Создание системы профилактики школьной неуспешности в начальной школе.
учебно-методический материал на тему

Подколзина Наталья Алексеевна

Выступление на педагогическом совете школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете от 03.11.2017 г.

Тема: Создание системы профилактики школьной неуспешности в начальной школе.

                                                                                                                Подготовила: учитель начальных классов

                                                                                                                  Подколзина Наталья Алексеевна

                                                                                    2017 г.


 Большинство учащихся начальных классов, с трудом осваивающих программу начальной школы, имеют нормальный, или сохраненный интеллект. В отношении других видов деятельности и прочих видов информации они демонстрируют хорошие способности. Например, общетрудовые, двигательные и спортивные навыки у них формируются без всяких трудностей. Они легко и хорошо запоминают содержание фильма и передают его с помощью собственного рассказа.  

Исследования называют более конкретно причины неудач в учебе:
1.Жесткая система обучения, содержание образования одинаковые для всех, неудовлетворяющее потребности ребенка;
2.Единообразие, стереотипный выбор методов, форм обучения, вербализм, интеллектуализм, недооценка эмоции в обучении;
3.Неумение ставить цели обучения и отсутствие эффективного контроля за результатами;
4.Пренебрежение развитием учеников, практицизм, натаскивание, ориентация на зубрежку.
Вывод: дидактическая, психологическая, методическая некомпетентность учителя ведет к неудачам в учебе.

Средства преодоления неуспешности
1.Педагогическая профилактика- поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, компьютеризации контроля обучения, тесный контакт и работа с родителями.
2.Педагогическая диагностика- систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов.
3. Педагогическая терапия- меры по устранению отставаний в учебе. Это дополнительные занятия, группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатом серьезной диагностики с подбором групповых и индивидуальных средств обучения.
4.Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись планируемая воспитательная работа, которая будет направлена на развитие интереса у учащегося к обучению.
Для профилактики неуспешности важна тесная связь основного обучения с дополнительным образованием, так как очень часто неуспешный ребенок в обучении, является успешным в области искусства и спорта (физической культуры). И данный факт профессиональный учитель должен использовать в своей практике, предлагая ученику «группы риска» задания связанные с рисованием, художественным трудом, музыкой, выразительным чтением и т.д.
Учащихся, которые являются неуспешными в учении, необходимо активно включать в коллективные творческие дела, давать посильную роль, задание, повышая тем самым как сомооценку ученика, так и его авторитет в классном коллективе. Не оставлять без внимания, поощрять ученика за незначительные успехи за незначительные успехи как в учебной так и внеурочной деятельности. Для того чтобы определить психологический портрет учащегося необходимо регулярное взаимодействие учителя и психологической службы школы. Учитель должен быть внимательным к проявлению интереса к любой составляющей учебного процесса у неуспевающих учащихся, чтобы формировать мотивацию к обучению. Также с учетом психологических особенностей, о которых сообщает психолог, и физиологических особенностей, о которых предупреждает медицинская служба школы, учащимся во время урока предлагаются разноуровневые задания, карточки. После специальной диагностики внимания, проводимой школьным психологом, учителю даются рекомендации по времени опроса каждого отдельного ученика в зависимости от уровня его внимания и утомляемости. Например, слабоуспевающего ученика лучше спрашивать в самом начале урока, тем самым, создавая ситуацию успеха и обеспечивая лучшее усвоение материала.
Педагогическая диагностика
В рамках начальной школы проводится тестирование учащихся по темам изученного материала русского языка, математике, а так же замер по технике чтения. По результатам данных тестирований проводится работа над ошибками и составляется план работы с учащимися, не усвоившими или плохо усвоившими учебный материал. Данный вид работы позволяет планомерно и эффективно отслеживать уровень обученности учащихся и работу педагогического коллектива по профилактике неуспешности, в том числе обратить внимание родителей на помощь в ликвидации пробелов в обучении ребенка. Сопоставление общей динамики успеваемости младших школьников, воспитывающихся в семье и вне ее, и их отношения к учебной работе наглядно свидетельствуют о том, что детям необходима психологическая поддержка семьи. Важно, чтобы кто-то интересовался успехами маленьких учеников, контролировал ход учебного процесса, и, в частности, выполнение домашних заданий. Если ребенку не для кого стараться, если никто не огорчится и не обрадуется полученным им результатам работы, то очень скоро он перестанет стремиться к улучшению своих показателей, к совершенствованию умений, избавлению от недостатков. Поэтому соприсутствие заинтересованных лиц- важнейший стимул успешности работы ребенка в школе и дома.
Вывод: Для профилактики неуспешности важны абсолютно все аспекты образования и воспитания. Важна тесная связь учителя, психолога, родителя и постоянный контроль за качеством знаний со стороны школы, а также со стороны родителей. Важно включение предметов дополнительного образования для разностороннего развития личности и создания ситуации успеха в различных образовательных областях. Начальная школа выбрала для себя такой девиз: «Если хочешь в чем-то быть лучшим, пробуй себя во всем!» Благодаря этому девизу, мы позволяем детям обнаружить в себе нераскрытые таланты, попытаться преобразовать себя, а также виде деятельности, а также создать систему профилактики неуспешности в рамках начальной школы.
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке:
В процессе контроля за подготовленностью учащихся:
1.Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.
2.Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
3.Предложения учащимся примерного плана ответа.
4.Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.
5.Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
При изложении нового материала: 
1.Применение мер поддержания интереса к усвоению темы.
2.Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.
3.Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.
4.Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.
В ходе самостоятельной работы на уроке:
1.Разбивка заданий на дозы. Этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.
2.Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.
3.Напоминание приема и способа выполнения задания.
4.Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.
5.Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.
6.Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.
7.Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.
8.Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления.
При организации самостоятельной работы.
1.Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.
2.Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.
3.Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.


Алгоритм работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися
Классному руководителю 
Определить причину неуспеваемости учащегося через:
1.Анкетирование (анкета: анализ причин неуспеваемости обучающихся);
2.Беседу с психологом;
3.Беседу с социальным педагогом, для выяснения социальных условий;
4.Беседу с преподавателем, у которого учащийся имеет «неудовлетворительную» оценку.
Вести контроль за:
1.Посещением неуспевающего учащегося у психолога (если такая помощь необходима);
2.Успеваемостью при сдаче дополнительных или индивидуальных заданий учителю предметнику;
Уведомлять еженедельно родителей и  завуча о результатах успеваемости учащегося.
Разработать вместе с ребенком индивидуальный план его учебной деятельности и подводить итоги по окончанию четверти.
Учителю-предметнику
1.Выстроить систему взаимодействия с классным руководителем, родителями учащихся, завучем в решении задач по успешности обучения детей.
2.Планировать и осуществлять на уроке работу со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.

 
Алгоритм работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися
Классному руководителю 
Определить причину неуспеваемости учащегося через:
1.Анкетирование (анкета: анализ причин неуспеваемости обучающихся);
2.Беседу с психологом;
3.Беседу с социальным педагогом, для выяснения социальных условий;
4.Беседу с преподавателем, у которого учащийся имеет «неудовлетворительную» оценку.
Вести контроль за:
1.Посещением неуспевающего учащегося у психолога (если такая помощь необходима);
2.Успеваемостью при сдаче дополнительных или индивидуальных заданий учителю предметнику;
Уведомлять еженедельно родителей и  завуча о результатах успеваемости учащегося.
Разработать вместе с ребенком индивидуальный план его учебной деятельности и подводить итоги по окончанию четверти.
Учителю-предметнику
1.Выстроить систему взаимодействия с классным руководителем, родителями учащихся, завучем в решении задач по успешности обучения детей.
2.Планировать и осуществлять на уроке работу со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.

Алгоритм работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися


Социально-психологической службе 
1.Составить индивидуальный план по оказанию социально-психологической помощи неуспевающему ребенку.
2.Довести до сведения родителей и классного руководителя график проводимых занятий, бесед.

Алгоритм работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися


Заместителю директор по УВР
1.Регулировать вопросы взаимодействия учителя-предметника с классным руководителем, родителями учащихся в решении задач повышения успешности обучения детей.
2.Оценивать теоретическую подготовленность учителя и методику преподавания по вопросу преодоления неуспеваемости учащегося через посещение уроков и собеседования.
3.Проводить собеседования с классными руководителями по результатам работы с неуспевающими учащимися не менее 1 раза в месяц.
4.Проводить собеседования с учащимися для выявления причин неуспеваемости и затруднений в обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преодоление школьной неуспешности в начальной школе.

В данной статье описываются факторы усиливающие и подавляющие неуспешность.Рассказывается об истории построения сиситемы предупреждения школьной неуспешности. Как  необходимо выстраивать работу п...

Создание системы профилактики школьной неуспеваемости и отставания как средство повышения качества образования.

Как вызвать у учащегося ощущение движения вперед, переживание успеха в учебной деятельности?...

Создание системы профилактики школьной неуспеваемости и отставания как средство повышения качества образования. Внешние и внутренние причины неуспеваемости, пути их устранения

Выступление на заседании педагогического совета школы . Тема  "Создание системы профилактики школьной неуспеваемости и отставания как средство повышения качества образования.  Внешние и...

Создание системы профилактики школьной неуспеваемости как средство повышения качества образования ( с применением технологии «Кейс-стади»)

Одной из главных проблем современной школы является школьная неуспеваемость. Многие учителя делают попытки её устранения и профилактики. Но не у всех получается. Не разобравшись в причинах, учителя бр...

Создание системы профилактики школьной неуспеваемости

  Материал рассказывает о приёмах, которые помогут учителям более качественно подойти к обучению отстающих ребят....

Пути преодоления школьной неуспешности в начальной школе

Презентация, подготовленная для педагогов начальной школы...