«Система оценки достижения планируемых результатов освоения при реализации ФГОС при безотметочном обучении»
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Гончарова Насима Муллануровна
«Действие оценки – это есть то действие, благодаря которому человек оценивает свои возможности действовать, определяет, достаточно ли у него знаний для решения новой задачи, каких именно знаний недостаёт». Г.Цукерман

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_otsenki_dostizheniya_.docx23.05 КБ

Предварительный просмотр:

         «Система оценки достижения планируемых результатов освоения при реализации ФГОС при безотметочном обучении»

в рамках школьной методической недели по теме «Эффективные практики реализации технологии оценивания образовательных достижений, обучающихся при системно-деятельностном подходе»

 «Действие оценки – это есть то действие, благодаря которому человек оценивает свои возможности действовать, определяет, достаточно ли у него знаний для решения новой задачи, каких именно знаний недостаёт». Г.Цукерман

«Безоценочность – это либо фикция, либо свидетельство нечеловеческого способа жизни. Это верно для всех людей, но втройне это касается первоклассников. Первоклассник – это человек предельно чувствительный к оценке «общественных взрослых», воплощенных в учителе»

(Цукерман Г.А.).

Младший школьник в силу своих возрастных особенностей не вполне осознает значение отметки. Отметка, полученная за выполненную работу, воспринимается как оценка его личности в целом, во многом определяющей систему социальных отношений в семье и школе. 

Поэтому безотметочная система оценивания в начальной школе способствует более успешной и быстрой адаптации ребенка к школе, не вызывая психотравмирующего воздействия.

Уроки в первом классе строятся на принципах системно-деятельностного обучения и включает практическую работу, работу в группах и парах, самостоятельную работу с использованием различных форм проверки. С первых уроков первоклассники учатся приемам самооценки, само- и взаимопроверки. Речь идет только о конкретной самооценке своих возможностей выполнить те или иные действия на уровне определенных требований. Школьная специфика оценочной самостоятельности состоит в том, что эти требования задаются в основном извне, в виде критериев того, что такое «отличная» работа, и какая работа считается «плохой». При этом важно, чтобы ребенок чувствовал, что учитель при необходимости придет на помощь, предотвратит душевные травмы от неудач.

Существуют различные приёмы безотметочного оценивания знаний и умений: 

• Волшебные линеечки 
• Словесное оценивание 
• Знаковая символика 
• «Лесенка» 
• «Солнышко» 
• «Подъём в гору» 
• «Дерево» 
• Карта достижений 
• Портфолио 

«Волшебные линеечки» подробно описаны в книге «Оценка без отметки» Галины Анатольевны Цукерман.

         Это отрезок, разделённый на высокий, средний или нижний уровни, который может быть расположен горизонтально или вертикально. Крайняя правая или верхняя точка – это высший уровень, который достигается, если задание выполнено максимально приближенно к образцу. «Линеечка» может содержать несколько шкал: правильность, аккуратность, красота, пропуск букв и т.п. На полях тетради ученик рисует «линеечку» и ставит на ней крестик на том уровне, которого, по его мнению, он достиг. При проверке тетрадей учитель ставит крестик красного цвета в то место, где, по его мнению, он должен находиться. 

На начальном этапе желательно задавать только один критерий. 

         Во время проверки работы учитель может либо согласиться и обвести кружком этот знак, либо не согласиться и поставить свой знак. Учительский вариант оценки особенно важен тем детям, чья самооценка завышена или занижена. Озвучивая результаты этой работы, педагог особо отмечает тех учащихся, чья самооценка совпала с учительской. В конце этапа урока ученики анализируют, какие знания и умения надо закрепить на следующих уроках, при выполнении домашнего задания

Словесное оценивание. В оценочных суждениях необходимо придерживаться некоторых правил и не забывать о них, какой бы ребёнок не был перед вами: 

Оценивание успехов ученика словами, интонацией, жестом, мимикой. 

Чаще хвалить детей и поддерживать их улыбкой, прикосновением. 

Хвалить самого ребёнка, а не его работу, критиковать только исполнение. 

Стараться в любой, даже в самой неудачной работе, найти маленький успех и искренне порадоваться ему вместе с ребёнком. 

Ставить перед ребёнком цель, руководствуясь его особенностями, стремлением. 

Слова, которые позволяют учителю создать хорошую эмоциональную атмосферу на уроке: «Умница!», «Молодец!», «Прекрасный ответ!», «Хороший вопрос!», «Тебя было приятно слушать!».

Фразы, которые позволяют поддержать ученика в ситуации неуспеха: «Ты можешь сделать лучше», «Ты меня очень огорчил этой работой», «Работа хуже, чем обычно» .

Недопустимо использование при неверном ответе слов: «Неправильно», «Не думал», «Неверно», лучше сказать: «Ты так думаешь», «Это твоё мнение». 

  • Знаковая символика 

«!» - отлично выполнил 
«+» - хорошо 
«?» - есть затруднения 
«-» - не справился с работой 

  •  Оценочная лесенка 
    1.Работа получилась! 
    2.Получилась часть работы. 
    3.Работа не получилась… 

«Солнышко» . В тетрадях 3 «лица»: одно улыбается, второе нейтральное, третье грустное. После выполнения задания и сравнения с образцом ученик закрашивает то лицо, которое соответствует выполненной работе. 

При проверке учитель «зажигает лучики» и превращает в «солнышко» то «лицо», которому, по его мнению, соответствует работа.

«Подъём в гору» . Для отслеживания динамики развития техники чтения (критерий – скорочтение) используется график в координатной плоскости, где ось абсцисс – дата проверки, ось ординат – количество прочитанных слов за единицу времени (мин).

«Дерево». Так по литературному чтению, на ступени обучения грамоте, я применяю такой вид самооценивания. «Дерево достижений» если раньше мы это делали в альбоме, то в этот раз мы делаем как вкладыш в портфолио, на отдельном листе. (Показ готовой работы)

ЛЕГЕНДА. Согласно легенде, в мире существуют чудесные деревья, приносящие удачу и исполняющие желания. Многие храбрецы пытались найти их, но возвращались ни с чем. Но людям так хотелось верить в легенду. И они стали наделять особыми свойствами обычные деревья, веря, что те принесут им удачу. А чтобы закрепить своё желание, они к деревьям кусочки ткани. Но главный секрет легенды, который гласит: И дерево сие человек сам делает, и питает его своими успехами и достижениями»

        После обсуждения с детьми легенды дети изготавливают дерево. Установка: каждое твое достижение или успех поможет дереву покрыться разноцветной листвой. Если вы достигнете успехов в учебе – появится зеленый листок, если вы научитесь общаться друг с другом появится желтый, если достигнете успехов в выполнении школьных правил – оранжевый. Как только на вашей веточке появляются три листочка, сразу распускается цветок, еще три листочка – еще цветок. Все зависит от вас! (В дальнейшем дерево поможет ребенку осознать, что у него получается лучше всего, а над чем еще нужно поработать. Возможен другой вариант: если на веточке появляются. Важно при обсуждении успехов помнить главный смысл притчи – все в твоих руках). Под деревом вы видите смайлики, нарисованные детьми разными цветными карандашами.

Портфолио – это документ ученика, в котором отмечаются все индивидуальные достижения в результате многообразной деятельности. Портфолио должно представить отчет по процессу образования школьника, увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.

Функции портфолио (Т.Г. Новикова)  

• Диагностическая — фиксирует изменения и рост за определенный период времени.

• Целеполагания — поддерживает учебные цели.

• Мотивационная — поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей.

• Содержательная — раскрывает весь спектр выполняемых работ.

• Развивающая — обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году.

• Рейтинговая — показывает диапазон навыков и умений.

 Учитель может применять разработанную им систему оценивания.

Все то позволяет отследить динамику продвижения учащихся в достижении личностных, предметных и метапредметных результатов.

Главное: не надо забывать о «Правилах оценочной безопасности»

- Не скупимся на похвалу.

- Радуемся за успех другого, помогаем ему при неудаче.

- «На ложку дёгтя – бочка мёда». Даже в море неуспеха можно найти островок успешности   и закрепиться на нем.

- Ставить перед ребёнком только конкретные цели. Вместо заклинания: «Постарайся быть внимательным и не пропускай букв» эффективней установка «В прошлом диктанте ты пропустил шесть букв, сегодня – не больше пяти».

- «За двумя зайцами…» Не надо ставить перед первоклассником несколько задач одновременно. Если вы сегодня ставите задачу не забыть о точке в конце предложения, простите ему то, что он забыл, как пишется заглавная буква Д.

- Формула «опять ты НЕ…» - верный способ выращивания неудачника.

- Не высмеиваем, а шутим по - доброму.

- Хвалим исполнителя, критикуем исполнение.

При использовании безотметочной системы важно увидеть рост каждого ученика, его умение работать в классе и самостоятельно.

        Об адекватности самооценки потенциальным возможностям ученика говорить крайне сложно, ибо ни у кого из нас, учителей, нет надёжных средств оценки возможностей растущего человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС второго поколения)

 В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образова...

Модель системы оценки достижения планируемых результатов в условиях реализации ФГОС НОО

Модель системы оценки достиженияпланируемых результатовв условиях реализации ФГОС НООПримерная модель системы оценки достижения планируемых результатов разработана в соответствии с требованиями Федера...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования с требованиями ФГОС.

В чем отличие новых стандартов от ныне действующих? Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность с...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися образовательной программы в свете требований ФГОС»

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющи...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы как условие реализации ФГОС

Cистема оценки ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение ими планируемых результатов освоения содержания учебного предмета и формировани...

«Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО»

Соообщение на секции учителей начальных классов, содержащее теоретические основы оценки планируемых результатов в начальных классах в соответствии с ФГОС НОО....