Формирование духовно – нравственной личности через проектную деятельность в процессе изучения курса модуля «Основы православной культуры».
статья по орксэ (4 класс)

Петренко Елена Анатольевна

Материал курса «Основы Православной культуры», цель его введения требуют от учителя неординарного подхода к его ведению.Какие бы формы  работы ни применялись на уроке – главное,— это деятельность самих учащихся. В этом случае, наиболее эффективным  считаю  использование проектной деятельности на уроках «Основы православной культуры», когда от ученика требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование духовно – нравственной личности через проектную деятельность в процессе изучения курса модуля «Основы православной культуры».

Ведущей идеей курса ОПК является воспитание любви к Родине, к своей семье, уважения к другим народам, к культурному наследию России, формирование гражданской позиции, чувства патриотизма, любви к родной природе, стремления осознавать и признавать этические и моральные нормы, сохранившиеся в менталитете россиян. (Слайд 2)

Наш народ уже более тысячи лет является православным народом, так как это культура, в которой жили наши предки, которая нашла отражение и в русской литературе, и в русской музыке, в архитектуре и живописи. Более того, нравственные ценности, живущие в нашем народе на протяжении веков, – это христианские ценности, которых придерживались и придерживаются, в том числе и люди, считающие себя неверующими и далекими от Церкви. (Слайд 3)

В нашей школе примерно треть  родителей четвероклассников выбирают для изучения именно модуль «Основы православной культуры», считая, что их дети первоначально должны постичь свою, родную культуру, обратиться к её истокам, найти для себя ориентиры нравственного поведения.

Воспитание, выращивание души маленького человека, а именно в этом я вижу назначение модуля «Основы православной культуры», – процесс самый сложный и ответственный в работе учителя. Здесь нельзя ограничиться просветительскими беседами о совести, добре и зле. Поэтому, готовясь к урокам, я выбираю формы и методы, которые, в первую очередь, способны пробудить в ребёнке мысль о духовном совершенствовании, пусть ещё не осознанную им до конца. Убеждена, что всё, что ребёнок делает на уроке, должно повышать уровень его аналитической активности, так как при этом растёт и его сознательность. (Слайд 4)

Материал курса «Основы Православной культуры», цель его введения требуют от учителя неординарного подхода к его ведению. Круглый стол, работа в группах и индивидуальная работа, составление словарей, работа с терминами, написание мини – сочинений по заданной теме, эссе, творческие работы, где учащиеся письменно излагают свое мнение о религиозных традициях в жизни людей, работа с таблицами и схемами,  презентации учащихся и учителя, драматизация (театрализация), интервью,   экскурсия в храм – это далеко не полный перечень используемых на уроке форм и методов. (Слайд 5)

Какие бы формы  работы ни применялись на уроке – главное,— это деятельность самих учащихся. В этом случае, наиболее эффективным  считаю  использование проектной деятельности на уроках «Основы православной культуры», когда от ученика требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

(Слайд 6) Проектирование - особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповым занятиями, в результате которого обучающиеся создают конечный продукт из собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.

Участие в ученических проектах дает возможность каждому школьнику раскрыть свой творческий потенциал, приобрести навыки научно-исследовательской работы, расширить свои знания по образовательным предметам, реализовать оригинальные идеи, научиться различным формам презентации проектно-исследовательских работ.

Требования к учебному проекту  учащегося школы, в общем простые, и главное из них – «исходи из ребёнка». Все темы должны быть посильны пониманию ученика. Чем меньше ребёнок – тем проще проект. На первых уроках  в 4 классе ученикам предлагаю такую памятку. (Слайд 7)

Памятка начинающему исследователю

  • Выбери тему исследования.
  • Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
  • Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
  • Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
  • Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
  • Сделай выводы.
  • Оформи результаты своей работы.
  • Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования, дополненное презентацией.

        Учитель  выступает  не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания,  некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся.

        На уроках я использую практически все виды перечисленных ниже проектов.

Проекты, выполняемые учащимися в рамках изучения модуля «Основы православной культуры», могут быть: (Слайд 8)

  • индивидуальными или коллективными (группа из 3-6 человек);
  • долгосрочными (1-2 месяца) или краткосрочными (1-2 урока);
  • творческими (например, написание сценария рождественского вертепа), исследовательскими (например, «История строительства храма в моем городе») или социально значимыми (например, дети пишут поздравительные открытки ветеранам)

Например, в рамках изучения темы «Икона – окно в мир Божий» ребята выполняли индивидуальный краткосрочный проект «Мой небесный покровитель». Исследовали, в честь какого святого их назвали, узнали о жизни и подвиге своего небесного покровителя, дату именин. Для большинства детей это  стало настоящим открытием! (Слайд 9)

А  во время урока на тему «Как стать счастливым» издавали книгу с соответствующим названием.  В неё вошли эссе учеников по темам:  «В чем заключается труд души?», «Какой бы стала жизнь, если бы люди всегда следовали Десяти заповедям?» (Слайд 10)

Групповой исследовательский проект «Храмы России» познакомил учащихся с красивейшими православными храмами нашей страны.  Мы  решили не только сделать учебные презентации, но и собрать буклет  серии «Храмы России» (работа еще ведется), куда войдут и храмы Нижневартовска. (Слайд 11)

Материал для презентаций ребята черпают не только в Интернете, они обращаются за помощью к настоятелям местных храмов, которых мы приглашаем в нашу школу.

В продолжение этой работы идем на экскурсию в   храм Рождества Христова. (Слайд 12)

Интересными  стали работы «Русский святой-воин Дмитрий Донской», «Святой Александр Невский» рассказавшие об их жизни и деятельности. Исследователи ставили перед собой задачу: определить, за какие подвиги русский народ канонизирует своих героев.

Серьезной и глубокой оказалась работа на тему «Подвиг любви и верности», посвященный защитникам Отечества. Итогом стало представление исследований и презентаций  о героях Великой Отечественной войны, героях современной России, а главное, о своих прадедах – героях Вов. (Слайд 13)

Более длительные проекты требуют больших усилий и внимания со  стороны не только учителя, но и родителей.  (Слайд 14)  Некоторые работы учащихся  получили высокую оценку жюри на школьном и муниципальном уровнях. (Слайд 15)  

 Более подробно расскажу о групповом познавательном проекте  (Слайд 16)  

Тема: Творческие работы учащихся. Познавательный проект  (с. 56)

Цель проведения проекта – обобщить и закрепить знания и нравственные представления, полученные в течение учебного года и получение данных для оценки сформированности метапредметных действий.

Основные термины и понятия: основы православной культуры – Библия и Евангелие, учение Христа, храмы, иконы, молитвы.

Тип урока:  Урок развивающего контроля

Предметные результаты: учащийся закрепит что такое  «Библия», «Евангелия», «учение Христа», «храм», «икона», «молитва»; научится раскрывать на примерах православной культуры базовые национальные ценности, устройство православного храма, знать особенности икон; получит возможность делать выводы о преобладании православной культуры в России 

Нравственный вывод: православная культура – культура нашей Родины.

Межпредметные связи: литературное чтение, изобразительное искусство.

Организация пространства: групповая работа.

Для организации проектной работы на уроке учителю необходимо подготовить комплект материалов, который включает в себя: (Слайд 17)  

  • методический паспорт проекта;
  • текст задания и методическую разработку (или предложения) оформления результатов работы над проектом;
  • лист планирования и продвижения по заданию;
  • лист самооценки;
  • сценарий (план) проведения учебного занятия в технологии проектирования;
  • рекомендации по организации работы групп;
  • памятку для организации деятельности учащихся;
  • список (банк) информационных ресурсов (включая Интернет), которыми учащиеся могут воспользоваться, работая над проектом.

Рекомендации по организации и проведению проекта (Приложение 1)

  1. Примерное время выполнения проекта. (Слайд 18)  

Занятие рассчитано на 40-45 минут. В период введения стандарта на выполнение проекта рекомендуется отвести 2 урока. Ниже представлено примерное распределение времени на проведение проекта.

Этапы занятия

На начальном этапе

В будущем, когда проектная деятельность станет привычной

Организационный этап

15 – 20 минут

5 минут

Выполнение проекта детьми

30 – 40 минут

20-25 минут

Презентации работ группами

10 – 20 минут

10 минут

Взаимооценка и подсчет голосов, самооценка, подведение итогов

10 – 15 минут

5 минут

Итого

65 –95

40-45

  1. Организация рабочего пространства класса. (Слайд 19)  

В классе одновременно работает 3-4 группы. В классе должны быть:

  • на рабочих столах каждой группы должны быть разложены:
  • листы с заданием (по числу участников группы),
  • лист планирования и продвижения по заданию (один на группу),
  • листы самооценки (по числу участников группы),
  • ручки, линейки, ластики, простые и цветные карандаши, фломастеры, ножницы, закладки для книг, стикеры.

Примечание. Каждой группе выдаются стикеры своего цвета,

  • компьютерная зона (пять-шесть столов с компьютерами, расположенными, например, вдоль стены, и 10-12 посадочных мест);
  • стол(ы) и стеллаж с информационными материалами на бумажных носителях;
  • стол с ручными инструментами и материалами
  • зона для презентаций (экран, столы, стенды, магнитная доска с держателями).

  1. Ресурсы для выполнения проекта
  1. Подборка информационных ресурсов о «Библии», «Евангелие», «учениях Христа», «храмах», «иконах», «молитвах»;
  • короткие адаптированные для младшего школьного возраста тексты, книги, статьи, энциклопедии, энциклопедические словари и т.п.;
  • иллюстрации;
  • пословицы, поговорки, высказывания и загадки;
  • интересные факты «А знаете ли вы …».
  1. Инструменты и средства: пять-шесть компьютеров, принтер, проектор, экран (или интерактивная доска), магнитная доска с держателями, или рейки для крепления плакатов, ручки, линейки, ластики, простые и цветные карандаши, фломастеры, ножницы, песочные часы.
  2. Материалы: листы ватмана, белая и цветная бумага форматом А4, клей, цветные карандаши

  1.  Организация наблюдения и помощи учащимся в работе.

Функции учителя:

  • поддержка организованного проведения урока;
  • оказание необходимых консультаций и помощи детям, в том числе – по организации их деятельности;

Примечание. Помощь не должна носить характера прямой подсказки

  • общее наблюдение за процессом работы групп,
  1. Организация деятельности учащихся
  1. Учитель объявляет тему урока и делит детей на 4 группы по 4 – 5 человек в каждой группе.
  2. Учитель предлагает каждой группе выбрать себе название и записать его на Листе планирования и продвижения по заданию (Приложение 3), (Слайд 20)  
  3. Учитель

А) сначала предлагает детям прочесть текст задания (Приложение 2), (Слайд 21)  обращает внимание на то, что они самостоятельно выбирают любую тему в рамках проекта и должны решить, что они будут делать – плакат или презентацию, показывает, где стоят компьютеры, столы с материалами и инструментами;

Б) затем предлагает детям прочесть вслух советы по выполнению задания, обращает на необходимые этапы выполнения задания, сопровождая чтение показом на доске каждого этапа:

1. обсуждение темы, формы представления результата;

2. составление плана работы (дети находят лист планирования и продвижения);

3. выполнение задания;

4. контроль за выполнением задания (дети находят в листе столбец с отметкой о выполнении задания);

5. представление результатов;

6. голосование за лучший проект;

7. самооценка (дети находят лист самооценки);

В) еще раз обращает внимание детей на доступные ресурсы, их расположение;

Г) даёт необходимые пояснения, отвечает на вопросы,

Д) дает команду приступить к работе (весь этап не должен занять более 15 мин).

  1. Задания должны быть рассчитаны так, чтобы дети, имеющие опыт групповой работы могли выполнить их примерно за 15 – 20 минут. Однако не следует ограничивать время работы групп – надо дать детям закончить работу. Поэтому примерно через 20 минут после начала урока учитель должен оценить степень готовности каждой группы и, если необходимо, продлить время выполнения проекта. Завершающий этап – представление работ группами – можно провести на следующем уроке. (Слайд 22)  
  2. По окончании работы над проектом группы поочередно представляют свои работы. Учитель объявляет докладчиков и прикрепляет к доске табличку с номером и названием докладывающей группы. (Слайд 23)  Вопросы группам не предусмотрены регламентом проведения занятия. Этот этап затягивать не следует. После двух минут выступления необходимо сказать группе, что у них осталась только одна минута.
  3. После заслушивания докладов всех групп учитель просит каждого взять с рабочего стола свой стикер и прикрепить его к табличке с номером и названием понравившейся группы. (Слайд 24)  После окончания «голосования» учитель или наблюдатели подводят итоги «голосования», а детям предлагается заполнить лист самооценки (Приложение 4). (Слайд 25)  
  4. В конце занятия все учащиеся собираются вместе и объявляются проекты-победители (темы, вызвавшие наибольший интерес) и группы, выполнившие эти проекты. Учитель благодарит детей за хорошую и слаженную работу, интересные и содержательные проекты и просят каждую группу собрать и сдать:
  • лист планирования и продвижения по заданию,
  • листы самооценки.

Такая форма организации работы на уроке позволяет блоком изучить несколько тем одновременно, например,  после карантина или актированных дней.

 Плюсы и минусы.

Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств. Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы. (Слайд 26)  

Минусы.

Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.

  1. Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна. (Совет: при составлении рабочей программы можно продумать, на каких уроках целесообразно использовать групповой проект, следуя принципу «от простого к сложному»).
  2. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий. (Совет: начинать с творческих проектов; всем группам предлагать одинаковое задание)
  3. Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.
  4. В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя. (Совет: на первых занятиях формировать группы по желанию учащихся).

С использованием данного метода обучения учебная деятельность учащихся приобрела неоспоримые плюсы:

  • психологический комфорт в общении;
  • воспитательное значение;
  • создание творческого характера мышления в работе;
  • возможность решить любую ситуацию самостоятельно либо при помощи товарищей;
  • возможность добывать знания самостоятельно;
  • момент игры;
  • возможность открыто помогать друг другу;
  • учитель не доминирует, а сотрудничает или координирует деятельность учащихся;
  • отсутствуют дисциплинарные нарушения;
  • учащиеся свободно анализируют свои ошибки, осознают границы своего незнания. 

А главное, ребята с удовольствием посещают занятия основ православной культуры – «Учение без принуждения». Поэтому считаю использование группового метода в образовании и воспитании детей обоснованным и достаточно эффективным.

 «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради Бога, размышляйте, хотя и криво, да сами» Г.Э. Лессинг(Слайд 27)  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование духовно – нравственной личности через проектную деятельность в процессе изучения курса модуля «Основы православной культуры» Петренко Елена Анатольевна Учитель начальных классов МБОУ «СШ №22»

Слайд 2

Ведущие идеи курса ОПК воспитание любви к Родине, к своей семье, уважения к другим народам, к культурному наследию России формирование гражданской позиции, чувства патриотизма, любви к родной природе, стремления осознавать и признавать этические и моральные нормы

Слайд 4

Формы и методы круглый стол работа в группах, индивидуальная работа составление словарей работа с терминами написание мини – сочинений, эссе

Слайд 5

Формы и методы творческие работы работа с таблицами и схемами презентации учащихся и учителя драматизация (театрализация) интервью экскурсия в храм

Слайд 6

Проектирование - особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповым занятиями, в результате которого обучающиеся создают конечный продукт из собственного творчества Учатся: анализировать ситуацию выделять проблему формулировать ожидаемые результаты ставить задачи находить оптимальный способ решения проблемы составлять план действий учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные оценивать и анализировать свою работу соотносить полученные результаты с ожидаемыми

Слайд 7

Памятка начинающему исследователю Выбери тему исследования. Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы. Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы. Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы. Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы. Сделай выводы. Оформи результаты своей работы. Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования, дополненное презентацией.

Слайд 8

«Основы православной культуры»: виды проектов индивидуальные или коллективные (группа из 3-6 человек) долгосрочные (1-2 месяца) или краткосрочные (1-2 урока) творческие исследовательские социально значимые

Слайд 9

«Мой небесный покровитель»

Слайд 10

«Храмы России»

Слайд 11

Экскурсия в храм Рождества Христова

Слайд 12

«Подвиг любви и верности»

Слайд 13

Фестиваль «Мы выбираем дружбу!»

Слайд 15

Групповой проект Тема: Творческие работы учащихся. Познавательный проект (с. 56 ) Цель проведения проекта – обобщить и закрепить знания и нравственные представления, полученные в течение учебного года и получение данных для оценки сформированности метапредметных действий. Основные термины и понятия : основы православной культуры – Библия и Евангелие, учение Христа, храмы, иконы, молитвы. Тип урока: Урок развивающего контроля Предметные результаты: учащийся закрепит что такое «Библия», «Евангелия», «учение Христа», «храм», «икона», «молитва»; научится раскрывать на примерах православной культуры базовые национальные ценности, устройство православного храма, знать особенности икон; получит возможность делать выводы о преобладании православной культуры в России Нравственный вывод: православная культура – культура нашей Родины. Межпредметные связи: литературное чтение, изобразительное искусство. Организация пространства: групповая работа.

Слайд 16

Примерное время выполнения проекта Этапы занятия На начальном этапе В будущем, когда проектная деятельность станет привычной Организационный этап 15 – 20 минут 5 минут Выполнение проекта детьми 30 – 40 минут 20-25 минут Презентации работ группами 10 – 20 минут 10 минут Взаимооценка и подсчет голосов, самооценка, подведение итогов 10 – 15 минут 5 минут Итого 65 –95 40-45

Слайд 17

Лист планирования и продвижения по заданию Код класса ____________ Номер группы _________ Название группы ___________________________________________ Тема, выбранная группой ________________________________________ Форма представления проекта. Отметьте  выбранную вами форму:  А. Плакат  Б. Компьютерная презентация Начало работы __ час ___мин Окончание работы __ час ___ мин Что делаем Кто делает Отметка о выполнении (+ или –) 1. 2.

Слайд 18

Задание Представьте, что в нашу страну прибыли послы из далёких стран. Подготовьте и представьте сообщение «Что является основой православной культуры и её плодами». Не обязательно рассказывать всё, что вы знаете. Выберите какую-нибудь одну тему. Например, Библия и Евангелие. Вы можете рассказать о православных храмах нашего города, других городов России . Или об иконах , о том, какие святые помогают людям исцелиться, получить силу. Вы можете рассказать и о чём-нибудь ещё – по вашему выбору. Подготовьте и оформите плакат или компьютерную презентацию , содержащие: заголовок – название выбранной вами темы; небольшой текст (от 10 до 20 предложений) – сообщение по выбранной вами теме; иллюстрации к тексту и подписи к ним; два-три вопроса к составленному вами тесту; две-три пословицы или поговорки , или две-три загадки по выбранной вами теме; один-два интересных факта по выбранной вами теме; названия двух-трёх книг или статей , которые, вы советуете прочесть, чтобы больше узнать о выбранной вами теме. В нижней части плаката или в конце презентации обязательно укажите состав вашей группы и список использованной литературы .

Слайд 19

Работа над проектом началась…

Слайд 20

Защита групповых проектов

Слайд 21

Выбор лучшего проекта

Слайд 22

Лист самооценки Код класса ____________ Номер группы _________ Название группы ___________________________________________ Фамилия и имя _________________________________________________ Оцени работу своей группы. Отметь  вариант ответа, с которым ты согласен (согласна). Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?  А. Да, все работали одинаково.  Б. Нет, работал только один.  В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?  А. Работали дружно, ссор не было.  Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.  В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось. Тебе нравится результат работы группы?  А. Да, все получилось хорошо.  Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.  В. Нет, не нравится. Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком x . Я сделал(а) очень много, без меня работа бы не получилась . Почти все сделали без меня.

Слайд 23

Минусы и плюсы - + Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий. Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично. психологический комфорт в общении; воспитательное значение; создание творческого характера мышления в работе; возможность решить любую ситуацию самостоятельно либо при помощи товарищей; возможность добывать знания самостоятельно; момент игры; возможность открыто помогать друг другу; учитель не доминирует, а сотрудничает или координирует деятельность учащихся; отсутствуют дисциплинарные нарушения; учащиеся свободно анализируют свои ошибки, осознают границы своего незнания.

Слайд 24

Творческих успехов! «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради Бога, размышляйте, хотя и криво, да сами!» Г.Э. Лессинг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на ...

Становление у младших школьников установки поступать по совести в процессе изучения модуля "Основы православной культуры"

В презентации представлена авторская модель становления у младших школьников установки поступать по совести....

Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России», модуль «Основы православной культуры». Класс 4.

Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»,  модуль «Основы православной культуры».  Класс 4....

Рабочая программа по учебному курсу "Основы духовно- нравственной культуры" (Модуль «Основы православной культуры») для 4-х классов

Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» рассчитана на 34 часа..На основании письма Минобрнауки России от31.03.2015 № 08-461  «О направлении регламента выбора кур...