Деятельность методического объединения учителей начальных классов ОСШИ ГОУ «Балтийский берег»
статья по теме

Романцева Ирина Станиславовна

Данная статья посвящена деятельности методического объединения учителей начальной школы ОСШИ ГБОУ "Балтийский берег" г. Санкт-Петербурга. Статья вошла в сборник научно-методических статей и материалов "Балтийский берег: методическое сопровождение развития образовательной системы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx33.28 КБ

Предварительный просмотр:

Романцева И.С.

Деятельность методического объединения учителей начальных классов ОСШИ ГОУ «Балтийский берег»

  1. Романцева Ирина Станиславовна – учитель начальных классов ОСШИ ГОУ «Балтийский берег» Санкт-Петербурга. Образование - высшее (ЛГИ им. А.И.Герцена). Стаж работы – 23 года. Квалификационная категория – высшая. Является руководителем методического объединения учителей начальной школы. В деятельности учителя реализуются на практике принципы дифференцированного подхода при обучении учащихся, используются элементы игры на учебных занятиях, содержание которых носит интегративный характер с использованием элементов инновационных педагогических технологий.

Начальная школа является составной частью всей  системы непрерывного образования. Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.

Личность, как известно, есть результат саморазвития. Но саморазвитие не происходит само собой. Ученику предстоит проделать трудный, но увлекательный путь из страны детства в новую и неизвестную, полную парадоксов и противоречий страну взрослых. И от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям, справедливо замечал В.А.Сухомлинский.

Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность самовыражения.

С поступлением в школу ребенок впервые реализует общественно значимую и социально оцениваемую учебную деятельность, направленную на усвоение системы научных понятий. Все отношения учащегося с внешним миром, в семье и вне школы определяются его новой социальной позицией – позицией школьника. Учитель выступает как носитель социальных норм, правил, критериев оценки и контроля, обязательность которых диктуется их общественным характером.

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования определил качественно новую личностно-ориентированную развивающую модель массовой начальной школы, призванную обеспечить достижение следующих основных целей:

  1. Развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирования желания и умения учиться;
  2. Духовно-нравственное и эстетическое воспитание;
  3. Освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
  4. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
  5. Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

Приоритетным направлением начального общего образования определено формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность дальнейшего обучения.

Это может быть достигнуто при повышении уровня профессионального мастерства педагогов, активизации научно-педагогических исследований, улучшении методического обеспечения.

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующих в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Роль методической работы школы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приёмы и формы обучения и воспитания.

Методическая работа в современной школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, а в конечном счете – на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования.

Работа методического объединения учителей начальных классов ОСШИ «Солнечный» планируется и осуществляется с учетом современных требований к образованию и преподавателю и включает поиск оптимального содержания образования.

Основные задачи методического объединения:

  1. повышение теоретического, научно-методического уровня подготовки учителей начальных классов по вопросам психологии, педагогики, теории и практики учебно-воспитательной работы;
  2. формирование единых принципиальных подходов к обучению и воспитанию учащихся;
  3. апробация современных воспитательных технологий и знаний современных форм и методов работы;
  4. координация планирования, организации и педагогического анализа воспитательных мероприятий и образовательного процесса в начальной школе.

Задача нашего методического объединения учителей начальной школы состоит в совместных усилиях педагогов при создании благоприятной атмосферы, удовлетворяющей желание каждого учителя участвовать в процессе обновления, атмосферы взаимопонимания, доверия и творчества. На этой основе нужно изменить направленность учебно-воспитательного процесса, сориентировать его на развитие личности ребенка, его индивидуальности, интересов, способностей.

Перед современным учителем поставлена сложная задача – воспитать активную, творчески мыслящую личность. Успешно решать эту задачу в состоянии только такой педагог, который сам активен, постоянно стремится к творчеству. Учитель должен прекрасно знать учебный материал и профессионально ориентироваться в тех науках, которые отражены в отдельных учебных предметах учебного цикла. Важно своевременно освежать в памяти и пополнять знания, приобретенные еще в годы учебы в педагогическом заведении. Одной из продуктивных форм работы с целью взаимообогащения знаниями, развития инициативы и творческого роста профессионального мастерства педагогов является работа педагогического коллектива и каждого учителя в отдельности над методической темой, выбор которой  зависел от определенных сложностей   в воспитании и обучении учащихся данного учреждения.

С 2002-2005 учебный год педагогический коллектив школы работал над темой «Активизация познавательной деятельности в учебно-воспитательной работе». Методическая работа была представлена разнопланово. Каждый учебный год педагоги решали определенную проблему:

  1. «Пути формирования познавательных интересов через учебно-воспитательную работу» (2002-2003 уч.г.)
  2. «Развитие познавательной активности через воспитательную работу и учебную деятельность» (2003-2004 уч.г.)
  3. «Развитие познавательных способностей уч-ся – основа глубоких и прочных знаний» (2004-2005 уч.г.)

В 2005-2008 учебных годах методическая работы школы была посвящена следующей теме: «Эффективность и действенность инновационных технологий, и их влияние на уровень обучения и воспитания уч-ся»:

  1. «Инновационные методы обучения в организации учебно-метолического процесса» (2005-2006 уч.г.)
  2. «Изучение и внедрение современных технологий с целью индивидуализации познавательной деятельности и формирования здорового образа жизни младших школьников» (2006-2007 уч.г.)

2007-2008 уч.г. - «Модернизация процесса образования в санаторной школе-интернате с целью обновления содержания учебно-воспитательного процесса с помощью информационных и здоровьесберегающих технологий»

2008-2009 уч.г. - «Формирование общеучебных умений и навыков как основы успешного обучения и воспитания учащихся младшего школьного возраста»

2009-2011 уч.г. -  «Формирование общеучебных умений и навыков как основы успешного обучения и воспитания учащихся младшего школьного возраста с использованием традиционных и информационных технологий»

Для выполнения данных задач каждый учитель выбрал методическую тему по самообразованию, интересующую его на данном этапе педагогической работы, учитывая общешкольную методическую тему. Со своими наработками по теме учителя знакомили своих коллег на практике во время открытых  уроков, при взаимопосещении уроков, на заседаниях МО (каждый педагог выступал с теоретической частью своей методической темы), педагогических советах.

На заседаниях МО учителя не только прослушивали доклады своих коллег, но и делились личным опытом, творческим поиском, методическими наработками по данной теме, также учителя разработали серию уроков, затем реализовывали проекты на практике, анализировали и корректировали деятельность.

Таким образом, на заседаниях МО были рассмотрены как теоретические, так и практические механизмы решения поставленных задач. В результате работы были получены положительные результаты:

- разработаны кейсы (методические материалы соответствующих тематик);

  1. создание школьной медиатеки (электронные учебные материалы);

- все члены МО были активными участниками решения обозначенных проблем.

При планировании методической работы школы педколлектив стремился отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой.

  1. Тематические педагогические советы.
  2. Методические советы (сентябрь-май).
  3. Работа предметных кафедр, методического объединения и творческих групп.
  4. Работа учителей над темами самообразования.
  5. Открытые уроки, их анализ.
  6. Взаимопосещение и анализ уроков.
  7. Предметные и методические недели.
  8. Круглые столы и семинары.
  9. Индивидуальные беседы по организации и проведению урока.
  10. Организация и контроль курсовой подготовки учителей.
  11. Аттестация.

В целях повышения профессиональной компетенции педагогические работники нашей школы-интерната прошли обучение на курсах в районных и городских методических организациях.

  1. С 21.10.08 г. по 26.03.09 г. прошли проблемно-целевые курсы по программе «Оценка качества образовательного процесса и образовательных ресурсов» следующие учителя: Пуленко Е.В., Романцева И.С. и Козлова В.В. (в объеме 28 часов).
  2. С 26.05.10 по 25.06.10 в АППО курсы повышения квалификации в объеме 120 часов «Стратегия развития Российского образования (I ступень школы)»

Важным направлением методической работы нашей школы является постоянное совершенствование педагогического мастерства учительских кадров через участие в работе районных и городских семинаров.

  1. 21.11.2008: «Современные педагогические технологии».                        (ГОУ СОШ № 433); Окружающий мир: тема «Охрана природы. Красная книга» 2 класс.
  2. 16.12. 2008: (ГОУ ДППО ЦПКС НМЦ г. Сестрорецк)  «Учет индивидуальных образовательных достижений учащихся. «Портфолио ученика»».
  3. 27.01.2009: «Современные педагогические технологии на уроке (системный метод)». ((ГОУ ЦПКС НМЦ г. Сестрорецк).
  4. 24.02.2009: «Круглый стол». Презентация «Школьный наставник». (ГОУ ЦПКС НМЦ г. Сестрорецк).
  5. 13.03.2009: День презентации опыта работы с информационными технологиями. «Возможности использования интерактивной доски на уроках в начальных классах». Математика: тема: «Знакомство с римской нумерацией» 3 класс; Русский язык: тема «Имя Существительное» 3 класс; Окружающий мир: тема «Древняя Русь» 4 класс; ИЗО: тема «Городецкая роспись» 4 класс.
  6. 26.03.2009: Применение информационных технологий в образовательном процессе в начальных классах: возможности, ресурсы, проблемы, перспективы.
  7. 12.05.2009: Семинар-практикум «Возможности использования интерактивной доски при обучении младших школьников». Изучение приемов работы с интерактивной доской.
  8. 14.05.2009: Семинар «Образовательные стандарты второго поколения» (ГОУ ЦПКС НМЦ Курортного р-на и АППО СПб).

Традиционным видом методической работы является проведение предметных недель:

  1. Неделя литературного чтения,
  2. Неделя математики и информатики,
  3. Неделя русского языка,
  4. Неделя  окружающего мира и физической культуры,
  5. Неделя искусств (ИЗО, музыка, технология),
  6. Неделя иностранного языка.

На каждый день предметной недели были запланированы различные мероприятия:

выпуск тематических газет, конкурсы стихов: «Голубые глаза России», «Математика в стихах», «Юный поэт» и др., викторины, игры по станциям

(«В стране «Читалочка», «В гостях у царицы наук - математики», «Город Грамотеев», «Экологический Букварь»).

Предметные недели охватили весь контингент обучающихся санаторной школы. Цель таких мероприятий – активизировать познавательную деятельность учащихся, привить интерес к предмету через систему внеурочных мероприятий,  которые дают свободу и развивают творчество обучающихся.

Учащиеся школы-интерната «Солнечный» - ученики I ступени образования – это самые благодарные слушатели и участники учебного процесса. Они с энтузиазмом принимают участие в различных конкурсах, публичных выступлениях и марафонах, в том числе и в предметных олимпиадах, которые являются одной из наиболее эффективных форм внеклассной и внешкольной работы, способствующих повышению интереса младших школьников к знаниям, развитию их способностей. Наряду с этим, олимпиады являются неформальным срезом уровня и качества школьного обучения, а поэтому результаты олимпиад служат элементом внутришкольного контроля. Итоги олимпиад дают обширный материал для работы школьной психологической службы и методического объединения. Ученики нашего учебного учреждения принимают участие не только в школьном туре олимпиад, но и являются участниками районного тура: по естественно-научному (математика и естествознание) и гуманитарному (русский язык и литературное чтение) циклам, показав следующие результаты: II место – Бернадская Варвара, III место – Маврин Андрей, Ситникова Варвара (естественно-научный цикл).

Привить любовь к предмету, научить самостоятельно мыслить – вот задача творчески работающего коллектива учителей.

Сегодня говорят об изменении содержания образования, о необходимости овладения обучающимися информационной культурой – одним из слагаемых общей культуры, понимаемой как высшее проявление образованности, включая личные качества человека. Имеется необходимость более интенсивного внедрение информационных образовательных технологий в процесс обучения в начальной школе. Развитие способностей ученика в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал.

Правительством Российской Федерации в рамках внедрения Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды», чётко поставлены задачи создания и использования в учебном процессе современных электронных материалов, а также разработка средств информационно-технологической поддержки  и развития учебного процесса, создание и практическое внедрение электронных учебных материалов для начальной школы.

Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребёнку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация становится не статичной неозвученной картинкой, а динамичным видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.

В этом на собственном опыте убедились педагоги нашей санаторной школы-интерната. Освоив проектную методику и информационно – коммуникативные технологии, преподаватели активно начали использовать их в образовательном процессе:

  1. «Обучение грамоте. Чтение» 1 класс. Праздник «Прощание с Азбукой»               (Пуленко Е.В.)
  2.  Литературное чтение 2 класс. Тема: «Произведения Чуковского» (Козлова В.В.)
  3. Русский язык 2 класс. Тема: «Части речи. Имя прилагательное»; Развитие речи «Сочинение по картине Грабаря «Февральская лазурь»» (Козлова В.В.)
  4. Математика 3 класс. «Сложение и вычитание многозначных чисел»                (Романцева И.С.). Использование обучающей программы «Наставник» для проверки знаний уч-ся 3,4 класс. (Романцева И.С., Протопопова О.М.)
  5. Окружающий мир. Использование иллюстративного материала c цифровых носителей. 1-4 классы; создание презентаций к урокам: «В гости к зиме» 2 кл., «Перелетные птицы», «Культура и образование» 2 кл. (Козлова В.В.), «Классификация животных» 3 кл.
  6. ИЗО: «История народных промыслов. Гжель. Жестово» 2 класс (Козлова В.В.)
  7. Технология: «Практика использования информационных технологий». Модуль курса «Трудовое обучение». Практика работы на компьютере. 3-4 класс.                         (Романцева И.С., Протопопова О.М.)

Педагогами нашей школы разработан ряд электронных учебных материалов, что позволило приступить к созданию школьной медиатеки.

Принимая во внимание вышесказанное, педагогический коллектив нашей школы-интерната в 2010-2011 учебном году планирует продолжить дальнейшую работу по следующей методической теме «Формирование общеучебных умений и навыков как основы успешного обучения и воспитания уч-ся младшего школьного возраста с использованием традиционных и информационных технологий».

Задачи:

  1. Формирование общеучебных умений и навыков через учебную деятельность с использованием традиционных технологий;
  2. Внедрение современных информационных технологий в учебный процесс как средство формирования ЗУН уч-ся.
  3. Использование средств новых ИТ для усиления мотивации учения и стимулирования интереса учащихся.
  4. Разработка электронных учебных материалов. Создание школьной медиатеки.

План работы МО учителей на 2010-2011 уч.г. прилагается. (См. приложение).

Педагогический коллектив ОСШИ «Солнечный», учитывая частую сменяемость контингента, различный уровень подготовленности учащихся за предыдущие годы обучения, индивидуальные психологические особенности каждого ребенка видит необходимость в постановке новых учебно-воспитательных задач, для решения которых необходим поиск новых методов для их реализации.

Сегодня, как никогда, очень важна готовность человека действовать инициативно и творчески при любых обстоятельствах – это социальный запрос общества. Отсюда такое разнообразие представленных мероприятий, используемых нашими учителями. Это позволяет создать здоровую психологическую атмосферу для каждого ученика школы, какими бы индивидуальными способностями он не обладал, так как выполнение комплекса творческих заданий требует собственного решения, умения реализовать своё «я».

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Учителю, который до этого занимался с ребятами просто обучением как таковым, теперь придется на знакомом ему материале решать еще две новые задачи. Безусловно, это потребует времени.

Методическая работа в начальной школе сегодня имеет особую ценность. Она способствует профессиональному росту учителя начальных классов, меняет статус педагога на статус учителя-исследователя, совершенствует учебно-воспитательный процесс, широко вводя инновации, способствует повышению качества образования в соответствии с государственным стандартом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка о деятельности методического объединения учителей начальных классов за 2014-2015 учебный год

Аналитическая справка о деятельности методического объединения учителей начальных классов за 2014-2015 учебный год...

Самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов, руководителя методического объединения учителей начальных классов

Данный материал представляет собой самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов, руководителя методического объединения учителей начальных классов....

Выступление на заседании городского методического объединения учителей начальных классов по теме: «Проектная деятельность в начальных классах в рамках ФГОС»

В основе ФГОС лежит системно- деятельностный подход, предполагающий собственную деятельность каждого ученика, что является неотъемлемой частью любого проекта....

Методические рекомендации для организации школьного методического объединения учителей начальных классоветодические рекомендации для организации школьного методического объединения учителей начальных классов

Методические рекомендации для организации школьного методического объединения учителей начальных классоветодические рекомендации для организации школьного методического объединения учителей начальных ...