Урок окружающего мира " Лес и человек. Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов.".
методическая разработка (4 класс) на тему

Юрченкова Галина Фёдоровна

Урок разработан для учащихся 4 классов, занимающихся  по УМК "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx26.32 КБ
Файл konspekt_uroka.docx26.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Лес и человек. Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов.

Тип: изучение нового материала

Цель: раскрыть роль леса в природе и жизни людей, показать важность рационального использования и охраны лесов.

Задачи:

  • сформировать у учащихся представления о роли леса в жизни человека и природы; ознакомить с экономическими проблемами леса, которые возникают по вине человека, с охраной деятельностью людей в зоне лесов; формировать у учащихся убеждение о личной ответственности каждого за состояние природной среды;
  • развивать речь, логическое мышление, наблюдательность, познавательные интересы учащихся;
  • воспитывать ответственное отношение к учёбе, умение согласовывать свои действия, уважение и любовь к природе, культуру поведения.

Формируемые УУД:

Познавательные  - устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, моделировать объекты и явления окружающего мира;

Коммуникативные -  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Регулятивные – формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;

Личностные – приобретать новые знания, умения.

Ресурсы урока:

Информационный материал:  учебник «Окружающий мир.1 ч.»
Демонстрационный материал:  электронная презентация Power Point с  тестовым  заданием для проверки домашнего задания.  
Раздаточный материал:  карточки для выполнения задания отдельных групп.

Ход урока

  1. Организационный момент. (1 мин)

    II. Проверка ранее усвоенных знаний учащихся (10 мин)

(Каждый ученик выполняет самостоятельно, затем меняются работами. Спрашиваю одного учащегося.).

1. Тест

  1. Какой лес мы называем тайгой?

а)Лиственный

б)Хвойный

в)смешанный.

  1. Как называется высокое стройное дерево с желтовато- красноватой или бурой корой? Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые.

а)Ель

б)Лиственница

в)Сосна.

  1. Какое особое отличие есть у лиственницы?

а)Растёт в широколиственном лесу

б) Сбрасывает иголки

в)Имеет плоды-жёлуди.

  1. Какая птица распространяет плоды кедровой сосны?

а)Кедровка

б)Сова

в)Сокол

  1. Какое дерево является символом России?

а)Дуб

б)Кедр

в)Берёза

  1. Какое животное умеет не только прыгать, но и летать?

а)Соболь

б)Бурундук

в) Белка-летяга

  1. Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат?

а)Липа

б)Осина

в)Ель

  1. Узнайте животное по описанию: «Любит тёмные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах?

а)Медведь

б)Рысь

в)Лось

  1. Плодами какого дерева являются жёлуди?

а)Дуба

б)Клёна

в)Пихты

  1. У какого животного пять чёрных полос на спине?

а)Лиса

б)Бурундук

в)Белка.

Ответы: б  в  б  а  в  в  а  б  а  б

      2. Работа в парах

                Задание в презентации «Исправь ошибки в тексте»

III. Самоопределение к деятельности. (5 мин)

Работа в группах (Учащиеся делятся на группы по цвету природных зон. Вспоминают правила работы в группе). (2 мин)

- Прочитайте в группах стихотворение С.Никулина  «Русский лес», обсудите его. Сделайте предположение: о чём пойдёт речь на уроке? (3 мин)

Сергей Никулин “Русский лес” 

Нет ничего милее 
Бродить и думать здесь. 
Излечит, обогреет, 
Накормит русский лес.

Ищу грибов поляну 
Я, не жалея ног,
А если и устану –
Присяду на пенек.

А будет жажда мучить, 
То мне лесовичок 
Средь зарослей колючих 
Покажет родничок.

Лес очень любит пеших, 
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.

Нагнусь к нему напиться – 
И видно все до дна. 
Течет вода-водица, 
Вкусна и холодна.

Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.

Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.

 

– О каких отношениях говорится в этом стихотворении?

(Между человеком и лесом)

- Чем является лес для человека? (Дети высказывают свои мнения и предположения, о чём пойдёт речь на уроке. Учитель открывает запись на доске темы урока - «Лес и человек».)

- Какая цель урока может быть поставлена в связи с этой темой?

- Что мы будем делать для достижения этой цели?

IV. Открытие нового знания (10-15 мин)

(Каждая группа получает задания и выполняет их с помощью учебника)

1 группа – роль леса в природе

2 группа – роль леса в жизни человека

3 группа – экологические проблемы

4 группа – охрана природы

5 группа – что может сделать каждый из нас для сохранения леса

(Затем представители каждой группы рассказывают о результатах своей работы, учитель обобщает ответы детей с помощью презентации).

V. Физкультминутка

VI. Включение нового знания в систему знаний (5 мин)

  1. Словарная работа: фитонциды – особые вещества, которые выделяют листья. От них погибают болезнетворные бактерии.

 Работа в парах.

  1. Выполнение заданий в рабочей тетради №2, №3 на с.50,51.

VII. Подведение итогов урока (1-2 мин)

-  На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

VIII. Рефлексия. (1-2 мин)

- Какие знания вы сегодня для себя открыли?

- Где могут пригодиться в жизни новые знания?

- Кого из ребят можно поблагодарить за активную работу на уроке?

IX. Домашнее задание. (1 мин)

  1. Прочитать текст на с.103-109 учебника.
  2. Выполнить задания в рабочей тетради.

Приложение 1

Тест

1 Какой лес мы называем тайгой?

а)Лиственный

б)Хвойный

в)смешанный.

2 Как называется высоко стройное дерево с желтовато- красноватой или бурой корой? Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые.

а)Ель

б)Лиственница

в)Сосна.

3.Какое особое отличие есть у лиственницы?

А)Растёт в широколиственном лесу

б) Сбрасывает иголки

в)Имеет плоды-жёлуди.

4.Какая птица распространяет плоды кедровой сосны?

а)Кедровка

б)Сова

в)Сокол

5.Какое дерево является символом России?

а)Дуб

б)Кедр

в)Берёза

6.Какое животное умеет не только прыгать, но и летать?

А)Соболь

б)Бурундук

в) Белка-летяга

7.Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат?

а)Липа

б)Осина

в)Ель

8.Узнайте животное по описанию: «Любит тёмные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах?

А)Медведь

б)Рысь

в)Лось

9.Плодами какого дерева являются жёлуди?

а)Дуба

б)Клёна

в)Пихты

10.У какого животного пять чёрных полос на спине?

а)Лиса

б)Бурундук

в)Белка.

Приложение 2

Нет ничего милее 
Бродить и думать здесь. 
Излечит, обогреет, 
Накормит русский лес.

Ищу грибов поляну 
Я, не жалея ног,
А если и устану –
Присяду на пенек.

А будет жажда мучить, 
То мне лесовичок 
Средь зарослей колючих 
Покажет родничок.

Лес очень любит пеших, 
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.

Нагнусь к нему напиться – 
И видно все до дна. 
Течет вода-водица, 
Вкусна и холодна.

Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.

Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.

 

Роль леса в природе.

Роль леса в жизни человека.

Экологические проблемы в зоне лесов.

Охрана природы.

Что может сделать каждый из нас, чтобы сохранить лес.



Предварительный просмотр:

Тема урока: Лес и человек. Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов.

Тип: изучение нового материала

Цель: раскрыть роль леса в природе и жизни людей, показать важность рационального использования и охраны лесов.

Задачи:

  • сформировать у учащихся представления о роли леса в жизни человека и природы; ознакомить с экономическими проблемами леса, которые возникают по вине человека, с охраной деятельностью людей в зоне лесов; формировать у учащихся убеждение о личной ответственности каждого за состояние природной среды;
  • развивать речь, логическое мышление, наблюдательность, познавательные интересы учащихся;
  • воспитывать ответственное отношение к учёбе, умение согласовывать свои действия, уважение и любовь к природе, культуру поведения.

Формируемые УУД:

Познавательные  - устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, моделировать объекты и явления окружающего мира;

Коммуникативные -  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Регулятивные – формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;

Личностные – приобретать новые знания, умения.

Ресурсы урока:

Информационный материал:  учебник «Окружающий мир.1 ч.»
Демонстрационный материал:  электронная презентация Power Point с  тестовым  заданием для проверки домашнего задания.  
Раздаточный материал:  карточки для выполнения задания отдельных групп.

Ход урока

  1. Организационный момент. (1 мин)

    II. Проверка ранее усвоенных знаний учащихся (10 мин)

(Каждый ученик выполняет самостоятельно, затем меняются работами. Спрашиваю одного учащегося.).

1. Тест

  1. Какой лес мы называем тайгой?

а)Лиственный

б)Хвойный

в)смешанный.

  1. Как называется высокое стройное дерево с желтовато- красноватой или бурой корой? Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые.

а)Ель

б)Лиственница

в)Сосна.

  1. Какое особое отличие есть у лиственницы?

а)Растёт в широколиственном лесу

б) Сбрасывает иголки

в)Имеет плоды-жёлуди.

  1. Какая птица распространяет плоды кедровой сосны?

а)Кедровка

б)Сова

в)Сокол

  1. Какое дерево является символом России?

а)Дуб

б)Кедр

в)Берёза

  1. Какое животное умеет не только прыгать, но и летать?

а)Соболь

б)Бурундук

в) Белка-летяга

  1. Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат?

а)Липа

б)Осина

в)Ель

  1. Узнайте животное по описанию: «Любит тёмные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах?

а)Медведь

б)Рысь

в)Лось

  1. Плодами какого дерева являются жёлуди?

а)Дуба

б)Клёна

в)Пихты

  1. У какого животного пять чёрных полос на спине?

а)Лиса

б)Бурундук

в)Белка.

Ответы: б  в  б  а  в  в  а  б  а  б

      2. Работа в парах

                Задание в презентации «Исправь ошибки в тексте»

III. Самоопределение к деятельности. (5 мин)

Работа в группах (Учащиеся делятся на группы по цвету природных зон. Вспоминают правила работы в группе). (2 мин)

- Прочитайте в группах стихотворение С.Никулина  «Русский лес», обсудите его. Сделайте предположение: о чём пойдёт речь на уроке? (3 мин)

Сергей Никулин “Русский лес” 

Нет ничего милее 
Бродить и думать здесь. 
Излечит, обогреет, 
Накормит русский лес.

Ищу грибов поляну 
Я, не жалея ног,
А если и устану –
Присяду на пенек.

А будет жажда мучить, 
То мне лесовичок 
Средь зарослей колючих 
Покажет родничок.

Лес очень любит пеших, 
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.

Нагнусь к нему напиться – 
И видно все до дна. 
Течет вода-водица, 
Вкусна и холодна.

Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.

Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.

 

– О каких отношениях говорится в этом стихотворении?

(Между человеком и лесом)

- Чем является лес для человека? (Дети высказывают свои мнения и предположения, о чём пойдёт речь на уроке. Учитель открывает запись на доске темы урока - «Лес и человек».)

- Какая цель урока может быть поставлена в связи с этой темой?

- Что мы будем делать для достижения этой цели?

IV. Открытие нового знания (10-15 мин)

(Каждая группа получает задания и выполняет их с помощью учебника)

1 группа – роль леса в природе

2 группа – роль леса в жизни человека

3 группа – экологические проблемы

4 группа – охрана природы

5 группа – что может сделать каждый из нас для сохранения леса

(Затем представители каждой группы рассказывают о результатах своей работы, учитель обобщает ответы детей с помощью презентации).

V. Физкультминутка

VI. Включение нового знания в систему знаний (5 мин)

  1. Словарная работа: фитонциды – особые вещества, которые выделяют листья. От них погибают болезнетворные бактерии.

 Работа в парах.

  1. Выполнение заданий в рабочей тетради №2, №3 на с.50,51.

VII. Подведение итогов урока (1-2 мин)

-  На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

VIII. Рефлексия. (1-2 мин)

- Какие знания вы сегодня для себя открыли?

- Где могут пригодиться в жизни новые знания?

- Кого из ребят можно поблагодарить за активную работу на уроке?

IX. Домашнее задание. (1 мин)

  1. Прочитать текст на с.103-109 учебника.
  2. Выполнить задания в рабочей тетради.

Приложение 1

Тест

1 Какой лес мы называем тайгой?

а)Лиственный

б)Хвойный

в)смешанный.

2 Как называется высоко стройное дерево с желтовато- красноватой или бурой корой? Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые.

а)Ель

б)Лиственница

в)Сосна.

3.Какое особое отличие есть у лиственницы?

А)Растёт в широколиственном лесу

б) Сбрасывает иголки

в)Имеет плоды-жёлуди.

4.Какая птица распространяет плоды кедровой сосны?

а)Кедровка

б)Сова

в)Сокол

5.Какое дерево является символом России?

а)Дуб

б)Кедр

в)Берёза

6.Какое животное умеет не только прыгать, но и летать?

А)Соболь

б)Бурундук

в) Белка-летяга

7.Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат?

а)Липа

б)Осина

в)Ель

8.Узнайте животное по описанию: «Любит тёмные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах?

А)Медведь

б)Рысь

в)Лось

9.Плодами какого дерева являются жёлуди?

а)Дуба

б)Клёна

в)Пихты

10.У какого животного пять чёрных полос на спине?

а)Лиса

б)Бурундук

в)Белка.

Приложение 2

Нет ничего милее 
Бродить и думать здесь. 
Излечит, обогреет, 
Накормит русский лес.

Ищу грибов поляну 
Я, не жалея ног,
А если и устану –
Присяду на пенек.

А будет жажда мучить, 
То мне лесовичок 
Средь зарослей колючих 
Покажет родничок.

Лес очень любит пеших, 
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.

Нагнусь к нему напиться – 
И видно все до дна. 
Течет вода-водица, 
Вкусна и холодна.

Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.

Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.

 

Роль леса в природе.

Роль леса в жизни человека.

Экологические проблемы в зоне лесов.

Охрана природы.

Что может сделать каждый из нас, чтобы сохранить лес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: Закрепление пройденного материала по темам: «Экосистемы леса, озера, болота и луга». НРК «Животные и растения экосистем леса, озера, болота и луга Челяб

Урок-закрепление пройденного материала по темам: «Экосистемы леса, озера, болота и луга». НРК «Животные и растения экосистем леса, озера, болота и луга Челябинской области». Организация урока по т...

Урок окружающего мира по теме "Человек и природа"

Цель. Дать представление о полной взаимосвязи человека с окружающей средой, об ответственности человека за состояние природы. Задачи: доказать детям, что Земля – наш дом, бережем дом – бер...

Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Почва.Охрана почв."

Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС.Нацелен на исследовательскую работу, работу в парах, развитие критического мышления учащихся. Имеет воспитательное значение:формирование экологическ...

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по проблеме "Человек друг или враг природе" в рамках темы "Будь природе другом". УМК "Школа России"

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по проблеме "Человек друг или враг природе" в рамках темы "Будь природе другом". УМК "Школа России"...

Урок окружающего мира во 2 классе. Тема: " Неживая и живая природа, явления природы".

Учащиеся познакомятся с понятием «явление природы», «сезонные явления».Объекты природы – это все то, что окружает нас.Природа бывает:живая и неживая....

Технологическая карта по окружающему миру 2 класс УМК "Перспектива" по теме: "Охрана природы весной"

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: Формирование представлений о особенностях охраны природы в весенний период;Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1....

Конспект урока окружающего мира 3 класс. Тема: «Экологические проблемы современного города»

Конспект урока окружающего мира3 классТема: «Экологические проблемы современного города»Цель урока: ознакомить учащихся с причинами возникновения   экологических проблем сов...