Формирование духовно-нравственной культуры через театрализованную деятельность
презентация к уроку по теме

статья и презентация для выступления на республиканском семинаре

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование духовно-нравственной культуры
через театрализованную деятельность

Багманова З. Т., учитель начальных классов

средней школы №15  

с углубленным изучением отдельных предметов

Советского района г. Казани

Президент России Владимир Владимирович Путин на совещании по нравственному и патриотическому воспитанию в Краснодаре в 2012 году сказал: «…это разговор о самом главном: о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей, развивать общество, в конечном итоге укреплять нашу страну". «От того, как мы воспитываем молодежь, зависит, сможет ли Россия сберечь и приумножить себя саму»

Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Формирование основ личности связано с воспитанием нравственных качеств, творческих особенностей и раскрытием индивидуальности ребенка.

          Самое могучее и красивое дерево обязательно было когда-то тоненьким и хрупким. Но на его срезе ранний возраст навсегда отмечен первым тонким колечком - это стержень всего ствола. Детство - это сердцевинная часть каждой жизни. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы очень важно. Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно, и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда переступают порог школы.

Чаще всего педагоги отмечают, что испытывают значительные затруднения в воспитании у детей нравственных качеств, т.е.  тех,  которые определяются духовно-нравственными ценностями детей: доброта, отзывчивость, искренность, сострадание, умение сопереживать и сочувствовать - это такие качества личности, которые имеют глубинную природную основу и слабо компенсируются другими качествами.

Внеурочная деятельность по формированию духовно-ценностных ориентаций – это организация учителем различных видов деятельности учащихся после уроков, обеспечивающих необходимые условия для формирования основных качеств личности, с опорой на общечеловеческие ценности: Родина, семья, природа, человек, здоровье, труд, знания.

Наделив школьника знаниями, но не воспитав в своем ученике нравственно- богатую личность, мы делаем его послушным исполнителем воли любого лидера. Выбор ученика должен опираться не только на логику и расчет, но и на его собственные чувства и эмоции.

Традиционно духовно-нравственное воспитание в России было национальным по содержанию и  по духу. Народные праздники предполагают сохранение народных традиций и духовных ценностей, изучение различных видов прикладного и музыкального искусств. Изучая народные обычаи и традиции, учащиеся приобщаются к национально-культурным традициям. Стало традицией проводить в школе праздники  «Масленица широкая», Навруз, Карга боткасы.

Учитывая выше сказанное, я вижу свою цель в формировании нравственных качеств личности учащихся и создаю условия  для осуществления этих целей средствами занятий во внеурочной деятельности.

Моя задача - увлечь, вдохновить детей, направить их на добро, через занятие интересным, важным, полезным делом.

Одним из путей достижения цели  и одним из средств решения  поставленных задач являются театральные постановки, театр, который развивает, формирует и воспитывает ученика как личность.  

          Ведь роль театрального искусства  неоспорима в воспитании детей. Театр – «это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра», - писал когда-то Н. В. Гоголь.

А одна из задач театра в том и заключается, по словам К.И. Чуковского: “…чтобы пробудить в восприимчивых детских душах эту драгоценную способность сопереживать, сострадать, сорадоваться, без которых человек не человек”. В общем, театр и сказка поддерживают, воскрешают в маленьком человеке те нравственные нормы, которые в нем заложены природой. Нормы, соблюдая которые он бы нравился, был бы нужен, а значит, был бы счастлив.

          Я соглашусь с многими  педагогами и психологами, что  нравственности нужно учить.      Ну,  а театр всегда был могучим средством идейного и эстетического воздействия на человека, а на ребенка  в первую очередь.
         Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования отношения младшего школьника к окружающему миру, интеллектуального и художественно-эстетического развития, организации совместной деятельности детей и взрослых, приобщает их к духовному богатству.

          На занятиях используются как классические для педагогики формы и методы работы, так и нетрадиционные. Это посещение театров, музеев, выставок, тематических экскурсий; просмотр видеофильмов, слайдов, прослушивание музыки; сюжетно – ролевые игры, конкурсы и викторины. Театр – это большое поле для проектно – исследовательской деятельности.

          Исследуются возможности младших школьников в овладении техникой речи, ее интонационной выразительности, в овладении терминологией театрального искусства, исследуются так же степень влияния такого изменения практически на общий уровень развития детей.

          Интересно наблюдать за тем, как ребята узнают и понимают, что такое устное народное творчество, с интересом читают и рассказывают сказки разных народов и самое главное хотят знать больше.

Ещё Конфуций сказал:

 Что я слышу – забываю,

 Что я вижу – я помню,

 Что я делаю – Я ПОНИМАЮ.

          Эти занятия развивают  у младших школьников способность ориентироваться в окружающей обстановке, чуткость по отношению друг к другу, смелость и выразительность во время выступлений.

          Помимо этого, занятия  театральной деятельностью развивают память учащихся, внимание, чувство ритма, творческое воображение, фантазию, учат владению голосом, эмоциональным состоянием, речью, физическим телом. Учитывая сложность современной социальной обстановки, считаю, что первоочередной задачей в работе становится снятие психологических стрессов, комплексов, которые  раскрепощают  детей, способствуют раскрытию  их творческих возможностей, заложенных  от природы, о которых иногда даже не подозревают ни сами дети, ни родители, ни  мы, педагоги.

Критерием нравственного воспитания могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самого ребенка, только упражняясь в нравственных поступках.  

Одним из показателей результативности работы по данному направлению могут служить результаты  диагностики воспитанности учащихся. Другим показателем результативности можно считать  выступление ребят нашего класса  в таких мероприятиях,  как:

  • КТД;
  • внеклассные  мероприятия;
  • классные часы;
  • уроки.

 Ребята участвуют в ежегодном праздновании дня рождения Г.Тукая, праздника, посвященного татарской «Азбуке», в ежегодном общешкольном конкурсе агитбригад и инсценировок, в городском проекте «Давайте беречь воду вместе» в конкурсе инсценировок и т.д.

Работа в  данном направлении не требует, каких – либо специальных знаний в области театра, театрального искусства.  Её реализация доступна любому психологу, педагогу начальных классов, воспитателю.

Но данный опыт возможен,  где учитель демократичен и нацелен на конечный результат, где педагог всего себя посвящает развитию детей, формированию личности ребёнка.  

          Говорят, что если  в человеке есть  доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. Великий русский педагог Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств».

         Хочется верить, что мы сумеем посеять в душе детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, станем для детей школой «воспитания добрых чувств». И наши дети вырастут достойными гражданами своей страны.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование духовно-нравственной культуры через театрализованную деятельность Багманова Зинаида Талиповна Учитель начальных классов средней школы №15 с углубленным изучением отдельных предметов Советского района г. Казани

Слайд 2

«Карга боткасы» Международный день воды

Слайд 3

Широкая масленица Татар кызы - 2014

Слайд 4

Цель воспитания – личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека Интеллект Истина Мораль Добро Творчество Красота Жизнь, достойная Человека, - это жизнь, построенная на Истине , Добре и Красоте

Слайд 5

Тормыш башында - Тукай

Слайд 6

Ансамбль «Умырзая» («Подснежник»)

Слайд 7

Ден ь здоровья – 7 апреля День Земли Люди, опомнитесь, мы здесь живём! Татарстан – наша Родина, Казань – наш дом!

Слайд 8

ТВОРЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ РЕБЁНОК РЕБЁНОК РЕБЁНОК УЧИТЕЛЬ РЕБЁНОК РОДИТЕЛИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственной культуры младшего школьника во внеурочной деятельности

В статье обобщается опыт работы по проблеме: "Духовно-нравственное воспитание школьников"...

" Присоединение семей воспитанников к деятельности по формированию духовно-нравственных ориентиров.

Статья по теме : «Присоединение семей воспитанников к деятельности по формированию духовно – нравственных ориентиров»....

Особенности формирования духовно-нравственной позиции обучающихся начальных классов через внеклассную деятельность

На классных часах с учащимися начальной школы проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков св...

Формирование духовно – нравственных качеств личности младших школьников в урочной деятельности

Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Данная презентация поможет разъяснить родителям ва...

Исследовательская деятельность – средство формирования духовно-нравственных ценностей младшего школьника

В ходе реализации ФГОС НОО одним из приоритетных направлений содержания начального образования становится духовно-нравственное воспитание детей. Духовно-нравственное воспитание младшего школьника...

Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся через уроки ОПК, ОРКиСЭ и внеурочную деятельность

             Одним из вариантов выхода из сложившейся ситуации является обращение к культурному наследию нашей страны, важной составляющей частью которого явл...

Формирование духовно – нравственной личности через проектную деятельность в процессе изучения курса модуля «Основы православной культуры».

Материал курса «Основы Православной культуры», цель его введения требуют от учителя неординарного подхода к его ведению.Какие бы формы  работы ни применялись на уроке – главное,...