Создание системы профилактики школьной неуспеваемости
статья

Угрюмова  Елена  Борисовна

    Материал рассказывает о приёмах, которые помогут учителям более качественно подойти к обучению отстающих ребят.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание системы профилактики школьной неуспеваемости.

       Одной из главных проблем, которые приходится решать педагогам школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися. Таковыми принято считать детей, которые имеют слабые умственные способности, слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти (10 – 15% по школам).

       Момент зарождения неуспеваемости происходит, когда ребёнок начинает отставать в учебном процессе. Очень важно своевременно выявить причину отставания. Ведь, чтобы найти средство, надо знать причины. Мировая школа нашла лишь 2 подхода к решению этой проблемы:

- перевод неудачливых школьников в следующий класс с обучением по программе с заниженными требованиями;

- второгодничество.

       Ещё древние мудрецы говорили: « Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». Актуальная проблема современных школ – не потерять, не упустить таких детей.

       Ю.К.Бабанский и В.С.Цетлин выделяют 2 группы причин неуспеваемости :

- внешние;

- внутренние.

Внутренние причины неуспеваемости :

1)Дефекты здоровья.

2)Психологические элементы поведения, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей.

3) Низкое развитие интеллекта.

4) Отсутствие положительной мотивации.

5) Слабо развитая волевая сфера.

Внешние причины неуспеваемости :

  1. Несовершенство учебного процесса (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка, проблемы в знаниях).
  2. Отрицательное влияние семьи, друзей, социальной среды.

       В связи с этим, мы ,учителя, должны работать по следующим направлениям:

- с родителями, чтобы они требовали от своих детей, начиная с 1-го класса, строгого соблюдения режима дня, следили за выполнением домашнего задания и оказывали посильную помощь в учении;

- надо учить детей именно учиться отбирать и читать книги, работать с учебником, конспектировать уроки, развивать мышление, память, воображение. Поисковые методы должны преобладать над информационными.

       Одна из наиболее распространённых внутренних причин неуспеваемости – недостаточное развитие у школьников мышления и неготовность этих детей к напряжённому интеллектуальному труду в процессе обучения. Нужен индивидуальный подход и выработка привычек к учебному труду.

      Другая причина неуспеваемости – нежелание учиться из-за отсутствия стимула к самому процессу обучения. Например, ребёнок не умеет и не может заставить себя заниматься. Иногда это объясняется объективной трудностью самого предмета. В этом случае всеми доступными способами надо стимулировать его, показать радостную сторону познания, внутреннюю красоту предмета, развивать к нему интерес.

       Встречаются и такие учащиеся, которых называют «трудными». Это те дети, для которых обучение потеряло всякий смысл. С такими детьми нельзя идти в «лобовую атаку», ругать их при всех. Гораздо эффективнее вовлекать их во внеурочную работу.

       И подведём итоги вышесказанного – в работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, выработанные психологами:

- не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.

- желательно, чтобы ответ был не в устной форме, а в письменной;

- нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал (разбить на информационные куски и давать постепенно).

- путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умничка») сформировать уверенность в своих силах.

- осторожно оценивать неудачи ученика, ведь ребёнок переживает сам;

- во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного;

- создавать спокойную, не нервозную обстановку на уроке.

       Учитель, работающий с неуспевающими детьми, обладает множеством инструментов:

- основные принципы современной педагогики;

- знания из возрастной психологии;

- сотрудничество с другими специалистами, работающими в школе;

 - самое главное – ЖЕЛАНИЕ ПОМОЧЬ!

       Всё это позволяет достичь нам, учителям и воспитателям, высоких результатов в этом нелёгком деле.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор: Угрюмова Елена Борисовна Создание системы профилактики школьной неуспеваемости

Слайд 2

10 – 15% неуспевающих школьников

Слайд 3

перевод на программу с заниженными требованиями; второгодничество. Стандартные подходы

Слайд 4

Восточная мудрость «Увидеть и понять проблему – наполовину решить её. Если же, не видишь проблему – это значит, что она в тебе».

Слайд 5

дефекты здоровья; низкий интеллект; отсутствие мотивации; слабоволие. Внутренние причины неуспеваемости

Слайд 6

неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузки; отрицательное влияние семьи, друзей, окружения. Внешние причины неуспеваемости

Слайд 7

Взаимодействие с родителями. Развитие в детях интереса к исследованию. Поисковые методы работы должны преобладать над информационными. Основные направления в работе

Слайд 8

Неготовность к напряжённому интеллектуальному труду

Слайд 9

Нет стимула к учёбе

Слайд 10

«Трудные» дети

Слайд 11

Не ставить в ситуацию неожиданного вопроса. Предлагать письменную форму ответа. Материал разбивать на информационные куски. Использовать тактику поощрений. Осторожно оценивать неудачи. Давать больше времени для проверки. Создавать спокойную атмосферу. Система правил

Слайд 12

основные принципы современной педагогики; знания возрастной психологии; сотрудничество с другими специалистами, работающими в школе; ЖЕЛАНИЕ ПОМОЧЬ!!! Инструменты в помощь учителю


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание системы профилактики неуспеваемости как средство повышения качества знаний.

В статье представлены виды неуспеваемости, причины и приёмы, которые направлены на то, чтобы помочь учащемуся преодолеть струдности в обучении....

Создание системы профилактики школьной неуспеваемости и отставания как средство повышения качества образования.

Как вызвать у учащегося ощущение движения вперед, переживание успеха в учебной деятельности?...

Создание системы профилактики школьной неуспеваемости и отставания как средство повышения качества образования. Внешние и внутренние причины неуспеваемости, пути их устранения

Выступление на заседании педагогического совета школы . Тема  "Создание системы профилактики школьной неуспеваемости и отставания как средство повышения качества образования.  Внешние и...

«Система профилактики школьной неуспеваемости и отставания как средство повышения качества образования»

Неуспеваемость, возникающая на начальном этапе обучения, создает трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями, обучающиеся не справляются с возраста...

Создание системы профилактики школьной неуспеваемости как средство повышения качества образования ( с применением технологии «Кейс-стади»)

Одной из главных проблем современной школы является школьная неуспеваемость. Многие учителя делают попытки её устранения и профилактики. Но не у всех получается. Не разобравшись в причинах, учителя бр...