Безотметочное обучение в 1 классе по ФГОС
учебно-методический материал по теме

Новикова Ольга Николаевна

БЕЗОТМЕТОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ В 1 КЛАССЕ ПО ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bezotmetochnoe_obuchenie_1_klass.doc44 КБ
Office presentation icon sistema_otsenivaniya_1_klass.ppt1.17 МБ

Предварительный просмотр:

БЕЗОТМЕТОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ В 1 КЛАССЕ ПО ФГОС

 В первом классе система оценивания является безотметочной, но     учитель же постоянно отслеживает и контролирует учебные достижения ученика. Безотметочное обучение – это иные способы фиксации и формализации оценки, которые способствуют созданию ситуации успешности обучения для каждого. Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности.  

Безотметочное обучение вводится в 1 классе начальной школы и призвано способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся.

  Организация оценивания в условиях безотметочного обучения базируется на следующих требованиях:

  1. оценивание должно начинаться с первого дня обучения;

2) при оценивании необходимо опираться на успехи ребёнка;

3) оценивание нужно осуществлять последовательно от оценки  организационной стороны деятельности к оценке её содержания;

4) оценка обязательно должна показывать ребёнку перспективы;

5) оценка должна осуществляться на основе чётких, понятных ребёнку критериев;  

6) оценочная деятельность должна распространяться не только на предметные знания, умения, навыки, но и учебную деятельность, общеучебные навыки, познавательную активность ребёнка, его прилежание и старание;

7) оценивание должно проводиться в системе.

Сегодня существует целый набор хорошо зарекомендовавших себя форм и способов оценки, позволяющий реализовать все требования к оцениванию. Я остановлюсь на тех, которые непосредственно применяю в своей работе.

1. Оценочные суждения должны быть построены на поощрении тех шагов, которые удались ребёнку, и обозначении ближайших шагов, которые необходимо сделать. Строя такие суждения, опираюсь на памятку:

1) выдели то, что должен делать ребёнок;

2) найди и подчеркни то, что у него получилось;

3) похвали его за это;

4) выяви то, не получилось, определи то, на что можно опереться, чтобы получилось;

5) сформулируй то, что ещё нужно сделать, чтобы получилось, что из этого ребёнок уже умеет (найди этому подтверждение), чему надо научиться, что (кто) ему поможет.

 Подобные оценочные суждения позволяют показать ученику динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание.

Оценочными суждениями чётко фиксируются прежде всего успехи («Твоя работа может служить образцом», «Какие красивые цифры ты написал», «Как быстро ты решил задачу», «Ты очень постарался сегодня» и т.д.). При этом результат, полученный учеником, сравнивается с его же прошлыми показателями для подтверждения прогресса («Какой сложный пример ты сегодня решил сам»; «Как хорошо ты понял правило, вчера оно вызывало у тебя затруднения. Я вижу, что ты очень хорошо поработал»).

Необходимо отмечать и поощрять малейшее продвижение школьника вперёд, постоянно анализируя причины, которые этому способствуют или мешают. Поэтому, указывая на недостатки в работе, оценочным суждением нужно обязательно определить, на что можно опереться, чтобы в дальнейшем всё удалось. («Ты старался сосчитать быстро, но не всё учел. Вспомни правила сложения с единицей и вычитания единицы. Попробуй сосчитать еще раз, у тебя обязательно получится»).

При указании на недостатки на определённых этапах работы одновременно обязательно отмечаются даже незначительные положительные моменты («Ты порадовал меня тем, что не допустил ни одной ошибки, осталось только приложить усилия и записать примеры красиво»).

2. Поощрения применяю от более простых видов к сложным:

1) мимические и пантомимические (аплодисменты, улыбка, ласковый одобряющий взгляд  и др.);

2) словесные («Умница», «Молодец!», «Отлично!», «Хорошо»  «Ты сегодня лучше всех работал», «Мне приятно было читать твою работу», «Я радовалась, когда проверяла тетрадь» и т.п.);    

3) материализованные (поощрительный приз, значок «Лучший математик», «Спасибо за работу», «Друг трудных примеров» и др.);

4) деятельностные («Ты сегодня выступаешь в роли учителя», «Тебе даётся право выполнить самое трудное задание», «Ты получаешь право писать в волшебной тетради», «Сегодня работу ты будешь выполнять волшебной ручкой», выставка лучших тетрадей).

Поощряются не только успехи в учебной деятельности, но и старание ребёнка (присваивается звание «Самый старательный», вручается приз за участие в конкурсе «Самая аккуратная тетрадь» и др.), взаимоотношения детей в классе (приз «Самой дружной группе», звание «Самый лучший друг»).

В результате успешного применения поощрений возрастает познавательная активность, повышается работоспособность, усиливается стремление к творческой активности, улучшается общий психологический климат в классе, ребята не боятся ошибок, помогают друг другу.

3. «Линеечки» как инструмент небаллированной оценки (Г.А. Цукерман) тоже в моём арсенале. Линеечки – это педагогический инструмент оценки и самооценки. Они представляют собой вертикальные отрезки высотой 4 или 6 клеточек.

При выполнении любых заданий ученик рисует 3-4 вертикальные линеечки, вместе с классом выбирает, за что будет оцениваться та или иная работа и отдельными буквами озаглавливает линеечки: К – красота, П – правильность, С – старание, А – аккуратность и т.д.

Озаглавив работу, ученик ставит крестик: вверху, если работа выполнена правильно и красиво; в середине, если работа сделана не совсем правильно; внизу, если неправильно. Обводя крестики, учитель соглашается с учеником, если не соглашается – ставит крестики на другом уровне.

4. Использую также прием «лесенка»: ученики на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал: нижняя ступенька – не понял, вторая ступенька – требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.

5.«Светофор»: оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: зелёный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, красный – нужна помощь.

6. Использование знаковой символики при фиксировании степени усвоения учащимися учебного материала.

«+» – знает, умеет, правильно выполняет, но изредка допускает единичные ошибки;

«±» – знает, но недостаточно уверенно, выполняет с небольшим количеством ошибок, то есть в большей мере материал освоен, но требуется небольшая помощь;

«–» – выполняет некоторые задания, но допускает большое количество ошибок;

«!» – не владеет материалом, при выполнении заданий практически во всех случаях делает ошибки.

4. Диагностические карты  завожу для объективного и систематического оценивания учебных достижений ученика, диагностирования качества образовательного процесса, сопоставления реально полученных на отдельных этапах результатов в усвоении умений, необходимых для формируемых навыков.

В карту заносятся основные программные требования по математике, которые должен освоить ребёнок в ходе обучения (достижения). Требования к результатам обучения и показатели развития выступают в качестве критериев оценки достижений детей.

Регулярно отслеживаются успехи в обучении и поступательное развитие всех учеников с начала и до конца учебного года. Первая диагностическая работа (входная) проводится в начале учебного года. Итоги входной диагностики определяют стартовый уровень развития ребёнка до обучения, сигнализируют, какой учебный материал необходимо повторить, какие вопросы требуют специальной проработки с отдельной группой учащихся.

Промежуточная диагностика позволяет учителю оценить надежность усвоения учебного материала. Диагностические карты заполняются учителем и учениками.

Лист индивидуальных достижений заводится на каждого ученика по четвертям, в нем фиксируется продвижение младших школьников в освоении всех умений, необходимых для формирования навыков. Лист заполняется сначала ребёнком, а потом учителем.

Родителю важно знать о проблемах и успехах своего ребёнка, и он вправе получить от учителя нужную ему информацию. А вот как эту информацию донести до родителя, как сделать её доступной его пониманию, зависит от учителя. Родители моего класса получают «Листы индивидуальных достижений», в которых фиксируются все маленькие победы и трудности детей при обучении.

Оптимальным способом организации системы накопительной оценки является портфолио учащегося, понимаемое как синтез всей накопленной за четыре года обучения информации об учебных достижениях школьника, демонстрирующее его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

Для работы привлекаются и родители, которые сотрудничают с педагогом, заполняют анкеты, участвуют в работе по подготовке к проектам, праздникам, экскурсиям. Для того чтобы учащиеся видели свой рост, а родители ощутили продвижение в обучении и развитии ребенка, заполняется карта успешности, в которой дети вместе с родителями отслеживают динамику учебной успешности относительно самого ребёнка.

Таким образом, при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту основной акцент в деятельности детей должен делаться не на продвижении в предметном материале, а на осмыслении. При этом снижается уровень общей и учебной тревожности, осуществляется дифференциация не только по процессу, но и по результату обучения. Безотметочная система оценивания позволяет увидеть достижения ученика в сравнении с самим собой.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НОВАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС 1 класс

Слайд 2

Безотметочная система оценивания Правила безопасного оценивания (не скупиться на похвалу, хвалить исполнителя, не критиковать исполнение, ставить перед ребенком только конкретные цели, не ставить перед первоклассником несколько целей одновременно и т.д.) Развернутая словесная оценка учителя, иногда письменная, а раз в четверть – письмо ученику и родителям о том, каковы достижения и где следует постараться еще. Родительские собрания, где на фоне общего сообщения о результатах движения класса родители по лежащим перед ними работам ребенка могут увидеть его движение по сравнению со всем классом; здесь могут быть представлены и анонимные рейтинги контрольных работ. Индивидуальные беседы с родителями. Выставки всех продуктов учебной работы детей. Система портфолио (накопление продуктов детской учебной работы, начало которой связано с индивидуальным интересом учащегося, в портфолио фиксируются интересы ребенка и их динамика). Задания, не требующие оценки со стороны, они сами демонстрируют ученику уровень его достижений. Шкалы, отражающие динамику результатов. Шкалы, позволяющие видеть перспективу. Рейтинговая контрольная работа, где баллы определяются совместно с детьми, а затем каждый сам может определить результат выполнения. Система внеурочных образовательных событий (предметные игры, конкурсы, праздники, творческие экзамены, детские проекты и т.д.)

Слайд 3

Какие нужны новые формы и методы оценки? Помимо привычных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий

Слайд 4

Главная задача учителя - научить учеников самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование самооценки, а именно адекватной – залог успешности ученика.

Слайд 5

Алгоритм самооценки: Чему научился? За что себя можешь похвалить? Над чем ещё надо поработать? Какие задания тебе понравились, оказались трудными? Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.) Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.) Задание выполнено самостоятельно или с чьей-то помощью, верно или не совсем верно? (Учимся находить и признавать ошибки.)

Слайд 6

Новые формы оценивания учебных достижений школьников Словесные поощрения ученика Приёмы оценивания планируемых предметных результатов ученика «Лист достижения ученика» «Лист самооценки ученика» «Портфель» ученика

Слайд 7

Приёмы оценивания планируемых предметных результатов обучения Лесенка Волшебная линеечка Светофор, цветовые сигналы Знаковая символика (+, - )

Слайд 8

«Лесенка достижений» Ученики на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька- требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.

Слайд 9

«Волшебные линеечки» На полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше 1 2 3 4

Слайд 10

Цветовые сигналы «Светофор» Оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: зелёный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, красный – нужна помощь.

Слайд 14

Лист индивидуальных достижений по литературному чтению учени___ 1 «Г» кл.

Слайд 15

«Карта успеха» ученика (письмо) Навыки письма I четверть II четверть III четверть IV четверть сентябрь октябрь ноябрь декабрь февраль март апрель май Копирование слов Размер букв Наклон букв Формы букв Пробелы Соединения

Слайд 16

«Карта успеха» ученика (математика) Умения и навыки I четверть II четверть III четверть IV четверть сентябрь октябрь ноябрь декабрь февраль март апрель май Письмо цифр Нумерация до 100: запись последовательность сравнение чисел Сложение и вычитание круглых десятков Сложение двузначного числа с однозначным (без перехода через разряд) Распознавание геометрических фигур на чертеже Измерение длин с помощью линейки

Слайд 18

Портфолио Когда вам трудно жить без друга И вы не видите успех, Научит собирать заслуги Порт-Филя, - это мой портрет. Родился во Франции в городе Портфолио.

Слайд 19

Задачи портфолио. Систематическая работа с портфолио помогает учителям и родителям совместно с младшим школьником решать важные задачи: своевременно отмечать успехи ученика; поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; формировать умение учиться- ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; содействовать дальнейшей успешной социализации школьников.

Слайд 20

Структура портфолио В состав портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, коммуникативной, физкультурно- оздоровительной, трудовой деятельности.

Слайд 21

Цель формирования портфолио: Портфолио вводится с целью объективного фиксирования индивидуальных достижений школьников. Портфолио – коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. Индивидуальная накопительная оценка (портфолио) - комплект документов, оценка предметных, метапредметных и личностных результатов, индивидуальных достижений, являющаяся основой для определения образовательного рейтинга выпускника начальной школы.

Слайд 22

Организация накопительной системы оценки. Система оценки личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – «Портфель достижений» (Портфолио) «Портфель достижений» позволяет решить целый ряд задач: - сохранять результаты всех достижений ученика – учебных и внеучебных за все 4 года начальной школы. В течение года схожую задачу решают таблицы результатов, а «Портфель достижений» может собирать и накапливать её; - сохранить информацию о процессе решения задач учеником, о динамике его достижения и ошибок; - развивать у ученика умение учиться: самостоятельно обдумывать мотивы своих действий, ставить цель, планировать и организовывать её достижения, самостоятельно оценивать результат; - подтверждать эффективность труда учителя при аттестации, когда материалы «Портфеля достижений» могут пройти внешнюю оценку, фиксирующую прогресс ученика через сравнение исходных и конечных результатов.

Слайд 23

Портфель достижений ученика творческие работы работы, отражающие прогресс ученика в какой-либо области, продукты учебно-познавательной деятельности ученика доклады, сообщения

Слайд 24

Правила оценочной безопасности 1. Не скупись на похвалу (не обязательно словесную: часто бывает достаточно улыбки, одобрительного кивка головой и т. п.) 2. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение. 3.»На бочку дёгтя – ложку мёда». Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нём. 4. Ставить перед ребёнком только конкретные цели. 5. «За двумя зайцами…» Не надо ставить перед первоклассниками несколько задач одновременно. Если вы сегодня ставите задачу не забыть про точки в конце предложения, простите ему, если он забыл как пишется заглавная буква Д. 6. Формула «Опять ты не…» - верный способ вырастить Неудачника. 7. Учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Безотметочное обучение в 1 классе. Портфолио ученика.

В данном докладе рассматриваются основные аспекты безотметочного обучения в 1 классе, включая исторический аспект,  рейтинговая система оценивания, действующая в других странах, даются рекомендац...

Мониторинг качества обученности учащихся в условиях безотметочного обучения

Иные способы фиксации и формализации оценкиЛисты индивидуальных достижений, карта успешности, рубежный контроль...

Безотметочное обучение в условиях ФГОС

Данная презентация знакомит с основами безотметочного обучения и может быть использвана в качестве объяснения позиции ученика и учителя при безотметочном подходе на родительском собрании в 1 классе...

Система оценки достижения планируемых результатов при реализации ФГОС НОО при безотметочном обучении

Безотметочная система оценивания помогает ребёнку обрести адекватную самокритичность и уверенность в себе. Такое обучение активизирует самостоятельную деятельность учеников и учителя, нейтрализует дет...

Система оценки достижения планируемых результатов при реализации ФГОС НОО при безотметочном обучении

Безотметочная система оценивания в начальной школе способствует более успешной и быстрой адаптации ребенка к школе, не вызывая психотравмирующего воздействия....

«Система оценки достижения планируемых результатов освоения при реализации ФГОС при безотметочном обучении»

«Действие оценки – это есть то действие, благодаря которому человек оценивает свои возможности действовать, определяет, достаточно ли у него знаний для решения новой задачи, каких именно знаний недос...