Проект «Диалог культур через диалог детей»
проект на тему

 В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Резкий подъем национального самосознания, стремление к этническому и этнокультурному саморазвитию обусловливают огромный интерес народов не только к своей национальной культуре, но и к культуре народов ближайшего и отдаленного национального окружения. Приобщение российского жителя XXI века к мировой культуре становится социальным заказом общества, что отражено в директивных государственных документах: "Законе об образовании", "Концепции государственной национальной политики".
   В настоящее время в системе образования России происходят существенные изменения — интенсивно развиваются прямые международные связи между российскими и зарубежными образовательными учреждениями.  Данная НПК, участниками которой мы являемся,  как раз и подтверждает мои слова.                               

Скачать:


Предварительный просмотр:

Международная научно-практическая конференция педагогов ДОО

«Современные подходы к содержанию и организации

образовательного процесса в условиях ФГОС ДО»

Проект

 «Диалог культур через диалог детей»

                                                                      Гаськова Валентина Ивановна

                                                                 учитель начальных классов

                                                                 МБОУ «Баргузинская сош»

С. Баргузин

2016г.

 В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Резкий подъем национального самосознания, стремление к этническому и этнокультурному саморазвитию обусловливают огромный интерес народов не только к своей национальной культуре, но и к культуре народов ближайшего и отдаленного национального окружения. Приобщение российского жителя XXI века к мировой культуре становится социальным заказом общества, что отражено в директивных государственных документах: "Законе об образовании", "Концепции государственной национальной политики".
   В настоящее время в системе образования России происходят существенные изменения — интенсивно развиваются прямые международные связи между российскими и зарубежными образовательными учреждениями.  Данная НПК, участниками которой мы являемся,  как раз и подтверждает мои слова.                              

      Такая взаимосвязь и взаимообусловленность культуры и языка побудила нас уделить более пристальное внимание проблеме  поликультурного 

воспитания детей старшего дошкольного возраста. Родилась идея  реализовать проект «Диалог культур через диалог детей» эколого-этнокультурной направленности.

Новизна   заключается в самом содержании,   в том, что наряду с изучением культуры своей республики и района, учащиеся будут знакомиться с культурой изучаемого иностранного языка посредством  использования  метапредметных  технологий, а именно: биология, экология, краеведение,   филология: введение в курс азов бурятского и английского языков,  учитывая  возрастные  особенности  детей. 

Актуальность  Поскольку идет позитивная динамика развития туризма в Бурятии вследствие близости Байкала, поэтому уже сейчас  формируется   рыночный запрос на хорошее знание   бурятского  и английского языков.  Овладение этими языками на элементарном уровне в дошкольных образовательных учреждениях выступают в качестве первой ступени. Между изучением бурятского языка  в ДОУ и  в начальной школе  должна быть прямая связь – ребёнок продолжает изучение бурятского языка, а не начинает учить его заново.  К сожалению,  в  школе  обучение языкам  начинается только со 2 класса. Это проблема, но я думаю, что она решаема.

Тема  проекта: «Диалог культур через диалог детей» эколого-этнокультурной направленности.

Руководители проекта:   Жалсанова Л.М., заместитель директора по НМР,                                учитель биологии;

                                             Тришина И.А., учитель начальных классов;

                                              Гаськова В.И., учитель начальных классов

Участники проекта:  

                               Урбагарова Р.Б-Ж,учитель бурятского языка;

                               Баяндуева Б.Б., учитель английского языка;

                               Нимбуева Р.А., учитель музыки.

 

Состав проектной  группы:  обучающиеся подготовительной группы Предшколы, родители обучающихся.

Тип проекта: внутришкольный,  творческий проект, направленный на диалог культур родного края и страны  изучаемого языка. Языки проекта: бурятский, русский, английский.

Актуальность проекта:  

Проблемы национально-регионального развития в районе приобретают актуальность в связи с этноязыковым нигилизмом, утраты подрастающим поколением самосознания, основ культуры.

Значимость проекта: способствовать формированию культурной и этнической толерантности.

Цели проекта:

Педагогическая:

-формирование у детей дошкольного возраста интегративных качеств личности через ознакомление с национально-культурными, демографическими, природными особенностями  Баргузинской долины.

Практическая:

Разработать, создать и представить  мини- проекты в виде:

- макета озера и ландшафта озера Байкал;

- готового национального блюда на  защите проекта;

- красочных национальных костюмов;

- традиционных приветствий, благопожеланий, песен, танцев или сказок на изучаемых  языках;

- разучивания правил национальных игр с дошкольниками.

Задачи проекта:

Развивающие:

1.Развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о природе, социо-этнокультурных особенностях  Байкала  и  Баргузинского района.

2. Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к изучению бурятского и английского языка, как средству общения и обмена информацией.

Обучающие:

1.Приобретение практических умений и навыков проектной деятельности.

2. Элементарные представления об озере Байкал.

3.Более глубокое осознание собственной культуры.

4.Ознакомление с детским фольклором.

Воспитательные:

1. Содействие воспитанию чувства гордости за родную культуру, уважения к чужой культуре.

2.Развитие навыков сотрудничества.

Практические:

 - создание творческих продуктов в форме  поделок, рисунков.

Формы работы с детьми:

  1. Познавательный блок:  музейная педагогика, презентации, фильмы, энциклопедии, живопись, дидактические игры, в том числе компьютерные, конструирование, проблемные ситуации… 
  2. Коммуникативный блок: изучение иностранного языка, все виды бесед. 
  3. Социальный блок: игровая и трудовая деятельность по изучаемым темам; коррекционно-развивающая работа социального педагога и педагога-психолога с детьми, имеющими проблемы в общении.
  4. Чтение художественной литературы детская районная библиотека, презентации, медиа библиотека, викторины,   театрализованная деятельность.
  5. Художественное творчество: изучение творчества разных народов, художественная деятельность.  
  6. Музыка: ознакомление с народными инструментами, все виды (приемлемые) музыцирования, музыкально-дидактические игры, презентации, развлечения и праздники.
  7. Физическое развитие: подвижные игры разных народов, праздники и развлечения, спартакиады.

Сроки проведения:  долгосрочный, в течение учебного 2015-2016 года.

Этапы реализации проекта:

 I ЭТАП: Информационно-технологический (сентябрь-октябрь)

1. Подбор материала и литературы по теме проекта.

2. Планирование работы с детьми и сотрудничества с родителями.

II ЭТАП: Практическая часть (ноябрь-апрель)

 Работа по блокам.

III Этап: Результат проектной деятельности (май)

 Защита проекта «Диалог культур  через диалог детей» на русском, бурятском, английском языках.

Практическая значимость   состоит в том, что разработанная нами   технология поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста может быть внедрена в практику дошкольных учреждений.

Результат проекта:    макет озера Байкал, выставка  работ детей и родителей по теме, готовые национальные блюда, национальные костюмы и игры,  традиционные приветствия, благопожелания, стихи, песни на изучаемых  языках, танец,  инсценирование.   

Внешний результат мы увидели, осмыслили, применили  на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием обучающегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

Заключение
Формирование социокультурной компетенции у учащихся играет огромную роль в воспитании интернационалистов и патриотов своей страны. Когда ребёнок знает, ценит и уважает культуру, обычаи, традиции, язык других стран и народов, когда он с гордостью может представить культуру и традиции своего народа или региона, где он живёт, ни о какой враждебности, конкуренции или превосходстве не может быть и речи.

Элбэг Манзаров:

Уян hайхан буряад хэлээрээ
Урин зоо, лэхэноор хэлэжэ hураял
Уг изагуураа, удха заяагаа, 
Улам сэгнэжэ ургэн ябаял.
Баршад хёмороотой энэ сагта
Буряад хэлэеэ, буряад нэрэеэ,
Баабай, эжы,  
Бурхан шэнгеэр сахижа ябая!

Список литературы


1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников: Учеб. пособие для студ. М.: Академия, 1999. 160 с.

2. Бахталина ЕЛО. Интегрированное обучение английскому языку в детском саду: Дисс. . канд. пед. наук. Петрозаводск., 1998. 173 с.

3. Богомолова
 М.И. Воспитание дружелюбия между детьми разных национальностей нашей страны (старший дошкольный возраст): Дисс. . канд. пед. наук. М., 1971. 200 с.

4. Вертякова
 Э.Ф. Этнокультурное развитие школьников в процессе художественно-творческой деятельности: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Челябинск., 1992. 156 с.

5. Кабакчи
 В.В. Английский язык межкультурного общения новый аспект в преподавании английского языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 6. С. 84-89.
6. Сажин
 Д.Б. Поликультурализм: теория и образовательная практика. СПб.: ИОВ РАО, 2001. 75 с.
7.   Томахин
 Г.Д. По странам изучаемого языка: Англ. яз: Справочные материалы. М.: Просвещение, 1993. 256 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация программы внеурочной деятельности: "Формирование гражданской ответственности и нравственных устоев младших школьников через диалог культур народов мира"

Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Цель прогр...

Формирование духовно-нравственной культуры через театрализованную деятельность

статья и презентация для выступления на республиканском семинаре...

Приобщение младших школьников к национальной культуре через поисково-краеведческую деятельность. (Из опыта работы)

Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству.Оно и понятно: в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Взрослые обращают внимание детей к народны...

СТАТЬЯ Приобщение младших школьников к истокам русской культуры через народную куклу

Статья посвящена проблеме воспитания у детей патриотических чувств через активное приобщение их к русской народной культуре, через изготовление русской народной куклы.В своей статье я поднимаю следующ...

Формирование навыков правовой культуры через различные формы воспитания.

Выступление по обмну опытом на методическом объединении....

Методические рекомендации по формированию психических процессов на уроках физической культуры через внимание.

Коррекционная работа по формированию внимания на уроках физической культуры....