Преодоление школьной неуспешности в начальной школе.
статья по теме

Тарасова Алла Владимировна

В данной статье описываются факторы усиливающие и подавляющие неуспешность.Рассказывается об истории построения сиситемы предупреждения школьной неуспешности. Как  необходимо выстраивать работу по предупреждению неуспешности на примере конкретной школы. А так же показано, что для эффективной работы с неуспешными детьми необходимо взаимодействие всех специалистов в образовательном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pod_neuspeshnostyu.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Тарасова А.В. учитель ГБОУ СОШ № 55

Преодоление школьной неуспешности в начальной школе.

            Под неуспешностью, в общем смысле, обычно понимают любую деятельность, которая не сопровождается достижением желаемого результата (успеха).

При системном рассмотрении - неуспешность – это двоякое, противоречивое  состояние человека (хочу, но не могу). Сильный перекос (в процентном отношении)  между состояниями «хочу» и «могу» и вызывает неуспешность.

            Неуспешность, как неотъемлемая часть человеческой сущности, может быть усилена и подавлена.

Факторы, усиливающие неуспешность

Генетическое неблагополучие

Физиологические недостатки

Социальная среда (окружение)

 

 Факторы, подавляющие неуспешность

Устранение (в том числе временное) физиологических недостатков, либо их отсутствие

Социальная среда (окружение)

 Выводы:

  1.       Неуспешность – это состояние, которое порождается у любого человека чувством страха. Это состояние активизируется, если нарушается равновесие между состояниями   «хочу» и «могу» человеческой сущности. Неуспешность по своей природе относится к защитным механизмам человеческой сущности как и чувство страха.

2.       Абсолютно (всесторонне) неуспешных людей не бывает. При равновесии усиливающих и подавляющих неуспешность факторов механизмы компенсации работают таким образом, что неуспешность в одних видах   деятельности компенсируется успехами в других видах деятельности.

 3.      Социальная среда (окружение) является как усиливающим, так и  подавляющим фактором неуспешности.

      Государство, семья, знакомые и друзья, школа и т.п. – это элементы   (составляющие) социальной среды, в которой находится человек. На определённом этапе развития человека каждый элемент этой среды равновероятно усиливает или  подавляет неуспешность в том случае, если социальная среда однородная.

Построение системы предупреждения школьной неуспешности.

Еще в 70-е – 80-е годы прошлого столетия ведущими отечественными и зарубежными педагогами были выделены причины неуспеваемости школьников разных ступеней обучения и условия, вызывающие неуспешность детей в учении. Ю.К. Бабанский выделил причины внутреннего и внешнего плана. Систематизируя и ранжируя эти причины, В.С. Цетлин пришла к выводу, что, не смотря на то, что причины неуспешности детей составляют сложную систему взаимодействия особенностей организма и личности школьников с особенностями условий их развития, ведущую роль играют  причины организационно-педагогического характера.

Переходя на язык педагогики, отметим, что дети, обучающиеся в пассивном режиме, как писала В.С. Цетлин,  лишены радости познания нового, удовольствия от коллективного труда, удовлетворения от преодоленных трудностей». При этом урон наносится не только успеваемости, но и нравственному воспитанию школьников. Именно поэтому в системах закрытого образования были получены крайне устойчивые проявления детской неуспешности, когда неуспешность становится базисом «Я-концепции» и имеет далеко идущие последствия.

Идеал открытого образования – представленность множества школ, образов, путей и средств, причем именно и в первую очередь их представленность, обозреваемость, дающая право выбора. Открытое образовательное пространство – предоставляет выбор содержания образования, образа, пути, методов средств. Главное – чтобы ученик научился учиться.

Организацию открытых образовательных пространств в плане места и роли в нем ученика определяет принцип антропоцентризма. Открытое образование, целью которого является построение открытого образовательного пространства для каждого, будет обладать отличительными особенностями от образования, условно называемого закрытым. В первую очередь это ярко выраженная личностная ориентация вплоть до индивидуализации всего образовательного процесса.

Взаимоотношения учителя и ученика в этом случае выстраиваются на других основаниях. Задача учителя раскрыть познавательный потенциал ребенка и сфокусировать его энергию на повышение образовательного уровня. Для этого учитель организует учебный процесс так, чтобы ученик осознал свой образовательный уровень в сравнении с личными целями, потребностями, желаниями, признал необходимость повышения образовательного уровня.

Существуют ли не столь радикальные и, как следствие трудоемкие и болезненные пути «приоткрывания» обязательного школьного образования, которые позволят повысить успешность школьников в учении.

Во-первых, необходимо научить ребенка быть самостоятельным в учении. Для этого учение непременно должно быть активным. Активным же оно становится тогда, когда учитель умеет создать для ученика на уроке «познавательный дискомфорт», позволяющий привлечь к делу собственную любознательность ученика, его природное желание во всем найти смысл. Сегодня существуют открытые образовательные технологии, применение которых в процессе обучения активизирует ученика, переводит учителя из позиции транслятора информации в организатора процесса самостоятельного освоения, осознания и присвоения учеником этой информации.

Во-вторых, для открытого образования важно индивидуализировать «старт» и «финиш» на всех отрезках образовательного пути, включая клеточку процесса обучения: «урок». Старт должен быть добровольным для ученика, мотивированным и осознанным. Поэтому, все технологии открытого образования очень большое внимание уделяют индивидуализации старта в обучении.  Не менее важен финиш, который непременно связан с рефлексией, если она отсутствует, если человек не присвоил, не применил, не осознал для чего ему нужно освоенное содержание, образовательная эффективность существенно снижается и обостряется риск неуспешности.

В-третьих, готовность  учащегося успешно продолжать обучение определяет система свойств и качеств личности школьника, среди элементов которой можно выделить общеучебные умения, которые в значительной степени дают возможность для дальнейшей самостоятельной познавательной деятельности ребенка.

Представим обобщенные характеристики умений, формируемых открытыми образовательными  технологиями, которые могут составить основу познавательной самостоятельности – качества личности, определяющей готовность человека к познавательной деятельности и успешности в ней:

  • Умение работать в группе и другие коммуникативные умения;
  • Умение работать с любыми текстами и систематизировать (графически оформить) текстовый материал;
  • Умение ранжировать информацию по степени новизны и значимости;
  • Умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию.

        Подводя итог сравнению открытых и закрытых образовательных систем в аспекте влияния на успешность ученика, отметим, что внутри каждой системы априори заложены предпосылки будущего соотношения успешности и неуспешности в реальной практике.

В нашей (пост советской) школе традиционно основной упор делается на предметно-содержательную сторону обучения. Она открыта для предмета и закрыта для ученика.  Преподавание идет «от предмета», - пишет И.П. Подласый, - ученики – непонятливые, медлительные и ленивые – постоянно раздражают  служителя предмета – зеркала высокой науки, предмет бесконечен, сложен, постоянно кто-то не успевает, а к конце концов выясняется, что лишь несколько человек в классе усвоили на требуемом уровне. Картина знакомая. Система предполагает детскую неуспешность. Открытые системы, как уже можно было убедиться, основаны на иных принципах, обеспечивающих личности неуклонный прогресс в развитии, воспитании, становлении внутренней свободы и самоуважения. Технологически процесс выстраивается «от ученика», предмет существует для развития ученика, а не сам по себе.  Успешность обучающемуся на каждом этапе гарантирована.

Как быть практику, принявшему решение бороться со школьной неуспешностью? Ответ очевиден, «приоткрыться» ученику, хотя бы на первых порах, меняя технологию обучения, активизируя учение и замещая преподавание сопровождением обучающегося в его образовательном путешествии, в котором его ожидает встреча не только и не столько с предметными знаниями.

Мне хотелось бы на примере ГОУ СОШ № 55 показать как мы выстраиваем работу по предупреждению школьной неуспешности. 

Объективные трудности мы преодолеваем активно строя систему межведомственных связей (ОВД, районные управы, муниципалитеты, медицинские учреждения, службы занятости, физкультурно-оздоровительные учреждения, предприятия (организации), образовательные учреждения).

Для преодоления субъективных трудностей мы стараемся максимально приспособить образовательный процесс к учащемуся (группе учащихся) за счёт определённой гибкости его построения. В этом и есть его главная особенность.

 То есть, для повышения мотивации учащихся-подростков на учение, снижение их уровня школьной неуспешности и, как следствие, повышение  их уровня обученности мы используем элементы системы открытого образования – системы, построенной на принципах доступности, непрерывности и качества образования в пространстве и во времени.

На основании результатов многофакторного анализа специфики контингента и современных социально-экономических условий развивающегося мегаполиса в образовательный процесс современной вечерней школы были введены следующие особенности:

1.      различие нормативных сроков освоения образовательных программ (традиционное обучение, ускоренное обучение);

2.      различие режимов обучения (дневной, вечерний, смешанный); 

3.      различие форм обучения (очная, заочная, надомная, экстернат, семейная, дистанционная, обучение по индивидуальным учебным планам)

4.      различие видов обучения (индивидуальные занятия, групповые консультации, классно-урочные занятия).

Элементы открытого образования, которые присутствуют в нашей школе:

  1. Различие форм обучения (очная, надомная, коррекционная).

  1. Различие видов обучения

- индивидуальные занятия;

- групповые консультации;

- классно-урочные занятия

Для повышения мотивации учащихся педагоги школы используют в своей работе оборудование Лего и Спектра, проводят нестандартные уроки-экскурсии, уроки-путешествия, интегрированные уроки и т. д.

        В учебном плане учителям выделены часы для индивидуално-групповых занятий, которые используются для работы:

- со слабыми детьми;

- с мотивированными детьми (подготовка к олимпиадам, ителлектуальным марафонам);

- работает кружок проектной деятельности  «Эврика»;

- кружок «Легознайка»

Таблица:  Структура психологического сопровождения образовательного  процесса:

Плановая деятельность

Внеплановая деятельность

Объект сопровождения

Исследуемый показатель

Объект

сопровождения

Исследуемый показатель

Учебный процесс

память и внимание

Конфликт

мотивация выбора деятельности учителя, мотивация учащегося на учение, удовлетворённость учителя своей профессией, потребность в одобрении, стиль управления

Воспитательная работа

тревожность, агрессия, самооценка

Экспериментальная работа

готовность к новизне

Школьная неуспешность обусловлена целым рядом внешних и внутренних факторов. Поэтому необходимо учитывать соответствие педагогических требований, предъявляемых к ребенку, с его возможностями. Возникающие, в случае такого несоответствия, трудности обучения могут иметь преходящий характер, но в то же время их нельзя игнорировать. Своевременное выявление причин, приводящих к неуспеваемости, и соответствующая коррекционная работа позволяют уменьшить вероятность перерастания временных неудач в обучении в хроническую неуспеваемость. Это, в свою очередь, снижает возможность возникновения у ребенка нервно-психических, психосоматических расстройств, различных форм девиантного поведения, развивающихся на основе стрессовых состояний.

Проведенные психологические исследования неуспевающих учащихся выявили у них пониженную способность к усвоению знаний, умственная деятельность характеризуется недостаточной способностью к анализу и обобщению знаний. У таких детей преобладает интуитивно- практическое мышление над словесно-логическим.

Причины этих трудностей могут носить различный характер, например, психологический или социальный. Поэтому и работа строится по-разному.

Непременным условием эффективной работы с неуспешными детьми является совместная работа со специалистами - это психологи, логопеды, социальные работники, взаимодействие администрации образовательного учреждения, педагогов, родителей.

Психолог:

осуществляет консультирование учителей и родителей по вопросам организации помощи учащимся группы учебного риска,  предоставляет результаты своей диагностической деятельности, сообщает не конкретные данные, а обобщенные аналитические данные, где есть информация о ребенке и его семье. Материал предоставляется в форме, не нарушающей конфиденциальность сведений.

Данные содержат:

  1. описание психологических особенностей обучения, поведения, самочувствия школьника в период сбора информации
  2. обозначаются сферы психологической жизни школьника, развитие которых характеризуется выраженными индивидуальными особенностями

Психологическое заключение   содержит:

  1. результаты диагностики, наблюдения
  2. опрос родителей, педагогов
  3. заключения по консультациям

Медицинский работник представляет информацию о состоянии здоровья, физических особенностей школьников:

  • физическое состояние на момент проведения консилиума, соответствие физического развития возрастным нормам, переносимость физических нагрузок
  • факторы риска нарушения развития (наличие в прошлом и на момент проведения консилиума заболеваний, травм, хронических заболеваний)
  • характеристика заболеваний за последний год

Социальный педагог дает информацию о социальном статусе ребенка:

  • сведения о родителях, тип семьи
  • стиль воспитания в семье
  • взаимоотношения родителей и детей в семье
  • обеспеченность семьи

Логопед  определяет речевое развитие, разрабатывает программу коррекционно-развивающих занятий с учащимися группы учебного риска.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе организует взаимодействие учителей, родителей, психологической службы по ликвидации школьной неуспешности учащихся, осуществляет контроль за формами и методами работы педагогов по предупреждению и ликвидации педагогической запущенности учащихся, за деятельностью классного руководителя по взаимодействию с семьями учащихся.

Наблюдая за динамикой развития ребенка, полезно отмечать, поощрять малейшие удачи ученика в учебной деятельности, главное – не дать закрепиться новым неудачам. Следует обращать внимание на обоснование оценки, которую получает неуспевающий ученик, а также на выделение критериев, по которым идет оценивание ответа.

 Воспитывая у неуспевающего школьника уверенность в себе, следует затем переходить к постановке перед ним конкретной и четкой цели по преодолению отставания в учебе.

Литература:

1. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов н/Дону, 2000

2.Козлова А.Г. Теоретические основы педагогики. – СПб., 1997

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шавалеева Г.Ш.Исследовательская деятельность учащихся в современной школьной программе «Перспективная начальная школа».

Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целен...

Преодоление неуспешности в начальной школе

Неуспешный ученик – это учащийся, сумма знаний которого меньше суммы его пробелов в знаниях. И тогда в работе учителя выступает вопрос об индивидуализации. Имея диагностику, зная семью, ее проблемы, у...

Преодоление школьной неуспешности на уроках литературного чтения

Раскрыты причины неуспешности школьников и пути ее преодоления на уроках литературного чтения...

Статья "Причины неуспешности в начальной школе и пути их устранения"

В первые дни пребывания ребенка в школе мы часто сталкиваемся с различными трудностями в его обучении. Как преодолеть то, что мешает учиться?...

Пути преодоления школьной неуспешности в начальной школе

Презентация, подготовленная для педагогов начальной школы...