пожелания)

Любят тебя без особых причин

За то, что ты –внук

За то, что ты- сын

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За т о, что на маму и папу похож.

Пусть эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

Ведущий:

-Уважаемые коллеги! Сейчас вместе с вами мы попытаемся создать алгоритм организации обучения курса «Основы православной культуры». Давайте обсудим, каким должен быть урок православной культуры (Обсуждение в группах. Выступление модератора, выбранного членами группы.)

Вывод: Урок православной культуры может быть только личностно-ориентированным. Методически это реализуется в форме диалога. Важным является применение эвристичских и проблемных методов обучения, приемов эффективного общения. (Педагогам к рассмотрению предлагаются буклеты «Психолог – педагогу», в которых раскрывается суть эффективного общения, приведены примеры приемов эмоционального воздействия: символизации, эмоциональной доминанты, ассоциативного связывания и т.д.

Далее ведущий предлагает определить результаты, на которые должен быть направлен урок на основе требований ФГОС. (Личностные результаты, метапредметные результаты, предметные результаты.)

Модераторы зачитывают результаты, отобранные к конкретному уроку «Православная семья».

После рассмотрения учебника «Основы православной культуры» (автор А.В.Кураев) педагоги вносят свои предложения как продолжить урок «Христианская семья», соглашаясь или не соглашаясь с началом урока, предложенным ведущим в тренинге (прием «ассоциации»).

После выступлений педагогов ведущий делает вывод:

    Обучение курсу «Основы православной культуры» должно быть организованно так, чтобы на начальном этапе у ребенка была сформирована потребность к  изучению того, что имеет какое-то отношение к интересам современного школьника. Затем эта актуализированная потребность позволит учителю совместно с ребенком сформулировать вопрос: для чего и как создавалась православная культура? И, далее, опираясь на интерес ребенка, учитель сможет показать авторов и средства ее создания, ее роль в жизни людей на протяжении тысячелетия.

Ведущий:

-Вопросов по методике преподавания курса «Основы православной культуры» много но мы не ставили перед собой задачу их раскрывать и обсуждать на данном тренинге, поэтому давайте вернемся к нашему уроку «Христианская семья». Прочтите в учебнике рассказ святого Силуана Афонского о том, каким должен быть отец. А теперь посмотрите еще раз на наши цветущие деревья – где каждый цветочек обозначает наших детей. Что мы, как мамы им пожелаем в жизни? Чего попросим у судьбы или у Бога?  После высказываний педагогов ведущий зачитывает просьбы родителей из молитвы «О детях», желает всем семьям добра, здоровья, любви и достатка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Используемая литература по курсу "Особенности и методика курса ОРКСЭ"

Приводится список литературы, которая была использована при написании курса. Учителя могут использовать её при подготовки к урокам....

Педагогический тренинг для учителей "Сохраним себя для себя"

Эмоциональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Самая опасная профессион...

Педагогический тренинг для учителей

Педагогический тренинг для учителей средних и старших классов нацелен на развитие у них коммуникативных навыков, средств позитивного проектирования индивидуального развития ученика, актуализации лично...

Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).

Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ  в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...

Онлайн-тренинг на тему: «Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся»

психотерапевтическая и коррекционная работа со взрослыми и детьми, как со здоровыми, так и с нарушениями развития (ЗРР, ЗПР, ЗПРР, СДВГ, РДА, РАС, УО, ДЦП, синдром Дауна, онкология и пр.)...