Деятельность методического объединения учителей начальных классов
материал на тему

Фирсова Татьяна Николаевна

Аналитический отчёт работы МО за 2016-2017уч.г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskiy_otchyot_mo_nach.kl_.docx35.96 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитический отчет

МО учителей начальных классов за 2016-2017 учебный год

В 2016-2017 учебном году методическое объединение учителей начальных классов работало над темой «Реализация ООП ООО – осуществление перехода на ФГОС ООО; гражданско-патриотическое воспитание учащихся на учебных занятиях и во внеклассной работе».

Руководствуясь нормативными документами, объективным уровнем состояния учебного процесса, уровнем обученности, воспитанности и развития обучающихся, уровнем квалификации педагогического коллектива, методическое объединение ставило перед собой следующую цель: освоение и использование наиболее эффективных приемов, методов  обучения и воспитания младших школьников, соответствующих ФГОС.  

           Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

  • Произвести отбор методов, средств, приемов, технологий, соответствующих новым ФГОС; внедрить в практику работы всех учителей МО технологии, направленные на формирование компетентностей обучающихся: технологию развития критического мышления, информационно-коммуникационную технологию, игровые технологии, технологию проблемного обучения, метод проектов, метод самостоятельной работы.
  • Продолжать работать над повышением уровня качества обученности учащихся на основе личностно-ориентированного обучения.
  • Продолжить работу, направленную на индивидуализацию и дифференциацию образовательного процесса, активизировав внимание на работе с мотивированными детьми.
  • Формировать творческую продуктивность и саморазвитие педагогов.

В 2016-2017 учебном году в состав методического объединения учителей начальных классов входили 10 учителей начальных классов. Уровень квалификации педагогов МО учителей начальных классов следующий:

  • имеют высшую квалификационную категорию – 3 человека (Амелина М.С, Фирсова Т.Н., Филатова О.Н.)
  • имеют первую квалификационную категорию – 5 человек (Козлова А.В., Колесникова Е.А., Красильникова Г.А., Миняйлова С.В., Рагозина С.В.)

      Следует отметить прохождение курсов повышения квалификации педагогами МО учителей начальных классов по программам:

  • Козлова А.В. В 2016 году прошла курсы повышения квалификации в «Институте повышения квалификации» по программе «Психолого-педагогические  и методические основы начального образования в современных услових реализации ФГОС» в объеме 144 часов. Приняла участие в городском семинаре на тему «Возможности формирования метапредметных умений младших школьников на примере пособий по математике и окружающему миру издательства «Интеллект-Центр», 2017 год.

        Посетили семинары:

  • Рагозина С.В. Городской семинар выступление с темой «Приемы формирование рефлексивной оценки на уроках в начальной школе на разных этапах урока в системно-деятельностном подходе»;
  • Фирсова Т.Н. Семинар «Актуальные вопросы преподавания дисциплин в начальной общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС НОО» 8ч. Городской методический семинар « Урок в системно-деятельностном  подходе»;
  • Миняйлова С.В. Семинар «Технология подготовки младших школьников к исследовательской деятельности». 8часов;
  • Колесникова Е.А. Технология подготовки младших школьников к исследовательской деятельности (8 ч.)Технология подготовки младших школьников к проектной деятельности (8 ч.)

Реализация первой задачи была в центре внимания всех педагогов МО на протяжении всего учебного года. Уроки взаимопосещений показали, что учителя используют различные методы обучения: разъяснение, исследование, иллюстрирование, моделирование, опыт, рассказ, соревнование, упражнение, познавательная игра, ролевая игра. Учителя продумывают структуру каждого урока так, чтобы дети могли открыть для себя новое, обратили внимание на главное, важное, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Результатом реализации первой задачи стали: применение в учебном процессе педагогами МО современных образовательных технологий. Уроки взаимопосещений показали, что учителя начальных классов применяют на своих уроках исследовательская, оценочная, технология сотрудничества, технология проектного обучения, технология игровых методик, технология проблемного обучения, здоровье сберегающие технологии, технология личностно-ориентированного обучения.  Задачи, которые решает применение данных технологий тесно пересекаются с задачами по формированию ключевых компетенций, выраженных в УУД. Учителями отмечены развитие у учащихся способности самостоятельного мышления, умения рассуждать, развитие личности ребенка, формирование способности к саморазвитию. Применение технологий позволяет добиваться лучшего усвоения учебного материала каждым ребенком. В результате работы выявлено, что применение информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности, расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышает интерес к предметам, стимулирует освоение учениками новейших достижений в области компьютерных технологий, что ведет к интенсификации процесса обучения. Информационно-коммуникативные технологии стали помощником в процессе обучения и воспитания.

Выводы. Работа, направленная на реализацию первой задачи, осуществлялась в значительной степени. Применение современных образовательных технологий в учебном процессе позволило педагогам МО обогатить педагогическое мастерство, направленное на формирование компетентностей обучающихся: находить, осмысливать, использовать нужную информацию; анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков; выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск  необходимых сведений, используя  различные источники информации.

Одно из условий по совершенствованию качества начального образования это создание у детей эмоционального интереса, создание условий, максимально раскрывающих способности учащихся. Учителя начальных классов в течение учебного года  вели систематическую работу, направленную на повышение качества обученности учащихся по предметам на основе личностно-ориентированного обучения: создание таких условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность.

      Учителями 4-х классов была проведена работа, направленная на подготовку учащихся к выполнению ВПР. О достижении учащимися положительных результатов освоения образовательных программ учащимися свидетельствуют результаты апробации всероссийских проверочных работ,  проводимых в 2017 году: по русскому языку - количественная успеваемость составила 100%, качественная успеваемость - 92% (средний показатель по Кемеровской области качественной успеваемости составил 70%); по математике -  количественная успеваемость 100%, качественная успеваемость 75% (средний показатель по Кемеровской области качественной успеваемости составил 67%).

        Результаты административных срезов знаний учащихся по русскому языку и математике свидетельствуют о хороших результатах качественной успеваемости обучающихся начальной школы.

Следует отметить стабильность и положительную динамику качественной успеваемости у большинства педагогов.

Выводы. Задача решена частично. В целях повышения качества обученности: учителям начальных классов организовывать работу со слабоуспевающими учащимися (создавать эмоциональный интерес у ребенка к учению, использовать дифференцированные задания разных уровней сложности, привлекать родителей слабоуспевающих учащихся к осуществлению должного контроля за качественным выполнением домашних заданий и к оказанию помощи ребенку в устранении пробелов в знаниях).

В целях реализации третьей задачи учителя начальных классов на различных уроках используют дифференцированные задания разных уровней сложности. Предлагают учащимся самим выбрать соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, её успешное выполнение. Работа по таким дифференцированным заданиям позволяет учитывать особенности восприятия, осмысления и запоминания учебного материала учащихся разных психофизиологических групп и способствует лучшему усвоению программы, развитию детей, формированию умения анализировать, сравнивать, делать выводы – умению учиться.

Выводы. Реализация дифференцированного подхода осуществлялась в значительной степени, благодаря принципу «минимакса», заложенному в ОС «кола 2100», что позволяет  поддерживать и развивать у учеников интерес к учению.

В рамках работы МО в феврале были проведены предметные недели согласно плану. Учителями были организованы выставки рисунков, фотографий, выпуск стенгазет; были проведены запланированные мероприятия по параллелям (конкурсы, викторины, экскурсии), что содействовало развитию познавательной активности учащихся, расширению знаний по предметам, формированию творческих способностей детей. После проведения предметной недели педагоги начальных классов на заседании МО проанализировали результаты своей работы и труда своих учеников. Все пришли к общему мнению,  что после проведения предметных недель у многих учащихся меняется отношение к учёбе, появляется заинтересованность в познании нового, усиливается интерес к процессу обучения. Такие формы работы дают большой эмоциональный заряд, надолго запоминаются детям, способствуют формированию положительной мотивации учебной деятельности.

В условиях ФГОС учащиеся 4-х классов в течение учебного года подготовили и защитили индивидуальные проекты. Учителями, работающими в 4-х классах (Колесникова Е.А., Миняйлова С.В., Козлова А.В.) была организована совместная с учащимися деятельность по подготовке индивидуальных проектов. Это позволило отследить динамику формирования метапредметных результатов учащихся, создать условия для успешной реализации учащихся в учебно-творческой деятельности. Тематика работ разнообразна: «Мой любимый мармелад», «Мороженое», «Я и спорт», «Шахматы», «Выжигание по дереву» и другие. Еженедельно проходила защита проектов. Членами жюри были отмечены высокий уровень подготовленности учащихся, актуальность некоторых тем, заинтересованность детей в рассмотрении вопросов своего проекта, самореализация личности каждого ученика.

Учителя начальных классов организуют педагогическую деятельность, направленную на выявление и развитие способностей учащихся к научной (интеллектуальной), творческой деятельности, а также стимулирую их участие в олимпиадах и конкурсах.

Одна из форм стимулирования высокомотивированных учащихся это подготовка и участие в региональной научно-практической конференции. В этом учебном году приняли участие в региональной НПК 13 учащихся 1-4 классов, где с достоинством представили свои исследования, подготовленные при помощи родителей и педагогов. Ребята получили дипломы 1,2,3 степеней. Предварительно ребята защитили свои работы на школьной конференции, где также были отмечены грамотами.

        Результаты региональной НПК представлены ниже:

        Диплом I степени:

  • 2А, Берендеева К. (Струкова Н.В.)
  • 3А, Беляева Д.  (Рагозина С.В.)
  • 3А, Косицын М. (Филатова О.Н.)
  • 4А, Кисельникова А. (Якушина Ю.В.)
  • 4А, Шуликина Е. (Суетина Р.Д.)

        Диплом II степени:

  • 2Б, Удовыкина Е. (Амелина М.С.)
  • 3А, Титова П. (Сураева И.Л.)

       Диплом III степени:

  • 2А, Харина М.  (Фирсова Т.Н.)
  • 2А Корчнева С. (Фирсова Т.Н.)
  • 4А, Щербак Е. (Колесникова Е.А.)
  • 4А, Мялик М. (Колесникова Е.А.)
  • 4Б, Барболин Н. (Миняйлова С.В.)
  • 4В, Смильская А. (Козлова А.В.)

Одним из показателей развития познавательной активности учащихся начальной школы является участие в различных конкурсах:

  • 1место, городской конкурс рисунков «Мы в ответе за тех, кого приручили» (Коляко С.И.)

  • Участие, городской конкурс «Здоровье на крыльях пчелы», 7 человек (Рагозина С.В.)
  • 3место, городской конкурс «Первоцветы», (Рагозина С.В.)
  • 3место, городской конкурс   «Разноцветная радуга» , (Рагозина С.В.)
  • Всероссийская олимпиада  «Инфоурок» математика -5чел.(1место) русский язык 4чел.(1-2место), окружающий мир -3чел.(1-2 место) (Рагозина С.В.)

  • Благодарность, Всероссийская викторина «Россия. Вооружённые силы», Лисинкова Дарья (Красильникова Г.А.)
  • Благодарность за организацию и проведение Всероссийской олимпиады «Естественно-научный цикл», Лисинкова Дарья – диплом победителя 2место, (Красильникова Г.А.)
  • Диплом (Красильникова Г.А.) за организацию и активное участие в проведении Всероссийского конкурса «Творчество А.Барто», сертификат участника – Лисинкова Дарья.

  • 2место, муниципальный конкурс «Рождественский ангел» Беседина Карина, (Фирсова Т.Н.)
  • Участие, муниципальный конкурс  «Рождественский ангел» Корчнева Софья,  (Фирсова Т.Н.)
  • Участие,  городской  конкурс  «Рождественская сказка», Беседина Карина, (Фирсова Т.Н.)
  • Участие, Городской конкурс «Цветы своими руками» Беседина Карина, (Фирсова Т.Н.)
  • Участие в городском мероприятии «Мы – маленькие граждане России», 2А, (Фирсова Т.Н.)
  • 1место, Международная олимпиада по литературному чтению - Проскурина Полина, (Фирсова Т.Н.)
  •  Участие в городском фестивале «Позитив - 2017» 2 «А» (Фирсова Т.Н.)

  • 3место, муниципальная  акция «Рождественский Ангел», Плаксина Александра, (Амелина М.С.)
  • 1место, муниципальный конкурс «Салют Победы», литературно-музыкальная композиция «Дети-узники концлагерей». Соловьева Мария, Сергеева Алина, Бедарева Ангелина, Бурцев Егор, Плаксина Александра, Путиенко Полина, Смольников Василий, Скробочева Елизавета, Толстоброва София, Удовыкина Елизавета, (Амелина М.С.)
  • Участие, муниципальный конкурс «Цветы своими руками». Удовыкина Елизавета, Годун Вера, (Амелина М.С.)
  • Участие, муниципальный фотоконкурс «Первоцветы», (Амелина М.С.)
  • Диплом 1степени, международный конкурс «Энциклопедия», Попов Андрей, (Амелина М.С.)
  • Диплом 1 степени, Международная онлайн-олимпиада по русскому языку «Русский с Пушкиным», Попов Андрей, (Амелина М.С.)

  • Победитель VМеждународном конкурсе исследовательских работ « Магнит познания» в секции « Литература. Литературоведение»  Косицин Михаил, (Филатова О.Н.)                                    
  • 1место, Всероссийский открытый конкурс « Интеллект – экспресс»,  Косицин Михаил, (Филатова О.Н.)
  • 1место  в городском конкурсе экологических листовок « Не поджигай траву»,  Лобков Никита, (Филатова О.Н.)
  • 2 место –конкурс литературных работ « Перо Жар-птицы» и городской экологической акции « Первоцветы», получил сертификат участника областного конкурса фоторабот « Красота природы Кузбасса». Беляева Диана, Лобков Никита, Полевой Антон,  (Филатова О.Н.)
  • Участие  в городском конкурсе чтецов « Это звонкое имя Маршак», получили сертификаты участников. (Филатова О.Н.)
  •  Весь класс участвовал в VIII Международной акции « Читаем детям о войне». (Филатова О.Н.)  
  • Участие в международном игровом конкурсе по литературе   « Пегас», по естествознанию « Гелиант». Отличные результаты показали Титова Полина, Мазина Анастасия, Беляева Диана. (Филатова О.Н.)
  • Призёры  городской акции "Рука друга" 4А, (Колесникова Е.А.)
  •  Участники общероссийской предметной олимпиады Олимпус по математике, русскому языку и литературе, 4А, (Колесникова Е.А.)  
  • 2место по русскому языку в всероссийской олимпиаде школьников, (Колесникова Е.А.)
  • Участие, городской конкурс "Юные исследователи края», (Колесникова Е.А.)
  •  II онлайн-олимпиада по предпринимательству "Учи.ру", (Колесникова Е.А.)
  • I онлайн-олимпиада по русскому языку "Учи.ру", (Колесникова Е.А.)
  • V онлайн-олимпиада по математике "Учи.ру", (Колесникова Е.А.)
  • Межпредметная онлайн-олимпиада Учи.ру, (Колесникова Е.А.)
  • VIонлайн-олимпиада по математике "Учи.ру", (Колесникова Е.А.)
  • Участие, городской конкурс «День космонавтики», Мялик Мария, (Колесникова Е.А.)
  • II международная онлайн-олимпиада «Русский с Пушкиным» (1 место: КисельниковаА.,Костырко А., Щербак Е., Чанова Е., 2 место: Толстоухова Е., участница: Салиенко Э.), (Колесникова Е.А.)

  • Городская акция "Рука друга", 4Б, (Миняйлова С.В.)
  • Участие в международном конкурсе «Пегас»  по литературному чтению 1место в регионе, 1, 2, 3 места по школе, (Миняйлова С.В.)

  • 2место, муниципальный конкурс «Рождественский ангел»: Римская Жанна, (Козлова А.В.)
  • 2место, муниципальный конкурс «Рождественский ангел» Смильская Алиса, (Козлова А.В.)
  •  Участие в городских  конкурсах «Здоровье на крыльях пчелы» - 6чел., (Козлова А.В.)
  • Участие в городском конкурсе «Цветы своими руками» - Сергеева Анастасия, Чупова Кристина, «Экологическая листовка»-Абдулхакимов Данил (городская экологическая акция «Первоцветы»), (Козлова А.В.)

       Всероссийский конкурс «Русский медвежонок»:

  • 2А, 16 человек (Харина М. 2 место в школе);
  • 2Б, 14 человек (Горункова М. 1место в школе);
  • 3А, 16 человек;
  • 4А, 10 человек;
  • 4Б, 12 человек;
  • 4В, 10 человек.

                 Всероссийский конкурс «Человек и природа»:

  • 2А, 5человек;
  • 4А, 3человека;
  • 4Б, 6 человек.

Учителя начальных классах приобщают учащихся к участию в конкурсах, проводимых на уровне школы, где являются победителями, призерами (конкурс рисунков «Пожар глазами детей», конкурс поделок из природного материала, изготовление газеты ко Дню учителя, конкурс «Новогодняя игрушка», «Новогодняя газета», газеты к праздникам 8 Марта, 23 февраля, акция «Чайный стол» и «Подарок ветерану», школьная ярмарка, 9 Мая, сбор макулатуры). Ребята начальной школы участвуют в общешкольных КТД «Визитка класса», «Последний звонок».

Выводы. Следует отметить активизацию по привлечению учащихся к исследовательской деятельности таких педагогов, как Амелина М.С., Фирсова Т.Н., Филатова О.Н.,Колесникова Е.А., Миняйлова С.В. Учителям необходимо создавать условия для заинтересованности детей в участии в конкурсах, конференциях с учетом их интересов и способностей. Учителям начальных классов необходимо совершенствовать свою работу, направленную на развитие и подготовку одаренных учащихся к районным олимпиадам.

Результатами реализации последней задачи: формировать творческую продуктивность и саморазвитие педагогов – стали отчеты-доклады педагогов МО по темам самообразования, представленные на заседаниях МО. Учителя начальных классов обогащали свой педагогический опыт путем взаимопосещения уроков и занятий внеурочной деятельности.

       Педагоги отразили свой педагогический опыт в следующих публикациях:

  • Рагозина С.В. Публикация «Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка» (сайт «Продлёнка»);
  • Фирсова Т.Н. Публикации на сайте «Продлёнка»: сценарий праздника «Кошкин дом», внеклассное мероприятие по русскому языку  «Занимательный русский язык»;
  • Амелина М.С. Сценарий внеклассного мероприятия «Дети-узники концлагерей» (сайт «Продлёнка»)
  • Колесникова Е.А. Публикации «Листая пожелтевшие страницы: война, народ, победа!», «Развитие орфографических способностей младших школьников» (сайт «Продлёнка»);
  • Козлова А.В. Публикации на сайте «Продлёнка»: «Клуб юных журналистов», «Работа с родителями учащихся «Группы риска», «Рефлексивная оценка учащихся на уроке».

Опыт работы на городском семинаре представили: Амелина М.С. с докладом «Уклад школьной жизни». На этом же семинаре учащиеся её класса выступали с КТД «Моя Родина – семья, школа, город, страна». Коляко С.И. является членом   творческой группы педагогов школы в рамках муниципальной инновационной площадки МБОУ «СОШ 91» по теме «Модель формирования общественных инициатив по гражданско-патриотическому воспитанию»,  является организатором связи с общественностью. Филатова О.Н. в  рамках инновационной площадки была участником научно-практического семинара « Формирование общественных инициатив по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся».

       Свой сайт имеют педагоги:

       Выводы. Реализация задачи – профессиональный рост педагогов МО – решена не в полной мере. Учителям начальных классов необходимо представлять свой педагогический опыт через участие в конкурсах пед.мастерства, в публикациях.

Таким образом, цель достигнута частично. На 2017-2018 учебный год перед МО учителей начальных классов может быть поставлена цель: создание условий для совершенствования педагогического мастерства и самообразовательной деятельности педагогов, на достижение которой направлено решение следующих задач:

  • Продолжить работу по формированию общеучебных и исследовательских умений  у младших школьников.
  • Активизировать работу с одаренными детьми по участию в олимпиадах и конкурсах.
  • Совершенствовать формы и методы работы со слабоуспевающими детьми.
  • Создать условия для реализации творческого потенциала педагогов через участие в конкурсах профессионального мастерства.
  • Применять мониторинговую систему отслеживания успешности обучения каждого ребенка, его роста. (через ситуацию успеха, портфолио).
  • Осуществлять гражданско-патриотическое  воспитание учащихся средствами предмета (внеклассная деятельность по предмету, внеурочная деятельность; организация учебных сетевых проектов, участие в городском семинаре).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельность методического объединения учителей начальных классов ОСШИ ГОУ «Балтийский берег»

Данная статья посвящена деятельности методического объединения учителей начальной школы ОСШИ ГБОУ "Балтийский берег" г. Санкт-Петербурга. Статья вошла в сборник научно-методических статей и материалов...

Выступление на методическом объединение учителей начальных классов Тема: «Технология формирования типа правильной читательской деятельности».

: Технология формирования типа правильной читательской деятельностиОбразовательные технологии в образовательной системе «Школа 2100»Технология проблемно - диалогического обученияТехнология ...

Аналитическая справка о деятельности методического объединения учителей начальных классов за 2014-2015 учебный год

Аналитическая справка о деятельности методического объединения учителей начальных классов за 2014-2015 учебный год...

Самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов, руководителя методического объединения учителей начальных классов

Данный материал представляет собой самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов, руководителя методического объединения учителей начальных классов....

Выступление на заседании городского методического объединения учителей начальных классов по теме: «Проектная деятельность в начальных классах в рамках ФГОС»

В основе ФГОС лежит системно- деятельностный подход, предполагающий собственную деятельность каждого ученика, что является неотъемлемой частью любого проекта....