ООП по окружающему миру УМК "Начальная школа 21 века"
рабочая программа на тему

Татьяна Станиславовна Шек

Рабочая программа по окружающему миру  1-4 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_oop_.docx90.87 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая адаптированная программа по учебному предмету «Окружающий мир» разработана для 1-4 классов общеобразовательной школы на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по учебному предмету «Окружающий мир» (Москва, 2011 г.), основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ с. Привольное и авторской программы «Начальная школа XXI век» (автор Н. Ф. Виноградова) М.:Вентана-Граф, 2013, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Программа обеспечена следующим методическим комплектом:

  • Виноградова Н. Ф. и др. Окружающий мир. Учебники для учащихся     1-4 классов общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 144 с.: ил. – («Начальная школа XXI века»);
  • Виноградова. Н. Ф, Калинова Г.С. Окружающий мир. Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2014. – 48 с.: ил.- («Начальная школа XXI века»);

Система начального образования по курсу «Окружающий мир» на своем специфическом материале работает на достижение общих целей начального образования: развитие личности школьника, его творческих способностей; сохранение и поддержка индивидуальности ребенка; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.

Основная цель обучения предмету «Окружающий мир»: представить в обобщённом виде культурный опыт человека, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.

Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественно-научных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности: возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.

Инструментарий для оценивания результатов обучения.

Основным инструментарием для оценивания результатов обучения по окружающему миру являются: текущий опрос, тематический контроль и итоговый контроль в форме тестов.

Оценка метапредметных результатов проводится в ходе итоговых проверочных работ и в ходе комплексной работы на межпредметной основе.

Общая характеристика предмета, курса

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, географические, обществоведческие, исторические и другие знания и дает обучающемуся возможность ознакомления с естественными и социальными науками. Это обеспечивает целостное и системное видение мира в его важнейших взаимосвязях. Значение курса «Окружающий мир» состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают практико-ориентированными знаниями для развития их экологической и культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций: умения использовать разные методы познания, соблюдать правила поведения в природе и обществе, способность оценивать свое место в окружающем мире, участвовать в его созидании и др. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно- ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционально-положительного отношения к миру природы и культуры, воспитывает духовность, активность, компетентность подрастающего поколения России, способного на созидание во имя родной страны и планеты Земля.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяет найти свое место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В рамках данного предмета благодаря интеграции естественно - научных и социально-гумманитарных знаний могут быть успешно решены задачи экологического образования и воспитания, формирование системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения и патриотизма опирающегося на этно-культурное многообразие и общекультурное единство российского общества. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Данный интегрированный курс построен с учетом следующих концептуальных положений:

изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов деятельности (слушания, чтения, наблюдения,  анализа,умения работать со схемами, моделями и т.д.);

В результате обучения развивается познавательная деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности и универсальных умений.

Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы безопасности жизнедеятельности. 

При его изучении младший школьник:

устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек - природа - общество»;

осознаёт необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно - этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;

подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих возможностей и способностей, осознаёт возможность изменить себя, понимает важность здорового образа жизни; подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.

Ценность жизни признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества осознание человеком себя как части мирового сообщества,

для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

В программе представлены следующие ведущие содержательные линии.

Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации. Темы: «Мы - школьники», «Твоё здоровье» (1 класс); «Кто ты такой», «Что такое здоровье» (2 класс); «Земля - наш общий дом» (3 класс); «Человек – биологическое существо (организм)» (4 класс).

Я и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, правила культурного поведения и почему их нужно выполнять. Темы: «Ты - первоклассник», «Мы и вещи» (1 класс); «Кто живёт рядом с тобой» (2 класс); «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс); «Человек и общество» (4 класс).

Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, почему люди должны беречь природу. Темы: «Родная природа» (1 класс); «Мы - жители Земли» (2 класс); «Родная страна: от края до края», «Человек - живое существо (организм)» (4 класс).

Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить Родину, семья как ячейка общества. Темы: «Родной край», «Наша страна - Россия» (1 класс); «Россия - твоя Родина» (2 класс); «Как трудились люди в старину» (3 класс); «Человек - защитник своего Отечества», «Человек среди людей» (4 класс).

История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивались экономика, техника, культура и искусство в нашей стране. Темы: «Наша Родина - от Руси до России», «Как люди жили в старину», «Как трудились в старину» (3 класс); «Человек - творец культурных ценностей» (4 класс).

Представленная в программе логика изложения содержания образования в рамках

предмета «Окружающий мир» адекватно отражается и в средствах обучения. Важнейшая

особенность содержания предмета рассматриваемого учебного курса - определённость, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений, тогда как в других учебных предметах создаются в основном искусственные (учебные) ситуации, которые, «в чистом виде» в жизни не встречаются. Это объясняет особую уникальность уроков познания земного мира: обеспечение развития многих интеллектуальных умений, которые с успехом могут использоваться при изучении других предметов. Причём эта особенность процесса изучения мира распространяется на изучение природы и общества, предметного мира и деятельности и творчества человека. Эта особенность предмета продиктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения:

1) организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыты);

2) усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности учащихся.

Исходя из этого, обучение требует от учителя использования различных организационных форм, часть которых проходит вне классной комнаты (на пришкольном участке, в парке и на водоёме, в учреждении культуры и т. д.). Логика построения процесса изучения предмета «Окружающий мир» на уроках в классе (обучение идёт с использованием учебника и рабочих тетрадей) направлена на создание (конструирование)

учителем ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся

основой для появления у обучающегося мотива познавательной деятельности и успешного учебного диалога.

Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Их цель: оживить знания школьника, систематизировать их, создать стройную картину определённого исторического периода развития нашего государства. Особенно важны уроки обобщения в 4 классе, когда систематизируются знания, полученные за все четыре года обучения, и создаётся возможность чётко представить обобщённое видение исторических эпох: Древняя Русь, Московское государство, Россия, Советская Россия, современная Россия.

В основе построения курса лежат следующие принципы:

Принцип интеграции - соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, интеграция даёт возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника - целостность, нерасчленённость восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи, тогда как отсутствие интеграции рождает «болезнь блуждания от одного предмета к другому и интеллектуальную бестолковость» (Г. Гегель).

Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе «человек - природа - общество», но и более частные составляющие этой системы: «человек и предметный мир», «человек и другие люди», «человек и его самость», «человек и творческая деятельность». Это обеспечивается представленностью знаний из различных предметных областей - природоведческих, географических, гигиенических, психологических, исторических и др.

Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.

Актуализация содержания обучения предполагает его отбор с учётом специфики социальных ролей данной возрастной группы, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности.

Культурологический принцип - это обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что даёт возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе уделяется общекультурным сведениям: творчеству выдающихся личностей, научным открытиям, истории развития техники, искусства, литературы и др. Для реализации этого принципа в программу введён

специальный раздел «Расширение кругозора школьников».

Необходимость принципа экологизации содержания обучения по предмету «Окружающий мир» определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младших школьников. Этот принцип реализуется двумя путями: расширением представлений школьников о взаимодействии человека с окружающим миром (рубрики «Человек и растение», «Человек и животные», «Человек и природа»), а также раскрытием системы правил поведения в природе, подчиняющихся принципу «Не навреди». Действие принципа распространяется на отношение человека не только к природным объектам, но и к другим людям (элементы социальной экологии).

Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в основной школе.

Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и социальных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический, художественный музеи и т. п. Всё это обеспечивает обогащение чувственных представлений школьников и облегчает усвоение естественнонаучных и обществоведческих понятий. Отбор конкретного естественнонаучного и обществоведческого содержания обучения подчиняется определённым требованиям. Центральной идеей, на которой строится интеграция разных знаний, является раскрытие роли человека в природе и обществе, прослеживание становления трудовой деятельности людей, история развития культуры общества. Эти знания от класса к классу расширяются и углубляются, наполняются новыми понятиями и терминами. При отборе понятий, которые должен усвоить младший школьник к концу обучения в начальной школе, учитываются:

знания, накопленные ребёнком на эмпирическом уровне, в том числе в дошкольном детстве;

необходимость постепенного и последовательного перевода ученика с этапа общей ориентировки в термине или понятии на этап осознания существенных его характеристик;

зависимость усвоения понятия от уровня сформированности логической связной речи, коммуникативных умений, обеспечивающих развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретной образовательной области, осознанное оперирование усвоенными терминами и понятиями;

преемственность и перспективность в предъявлении терминологии и понятийного аппарата, т. е. реализация пропедевтического значения этапа начального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоению научных понятий. Конструирование содержания программы предполагает связь теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определило необходимость дать в программе перечень экскурсий, опытов, практических работ.

Особенности организации учебно - познавательной деятельности.

Формы, методы и средства изучения данного курса разнообразны. Учащиеся ведут наблюдения за предметами и явлениями природы, общественной жизнью под руководством учителя и самостоятельно. Широко используется моделирование, раскрашивание, рисование, демонстрация наглядных пособий, просмотр видеофильмов и мультимедийных презентаций, практические работы. Велика роль и словесных методов: рассказы, беседы, объяснения, дидактические игры. Своеобразие содержания курса дает возможность применять такие нетрадиционные методы обучения, как встречи и беседы со старожилами, с людьми различных профессий и др.

Специфика содержания интегрированного курса предполагает использование разнообразных форм обучения. Занятия проводятся не только в классе, но и вне стен школы – в парке, в лесу, в музее и т.д., т.е. широко используются такие формы работы, как экскурсии, целевые прогулки, практические занятия на местности.

Актуальность и новизна данной программы заключается в том, что в неё включены знания, которые способствуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют представления о психической природе человека, формируется  целостный взгляд на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют представления о психической природе человека (познавательных процессах, отличии от высших животных и др.).

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Срок освоения программы 4 года: с 1 по 4 классы. Общий объём времени, отводимого на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе, составляет 270 часов: 2  учебных часа в неделю в течение каждого года обучения согласно примерному учебному  плану начального общего образования, представленному в примерной основной общеобразовательной программе начального общего образования. В 1 классе отводится 66 часов (по 2 часа – 33 учебные недели), во 2-4 классах по 68 часов (по 2 часа – 34 учебные недели в каждом классе).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

конкретного учебного предмета, курса.

Изучение предмета «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественнонаучного и обществоведческого образования младших школьников.

Личностные результаты представлены двумя группами. Первая относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребёнка как школьника:

• готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

• высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

• личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с её участниками.

Другая группа личностных результатов передаёт социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

• формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

• воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

• понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

• формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учётом изменений среды обитания.

Метапредметные результаты естественнонаучного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяют рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:

• под интеллектуальными действиями понимается способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательство и др.);

• под регулятивными действиями понимается владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

• под коммуникативными действиями понимается способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием. Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач:

• осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

• обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

• овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение, опыт, эксперимент, измерение);

• использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

• расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Планируемые результаты обучения

1 класс

К концу обучения в 1 классе учащиеся научатся:

  • воспроизводить своё полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;
  • различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице;
  • применять знания о безопасном пребывании на улице;
  • ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;
  • различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;
  • различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;
  • определять последовательность времён года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности;
  • характеризовать кратко сезонные изменения;
  • устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
  • описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;
  • сравнивать домашних и диких животных.

К концу обучения в 1 классе учащиеся получат возможность научиться:

  • анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;
  • различать основные нравственно-этические понятия;
  • рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;
  • участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.

2 класс

К концу обучения во 2 классе учащиеся научатся:

  • составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;
  • называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка;
  • оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;
  • различать (соотносить) прошлое, настоящее, будущее; год, век (столетие);
  • соотносить событие с его датой;
  • характеризовать кратко Солнечную систему;
  • называть отличия Земли от других планет;
  • называть царства природы;
  • описывать признаки животного и растения как живого существа;
  • моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;
  • различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
  • устанавливать основные признаки разных сообществ;
  • сравнивать сообщества;
  • описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;
  • сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания.

К концу обучения во 2 классе учащиеся получат возможность научиться:

  • «читать» информацию, представленную в виде схемы;
  • воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Москвы;
  • ориентироваться в понятиях: «Солнечная система»; «сообщество», «деревья», «кустарники», «травы», «лекарственные растения», «ядовитые растения»; «плодовые культуры», «ягодные культуры»;
  • проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);
  • приводить примеры растений и животных из Красной книги России (на примере своей местности).

3 класс

К концу обучения в 3 классе учащиеся научатся:

  • характеризовать условия жизни на Земле;
  • устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
  • описывать свойства воды (воздуха);
  • различать растения разных видов, описывать их;
  • объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
  • объяснять отличия грибов от растений;
  • характеризовать животное как организм;
  • устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
  • составлять описательный рассказ о животном;
  • приводить примеры (конструировать) цепи питания;
  • характеризовать некоторые важнейшие события в истории Российского государства (в пределах изученного);
  • сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и т. п. разных эпох;
  • называть даты образования Древней Руси; венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
  • работать с географической и исторической картами, контурной картой.

К концу обучения в 3 классе учащиеся получат возможность научиться:

  • ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;
  • анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
  • приводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства воды и воздуха;
  • проводить несложные опыты по размножению растений;
  • проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;
  • рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена;
  • ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремёсел; научные открытии и др.);
  • высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

4 класс

К концу обучения в 4 классе учащиеся научатся:

  • выявлять признаки живого организма, характерные для человека;
  • моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;
  • устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека;
  • характеризовать условия роста и развития ребёнка;
  • оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры (жизненные и из художественной литературы) проявления доброты, честности, смелости и др.;
  • анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту); в соответствии с учебной задачей находить на географической и исторической картах объекты; оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане;
  • описывать характерные особенности природных зон России, особенности почвы своей местности;
  • составлять рассказ-описание о странах соседях России;
  • различать год, век, арабские и римские цифры, пользоваться терминами «историческое время», «эпоха», «столетие»;
  • соотносить события, персоналии с принадлежностью к конкретной исторической эпохе;
  • называть имена наиболее известных правителей разных исторических эпох (в рамках изученного), рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры;
  • различать (называть) символы царской власти, символы современной России.
  • называть имя президента современной России;
  • описывать основные события культурной жизни России (в разные исторические эпохи), называть их даты (в рамках изученного);
  • называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разны исторических эпох.

К концу обучения в 4 классе учащиеся получат возможность научиться:

  • применять в житейской практике правила здорового образа жизни, соблюдать правила гигиены и физической культуры; различать полезные и вредные привычки;
  • различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение;
  • раскрывать причины отдельных событий в жизни страны (войны, изменения государственного устройства, события в культурной жизни) в рамках изученного.

Содержание учебного предмета, курса.

1 класс (66 ч)

Введение. Этот удивительный мир (1ч)

Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди.

Мы - школьники (2 ч)

Ты - первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес. Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.

Твоё здоровье (6 ч)

Забота о своём здоровье и хорошем настроении. Гигиена ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др. Солнце, воздух, вода - факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом. Режим дня.

Я и другие люди (3 ч)

Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей.

Труд людей (6 ч)

Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними. ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов.

Родная природа (31ч)

Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-сочинения о явлениях и объектах природы). Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4-5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4-5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3-4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями. Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным. ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные).

Семья (2 ч)

Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи.

Наша страна - Россия. Родной край (15 ч)

Название города (села), в котором мы живём. Главная улица (площадь). Памятные места нашего города (села). Труд людей родного города (села), профессии (например, строитель, шахтер, тракторист, доярка и др.). Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, швея, экскурсовод и др.). Уважение к труду людей.

Россия. Москва. Красная площадь. Кремль. Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки. ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования общественным транспортом. Дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «железнодорожный переезд», «велосипедная дорожка», «велосипедное движение запрещено» и др. Светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.

Экскурсии

Сезонные экскурсии «Времена года»: в теплицу, в парник, в хозяйство по выращиванию цветов и т. п. (по выбору учителя с учётом местных возможностей). Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом (по выбору учителя с учётом местных особенностей).

Практические работы

Уход за комнатными растениями и животными уголка природы, работа с аквариумом, террариумом, инсектарием.

2 класс (68 ч)

Введение. Что окружает человека (1 ч)

Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.

Кто ты такой (14 ч)

Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа даёт человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя. Твоё здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Наши помощники - органы чувств. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры). Физическая культура. Закаливание. Твоё здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности, желания изменить себя.

ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дороге. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнём, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.

Кто живёт рядом с тобой (6 ч)

Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное древо, имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твоё участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи. Правила поведения. Значение их выполнения для благополучия человека. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению - правила взаимоотношений  дружбы. Твои друзья-одноклассники. Внешнее проявление чувств. Внимание человека к используемым жестам и мимике. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражение лица, мимику и жесты. Ссоры, их предупреждение. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.

Россия - твоя Родина (13 ч)

Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. История рассказывает о прошлом. Москва - столица Российской Федерации, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Санкт-Петербург - северная столица России.

Достопримечательности Санкт-Петербурга. «Золотое кольцо России». Достопримечательности древних городов. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Наши предки. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в V-IX веках. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов. Родной край - частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края. Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создаёт в процессе труда. Хлеб - главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист). Мы - граждане России. Как возникло и что обозначает слово «гражданин». Флаг и герб России. Конституция - главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия - многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух - трёх народов.

Мы - жители Земли (9 ч)

Солнечная «семья». Звезда по имени Солнце. Земля - планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.

Царства природы. Бактерии. Грибы. Животное и растение - живые существа. Какие животные обитают на Земле. Разнообразие животных и растений.

Природные сообщества (23 ч)

Среда обитания. Природные сообщества. Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы - обитатели леса, их жизнь в разные времена года. Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.

Жизнь водоёма. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твёрдая и жидкая вода. Водоёмы, особенности разных водоёмов (пруд, озеро, океан, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоёмов (пруда, болота). Река как водный поток. Типичные представители растительного и животного мира реки. Использование водоёмов и рек человеком. Правила поведения на водоёмах и реках. Охрана водоёмов и рек. Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учётом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком. Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля. Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.

Природа и человек (2 ч)

Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе. Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Чёрная» книга Земли. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.

Экскурсии

В лес (лесопарк), поле, на луг, водоём; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с учётом местного окружения). Экскурсии в исторический (краеведческий), художественный музеи, на предприятие, в учреждение культуры и быта (с учётом местных условий).

Практические работы

Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного древа. Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ).

3 класс (68 ч)

Земля - наш общий дом (7 ч)

Где ты живёшь. Когда ты живёшь. Историческое время. Счёт лет в истории. Солнечная система. Солнце - звезда. Земля - планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе. Условия жизни на Земле. Солнце - источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоёмы, их разнообразие. Растения и животные разных водоёмов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух - смесь газов. Охрана воздуха.

Человек изучает Землю (4 ч)

Человек познаёт мир. Наблюдения, опыты, эксперименты - методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус - модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. Знакомство с компасом. Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.

Царства природы (26 ч)

Бактерии, грибы. Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами. Животные - царство природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).

Животные - живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных. Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детёнышей. Как человек одомашнил животных. Растения - царство природы. Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика. Растения - живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян. Охрана растений. Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.

Наша Родина: от Руси до России (11ч)

Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи): Древняя Русь, Древнерусское государство, Московская Русь, Российская империя, Советская Россия,

СССР, Российская Федерация. Государственные деятели. Руководитель (глава) княжества, страны, государства. Расширение кругозора школьников. Символы царской власти.

Как люди жили в старину (12 ч)

Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство - основные качества славянина. Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина). Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.

Расширение кругозора школьников. Происхождение имён и фамилий. Имена в далёкой древности.

Как трудились в старину (8 ч)

Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб – главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права. Ремёсла. Возникновение и развитие ремёсел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное ремесло (дело) и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород,Москва, Владимир) Торговля. Возникновение денег. Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.

Уроки-обобщения

Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).

Экскурсии

В природные сообщества (с учётом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, охраны воды от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.

Опыты

Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.

Практические работы

Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.

4 класс (68 ч)

Человек - живое существо (организм) (14ч)

Человек - живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме. Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Её значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура.

Пищеварительная система. Её органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.

Дыхательная система. Её органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.). Кровеносная система. Её органы. Кровь, её функции. Сердце - главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов. Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения - почки. Кожа, её роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание. Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств. Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.

Твоё здоровье (7ч)

Человек и его здоровье. Знание своего организма - условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание.

Вредные привычки. ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными.

Практические работы

Составление режима дня школьника для будней и выходных. Подсчёт пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок. Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.).

Человек - часть природы (4ч)

Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребёнка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребёнка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.

Человек среди людей (5 ч)

Доброта, справедливость, забота о больных и стариках - качества культурного человека. Правила культурного общения. ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.

Родная страна: от края до края (13ч)

Природные зоны России: арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыни, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей). Почвы России. Почва - среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв.

Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно- Сибирская равнина (особенности, положение на карте). Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. Кремлёвские города. Улицы, история и происхождение названий. Россия и её соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов).

Человек - творец культурных ценностей (16ч)

Что такое культура. Ценности культуры. О чём рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Фёдоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине XVIII века. Первые университеты в России. М.В. Ломоносов.

Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублёв. Художественные ремёсла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр. Искусство России XVIII века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова. Изобразительное искусство XVIII века. Возникновение публичных театров. Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин - «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А. Жуковский, А.Н. Плещеев, Н.А. Некрасов, В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, В.А. Тропинин, И.И. Левитан и др.). Искусство России XX века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения художников России (А.А. Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К.С. Малевич и др.). Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.).

Человек - защитник своего Отечества (5 ч)

Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Борьба русских людей с Золотой ордой за независимость Родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов. Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту. Расширение кругозора школьников. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. Первые книги по истории России. Борьба русского народа с польскими захватчиками в XVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу Родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.

Экскурсии

В биологический (краеведческий), художественный музеи, музей художника, писателя, композитора (с учётом местных условий).

Практические работы

Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).

Гражданин и государство (4 ч)

Россия - наша Родина. Русский язык государственный язык России. Права и обязанности граждан России. Символы государства

Тематическое планирование

с определением основных видов учебной деятельности

1 класс (66ч.)

Название разделов и тем

Основные виды учебной деятельности

Количество часов

1

Введение. Этот удивительный мир

Речевая разминка. «Закончи предложение». Работа с иллюстративным материалом и

беседа «Что нас окружает» (фото природных явлений, знаменитых архитектурных сооружений (шедевров мировой архитектуры),

портретов великих людей).

Задания на классификацию «Объединим предметы в группы», дидактическая игра «Назовём объекты».

Выполнение заданий в рабочей тетради.

1

2

Мы - школьники

Определять время по часам с точностью до часа.

Описывать назначение различных школьных помещений.

Конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке.

2

3

Твое здоровье

Демонстрировать в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения

утренней гимнастики, правила поведения во время еды.

6

4

Я и другие люди

Реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности.

3

5

Труд людей

Классифицировать предметы (изделия) по принадлежности (одежда, обувь, мебель и т. д.). Ориентироваться при решении учебных и практических задач на правила безопасного поведения с предметами быта. Строить небольшой текст информационного характера на основе телефонных диалогов.

6

6

Родная природа

Описывать сезонные изменения в природе. Создавать мини-сочинения о явлениях и объектах природы.

Определять последовательность времён года (начиная с любого), находить ошибки в предложенной последовательности. Устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы.

Описывать внешние признаки растения. Характеризовать условия роста растения. Выделять из группы растений опасные для жизни и здоровья людей.

Различать животных по классам (без термина). Сравнивать домашних и диких животных, выделять признаки домашних животных. Различать животных по месту обитания.

31

7

Семья

Составлять небольшой рассказ о своей семье. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос.

2

8

Наша страна - Россия. Родной край

Различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; составлять краткий рассказ на тему «Что делают в...».

Называть достопримечательности столицы (с опорой на фото, рисунки), ориентироваться в понятии «народное творчество»: приводить примеры малых фольклорных жанров (без термина), народных сказок, игрушек. Различать (сопоставлять) основные нравственно-этические понятия; называть к

ним антонимы и синонимы.

 Реализовывать в труде в уголке природы действия по уходу за животными и растениями.

Анализировать дорогу от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения.

Воспроизводить Домашний адрес, правила дорожного движения и пользования транспортом.

Различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице.

15

Итого

66

2 класс (68ч.)

Название разделов и тем

Основные виды учебной деятельности

Количество часов

1

Введение. Что окружает человека

«Читать» информацию, представленную в виде схемы.

Сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия.

1

2

Кто ты такой

Описывать кратко особенности разных органов чувств.

Сопоставлять орган чувств с выполняемой им функцией.

Анализировать режим дня, рассказывать о его значении в жизни школьника.

Различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты.

Характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания. Реализовывать в учебных, игровых и житейских ситуациях правила поведения при возникающих опасностях.

14

3

Кто живёт рядом с тобой

Составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи. Характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими.

Реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях.

6

4

Россия - твоя Родина

Ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову «Родина».

Воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Москвы. Различать основные достопримечательности родного края и описывать их.

Ориентироваться в понятии «Конституция РФ»: называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка.

Знать флаг и герб России.

13

5

Мы - жители Земли

Характеризовать кратко Солнечную систему; выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы.

Называть царства природы.

Описывать признаки животного и растения как живого существа.

9

6

Природные сообщества

Различать этажи леса: называть особенности каждого этажа.

Узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья, леса (с ориентировкой на растительность родного края).

Различать понятия (без термина): сообщества, деревья, кустарники, травы, лекарственные и ядовитые растения.

Составлять небольшое описание на тему «Лес - сообщество».

Моделировать на примере цепи питания жизнь леса.

Конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу.

Отличать водоём как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности.

Различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды.

Проводить несложные опыты по определению свойств воды.

Отличать водоём от реки как водного потока. Описывать представителей растительного и животного мира луга (поля, сада).

Приводить примеры лекарственных растений луга.

Узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения. Отличать поле (луг, сад) как сообщество от других сообществ.

Приводить примеры культур, выращиваемых на полях. «Читать» информацию, представленную в виде схемы.

Описывать сезонный труд в саду и огороде (по проведённым наблюдениям).

Различать плодовые и ягодные культуры.

23

7

Природа и человек

Составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека.

Приводить примеры произведений живописи (музыки), посвящённых природе.

Приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности).

2

Итого

68

3 класс (68ч.)

Название разделов и тем

Основные виды учебной деятельности

Количество часов

1

Земля - наш общий дом

Ориентироваться в понятии «историческое время».

Различать понятия «век», «столетие», «эпоха». Характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты,

входящие в неё. Характеризовать условия жизни на Земле (вода, воздух, тепло, свет). Устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха.

Описывать свойства воды (воздуха), приводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства воды (воздуха).

Называть источники воды, характеризовать различные водоёмы.

Моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей.

7

2

Человек изучает Землю

Анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту).

Различать географическую и историческую карты.

Анализировать масштаб, условные обозначения на карте.

Ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей. Объяснять назначение масштаба и условных обозначений.

Определять направление расположения объекта по компасу, находить стороны горизонта.

4

3

Царства природы.

Объяснять отличия грибов от растений. Различать грибы съедобные и ядовитые. Характеризовать роль животных в природе. Приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных. Характеризовать животное как организм. Устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного.

Приводить примеры (конструировать) цепи питания.

Составлять описательный рассказ о животных разных классов. Составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России»; перечислять причины исчезновения животных.

Ориентироваться в понятии «одомашнивание животных»: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных.

Характеризовать значение растений для жизни. Различать (классифицировать) растения разных видов, описывать их.

Объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения.

Проводитъ несложные опыты по размножению растений.

Приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале).

26

4

Наша Родина: от Руси до России

Воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи. Узнавать символы царской власти.

Знать имя президента современной России. Называть даты образования Древней Руси; венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя.

Называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России.

11

5

Как люди жили в старину

Составлять словесный портрет славянина: отвечать на вопрос «Какими были наши предки?».

Описывать особенности труда, быта, одежды, трапезы славян.

Воспроизводить дату Крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого события. Объединять (обобщать) события, относящиеся к одной исторической эпохе (например, Древняя Русь, Московская Русь); рассказывать об основных исторических событиях, происходивших в это время.

12

6

Как трудились в старину

Ориентироваться в понятиях «земледелие», «культурные растения», «крестьяне», «помещики», «крепостное право», кратко характеризовать их.

Рассказывать о возникновении ремёсел на Руси, различать характер ремесла по результату труда ремесленника.

Приводить примеры изобретений в прошлом и настоящем России.

Называть древние города, описывать их достопримечательности.

Ориентироваться в понятиях «рабочий», «капиталист».

8

Итого

68

4 класс (68ч.)

Название разделов и тем

Основные виды учебной деятельности

Количество часов

1

Человек - живое существо (организм)

Характеризовать человека как живое существо, организм:

Раскрывать особенности деятельности различных органов.

Объяснять особую роль нервной системы в организме.

14

2

Твоё здоровье

Раскрывать принципы здорового образа жизни.

Объяснять вред курения, наркотиков, алкоголя.

Различать ядовитые грибы и растения.

Конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания.

7

3

Человек - часть природы

Характеризовать человека как часть природы: выделять общее и отличное от организма животного.

Устанавливать последовательность этапов развития человека.

Характеризовать условия роста и развития ребёнка.

4

4

Человек среди людей

Различать положительные и отрицательные качества человека, приводить житейские примеры проявления отзывчивости, доброты, справедливости и др.

Характеризовать правила безопасности при общении с чужими людьми.

5

5

Родная страна: от края до края

Описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, схемах) особенности разных природных зон.

Моделировать схему строения почвы, характеризовать особенности разных почв.

Находить на карте равнины и горы России (своего края).

Выделять особенности кремлёвских городов, узнавать по рисункам (достопримечательностям).

Обобщать информацию о странах - соседях России, полученную из разных источников. Описывать особенности природы, культуры, труда и быта людей стран - соседей России.

13

6

Человек - творец культурных ценностей

Ориентироваться в понятии «культура», «наполнять» его характеристику конкретными примерами.

Составлять рассказы-повествования об исторических событиях, связанных с развитием культуры Российского государства.

Называть основные события в культурной жизни России и их даты (в разные исторические времена).

Называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох. Обобщать информацию, полученную в разных информационных средствах.

16

7

Человек - защитник своего Отечества

Составлять рассказ-повествование об основных событиях, связанных с освободительными войнами Руси и России, называть их даты.

5

8

Гражданин и государство

Характеризовать права и обязанности гражданина России.

Обобщать информацию, полученную в разных информационных средствах

4

Итого

68

Материально-технического обеспечения образовательного процесса

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения, утверждённый приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373.

2. Примерные программы по  предметам. Начальная школа. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2011 - 400с. - (Стандарты второго поколения).

3. Окружающий мир: программа: 1-4 классы/ Н.Ф. Виноградова. - М.: Вентана - Граф, 2013. – 192 с.

Основная литература (учебники)

Виноградова Н.Ф., Окружающий мир. 1- 4 класс: учебники в 2 ч. для учащихся общеобразовательных учреждений /– М. : Вентана- Граф, 2013

Учебные и справочные пособия: Виноградова, Н. Ф.Окружающий мир: рабочие тетради для учащихся 1- 4 класса общеобразовательных учреждений /– М: Вентана-Граф, 2013

Дидактические материалы:

наборы: «Животные леса», «Птицы», «Овощи и фрукты», «Транспорт»,

«Декоративно-прикладное искусство», «Профессии»;

фотографии и иллюстрации;

карта России;

карта полушарий;

физическая карта России;

глобус;

рельефные модели (равнина, холм, овраг, гора);

модель «торс человека с внутренними органами»;

муляжи овощей, фруктов, грибов;

Информационно-компьютерная поддержка учебного процесса:

самостоятельно разработанные презентации;

моноблок;

проектор;

интерактивная доска.

Оборудование и приборы:

модель часов;

термометры для измерения температуры воздуха, воды;

медицинский термометр;

лупа, компас;

микроскоп;

лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстрации в соответствии с содержанием обучения.

Интернет-ресурсы:

http://www.uroki.net

www.openclass.ru

www.prosv.ru

www.proshkolu.ru

www.veselie-uroki.ru

www.labirint.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. Начальная школа 21 века. 3 класс. ФГОС

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 3 класса. Составлено по учебнику Н.Виноградовой. Программа "Начальная школа 21 века". С приведением УУД...

Урок по окружающему миру УМК "Школа 21 века" Н.Ф.Виноградовой

Урок с элементами литературного ринга. Раскрыть сущность понятия "дружба", показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни....

Урок по окружающему миру УМК "Школа 21 века" Н.Ф.Виноградовой

Урок с элементами литературного ринга. Раскрыть сущность понятия "дружба", показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни....

Рабочая программа 1 класса по окружающему миру УМК "Школа 21 века"

Рабочая программа 1 класса по окружающему миру  УМК "Школа 21 века"...

Рабочая программа по окружающему миру «Начальная школа XXI века» 2 класс

Программа разработана на основе:- авторской программы  по окружающему миру под редакцией Н.Ф. Виноградовой и снабжена учебно-методическим комплектом  «Начальная   школа XXI века»...

проверочная работа по теме "История Руси и России" по окружающему миру, программа "Школа XXI века" 3 класс

работа проводится по окончании изучения раздела "Наша Родина: от Руси до России" учебника "Окружающий мир" 3 класс Н.Ф.Виноградовой...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 21 века."

Источники:1. http://school32-blg.ucoz.ru/load/programmy/fgos/rabochaja_programma_po_okruzhajushhemu_miru/31-1-0-962. http://s08013.edu35.ru/2011-01-20-09-03-29/rabochie-programmy/245-rabochi...