ФОРМЫ И МЕТОДЫ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ
презентация к уроку (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Меликова Лилия Ильясовна

В ходе учебного процесса каждый педагог сталкивается с проблемой неодинакового усвоения разными учениками одного и того же (по объему и содержанию) учебного материала при достаточном уровне развития интеллектуальных способностей.

   Одну из причин этого мы видим в различном уровне сформированности учебной мотивации.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФОРМЫ И МЕТОДЫ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ Составила: Меликова Лилия Ильясовна учитель начальных классов МОУ СОШ №40 г. Тверь

Слайд 2

« ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ , ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ» В. А. Сухомлинский

Слайд 3

В ходе учебного процесса каждый педагог сталкивается с проблемой неодинакового усвоения разными учениками одного и того же (по объему и содержанию) учебного материала при достаточном уровне развития интеллектуальных способностей. Одну из причин этого мы видим в различном уровне сформированности учебной мотивации.

Слайд 4

МОТИВАЦИЯ ВНЕШНЯЯ ВНУТРЕННЯЯ ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ Месть Власть ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ Стремление получить высокие отметки; Одобрение учителя; Одобрение учащихся, одобрение родителей; Симпатия к учителю; Стремление превзойти других, соперничество. ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ Избегание неудачи: стремление избежать низкой оценки; Стремление избегать наказаний учителя; Стремление избежать критики. ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ Интересен изучаемый предмет; Интересен метод преподавания; Стремление добиться особых успехов; Осознание своего познавательного прогресса; Доверие учителя; Хорошее настроение; Уверенность в своих силах.

Слайд 5

К внутренним мотивам относится: собственное развитие в процессе учения; действие с другими и для других; познание нового, неизвестного. К внешним мотивам относятся: учёба как вынужденное поведение; процесс учёбы как привычное функционирование; учёба ради лидерства и престижа; стремление оказаться в центре внимания.

Слайд 6

Учебно-познавательная мотивация младших школьников – это их деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться. Формировать и развивать мотивацию – это значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в условия и ситуацию развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.

Слайд 7

Одним из показателей развития личности ученика является уровень сформированности его учебной мотивации. Высокая мотивация У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки. Хороший уровень мотивации Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Слайд 8

Низкий уровень мотивации Эти дети посещают школу неохотно. Предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.

Слайд 9

Что снижает мотивацию ребенка? Недостаток любви затрудняет развитие ребёнка. Влияние плохого психологического климата в школе. Несовершенство методов, приёмов и форм организации учебного процесса. Перегрузка однообразным учебным материалом. Переизбыток медийной информации вредит ребёнку. Когда нет интереса к предмету, нет и желания учиться. Родительский страх мешает детям стать самостоятельными. Чрезмерные нагрузки отнимают энергию. Завышенные требования не дают полноценно учиться.

Слайд 10

Мотивационное обучение ребёнка Постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение к учению через обеспечение психического и физического здоровья на уроке, соблюдение гигиены труда; Создавать ситуации успеха; Стимулировать мотивацию через удовлетворение потребности учащихся в общении и сотрудничестве с учителем и одноклассниками. Способствовать развитию как «сильных», так и «слабых» учащихся, сохранять их веру в свои силы, давать толчок к самообразованию; Стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности.

Слайд 11

Как повысить внутреннюю мотивацию школьника? Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет позитивная психологическая атмосфера урока, обеспечение гуманных отношений между учителем и учеником, выбор демократического стиля педагогического взаимодействия: принятие своих учеников независимо от их учебных успехов, преобладание побуждения, поощрения, понимания и поддержки. Психологическое поглаживание учеников: приветствие, проявления внимания к возможно большему числу детей – взглядом, улыбкой, кивком.

Слайд 12

Технологии и методики применяемые в начальной школе: технология личностно-ориентированного образования; технология уровневой дифференциации; технология игрового обучения; технология театральной педагогики; технология развития критического мышления; технология системно-деятельностного подхода (проблемное обучение); проектная и исследовательская деятельность; здоровьесберегающие технологии; информационно-коммуникационные технологии.

Слайд 13

Формы стимулирования познавательной активности учащихся, формирования мотивации учения дидактические игры и упражнения; внеклассные мероприятия по предметам; творческие работы учащихся по разным предметам; проведение предметных олимпиад; интеграция обучения (проведение интегрированных уроков); использование различных педагогических технологий.

Слайд 14

Приемы работы повышающие мотивацию учебной и познавательной деятельности Индивидуальные задания Работа в парах и группах Анализ и систематизация ошибок, выполнение работы над ошибками Стимуляция вопросов со стороны учащихся Деление заданий на дозы Рациональная система упражнений Проговаривание, комментирование, систематическое повторение Использование карточек-консультаций, алгоритмов, схем, опор и т.д. Согласование объема домашнего задания

Слайд 15

Динамично помогает начать урок такой приём, как «Улыбнемся друг другу» , что способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут. Данный приём развивает коммуникативный навык, эмоционально настраивает детей.

Слайд 16

Повышает мотивацию учащихся на уроке и работа над загадками . Загадка – удивительная игра, соревнование на смекалку. Она обладает большими возможностями для наблюдения за окружающим миром, учит воспринимать жизнь многогранно, помогает совершенствовать речь, тренирует внимание и память, развивает любознательность. Дети хорошо знают загадки и очень их любят, пробуют составлять их сами. Загадки используем и для определения темы урока.

Слайд 17

Так, как в младшем школьном возрасте игра остаётся ведущим видом деятельности, поэтому использование игровых технологий при организации работы на уроке является необходимым. На уроке в виде игры – сказки, у детей младшего школьного возраста возрастает активность, и они с удовольствием помогают попавшему в беду сказочному герою.

Слайд 18

Работа в парах и группах - организация совместных действий, ведёт к активизации учебно-познавательных процессов, коммуникации, общению, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание, которое диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность.

Слайд 19

Использование ИКТ – один из эффективных методов повышения мотивации и индивидуализации учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона. «Физминутка» - позволяет весело и активно расслабиться, восстановить энергию.

Слайд 20

Творческий подход на уроке и домашние творческие работы способствуют развитию речи детей. Прежде чем написать сочинение, идёт подготовительная работа. Это – поиск материала, загадки, стихи, рисунки, выход на природу, экскурсии.

Слайд 21

Проектный метод обучения - позволяет создать максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников, развивать их воображение, фантазию, мышление, коммуникативные способности. “ Проект” - исследовательская работа школьников под управлением учителя, может выполняться индивидуально, группами учащихся или совместно с родителями. На заключительном этапе урока используем метод рефлексии , через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

Слайд 22

Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть «пассивным сосудом», который мы наполняем знаниями, и становится активным участником образовательного процесса. Раньше ученик полностью подчинялся учителю, теперь от него ждут активных действий, мыслей, идей и сомнений, при решении которых он учится находить выход из сложившейся проблемной ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебной мотивации на уроках

В данном тексте можно прочитать как я формирую учебные  мотивации у своих учащихся...

Совершенствование форм и методов организации внеурочной деятельности по бурятскому языку в условиях реализации ФГОС нового поколения

В связи с переходом на ФГОС нового поколения изменился учебный план. В начальных классах не отведены часы на предметы национально-регионального компонента, в связи с этим появились трудности преподава...

"Использование интерактивной онлайн – платформы Учи. ру для повышения эффективности учебной деятельности и формирования положительной учебной мотивации на уроках в начальной школе"

laquo;Виртуальные технологии в образовании»В современных условиях, когда столь актуальным является внедрение информационно-компьютерных технологий в систему образования страны, растёт количеств...

Формы и методы повышения мотивации учителя начальных классов

Презентация "Формы и методы повышения мотивации учителя начльных классов"...

Использование интерактивной онлайн – платформы Учи. ру для повышения эффективности учебной деятельности и формирования положительной учебной мотивации на уроках в начальной школе.

Актуальность использования платформы Учи.ру, концепция  и ключевые преимущества. Пример из собственного опыта работы на платформе....

Экран соревнований «Лучшие ученики класса» как метод учебной мотивации

Экран соревнований «Лучшие ученики класса» как метод учебной мотивации   Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось...