Статья
методическая разработка на тему

Федоровских  Екатерина Васильевна

Эстетическое воспитание младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fedorovskih_e.v.docx39.05 КБ

Предварительный просмотр:

Федоровских Екатерина Васильевна,

учитель начальных классов,

МБОУ Видновская СОШ№1.

Эстетическое воспитание младших школьников.

Воспитание есть процесс социальный 
                                            в самом широком смысле. Воспитывает 
                                            всё: люди, вещи, явления, но прежде

всего и больше всего – люди. Из них 
                                             на первом месте – родители и педагоги. 
                                                                                                                          
 А. С. Макаренко

Эстетическое воспитание  занимает в настоящее время все более значительное место в процессе формирования личности. С раннего детства ребенку свойственно стремление к красоте.

Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Воспитание и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении.

"Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим" [12]

Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет.

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

А формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. [16]

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский выделил следующую ее особенность: "Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника".

 Эстетическое воспитание является не просто одной из составляющих частей целостной системы воспитания, а силой, облагораживающей другие формы воспитания и самовоспитания. Эстетический элемент входит и должен входить во все стороны нашей жизни. Отсюда важность и громадное значение данной сферы воспитания.

Идеи, касающиеся  эстетического воспитания, поддерживались и развивались передовыми педагогами и первыми советскими теоретиками эстетического воспитания: А.В.Луначарским, П.П.Блонским, А.С.Макаренко и др.[13]

Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, можно воспитать творческого, образованного, разносторонне развитого современного человека.

Младший школьный возраст – это возраст 6–11-летних детей, обучающихся в 1 – 3 (4 ) классах начальной школы.

Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Очень трудно формировать эстетический, художественный вкус, когда человеческая личность уже сложилась. Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста.

Б.Т. Лихачев пишет: "Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни". Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности. Сущностные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в неизменном виде на всю жизнь. Нельзя научить юношу, взрослого человека доверию к людям, если его в детстве часто обманывали. Трудно быть доброму тому, кто в детстве не приобщился к сочувствию, не пережил детскую непосредственную сильную радость от доброты к другому человеку. Нельзя вдруг во взрослой жизни стать мужественным, если в дошкольном и младшем школьном возрасте так и не научился решительно высказывать свое мнение и смело поступать.[8]

Как писал В.А.Сухомлинский: «Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат».[14]

Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования. С поступления ребёнка в школу устанавливается новая социальная ситуация развития. Центром социальной ситуации развития становится учитель. В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей.

Учебная деятельность – особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. [7]

Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем таких занятий сокращается. Важным условием для формирования теоретического мышления является формирование научных понятий.

Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка.

ГорловаА.Л. указывает на то, что «…так же с развитием мышления связано возникновение важных новообразований младшего школьного возраста: анализа, внутреннего плана действий, рефлексии. Эти новообразования формируются у младших школьников в процессе учебной деятельности».

В начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребёнок "иногда путает похожие по написанию буквы и цифры (например, 9 и 6 или буквы Я и R ). Хотя он может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки,  наиболее яркие, "бросающиеся в глаза" свойства – в основном, цвет, форма и величина. [4]

Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого.

Возрастные стадии восприятия:

2-5 лет - стадия перечисления предметов на картине;
6-9 лет - описание картины;
после 9 лет - интерпретация увиденного.

Память в младшем школьном возрасте развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не слишком интересный.

Именно в младшем школьном возрасте развивается внимание. Без сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время. Младший школьник может сосредоточено заниматься одним делом 10-20 минут. В 2 раза увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение. [6]

Младший школьный возраст – возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит формирование всех психических процессов, их осознание и произвольность. Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка. Как и все другие особенности личности, его самооценка, как считает О.В.Защиринская, складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.

О.В.Защиринская пишет: «Главнее - не сколько, а как общаются родители с ребенком. Важно бережное, уважительное отношение родителей к личности ребенка, их интерес к жизни сына или дочери, понимание характера, вкусов, знание друзей».[11]

Рассматривая процесс эстетического воспитания, необходимо учитывать возрастные особенности ребенка. В разные возрастные периоды должны быть различные подходы к такому воспитанию. Б.Т.Лихачев пишет о младшем школьном возрасте следующее: «Вместе с тем независимо от уровня самосознания детей период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения развития эстетического восприятия и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни».

Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношения к миру. Основные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь, влияют на формирование мировоззрения, привычек и убеждений.[18]

Всё это необходимо учитывать не только учителю на уроке, но в первую очередь – дома, самым близким ребёнку людям, от которых в большой степени зависит, как ребёнок будет реагировать на возможные школьные неудачи и какие уроки он из них возьмет.

Своеобразное понимание сущности эстетического воспитания обуславливает различные подходы к его целям. Поэтому цели и задачи эстетического воспитания младших школьников  требует особого внимания.

В.Н. Шацкая ставит  перед эстетическим воспитанием такие цели, как формирование способности активного эстетического отношения учащихся к окружающему, произведениям искусства, а также стимулирование участия в создании прекрасного.

Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности.

Важной задачей эстетического воспитания является формирование в школьниках  чувства сопереживания, умения поставить себя на место другого, и достичь этого средствами искусства представляется вполне возможным.[1]

Главное - воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности.

Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.

Таким образом, наиболее удачно цель эстетического воспитания звучит так - формирование всесторонне развитого человека, образованного, , способного к сопереживанию, умения видеть окружающую жизнь глазами другого человека. Эта цель также отражает и особенность эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса.[9]

Наиболее удачно отразил цель эстетического воспитания Рукавицын М.М., который считает: "Конечная цель (эстетического воспитания) - гармоничная личность, всесторонне развитый человек… образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства". Эта цель отражает и особенность эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса.[8]

Любая цель не может рассматриваться без задач. Большинство педагогов (Г.С. Лабковская, Б.Т. Лихачев, Н.И. Киященко и другие) выделяют три ведущие задачи.

Итак, во-первых, это «создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям.

Суть этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Таким образом, будут формироваться чувственно-эмоциональный опыт.

Вторая задача эстетического воспитания состоит в «формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия». Эта задача говорит о том, что дети интересуются, например живописью (рисованием).

Б.Т. Лихачев отмечает, что «…такое беглое знакомство с шедеврами искусства исключает один из главных элементов эстетического отношения – любование».[9]

Третья задача эстетического воспитания связана с формированием у каждого воспитуемого эстетической творческой способности. Главное состоит в том, чтобы воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его по законам красоты. Суть этой задачи заключается в том, что ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, труде, поведении, отношениях.

Г.С. Лабковская отмечает, что цель эстетического воспитания заключается в развитии эстетической активности личности не только в художественной деятельности, но прежде всего, в практической жизни- в отношении человека к природе, к другим людям и к самому себе, к обычаям поведения, к миру вещей, окружающих человека.[12]

Следовательно, все остальные элементы эстетического воспитания, такие как вкус, идеал, умение воспринимать нужны младшему школьнику  для того, чтобы стать индивидуальностью, которая может пропускать через себя явления окружающей действительности и эстетически её оценивать, исходя не только из своего собственного восприятия, но и видеть эту действительность глазами другого.

Исходя из психологических особенностей младших школьников: податливости, пластичности, восприимчивости их нервной системы, эмоциональности восприятия, — многие писатели, педагоги, деятели культуры (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, В. А. Сухомлинский, Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Ш.А. Амонашвили) выделяют этот возраст как предназначенный самой природой для становления и развития в личности всего человеческого. Именно в первые школьные годы закладываются и основы эстетической культуры детей, поэтому педагогам и родителям нельзя упускать этот благоприятный период.

Воспитание эстетических чувств, идеалов, вкусов, оценок является вместе с усвоением знаний мощным фактором формирования мировоззрения, закаляет личность для активного участия в идеологической борьбе.
Широкое понимание сущности, роли и места эстетического воспитания во всестороннем развитии личности имеет в педагогике давнюю традицию. [15]

Основы такого понимания были заложены А. В. Луначарским, Н. К. Крупской, С. Т. Шацким. Под эстетическим образованием понималось не преподавание какого-то упрощенного, детского искусства, а систематическое развитие органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможность наслаждаться красотой и создавать ее.

Используя первые достижения в эстетическом воспитании, А. С. Макаренко проводит ряд опытов, которые позволяют ему расширять границы эстетического воспитания и осуществлять его не только средствами искусства, но и в труде, игре, быту, отношениях в коллективе воспитанников. Вся эта работа значительно укрепила научные позиции педагогики и позволила решить многие трудные и важные вопросы.

В последние десятилетия ученые, педагоги О. А. Апраксина, Н. А. Дмитриев, Д. Б. Кабалевский, Е. В. Квятеовский, Б. Т. Лихачев, Б. М. Неменский, В. А. Разумный, В. К. Скатерщиков и др. разработали проблемы эстетического воспитания, результатом которых стало определение и конкретизация принципов, функций, содержания и форм эстетического воспитания и образования, связь эстетического воспитания с творческой деятельностью.

На их основе развивалась система эстетического воспитания, а также методологические проблемы эстетического воспитания, рассматриваются роль и место предметов эстетического цикла, их связи с другими учебными предметами и т.д.

Н.И. Новиков считал эстетическое воспитание частью умственного воспитания. Под эстетическим воспитанием он понимал приобщение детей и юношества к искусству во время обучения, включил изучение эстетики, красноречия, поэзии. Кроме того, он утверждал, что занятия по изящным искусствам нужно проводить не только с теми, кто имеет способности к ним, но и всеми воспитанниками, что в процессе обучения следует детей приобщать к искусствам, воспитывать у них художественный вкус, развивать способности к созданию посильных им эстетических ценностей. [11]

Русские педагоги К.Д.Ушинский, В.И.Водовозов, В.П.Острогорский и др. видели в эстетическом воспитании источник развития эстетических чувств, эстетического вкуса, подчеркивали, что в каждом школьном предмете содержатся возможности эстетического воспитания. Они включали в обязательные предметы для изучения литературу, музыку, изобразительное искусство, природу, а также художественное творчество -детский театр.
Для большей эффективности эстетического воспитания, как отмечает С.А.Герасимов, следует применять комплексный подход. Он выделяет два принципа: «…система эстетического воспитания должна выстраиваться так, чтобы в процессе воздействия на ребенка различные виды искусств постоянно взаимодействовали между собой». На этом основывается необходимость осуществления меж предметных связей в процессе преподавания искусств.

Второй принцип заключается в том, что « эстетическое воспитание… должно стать органической частью любого…воспитания».
Особую роль в формировании современных подходов к эстетическому воспитанию играют концепции, разработанные Е.В.Квятковским и В.М. Неменским. В концепции Е.В.Квятковского в качестве основного средства формирования эстетической культуры рассматривается эстетическое воспитание, обеспечиваемое циклом гуманитарных и эстетических дисциплин; в концепции В.М. Неменского - средствами освоения искусства и художественно-творческой деятельности учащихся. Несмотря на различие подходов, эти концепции, на наш взгляд, не противоречат, а дополняют одна другую, убеждая, что вся работа по эстетическому воспитанию в современной школе должна строится, в первую очередь, на культурном наследии, традициях и художественном развитии учащихся.[8]

Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей. Учитель начальных классов стоит у истоков длительного и сложного процесса развития и становления личности. Чем раньше ребенок научится удивляться и радоваться всему живому, понимать язык природы, искусства, сочувствовать переживаниям авторов произведений музыки, живописи, слова, тем ярче, чище и уникальнее как личность будет он сам.[2]

Когда же эмоциональное отношение, переживаемое человеком, приобретает качества эстетического чувства? Это бывает тогда, когда человек подходит к окружающим явлениям, предметам с особой оценкой, исходя из категорий прекрасного.

При этом возникает переживания, характеризующиеся специфическими чертами. О некоторых особенностях такого переживания писал Н.Г. Чернышевский «Это светлая радость, похожая на ту, какою наполняет нас присутствие милого для нас существа. Мы бескорыстно любим прекрасное, мы любуемся радуемся на него. Из этого следует, что в прекрасном есть что-то милое, дорогое нашему сердцу».[11]

Эстетическое воспитание пробуждает в душе ребенка тягу к красоте, восхищение перед прекрасным, который не позволяют ему творить зло. Искусство выступает в роли «защитного пояса», который охраняет ребенка от влияния насилия и жестокости. На основе этого происходит формирование целостного эстетического представления об окружающем мире.

 Музыка и изобразительное искусство – вот хорошие помощники на уроках чтения. Если музыка, литературное произведение и картина созвучны, имеют одно и то же содержание, то понять, прочувствовать, пережить прочитанное литературное произведение можно так глубоко, как  может быть никаким другим путем.

Младшего школьника сегодня невозможно представить без ведущей идеи в реализации содержания образования. Идея  воспитания возникает на основе всеобщности и единства законов природы, целостности, восприятия субъектом окружающего мира.

Эстетическое воспитание— это целенаправленный, систематический

процесс воздействия  на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту  окружающего мира, искусства и создавать ее.[3]

Направление эстетического воспитания подчинено  определенным требованиям в соответствии с общей целью воспитания и  обучения детей: Первое  требование связано с реализацией  задач всестороннего развития. Второе  требование: решение задач эстетического воспитания должно осуществляться во всех видах и формах воспитания и обучения детей, в любой их деятельности.

В младшем возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются  в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Однако для развития художественно-творческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение.[13]

Эстетическое воспитание оказывает огромное влияние на духовное становление личности, что является одной из актуальных проблем воспитания. В процессе эстетического воспитания формируются эмоциональная и интеллектуальная сферы человека. Этим объясняется необходимость начинать эстетическое воспитание ребенка в раннем детстве. Особенно продуктивным этот процесс может быть в младшем школьном возрасте, к.т. возрастные психофизиологические особенности детей 7-11 лет создают благоприятные предпосылки для эстетического воспитания при создании необходимых педагогических условий.

Эстетическое воспитание мы понимаем как целенаправленный педагогический процесс, способствующий формированию у личности эстетической культуры. Целью и результатом эстетического воспитания является эстетическая воспитанность, которая характеризуется единством эстетического сознания, эстетических чувств и эстетической деятельности. Эстетическое воспитание является составной частью целостного воспитательно-образовательного процесса. Вместе с тем оно осуществляется и стихийно, на него влияет окружающая среда: о социокультурная среда города, поселка; о микросоциум, о средства массовой коммуникации, о эстетическое воспитательное пространство учебного заведения и др.

Успешности эстетического воспитания младших школьников способствует реализация личностного подхода, при котором в воспитательно-образовательном процессе

• педагогами осуществляется учет возрастных и личностных особенностей обучающихся;

• обучающиеся включаются в основную деятельность, присущую данному возрасту, в которой востребован их субъективный эстетический опыт;

• воспитание строится на основе гуманизации педагогического общения;

• эффективность воспитания и обучения определяются положительной динамикой личностного развития учащихся.

Системный подход в эстетическом воспитании позволяет осуществить преемственность дошкольного и школьного воспитания, классных (урочных) и внеклассных (внеурочных) занятий, школьного и семейного воспитания, основного и дополнительного образования. Успешность эстетического воспитания обусловлена реализацией таких принципов, как всеобщность и обязательность эстетического воспитания личности в детском возрасте, сочетание художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей, осуществление интегративных связей в процессе преподавания предметов эстетического цикла.[16]

Формы сотрудничества семьи, школы, учреждений дополнительного образования и культуры (совместные занятия кружков, смотры, фестивали и конкурсы творческих достижений, тематические занятия, праздники и др.) способствовали расширению эстетического воспитательного пространства, формированию эстетического восприятия младшими школьниками окружающего мира и их эстетической воспитанности.

Таким образом, успешность эстетического воспитания младших школьников зависит от реализации личностного и системного подходов в эстетическом воспитании, от создания единого эстетического пространства как фактора эстетического воспитания младших школьников, которое создаётся в процессе сотрудничества педагогов (школы) и родителей (семьи). 

Приложение

Конспект урока по окружающему миру на тему:

 Осень в природе. Осенние изменения в жизни растений.

Цели урока.

Расширить и уточнить представления детей об осенних изменениях в жизни растений.

Учить учащихся наблюдать за природой.

Продолжить работу по формированию умений анализировать, сравнивать и выделять существенные признаки, находить причинно – следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения.

Развивать мышление, наблюдательность, речь.

Развивать умения ориентироваться на местности: знать названия окружающих деревьев, трав.

Воспитывать у учащихся любознательность, любовь к природе, взаимопонимание, взаимовыручку, уважительное отношение друг к другу.

Развивать эмоциональное восприятие осенней природы, воспитывать эстетические чувства.

Ход урока.

1. Организационный момент

2.    Актуализация темы урока

У: - Сегодня мы превратимся в исследователей и отправимся в путешествие по нашей местности, во время которого вы покажете свои знания и умения использовать их на практике.

Для сегодняшнего урока ребята приготовили стихи. (По одному человеку от группы) Послушайте их и постарайтесь определить тему урока.   Жёлтой краской кто-то

Выкрасил леса,

Стали отчего-то

Ниже небеса,

Ярче запылали

Кисточки рябин.

Все цветы увяли,

Лишь свежа полынь.

Я спросил у папы:

— Что случилось вдруг?

И ответил папа:

— Это осень, друг.

                   Наталия Антонова

Опустел скворечник,

Улетели птицы,

Листьям на деревьях

Тоже не сидится.

Целый день сегодня

Все летят, летят…

Видно, тоже в Африку

Улететь хотят.

Ирина Токмакова

- В чём заключается главная причина всех осенних изменений в природе?

3. Минутка  календаря.

У. – Ребята, проведем минутку календаря погоды. Дайте характеристику погодных условий сегодня.

- О каких изменениях в природе говорят, проводя наблюдения над погодой.

У. – Какой день, по вашим наблюдениям, был самым холодным на этой неделе?

Какой день был самым теплым?

Что удивило вас в природе за неделю?

Объясните эти народные пословицы:

Сентябрь кафтан с плеч срывает, тулуп надевает.

Октябрь – месяц близкой пороши.

Ноябрь – сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме – родной батюшка.

У. -  Какие вы знаете народные приметы об осенних месяцах?

На что обращают внимание все народные приметы? (на связь неживой и живой природы)

4. Планирование работы на уроке.

-Мы превращаемся с вами в исследователей. И будем изучать одно из самых удивительных осенних изменений – изменения в жизни растений. На доске я выписала вопросы, на которые сейчас нам надо найти ответы.

- Почему у хвойных деревьев нет листопада?

- Что происходит осенью с травянистыми растениями?

- Почему начинается листопад?

- Почему происходит изменение окраски листьев осенью?

Попробуйте их расположить в логической последовательности, чтобы получился план работы на уроке. Поработайте в группах.

5. Физкультминутка для глаз

6. Изучение нового материала

У. –Какую примету осени описал Иван Бунин в стихотворении?

ЛИСТОПАД
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
У. –Первой яркой приметой осенних изменений в жизни растений является изменение окраски листьев.

У. –Мы проводили наблюдения к сегодняшнему уроку на экскурсии:

Что изменяется в жизни растений осенью?

У каких деревьев листва краснеет, а у каких желтеет?

Какого цвета листва сирени осенью?

У какого дерева листва желтеет первой?

Как вы думаете, почему осенью меняется окраска листьев?

Где найти правильный ответ на этот вопрос?

Давайте обратимся к с.46 учебника, которая поможет узнать почему листья меняют цвет. (Читаем первый абзац).

У. –Теперь я предлагаю вам поработать в группах и расположить таблички по порядку. (Причины и следствия изменения окраски листьев: хлорофилл окрашивает листья в зелёный цвет; света и тепла становится меньше; разрушение хлорофилла; изменение окраски листьев).

У. –. Мы ответили с Вами на первый вопрос, закрасьте квадрат зеленым или красным цветом. У кого есть вопросы, кому нужна помощь?

Дети, получившие первоначальное представление о листопаде, отвечают на вопросы менее успешных учеников. Сотрудничество продолжается до положительной рефлексии усвоенного материала каждым учеником.

У. –Вам нужно определить ключевое слово для следующего этапа урока.

У. – Проверим, что получилось. (Ключевое слово – листопад, слова – ель, вишня, абрикос, яблоня, шиповник, рябина. дуб).

У. – Как вы думаете, почему опадают листья?

У. –Проверить ваши ответы поможет  учебник (второй абзац текста на с.46 учебника).

У. –Выделите причины листопада. (понижение температуры воздуха и почвы; замедление сокодвижения; уменьшение испарения влаги; образование пробкового слоя).

У. – Какова главная причина осенних изменений в природе?

У. – К чему приводят изменения в неживой природе?

У. –Проверим вашу наблюдательность и любознательность. Листья каких деревьев представлены на слайдах?

8. Закрепление.

А сейчас (при достаточном количестве времени) предлагаю посмотреть небольшой фильм. 

 9. Итог урока.

У. –Почему осенью в природе происходят изменения?

В какой последовательности происходят изменения в природе?

 Молодцы! Посмотрите свои маршрутные листы и скажите, какие вопросы были самыми интересными, самыми трудными. 

- Кто сегодня удивил вас на уроке? (Отвечают консультанты групп)

- Вы хорошо выполнили все задания, поэтому мы успешно смогли вернуться домой. Цели урока выполнили, т. к. показали, что знаете, какие изменения принесла осень.

10.Домашнее задание.

У. – Вы очень хорошо поработали. Чтобы закрепить всё, что вы сегодня узнали, дома выполните задания. Я попрошу вас продолжить наблюдения за изменениями в жизни растений осенью.

Список литературы

  1. Ефимов И.Н. Роль эстетического образования  в воспитании гармоничной личности.// «Начальная школа: плюс-минус- 2000.-№1. – С.58-62.
  2.  Журнал  «Классный руководитель» №3. М.,2006.
  3. Краткий словарь по эстетике: Книга для учителя /Под ред. Аконьшина Е.А., Аронова В.Р., Овсянникова М.Ф. - М. : Просвещение, 2003. - 224с.
  4. Кременцова О.В. Об эстетической сущности педагогической деятельности // Советская педагогика, 2007. - №6. - С. 102-106.
  5. Краткий психологический словарь /Под общей ред. А.В. Петровского. М.: Политиздат, 1985.-437с.
  6. Киященко Н.И. Эстетическое воспитание и целостное развитие  личности. В кн. : Эстетическая  культура и эстетическое воспитание/ Сост. Г.Е. Лабковская. –М, 1983.-304 с.
  7. Краткий словарь по эстетике. — М., 1983.
  8. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. институтов, -М.: Просвещение, 1985.-176 с.
  9. Лихачев Г.Л. Эстетика воспитания , -М.: Педагогика.  1972, -160 с.
  10. Мир детства: Младший школьник / Под ред. А. Г. Хрипковой; Отв. ред. В. В. Давыдов. -- М.: Педагогика, 2001. - 400 с.
  11. Наумов С.А. Эстетический вкус, его воспитание.- Н-НОВГОРОД, 1997. – 226 с.
  12. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. — М., 1987.
  13. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя/ Ю.Б. Алиева, Г.Т. Ардаширова, Л.П. Барышникова и др. / Под ред. Н.А. Кушаева. М.: Просвещение, 1986,-240 с.
  14. Основы эстетического воспитания пособие для учителя / под ред. Н. А. Кумаева.- М.: Просвещение, 1986. - 240 с.
  15. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Педкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 640 с.
  16.  Педагогика под ред. Ю.К. Бабанского Просвещение, Москва, 1983г.
  17. Т. Н. Караманенко «Кукольный театр в детском саду». Учпедгиз, 1955.
  18. Экологическое и эстетическое воспитание школьников/Под ред. Л. П. Печко. М., 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как не стать моральным "уродом"- статья

Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Статья в сборнике научных статей

Научные статьи по психологии....

статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"

Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....

Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт

Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...