Проблемы адаптации школьников и пути их преодоления
статья (4 класс)

Сорокина Татьяна Ивановна

В статье рассматриваются проблемы адаптации выпускников начальной школы при переходе в пятый класс.

Предлагаются возможные способы для успешного перехода в среднюю школу.

В презентации содержится материал по преодолению адаптационных проблем.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обеспечение успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального образования на основную Сорокина Татьяна Ивановна Учитель начальных классов ГБОУ №609 Красногвардейского района Санкт-Петербурга 2018

Слайд 2

Проблема адаптации Проблема адаптации пятиклассников в основной школе существует всегда. Переход детей из начального в среднее звено психологи и педагоги уверенно называют кризисом. Наблюдения за состоянием детей, отслеживание их школьной успешности показывают, что у многих из них падает успеваемость, снижается интерес к учебе , отношения между детьми становятся более напряженными, конфликтными, а они сами тревожными, часто непредсказуемыми в своих реакциях. Всему этому есть объяснение. 02/07/19

Слайд 3

Возраст пятиклассников – 10-11 лет К этому моменту у них резко снижаются основные показатели психических процессов (памяти, внимания, мышления), снижаются общие показатели высшей нервной деятельности. Но у этого кризиса очень часто другое происхождение, скорее, организационно-педагогическое. Обычно переход от одной ступени образования к другой происходит спонтанно и достаточно формально. 02/07/19

Слайд 4

С переходом на предметное обучение при участии большого количества педагогов, следствием чего становится большой разброс требований к учащимся: эти требования часто либо не стыкуются между собой, либо противоречат друг другу 02/07/19

Слайд 5

Пятиклассники считают себя уже взрослыми, а педагоги относятся к ним как к маленьким, что вызывает и провоцирует непонимание, конфликты между школьниками и учителями основной школы 02/07/19

Слайд 6

Учителя начальных классов рассматривают ученика в сравнении: каким он пришел в первый класс, и каким стал по истечении четырёх лет обучения. А учителя основной школы в сравнении со старшеклассниками. 02/07/19

Слайд 7

С переходом на кабинетную систему проведения уроков, что резко ограничивает детей в возможностях организации их образовательного пространства 02/07/19

Слайд 8

Проблемы преемственности в обучении Неполнота знаний о выпускниках начальной школы Неподготовленность учителей к работе с детьми младшего возраста Скачкообразный переход к новым, по сравнению с начальной школой, методам обучения Рассогласование в содержании учебных курсов начальной и средней школы Непонимание учащимися учебного материала, в следствие противоречия с ранее изученным Рассогласованность в нормах выставления отметки

Слайд 9

Ожидания учащихся Положительные: Хорошие и добрые учителя. Новые предметы. Новые знания. Будем самостоятельными. Будем ходить по разным кабинетам. Отрицательные: Страх перед новыми учителями, нас будут ругать и ставить плохие отметки. Сложный материал Много уроков, много домашних заданий.

Слайд 10

Таким образом, пятиклассник сталкивается со следующими трудностями: а ) новое помещение, разные кабинеты по предметам; б)разные требования учителей; в)личность классного руководителя; г) смысл обучения в основном звене; д) преподнесение себя; е)испытание границ допустимых нарушений. 02/07/19

Слайд 11

Тематика бесед с родителями Одной из главных проблем при переходе является снижение уровня духовно-нравственной культуры и снижение успеваемости, так как пятиклассники не справляются с возросшим, по сравнению с начальной школой, объемом работы как на уроке, так и при выполнении домашнего задания; не могут с первых дней адаптироваться к разным требованиям учителей-предметников (возросший темп, непривычные требования к оформлению работ, необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу) вызывает агрессию со стороны учеников. Необходимость оказания посильной, своевременной помощи со стороны родителей, терпение и совместный труд. 02/07/19

Слайд 12

Рекомендации родителям: Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, к каждому прожитому дню. Неформальное общение со своим ребенком после школьного дня. Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей, лишение удовольствий, психические наказания. Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Будьте внимательными там, где нужно проявить внимание. Безусловное принятие ребёнка, несмотря на те трудности и неудачи с которыми он столкнулся. 02/07/19

Слайд 13

Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие сарказм и жестокость. Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью. Поощрение ребенка, и не только за учебу. Моральное стимулирование достижений ребенка. Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка. Помните!!! Ваш ребёнок не лучше и не хуже Всех! Он неповторимый для Себя самого, для друзей, для учителей. 02/07/19

Слайд 14

Анкета Отношение ученика к разным предметам 1 Иногда на уроке бывает интересно. 2 Нравится учитель. 3 Нравится получать хорошие отметки. 4 Родители заставляют. 5 Учу потому, что это интересно. 6 Предмет интересен и полезен для будущей жизни. 7 Узнаю много нового. 8 Заставляет думать.

Слайд 15

Обработка результатов: 1-2-3-Ученик проявляет познавательный интерес к предмету в силу сложившихся обстоятельств. 4-Учит по необходимости. 5-6- Интересуется предметом. 7-8- Проявляет повышенный интерес к предмету.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа  №609 Красногвардейского района Санкт- Петербурга

                                 Статья на тему:

                     «Преемственность при переходе

                   учащихся из начальной школы

                              в среднее звено»

Учитель начальных классов

ГБОУ школа №609:

Сорокина Т.И.

                                                           Санкт-Петербург

2016-201

      Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено

Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Это интересный и сложный этап в жизни школьника. Какие эмоции принесет ребенку этот период, радость или огорчение, во многом зависит от учителей средней школы, и в первую очередь, от классного руководителя. Поэтому необходимость психолого-педагогического сопровождения пятиклассников очевидна.

Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.

Большинство детей переживает этот переход как важный шаг в их жизни. Для них центральное место занимает сам факт окончания младшей школы, который в той или иной мере подчеркивается учителями и родителями, и, во-вторых, предметное обучение. Дети начинают понимать и осознавать связь этих предметов с определенной областью знаний.

Для многих детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход к нескольким учителям с разными требованиями, характерами и разным стилем отношений является зримым внешним показателем их взросления. Определенная часть детей осознает такой переход как шанс начать заново школьную жизнь, наладить не сложившиеся и несостоявшиеся отношения с педагогами.

Возникает больше самостоятельности и ответственности. При всем положительном отношении к предоставлению свободы и самостоятельности пятиклассники порой не знают, как правильно распорядиться этими ресурсами. Сферу действия свободы и самостоятельности пятиклассников надо расширять постепенно, одновременно показывая детям, где существуют ограничения этих факторов. Ведь свобода и вседозволенность –  это не слова-синонимы, равно также как и самостоятельность и отсутствие педагогической поддержки. Из-за неправильного толкования детьми обозначенных понятий часто приходится сталкиваться с нарушениями дисциплины.

Вместе с тем большое количество учителей сами порождают вместо одного стиля – вариативность поведения школьников. Одни учителя предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают, самостоятельно или сообща выдвигают гипотезы, всевозможные предположения, устанавливают причинно-следственные связи, вступают в учебные дискуссии, спорят с товарищами, отстаивая свою точку зрения. На таких уроках педагогу бывает сложно упорядочить высказывания детей, их инсайты (озарения). Однако все мы знаем, что именно в споре рождается истина.

Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам. Основными их лозунгами становятся: «Отвечаем только с поднятой рукой!», «Никаких споров и совместных решений! Это слишком шумно». К тому же придется удерживать в голове несколько версий, высказанных детьми, и давать им оценку. А точнее, подводить школьников к пониманию несостоятельности их высказываний или в их правильности. Куда проще сказать: «Молодец! Пять» или «Неверно! Три».

Как выстроить модель своего поведения с каждым педагогом, на каждом конкретном уроке? Пока ребенок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.

Ситуацию может усугубить отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность. Экономя время урока, педагоги среднего звена порой забывают о том, что если у школьников, пришедших к ним на урок, есть волнения, тревоги, обиды, раздражения, то это не лучшим образом скажется на результатах занятия, и процесс обучения не станет эффективным. Поэтому целесообразно посвятить 2 – 3 минуты на ликвидацию негативных эмоций и создание доброжелательной рабочей атмосферы урока. Особенно в этом нуждаются дети, у которых в начальной школе учитель уделял данному фактору большое значение.

Кроме того пятиклассники обычно очень тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они вместе с первым учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет. Это организация и проведение дней именинника, олимпиадных недель, консультаций слабоуспевающим, выпуск тематических классных газет, совместные поездки за город, написание писем болеющим детям и так далее.

Не следует забывать, что пятиклассники – народ эмоциональный. И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Это уже в более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.

Кроме того ситуацию адаптации усугубляют следующие затруднения:

  • рассогласованные требования учителей;
  • педагоги предъявляют одинаковые требования как к пятиклассникам, так и к более взрослым ученикам;
  • ребенок вынужден приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя;
  • отсутствие индивидуального подхода к  учащимся.

Итак, мы видим, что переход из начальной школы в среднюю связан с возросшей нагрузкой на психику подростка. Резкие изменения условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней, – все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника. Это проявляется в понижении работоспособности, возрастании тревожности, робости или, напротив, развязности, неорганизованности, забывчивости. У большинства детей подобные отклонения исчезают через 2-3 недели учебы, но у некоторых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца.

В связи с чем возникла необходимость четкого планирования работы по преемственности.

Принцип преемственности предполагает, что учебная деятельность, особенно на начальном этапе, осуществляется под непосредственным руководством администрации. Решая проблему преемственности, работа ведется по трем направлениям:

  • совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене;
  • работа с учащимися;
  • работа с родителями.

Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие направления:

  • образовательные программы;
  • организация учебного процесса;
  • единые требования к учащимся;
  • структура уроков.

 

ПОЛОЖЕНИЕ

об образовательном пространстве

периода перехода в школу второй ступени

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Образовательное пространство периода перехода в школу второй ступени создано для  решения проблемы  преемственности, особенно в период адаптации младшего школьника к новым условиям обучения в 5-м классе.

1.2. В этом пространстве учитываются психологические особенности 10-12 летних детей, вступающих в подростковый период развития, уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5-й класс.

1.3. Образовательное пространство выделено в связи с тем, что необходимо избежать совпадения двух кризисов: возрастной кризис (специфика переходного периода) и условно-педагогический кризис (разные организации обучения в школах I и II ступени).

2. ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

2.1.  Обеспечить благополучную адаптацию школьника в  5-6 классах.

2.2. Создать условия для реального выбора индивидуальных образовательных  маршрутов (траекторий) самим учащимся.

3. ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

3.1. Организация постепенного, плавного перехода от начальной к основной ступени образования.

3.2. Оказание помощи младшему подростку (10-12 лет) состояться как личности в этот переходный период.

3.2. Осуществление  преемственных связей в содержании и методах обучения, системе оценивания последнего этапа обучения в начальной школе (4 класс) и первого этапа обучения в основной школе (5-6 классы).

3.4. Предоставление учащимся культурных форм общения в стремлении экспериментировать и использовать свои возможности.

3.5. Создание таких ситуаций, которые учат подростков принимать разные точки зрения, позволяющие проявлять учащимся инициативу, иметь право на ошибку, участвовать в совместной деятельности, работать в условиях альтернативы.

4. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ  И МЕТОДЫ  ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

  1. В организации учебного процесса урок остается основной формой, но не единственной. На уроке ученику предоставляется право работать в собственном темпе и получать задания в соответствии с уровнем обученности.

4.2. Осуществление следующих форм организации образовательного пространства:

  • экскурсии, цель которых – расширение чувственного опыта детей, формирование умения наблюдать, на основе наблюдений  самостоятельно делать выводы;
  • установление ритуальной традиции посвящения в 5-классники;
  • первое полугодие обучения основной школы совпадает со спецификой работы в начальной школе;
  • постепенный переход от  отдельных понятий к системному содержанию, работа с учащимися в зоне ближайшего развития;
  • игру (дидактическую и ролевую), необходимую для развития умения действовать в соответствии с правилами;
  • диспуты (устные и письменные дискуссии) – с целью развития умений дискутировать, отстаивать свое мнение, приводить аргументы;
  • практические работы как необходимое условие развития умений планировать свою деятельность;
  • мини-лекции с целью формирования умений концентрировать внимание;
  • разновозрастное сотрудничество;
  • специальные курсы и семинары повышения квалификации, на которых обучается вся группа педагогов, работающих в пятом классе;
  • проведение специальных деловых игр и тренингов по проблеме преемственности обучения;
  • организация разновозрастного сотрудничества детей 1 – 6-х классов с активным участием педагогов как начальной, так и основной школ;
  • система открытых уроков, на которых отслеживается самими педагогами динамика изменений методов (способов), форм и содержания образовательного процесса от 1-го к 6-му классу;
  • использование информационных ресурсов и технологий для организации разных форм взаимодействия взрослых и детей между собой для решения личностно-значимых задач младших подростков;
  • на период перехода целесообразно и необходимо сохранить систему контроля и оценки со стороны учителя и учащихся в режиме начальной школы;
  • обеспечение постепенного перехода от коллективно-распределенных форм учебной работы к ее индивидуальным формам;
  • предоставление учащимся возможности свободного выбора способов и источников информации.

4.3. Использование

  • контрольно-оценочной самостоятельности школьников, предметом которой  является:
  • собственное продвижение в учебном материале с фиксацией своих трудностей и возможных способов преодоления;
  • личные достижения в изучении учебного материала;
  • оценка своих возможностей;
  • самостоятельный выбор учебного материала.
  • «карты знаний» как средство построения образовательной траектории учащихся.

5. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

  1. За время обучения в 5-6-м классах младшие подростки достигают следующих результатов:
  • выполняют требования, которые предъявляются к уровню их обученности предметными программами;
  • осознают необходимость обучения, понимают общественную значимость образования;
  • овладевают умениями учиться определять границы и дефициты своего знания, находить способы и пути преодоления своих трудностей, проблем, переносить способы действия из одной предметной области в другую, строить алгоритмы своих действий;
  • владеют умственными операциями (сравнение, классификация, обобщение и др.), обладают возможностями решать достаточно большой круг предметных, социально-ориентированных  и личностных задач;
  • обладают достаточно широким социальным опытом, позволяющим ориентироваться в окружающем мире, взаимодействовать с ним, находить своё место в нём.

Приложение 2

ПАМЯТКА КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ 5-го класса

  1. Ознакомьтесь с характеристикой классного коллектива и его списочным составом заблаговременно.
  2. С первых дней обучения в 5-ом классе организуйте работу ученического актива.
  3. Продумайте, какое коллективное творческое дело сможет увлечь, сплотить детский коллектив, будет способствовать дальнейшему развитию его творческих начал, формированию культуры; составьте план воспитательной работы с учетом направлений в начальных классах.
  4. Последовательно и целенаправленно реализуйте в плане работы с родителями вопросы адаптации учащихся.
  5. Поддерживайте тесную связь с учителями-предметниками, учителями начальных классов, оказывайте своевременную и эффективную помощь в учении каждому ученику, используйте возможности психологической службы школы.
  6. Вселяйте в каждого ученика уверенность в преодолении трудностей, всячески повышайте социальный статус ребенка и семьи, поддерживайте здоровый эмоционально-психологический климат в классном коллективе.

Приложение 3

ПАМЯТКА

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ, РАБОТАЮЩЕМУ С ПЯТИКЛАССНИКАМИ

  1. Необходимо согласовать требования всех учителей-предметников.
  2. Уделять особое внимание организации учебного процесса:
  • готовность к уроку (наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте);
  • правильность оформления тетради, различных видов работ;
  • требования к ведению дневника.
  1. Сделать нормой единые дисциплинарные требования:
  • начинать уроки со звонком;
  • готовиться к уроку на перемене;
  • прививать культуру диалога, не перебивать ни учителя, ни ученика;
  • поднятая рука – это сигнал вопроса или ответа;
  • отвечаем, выйдя из-за парты, для развернутого ответа выходим к доске.
  1. Урок заканчивается со звонком, не задерживаем детей.
  2. Домашнее задание не оставляем на самый конец урока  его надо прокомментировать, дать инструкцию по оформлению.

Помните правило: домашняя работа должна приносить чувство удовлетворения ученику, стимулировать успех. Не перегружайте детей заданиями, дифференцируйте их.

  1. Учитель-предметник должен помнить, что урок в 5-м классе должен быть с частой сменой видов деятельности, включать физкультминутку.
  2. На уроках не должна превышаться норма письма, на всех уроках главная общеучебная задача – формирование речевых, коммуникативных умений.
  3. Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться четкими инструкциями.
  4. Особое внимание на всех уроках уделять развитию поэтапно навыков работы с текстом.
  5. Учащиеся должны знать свои права и обязанности, правила поведения в кабинетах, правила по технике безопасности, правила дежурных. Классный руководитель должен периодически повторять их с учащимися, убеждать в целесообразности.
  6. Не используйте дневник для записи дисциплинарных замечаний (найдите индивидуальные формы работы с ребенком и семьей), контролируйте своевременность записей, заполняйте дневники вместе на классном часе, ежедневно в конце учебного дня в конце учебного дня проверяйте наличие задания на следующий день.
  7. Введите правило среди учащихся помогать больным, приносить им домашнее задание, оказывать помощь в усвоении пропущенного материала.
  8. Задача учителя – знать затруднения в усвоении учебного материала, своевременно прийти на помощь.
  9. Не забывайте: «Ученик и учитель – союзники. Обучение должно быть бесконфликтным». Учитесь учить не уча.

Приложение 4

ВАШ РЕБЕНОК – ПЯТИКЛАССНИК

(рекомендации для родителей учащихся)

Уважаемые мамы и папы!

Если вы испытываете чувство озабоченности или беспокойство в отношении своего пятиклассника, то мы рады предложить вам эти рекомендации, как средство, которое поможет решить некоторые проблемы.  

Формирование учебной мотивации

  1. Не мешайте подростку учиться самостоятельно. Только в процессе самостоятельных открытий, «озарений» у него появится желание учиться дальше. Радость от постижения нового – самый лучший мотивирующий фактор.
  2. Учебный труд интересен только тогда, когда он разнообразен. Не повторяйте дома школьную систему. Пусть подросток сам организует свой учебный труд дома, как ему нравится, сам решит, как обставить свой рабочий уголок, как организовать свое рабочее время.
  3. Любой человек  выполняет деятельность с удовольствием только тогда, он когда понимает, для чего это нужно. Ребенок не знает, где ему могут пригодиться знания по природоведению? Покажите эту область. Причем, желательно, чтобы знания были востребованы именно сегодня, так понимание того, что эти знания будут нужны через несколько лет, не являются мотивирующим фактором.
  4. Покупайте интересные книги («Занимательная физика», «Занимательная геометрия»), справочники то разным учебным дисциплинам. Может быть, через интерес к этим книгам сформируется и интерес к предмету в целом. Еще Л.Фейербах утверждал: «То, для чего открыто сердце, не может составить тайны и для разума».
  5. Не спешите облегчить труд подростка (сделать за него домашнее задание, потребовать от учителя отменить какой-либо вид работы). Но и не заставляйте ребенка переделывать задание, выполнять нудную монотонную работу, заучивать дополнительно трудный, непонятный материал. Помните, что ни слишком трудный, ни слишком легкий материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
  6. Вселяйте в ребенка уверенность, что у него все непременно получится. Рассказывайте о том, какие проблемы в учебе возникали в детстве у вас. Если ребенок не верит в свои силы, то у него формируется обученная беспомощность, то есть он не в силах выполнять деятельность успешно.
  7. Ни в коем случае не наказывайте ребенка за неудачи в учебе. Это не способствует повышению мотивации.
  8. В этом возрасте начинают проявляться интересы, учение ребенка становится избирательным: на любимые предметы он тратит больше времени, на нелюбимые меньше. Не мешайте ему самоопределяться. Если он успешен в чем-то одном, готов заниматься этим предметом часами, это уже хорошо. Усвоить все предметы одинаково хорошо очень сложно.
  9. Ребенку нравится только то, что он знает хорошо, что ему удается. Иногда отсутствие интереса к какому-либо предмету связано с тем, что у ребенка очень много пробелов в знаниях. Это мешает ему усвоить дальнейший материал. Помогите ребенку восполнить эти пробелы.
  10. Помните: если подросток проявляет нежелание учиться – это не каприз, а крик о помощи. Не ругайте, а выясните причины такого поведения.

Школьная тревожность и ее преодоление

  1. Прежде всего успокойтесь сами. Ничего страшного не случилось, дети иногда получают двойки, падают, ссорятся с друзьями и т.д.
  2. Попробуйте вместе с ребенком проанализировать ситуацию, которая им предстоит. Как известно, обычное, знакомое волнует меньше, чем незнакомое. Ребенку надо писать контрольную? Прекрасно! Вспомните вместе с ним, в какой классной комнате это будет происходить, какого цвета тетрадь для контрольных работ. Представьте, как он входит в класс, как начинает писать. Оказывается, совсем не страшно!
  3. Проанализируйте с ребенком его положительный опыт. Вселите в него уверенность, что он сможет преодолеть и эту ситуацию.
  4. Проанализируйте с ним и те ситуации, в которых он совершил ошибки. Подумайте, чем эти ошибки были порождены?  Помогите разобраться в том, что ребенок не понимает.
  5. Часто тревожного человека мучит мысль: «А вдруг что-то случится?» Обсудите эту тему с ребенком. Выясните, чего он боится. Ему страшно получить двойку? А что случится, если он получит двойку? Объясните ему, что не будете его ругать, поймете, что это произошло случайно. Выразите готовность помочь ребенку в этом случае. Он должен знать, что вы будете поддерживать его в любом случае.
  6. С детьми, у которых сильная нервная система, можно применять положительные стимулы. Пообещайте ребенку что-то особенное, если он справится с заданием успешно. Не переусердствуйте, потому что слишком значимые стимулы могут ухудшить деятельность ребенка. Даже если он не выполнить все так хорошо, как задумал, все равно поощрите его.
  7. Наш язык достаточно богат для выражения чувств. Поэтому свое мнение можно выразить честно. Можно сказать: «Молодец, ты сделал это хорошо!» Можно сказать по-другому: «Молодец, мы постарался хорошо! Пусть еще не все получилось, но я верю, что у тебя все получится!»

Если дети имеют мало настоящих товарищей или

с ними «не очень  хотят дружить»

А) Учите играм, в которых надо участвовать вместе с друзьями.

Б) Дом оснастить предметами, привлекающими других детей. Должно быть место, где дети могут самостоятельно общаться, чувствовать себя как дома. Угостите чем нибудь гостей вашего ребенка.

В) Пригласите друзей вашего ребенка на совместную прогулку.

Г) Знакомьтесь с друзьями вашего ребенка. Относитесь с уважением к товарищам вашего ребенка. Интересуйтесь их жизнью.

Д) Принимайте гостей дома.

И еще несколько советов родителям пятиклассников:

  1. Если ваш ребенок имеет какие-то особенности характера (медлителен, импульсивен, чувствителен) или здоровья, сообщите об этом классному руководителю, он обязательно учтет это.
  2. Если ваш ребенок чем-то обижен, не спешите идти в школу разбираться. Он, конечно, говорит вам правду, но это только его видение. Послушайте и других участников инцидента, составьте свое мнение. Помните: вы не сможете всю жизнь жить за ребенка, научите его выходить из конфликтных ситуаций самостоятельно.
  3. У вашего ребенка будут разные учителя с разными требованиями. Важно, чтобы он научился эффективно работать на каждом уроке: это обогатит его жизненный опыт.
  4. На первых порах, знакомясь с чем-то новым, подросток не принимает его, капризничает, говорит, что раньше было лучше. Не поддерживайте эти разговоры ребенка, помогите ему приспособиться к новым условиям.
  5. Ваш ребенок входит в очень трудный этап жизни – отрочество. Наберитесь терпения, чтобы вместе с ним перерасти этот период!

Приложение 4

ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ

ВЫПУСКНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

1 критерий – Эффективность учебной деятельности.

1 шкала – Учебная активность.

5 б.

Активно работает на уроке, часто поднимает руку и отвечает правильно.

4 б.

На уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередует.

3 б.

Редко поднимает руку, но отвечает правильно.

2 б.

Учебная активность на уроке носит кратковременный характер, часто отвлекается, не слышит вопроса.

1 б.

Пассивен на уроке, дает отрицательные ответы или не отвечает совсем, часто отвлекается, переписывает готовое с доски.

0 б.

Учебная активность отсутствует.

 2 шкала – Усвоение знаний (успеваемость).

5 б.

Правильное безошибочное выполнение домашних заданий («5»).        

4 б.

Небольшие помарки, единичные ошибки («4»).

3 б.

Редкие ошибки, связанные с пропуском букв и их заменой («4 – »).

2 б.

Плохое усвоение материала по одному из основных предметов, обилие ошибок («3», «2»).

1 б.

Частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий: много исправлений, зачеркиваний (непостоянство оценок, средний балл «3»).

0 б.

Плохое усвоение программного материала по всем предметам: грубые ошибки, большое их количество (низкая успеваемость по всем предметам).

2 критерий – Усвоение школьных норм поведения.

3 шкала – Поведение на уроке.

5 б.

Сидит спокойно, добросовестно выполняет все требования учителя.

4 б.

Выполняет требования учителя, но иногда, на короткое время отвлекается от урока.

3 б.

Изредка поворачивается, обменивается короткими репликами с товарищами.

2 б.

Часто наблюдается скованность в движениях, позе, напряженность в ответах.

1 б.

Выполняет требования учителя частично, отвлекается на посторонние занятия, вертится или постоянно разговаривает.

0 б.

Не выполняет требования учителя: большую часть урока занимается посторонними делами (преобладают игровые интересы).

4 шкала – Поведение на перемене.

5 б.

Высокая игровая активность, охотно участвует в подвижных, коллективных играх.

4 б.

Активность выражена в малой степени: предпочитает занятия в классе с кем-нибудь из ребят, чтение книг, спокойные игры.

3 б.

Активность ребенка ограничивается занятиями, связанными с подготовкой к следующему уроку (готовит учебники, тетради, моет доску, убирает класс).

2 б.

Не может найти себе занятие, переходит от одной группы к другой.

1 б.

Пассивный, движения скованные, избегает других.

0 б.

Часто нарушает нормы поведения: мешает другим детям играть, нападает на них, кричит на них, не меняет своего поведения, когда делают замечания (не владеет собой)

3 критерий – Успешность социальных контактов.

5 шкала – Взаимоотношения с одноклассниками.

5 б.

Общительный, легко контактирует с детьми.

4 б.

Малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети.

3 б.

Сфера общения ограничена: общается только с некоторыми ребятами.

2 б.

Предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ним в контакт.

1 б.

Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один (другие дети равнодушны к нему).

0 б.

Проявляет негативизм по отношению к детям, постоянно ссорится и обижает, и другие дети его не любят.

6 шкала – Отношение к учителю.

5 б.

Проявляет дружелюбие по отношению к учителю, стремится понравиться ему, после урока часто подходит, общается с ним.

4 б.

Дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнить все его требования, в случае необходимости сам обращается к нему за помощью.

3 б.

Старательно выполняет требования учителя, но за помощью чаще обращается к одноклассникам.

2 б.

Выполняет требования учителя формально, не заинтересован в общении с ним.

1 б.

Избегает контакта с учителем, при общении с ним легко смущается, говорит тихо, запинается.

0 б.

Общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям: обижается, плачет даже при малейшем замечании.

4 критерий – Эмоциональное благополучие.

7 шкала – Эмоциональное благополучие.

5 б.

Хорошее настроение, часто смеется, улыбается.

4 б.

Спокойное эмоциональное состояние.

3 б.

Эпизодически проявляет снижение настроения.

2 б.

Отрицательные эмоции:

а) тревожность, огорчение, иногда страх;

б) обидчивость, часто ссорится с детьми, повышает голос.

1 б.

Депрессивное настроение, плач без всяких причин.

0 б.

Агрессия (вспышки гнева, злости) проявляется в отношениях с детьми (может ударить, что-то сломать, затеять драку) и в отношениях с учителем.

Анкета для выявления отношения учащегося к разным предметам Уважаемый ученик! Отношение Предметы Русский язык Математика ..

. 1. Иногда на уроке бывает интересно

 2. Нравится учитель

3. Нравится получать хорошие отметки

4. Родители заставляют

5. Учу потому, что это интересно

6. Предмет интересен и полезен для будущей жизни

 7. Узнаю много нового

 8. Заставляет думать

Предлагаем тебе отметить по каждому предмету то высказывание, которое в большей степени соответствует твоему отношению к этому предмету. Спасибо!

Обработка результатов: Если учащийся выбрал 1, 2 или 3-е высказывание, то он проявляет познавательный интерес к данному предмету. Если 4-е высказывание - учит по необходимости. Если 5 или 6-е - интересуется предметом. Если 7, 8 или 9-е - проявляет повышенный познавательный интерес.

Источник: http://www.menobr.ru/article/30202-organizatsiya-preemstvennosti-mejdu-nachalnoy-i-osnovnoy-stupenyami-obucheniya

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема адаптации школьников к процессу обучения.(из опыта работы)

     Проблема адаптации школьников к процессу обучения является одной из самых актуальных на современном этапе развития общеобразовательной школы. ...

Проблема школьной неуспешности и пути её преодоления.

 Публичная лекция.В ходе обучения и оценивания знаний учащихся возникает проблема неуспешности в учёбе отдельных учеников. Неуспешность выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счёта, ...

Семинар: «Сензитивные периоды развития речи. Комплексный подход к анализу типовых ошибок чтения и письма у младших школьников и пути их преодоления».

Семинар посвещен ознакомлению специалистов с трудностями освоения навыками чтения и письма у младших школьников, и способами их устранения.Семинар проводился для учителей начальных классов, учителей -...

Статья на тему Проблемы адаптации школьников

Статья на тему Проблемы адаптации школьников...

Дизорфография младших школьников и пути её преодоления

Причины появления специфических ошибок письма, симтоматика  и основные пути решения проблемы....