Актуальные проблемы адаптации школьников
статья (1 класс) на тему

Материал может быть использован для подготовки педагогического совета по проблемам адаптации школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet._adaptatsiya.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет

«Актуальные проблемы адаптации школьников»

Дошкольники — дети особенные, они учатся по собственной программе. Но когда они приходят в школу, то программа их обучения определена заранее. Таким образом, поступление в школу для ребенка является той точкой, с которой начинается смена индивидуальной схемы обучения на стандартную, внешнюю, иными словами — навязанную.

Не все дети приходят в школу с одинаковыми возможностями для освоения учебной деятельности. Вполне понятно, что быстрее адаптируются к школьным требования  дети,  психологически готовые к школе. Но эта готовность не возникает в результате определенного возраста, она не появляется с очередным днем рождения, она формируется в ходе ведущей деятельности дошкольника – игры.

Причем, взрослым необходимо помнить, что учебная деятельность только СТАНОВИТСЯ ведущей,  а игра только ПЕРЕСТАЕТ быть ведущей.

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Кроме того, в этом возрасте дети меняются так быстро, что один уже вполне готов работать как настоящий ученик, другой еще предпочитает поиграть вместо занятий, а третий от одних отстал, к другим не пристал. Поэтому, нужно научиться понимать, какой ребенок перед нами, и тогда мы сможем каждому подобрать его собственную программу, а значит, и научить каждого.

Главная цель адаптационного периода – создание в школе здоровьесберегающих условий для формирования предпосылок к овладению навыками учебной деятельности и школьной жизни у первоклассника.

Условия успешной адаптации:

  1. Организация оптимального режима учебной работы.

- согласно требованиям СанПиН,  в целях облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы  вводится постепенное увеличение нагрузки и использование «ступенчатого» режима обучения (в сентябре-октябре – 3 урока по 35 мин, в ноябре-декабре – 4 урока по 35 мин, с января до конца года – 4- 5 уроков по 40 мин);

- отсутствие в обучении домашних заданий;

- дополнительные недельные каникулы в общем режиме работы школы;

- организация облегченного учебного дня для сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели – четверг;

- с целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения – проведение физминуток и гимнастики для глаз;

- чередование во время урока различных видов учебной деятельности;

- организация динамической паузы на 3 уроке.

  1. Организация внеурочной деятельности.

Динамическая пауза проходит за счет реализации внеурочной деятельности по программе «Народные забавы». Это проведение различных игр, танцев, забав – подвижных на свежем воздухе, интеллектуальных в помещении: на развитие логики, мышления, внимания, быстроты реакции.

Во время игр дети всегда активны и инициативны. С одной стороны, игры отличаются большой эмоциональностью, с другой – условия и правила игр вынуждают детей к сдержанности. Но, в любом случае, они доставляют детям удовольствие, создают хорошее настроение. После окончания уроков, отдыха и приема пищи дети имеют возможность заниматься в других кружках по интересам: «Азбука добра», «Занимательная математика», «Логика», «Планета Здоровья».

  1. Стиль общения – только мягкий, добрый, позитивный, благоприятный.
  2. Если требования – то четкие, понятные для ребенка, обоснованные.
  3. Индивидуальный подход, ориентир на успех и максимум терпения – главные критерии педагогического мастерства.

Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением (а таких ребят в классе много), связаны с особенностями их психики, поэтому важно не делать детям резких замечаний, не одергивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ребенка.

Период адаптации обеспечивает знакомство ребенка со школьным пространством и организацией времени, с системой оценивания, с нормами сотрудничества на уроке и правилами поведения; прививает навыки индивидуальной, парной и коллективной работы; закладывает основы формирования классного коллектива.

Успешность процесса адаптации во многом определяется состоянием здоровья ребенка и его психологической готовностью к обучению.

Психологическая готовность – это комплексная характеристика ребенка, основными компонентами которой являются:

- умственная готовность, достаточный уровень интеллектуального развития ребенка. Несоответствие его умственных возможностей и поступающей информации создает большие трудности, что осложняет адаптацию и тормозит общее психическое развитие.

- мотивационная готовность. Стремление быть учеником, выполнять предъявляемые школьные требования, а также познавательные интересы обеспечивают ребенку успешное приспособление к новым условиям школьного обучения.

- эмоционально-волевая готовность. Степень волевого развития позволяет регулировать, перестраивать свое поведение и деятельность, согласно новым предъявляемым требованиям.

- готовность к общению с одноклассниками и учителем. Учебная деятельность носит коллективный характер, поэтому при поступлении в школу ребенок должен обладать определенными навыками общения, благодаря которым он сможет быстро приобщиться к группе сверстников.

Нельзя в данном вопросе не затронуть роль родителей. Ведь все начинается с семьи. И именно в семье закладываются корни, основы обучения и воспитания. В школу дети приходят уже с определенными знаниями и умениями, и эти знания и умения говорят нам либо о сложившейся системе воспитания, либо о ее отсутствии. Как бы то ни было, а школа и семья должны работать совместно, так как у них единая цель – воспитание личности.

Еще в октябре прошлого года мы стали говорить с родителями будущих 1-классников о том, что учеба – это нелёгкий и ответственный труд, особенно в самом начале учебного года. Поэтому необходимо приложить все усилия, чтобы сделать процесс адаптации безболезненным:

- они должны всячески поддерживать в ребенке его стремление стать учеником, быть заинтересованными в его школьных делах и заботах, помогать ему;

- обсуждать с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе и объяснять их необходимость;

- поддерживать ребенка в его желании добиться успеха, в каждой работе обязательно найти то, за что можно было бы его похвалить;

- развивать у ребенка потребность узнавать что-то новое, приучать его трудиться;

- важно составить вместе с ребенком распорядок дня и следить за его соблюдением;

- если что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняться, а обращаться за советом и консультацией к учителю, психологу, соц.педагогу, чтобы грамотно и эффективно строить взаимоотношения со своими детьми, а также учиться адекватно реагировать на их проблемы.

Многие родители спрашивают, что должен уметь ребенок при поступлении в школу?

- уметь слушать и слышать;

- уметь работать по правилам;

- уметь принимать нормы школьного поведения;

- быть самостоятельным, пользоваться навыками самообслуживания;

- быть эмоционально уравновешенным;

- быть дисциплинированным и ответственным;

- иметь развитые интеллектуальные процессы – восприятие, память, внимание, воображение, мышление.

И главное:

Быть готовым к школе – не значит, что ребенок должен уметь читать, писать, считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема адаптации школьников к процессу обучения.(из опыта работы)

     Проблема адаптации школьников к процессу обучения является одной из самых актуальных на современном этапе развития общеобразовательной школы. ...

Актуальные проблемы экологического образования и воспитания школьников(методические рекомендации).

Актуальные проблемы экологического образования и воспитания школьников(методические рекомендации). ...

Статья на тему Проблемы адаптации школьников

Статья на тему Проблемы адаптации школьников...

Проблемы адаптации школьников и пути их преодоления

В статье рассматриваются проблемы адаптации выпускников начальной школы при переходе в пятый класс.Предлагаются возможные способы для успешного перехода в среднюю школу.В презентации содержится матери...

Статья Вестник БГУ "Образование.Личность. Общество" по теме: АКТУАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ

Вопрос профессиональной адаптации молодых учителей обретает особенную значимость на современном этапе реформирования общества и системы образования.     Система образования в наше ...

Родительское собрание "Проблемы адаптации школьника"

Родительское собрание "Проблемы адаптации школьника" 1 класс...