Тема педсовета: «Первый опыт внедрения ФГОС НОО»
методическая разработка на тему

Романова Оксана Ивановна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_pervyy_opyt_vnedreniya_fgos.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема педсовета: «Первый опыт внедрения ФГОС НОО»

Тема выступления: « Характеристика изменений в деятельности педагога,

 работающего по ФГОС» Романова О. И.

        Начать свое выступление я хотела бы с притчи:

Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил:

- Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?

А сам думает:  «Скажет живая – я её умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу».

Мудрец, подумав, ответил:

- Всё в твоих руках.

Действительно, в наших руках развитие личности:

  • Любознательной и интересующейся, активно познающей мир;
  • умеющей учиться и способной к организации собственной деятельности;
  • уважающей и принимающей ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;
  • доброжелательной и умеющей слушать,  слышать партнёра, уважающей своё и чужое мнение;
  • готовой самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

Возникает вопрос: какими  технологиями  необходимо владеть современному педагогу для развития личности – ученика, думающего, самостоятельного, умеющего жить среди людей?

Новизна подхода к обучению по новым стандартам – это системно-деятельностный подход, который должен менять как деятельность учителя, так и ученика на уроке.

 «Сейчас мы учим детей определенным знаниям, понятиям, законам. Деятельностный подход – это обучение на основе учебной деятельности, получение знаний в решении научно-познавательных и учебно-практических задач, Причем все итоговые задания будут ориентированы не на то, чтоб сформулировать какое-либо понятие, а применить эти знания на практике».

На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». Именно это идея становится ключевым ядром всей образовательной программы.

Для достижения этой цели используется технология деятельностного подхода. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

     Методологическая основа стандартов второго поколения сводится к следующей модели:

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

Оценочное действие – я умею! У меня получится!


Что же нового  на уроках учителей начальной школы?

Главные 4 позиции в ходе урока:

 Учителя стараются отказаться от приоритета репродуктивного обучения, ориентированного в основном на два психических процесса – восприятие и память и, соответственно, на три роли ученика: «зритель», «слушатель», «репродуктор».

 1.  Обучение строится как процесс «открытия» каждым   школьником конкретных знаний (зачастую ставятся проблемные ситуации).  Деятельность  на уроке организована так, что требует от него усилия, размышления, поиска. Такой подход делает процесс учения личностно значимым и формирует у школьника реально действующие мотивы.

2. Так как  сегодня образование – это, прежде всего, формирование готовности к самостоятельному познанию, то уже с 1 класса необходимо выстроить систему обучения ребенка самостоятельной работе, самостоятельному овладению знаниями. Для этого у каждого учителя  на уроке отводится несколько минут (3-6) самостоятельной работы с последующей проверкой.

3.  Принципиально важным является изменение отношения учителей к контролирующей и оценочной деятельности в начальной школе. Важно развивать у детей умение самоконтроля и самооценки. Первые шаги по развитию самооценки  тоже наблюдаются:

а) момент, когда ученики получали от учителя тетради со значками, вместо готовой оценки, учителем дается установка: «Сейчас вы сами оцените свою работу!» (наклеивают, ставят значок);

б)  наш урок заканчивается. Пусть каждый из вас вспомнит, что у него особенно хорошо получилось и пусть каждый выберет себе значок (солнышко, смайлик);

в) учим признавать свои ошибки. Похвалить, за то, что ошибку признал, а потом определил себе награду.

4. И еще одна проблема: ориентация образовательного процесса на формирование универсальных учебных действий.

   Учитель должен выделить наряду с действиями и операциями, специфичными для конкретного учебного предмета, те действия, которые могут работать как универсальные, то есть использоваться в разных учебных ситуациях независимо от предметного содержания. Сложность в том и заключается, что учитель должен это почувствовать (универсальность конкретного учебного действия).

Учителю отводится роль организатора и управленца этого процесса. Позиция учителя состоит в том, чтобы не быть истиной в последней инстанции. Он на своем примере может и должен показывать ученикам, что невозможно знать все, но можно и должно узнавать, вместе с учениками определять, где и как найти правильный ответ, нужную информацию. При таком подходе у каждого ребенка будет право на ошибку и возможность ее осознать и исправить или даже избежать ее. Задача учителя – создавать для каждого ситуацию успеха, не оставляя места для скуки и страха ошибиться – того, что тормозит развитие.

Обязательное условие - создание ситуации успеха на уроке:

Каждый ребенок имеет право на улыбку, радость, счастье, творчество, что и приведет его к успеху.

Кого считать успешным? 72%  учеников 3-4 классов нашей школы отвечают: “Уверенного в себе человека”.

Что нужно сделать для того, чтобы ощутить себя успешным?

77% учащихся считает, что для этого нужно реализовать свои таланты и способности, следовательно, нужно создать условия, обеспечивающие самореализацию ребенка. Поэтому важным направлением педагогической деятельности учителей начальной школы  является организация творческих дел в частности во  внеурочной деятельности, ведь именно в этом процессе проявляется и формируется успешная личность.

  • Атмосфера доброжелательности в классе на протяжении всего урока. Слагаемые доброжелательности: улыбка, добрый взгляд, внимание друг к другу, интерес к каждому, приветливость, расположенность, мягкие жесты.
  • Снятие страха – авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи. Авансировать успех – значит объявить о положительных результатах до того, как они получены. Данная операция увеличивает меру уверенности в себе ребёнка, повышает активность и его свободу. (Приём персональной исключительности, основанием служит любое соответствующее предлагаемой деятельности достоинство школьника: физическая сила, чёткость мышления, оригинальность восприятия, хорошая память, находчивость и т. п. )
  • Ключевой момент. Высокая мотивация предлагаемых действий: во имя чего? Ради чего? Зачем? Мотив – сильнейший механизм.
  • Реальная помощь в продвижении к успеху – скрытая инструкция деятельности, посылаемая субъекту для инициирования мыслительного образа предстоящей деятельности, и пути её выполнения.
  • Краткое экспрессивное воздействие – педагогическое внушение, собранное в яркий фокус: «За дело! Приступаем!»
  • Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы (краткие реплики или мимические жесты).
  • Оценивание – оценка не производится в целом, она не произносится «сверху», она ставит акцент на деталях выполненной работы.

        Действия педагога, которые способствуют созданию на уроке ситуации успеха. ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА НА УРОКЕ

  1. Улыбка, добрый взгляд
  2. Интерес к каждому ученику, великодушие по отношению к любому
  3. Отмечает персональную исключительность
  4. Аргументирует надобность действий
  5. Верит в способность ученика

Уважаемые коллеги! Существует много способов поддержать ученика во время выполнения заданий на уроке. Эта поддержка нужна постоянно. И это должно быть чем-то большим, нежели несколько фраз, которые всё время повторяются: «хорошо», «очень хорошо», «отлично». Искренность, творчество и разнообразие – сильное орудие в построении самоуважения ребёнка.

Просим вас привести 20-25 возможных вариантов (способов) сказать ученику: «Ты молодец! Отлично!» Например: «Продолжай также хорошо работать», «это достижение! Я ценю то, что ты сделал!»

Группы осуждают вопросы и поочередно высказывают свое мнение.

Некоторые варианты.                 

Это великолепно!        

Ты сегодня сделал лучше, чем вчера!

Молодец!                                

Вы меня порадовали!

Уже намного лучше!                 

Вы превзошли мои ожидания!

Грандиозно!                                

У вас сегодня всё получилось!

Поздравляю, молодец!                

Я поражена вашими знаниями!

Вот теперь тебя люблю я, вот теперь тебя хвалю я!

В целом по результатам первого года можно отметить следующее:

  • Изменилась позиция педагогов: педагоги на практике увидели насколько подходы, описные в стандартах, действительно, создают условия для развития ребенка;
  • Многие подходы, описанные в стандартах и раньше, и, причем, очень активно использовались в педагогической практике,
  • Но сейчас это складывается в четкую, целенаправленную систему по всем направлениям образовательного процесса: и в части достижения планируемых результатов в освоении учебных программ, и в области духовно- нравственного развития, в создании здоровьесберегающей среды, в направлении взаимодействия с родителями и общественностью.
  • Ученик получает знание не в готовом виде, а добывает их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании. Учащиеся становятся способными приобретать собственный опыт творческой деятельности. Дети учатся активно пользоваться доступными для них источниками информации, знают, где найти нужный материал, так как на первое место становится развитие мышления, а не памяти.

Создать проблемную ситуацию значит ввести противоречие, столкновение  с которым вызывает у детей  эмоциональную реакцию удивления или  затруднения.

Первый опыт внедрения ФГОС показал, что в целом, идеи и пути реализации новых образовательных стандартов актуальны и востребованы современной образовательной системой. 

Изменился характер деятельности учащихся - исследовательский, творческий, продуктивный; повысилась доля самостоятельной работы учащихся на уроке; появилась возможность применять знания при выполнении практико-ориентированных заданий; снизилась тревожность, повысилась мотивация к учению. Изменилась роль учителя на уроке, теперь учитель перестает быть единственным носителем знания, как было раньше и выполняет роль проводника.

Можно отметить первые проявления результатов введения стандартов:

  • Стандарт для детей: изменился характер деятельности учащихся – исследовательский, творческий, продуктивный;
  • Стандарт для учителей: возрос интерес к ученику, семье, мнению о себе; активизировалось стремление к повышению квалификации и своего профессионального уровня, освоению новых технологий и средств обучения; появились перспективы ощутимых моральных  и материальных вознаграждений;
  • Стандарт для родителей: повысилась заинтересованность и участие родителей в образовательной и воспитательной деятельности; изменился характер взаимодействия с учителем; появилась возможность родителям самим продолжать учиться.

Фраза ученика класса: «Я не боюсь новых тем, проектов, потому что знаю – рядом родители и учитель, они помогут сейчас, а дальше я сам».  

Завершение этого высказывания, я считаю, самым главным. Значит вместе с детьми растёт их чувство уверенности в свои силы, практический опыт и умения.    Имея такие резервы, человек не «потеряет себя», найдет место в жизни, профессионально самоопределится, если он сегодня успешен.

«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими»

Шалва Амонашвили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт внедрения ФГОС в начальной школе» - сценарий проведения урока с представлением эффективности данного урока с точки зрения формирования личностных, метапредметных и предметных компетенций.

Конспект урока по математике во 2 классе по теме: "Взаимно обратные арифметические действия". Система Занкова. С презентацией к уроку....

Опыт внедрения ФГОС в начальной школе

Новые технологии  для новой школы...

Опыт внедрения ФГОС в начальной школе

В презентации описывается опыт внедрения ФГОС в начальной школе за 3 года...

Первые результаты внедрения ФГОС, опыт проб, успехов и ошибок

Первые результаты внедрения ФГОС, опыт проб, успехов и ошибок(сообщение в рамках заседания МО)2013 г....

Опыт внедрения ФГОС в начальной школе

Из опыта работы учителя МОАУ "СОШ № 71" г. Оренбурга Чичикиной И.В. (выступление  на педсовете ОУ; 2014 г.)....