Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников
методическая разработка на тему

Сизова Екатерина Сергеевна

«Патриотизм – чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую Родину, т. е. город или сельскую местность, где гражданин родился и воспитывался. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству»

 (из «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_patriotizm.docx714.05 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №20 г. Магадана

Учитель начальных классов

Сизова Е.С.

Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников

«Патриотизм – чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую Родину, т. е. город или сельскую местность, где гражданин родился и воспитывался. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству»

 (из «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина

                                               

                                                  17 апреля 2017г.

     В соответствии со стандартами второго поколения ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

  • Формирование основ гражданской идентичности личности на базе чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
  • Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе доброжелательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, уважения к окружающим;
  • Развитие ценностно-силовой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма.
  • Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.
  • Развитие самостоятельной, инициативной и ответственной личности. Формирование самоуважения и эмоционально – положительного отношения к себе, готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичность к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
  • Формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей.

Реализацией ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.  

   В стандартах второго поколения результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий.  

 Цель и задачи по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

Ведущей целью гражданско-патриотического воспитания является создание условий для формирования гражданско-патриотической культуры личности ребёнка в духе миротворчества через учебно-воспитательную деятельность. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством. Исходя из этого, определяем задачи:

  1. Формирование представления об историческом прошлом России, пробуждение интереса к малой родине.
  2. Формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служить Отечеству.
  3. Воспитание уважения к национальным традициям своего народа, толерантности, культуры общения, бережного отношения к духовным богатствам родного края.
  4. Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, формирование потребности в здоровом образе жизни.
  5. Развитие гуманизма, милосердия и общечеловеческих ценностей.

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на его многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

И.Ф. Харламов в своей «Педагогике» пишет: «Патриотизм и культура – такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание её величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь её честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость».

  Опыт работы «Через добрые дела к культуре мира!

 Гражданско-патриотическое воспитание всегда направлено на организацию многообразной и разносторонней деятельности учащихся; использование важнейшей социальной функции общения со сверстниками и взрослыми в целях формирования здоровой, нравственной личности; формирование общественно необходимых и личностно значимых качеств; формирование правильного, основанного на общечеловеческих ценностях отношения к окружающему миру, природе, науке, культуре.

       Я считаю, что начинать это делать нужно в младшем школьном возрасте.

В этих целях проводятся традиционные классные и внеклассные мероприятия. Начинается эта работа ежегодно, уже с 1 сентября.


         
Первый праздник – День Знаний. Тожественная линейка начинается с прослушивания Гимна России, с него начинаются все школьные мероприятия. На первом уроке традиционно проходят классные часы:

«Моя страна»

- «Символика нашей Родины» 

- «Международный день мира»

- «Блокада Ленинграда»

- «Мои права и обязанности»

- «Что такое Конституция РФ»

Также проводятся беседы к знаменательным датам.

 140-летию со дня рождения А. И.Куприна, 115-летию со дня рождения С.А. Есенина, 105-летию А.Л.Барто. Также не обходятся без должного внимания и книги – юбиляры:

Чуковский К.И. «Доктор Айболит», «Бармалей» (85 лет), «Лимпопо» (75 лет), «Путаница», «Телефон» (85 лет); стихи С.Я.Маршака (80 лет); Н.Н.Носов «Незнайка на Луне» (45 лет); Л.Н.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино» (75 лет) и многие другие.

          Октябрь знаменателен Днем пожилого человека и Днем Учителя,  в ноябре - День матери, в феврале - День защитников Отечества, в марте – Международный женский день, в мае отмечается День Победы.  К этим праздникам ребята тщательно готовятся. В школе проходят праздничные  концерты, изготавливаются поздравительные открытки.    

                         

   Традиционно на 23 февраля у нас проходят спортивные соревнования. Активно участвуют дети в декаде Добрых дел и различных других акциях:

  • «Помоги другу!»  (сбор канцелярских принадлежностей). Акция проходит в начале учебного года.
  • «Поздравь друга с Новым годом!» Акция проходит в декабре. Ребята приносят игрушки, брелки, календари.   
  • Сбор вещей в детские дома.
  • Акция «Чистый школьный двор» (субботники).
  • Акция «Мойдодыр» (сбор средств личной гигиены для детей в детские дома).    

       Систематически организуются встречи с интересными людьми. Это встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, работниками Центра Культура, работниками Социального Педагогического Центра и т.д.

Посещение школьного музея, где проводятся для учащихся интересные экскурсии и беседы.

         Туризм и экскурсионная работа являются наиболее комплексными видами воспитания и располагают огромными воспитательными возможностями, позволяют учащимся расширить и углубить знания не только о родном крае, но и России в целом.      

  Понять и оценить настоящее, можно только сравнив его с прошлым. Изучая прошлое своего края, сравнивая его с настоящим, школьники видят успехи нашей Родины и всего народа.

 - Поездка в город Магадан (ознакомительная, история Магадана).

 - Посещение Краеведческого музея в городе Магадане.

 - Экскурсия Музея Боевой Славы.

  Уже с начальной школы мы начинаем говорить об экологических проблемах города, страны и всего мира. Беседы и классные часы, активное участие в различных конкурсах рисунков и поделок, посвященные охране Родного края и планеты в целом.

     Я считаю, что народные традиции в наше время должны занять главное место в формировании высоконравственной, культурно-образованной личности. На близком и понятном материале дети должны усваивать музыкально-поэтический язык своего народа, его нравы, обычаи - весь комплекс духовных ценностей.

Разнообразные произведения декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся школьники на уроках музыки, помогают развивать в детях эстетическое отношение к действительности и любовь к родному краю. Во время экскурсии в Павловский Посад мы посетили единственный в мире музей платка и шали, узнали историю создания и методы производства.  

        Гражданско-патриотическое воспитание немыслимо без поддержания и укрепления школьных традиций.  За последние годы определился круг мероприятий, который стал «визитной карточкой»  школы:  «День Знаний», «Посвящение в первоклассники»,  «Прощание с букварём»,  «День здоровья», «День учителя», «Вечер встречи выпускников», «День защитников Отечества», «День Матери», «День Конституции», «День Победы»,  «Масленица».  А также встречи с ветеранами ВОВ.  И завершают учебный год торжественная линейка «Последний звонок» и «Выпускной вечер».

Организация гражданско-патриотического воспитания в школе, сложный управленческий и технологический процесс. При этом все содержательные компоненты этого процесса взаимно переплетены и дополняют друг друга, что позволяет целенаправленно, комплексно строить его, вовлекая детей в поиск путей и средств решения проблем, участие в работе по улучшению жизни для всех.

Заключение.

Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родину все более и более расцветающей – все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса – все это в равной степени формирует у детей чувство к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и праздники оставляют большой след в детской душе, независимо от того, где живут дети. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его обычаях, лучших его людях и их ремесле, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков. А главное, - они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма – патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной.

Чтобы проводить гражданско-патриотическую работу с детьми 7-11 летнего возраста педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт накопленный веками. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Библиография:

1. Антонян  Ю.М. Социальная среда и формирование личности.  1985г.

2. Афанасова И.М.,  Певчева Т.В. Исследование проявлений патриотизма как духовной ценности у учащихся современной школы // Отечественная педагогическая культура в национально-региональном компоненте образования. 2004г.

3. Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания //Педагогика, 2006г. № 2

4. Васильцова, З.П. Мудрые заповеди народной педагогики./ Педагогика, 1988г.

5. Голованова, Н.Ф., Социализация младшего школьника как педагогическая проблема./ СПб, 1997г.

6. Ивашкина Н.А. Патриотическое воспитание младших школьников./ Начальная школа. 2007г. № 7.

7. Князева, О. Л., Маханева М. Д.  Приобщение детей к истокам русской народной культуры./ Санкт-Петербург,  1999г.

8. Мазыкина Н.В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности. / Внешкольник. 2002г. №5

9. Харламов И. Ф. Педагогика: Учебное пособие.  М.: Высш. шк., 1999г.

10. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы».

11. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы».

12. Федеральный государственный образовательный стандарт НОО, 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников".

В начальной школе закладывается начало понимания высоких патриотических чувств. Сегодня, когда на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направле...

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

гражданско -патриотического воспитания младших школьников "Мин сана уйэ о5отобун"

Доклад гражданско - патриотического воспитания младших кшольников "Я дитя нового времени" составлен на все четыре года обучения в начальных классах....

Программа гражданско - патриотического воспитания младших школьников

Программа гражданско - патриотического воспитания младших школьников "Растим патриотов"...

Гражданско–патриотическое образование и воспитание младших школьников.

Воспитание гражданина – это многогранный процесс, охватывающий решение целого комплекса задач: воспитания у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, к родной улице, формирования в нем чувс...

Обобщение опыта по теме: «Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»

Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призва...

Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...