Экран соревнований «Лучшие ученики класса» как метод учебной мотивации
статья (2 класс)

Мороз Анна Александровна

Экран соревнований «Лучшие ученики класса»

 как метод учебной мотивации

 

  Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность». 

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. 
Основные признаки функционально грамотной личности – это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.  (Изучать. Искать. Думать. Сотрудничать. Приниматься за дело.)

Перед учителем начальной школы стоят колоссальные задачи, но как их достичь, если ученик пассивен или не имеет особого желания учиться? «Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха», - В.А. Сухомлинский. Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из актуальных проблем современной школы, делом общественной важности. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции. Таким образом, одной из задач, которая должна решаться в школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшее её развитие у школьников.

Какие методы учебной мотивации можно использовать учителю начальных классов?

Например, метод «Ситуация успеха». Этот метод заключается в том, чтобы создать такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики. Различается успех и ожидания личности. Можно выделить три вида: предвосхищаемый успех, в основе его ожидания могут быть и обоснованные надежды, и упование на какое-то чудо, но на пустом месте успех родиться не может; констатируемый успех фиксирует достижение, он дает младшим школьникам возможность пережить радость признания, ощущение своих возможностей, веру в завтрашний день; обобщающий успех способствует состоянию уверенности, защищенности, опоры на самого себя, но есть вероятность опасности переоценить свои возможности, успокоиться.

Ещё один метод – это метод «Соревнование». Задача учителя – создать такие условия, при которых естественная потребность школьников к соперничеству направляется на воспитание нужных человеку и обществу свойств. Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Особенно большое значение имеет соревнование для отстающих: сравнивая свои результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий.

  Итак, учитель постоянно должен изучать мотивы учения и поведения своих учеников. Педагог должен хорошо знать приемы возбуждения интереса школьников, уметь ими пользоваться в зависимости от ситуации.

  На основе этих двух методов много лет мы используем экран достижений как прием возбуждения интереса к обучению. Под вывеской «Лучшие ученики класса» каждую неделю размещаются карточки с фамилиями или фотографии учеников, набравших большее количество пятерок за неделю. Главное условие, что по количеству двоек и троек соревнования не должно быть. Учитель может корректировать ситуацию: чаще спрашивать тех детей, чью самооценку необходимо поднять; спрашивать так, чтобы была возможность у большего количества учеников занять призовые места (на доске только 1,2,3 место). Ученики-лидеры стараются выполнить больше дополнительных заданий, более качественно работать дома, на самостоятельных и контрольных работах. Для каждого ученика попасть на доску почета – стимул для улучшения работы.

Метод «Лучшие ученики класса» можно использовать один-два года, а далее искать новые способы мотивации. Главное, чтобы обстановка в классном коллективе была доброжелательной, чтобы дети умели радоваться успехам других детей, понимали, что у каждого есть свои достижения, необязательно школьные. Для этого с первого класса ученики должны приносить свои грамоты, медали, кубки, завоеванные на секциях, кружках для публичной демонстрации своих достижений. Учитель, знакомя классный коллектив и коллектив родителей с достижениями каждого ученика помогает ребятам найти друга по интересам, а родителям демонстрирует индивидуальность каждого ребенка. В доброжелательной психологической обстановке у детей будет всегда возможность проявить себя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_nsiportala_a.moroz_.docx16.03 КБ

Предварительный просмотр:

Экран соревнований «Лучшие ученики класса»

 как метод учебной мотивации

  Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность». 

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. 
Основные признаки функционально грамотной личности – это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.  (Изучать. Искать. Думать. Сотрудничать. Приниматься за дело.)

Перед учителем начальной школы стоят колоссальные задачи, но как их достичь, если ученик пассивен или не имеет особого желания учиться? «Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха», - В.А. Сухомлинский. Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из актуальных проблем современной школы, делом общественной важности. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции. Таким образом, одной из задач, которая должна решаться в школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшее её развитие у школьников.

Какие методы учебной мотивации можно использовать учителю начальных классов?

Например, метод «Ситуация успеха». Этот метод заключается в том, чтобы создать такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики. Различается успех и ожидания личности. Можно выделить три вида: предвосхищаемый успех, в основе его ожидания могут быть и обоснованные надежды, и упование на какое-то чудо, но на пустом месте успех родиться не может; констатируемый успех фиксирует достижение, он дает младшим школьникам возможность пережить радость признания, ощущение своих возможностей, веру в завтрашний день; обобщающий успех способствует состоянию уверенности, защищенности, опоры на самого себя, но есть вероятность опасности переоценить свои возможности, успокоиться.

Ещё один метод – это метод «Соревнование». Задача учителя – создать такие условия, при которых естественная потребность школьников к соперничеству направляется на воспитание нужных человеку и обществу свойств. Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Особенно большое значение имеет соревнование для отстающих: сравнивая свои результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий.

  Итак, учитель постоянно должен изучать мотивы учения и поведения своих учеников. Педагог должен хорошо знать приемы возбуждения интереса школьников, уметь ими пользоваться в зависимости от ситуации.

  На основе этих двух методов много лет мы используем экран достижений как прием возбуждения интереса к обучению. Под вывеской «Лучшие ученики класса» каждую неделю размещаются карточки с фамилиями или фотографии учеников, набравших большее количество пятерок за неделю. Главное условие, что по количеству двоек и троек соревнования не должно быть. Учитель может корректировать ситуацию: чаще спрашивать тех детей, чью самооценку необходимо поднять; спрашивать так, чтобы была возможность у большего количества учеников занять призовые места (на доске только 1,2,3 место). Ученики-лидеры стараются выполнить больше дополнительных заданий, более качественно работать дома, на самостоятельных и контрольных работах. Для каждого ученика попасть на доску почета – стимул для улучшения работы.

Метод «Лучшие ученики класса» можно использовать один-два года, а далее искать новые способы мотивации. Главное, чтобы обстановка в классном коллективе была доброжелательной, чтобы дети умели радоваться успехам других детей, понимали, что у каждого есть свои достижения, необязательно школьные. Для этого с первого класса ученики должны приносить свои грамоты, медали, кубки, завоеванные на секциях, кружках для публичной демонстрации своих достижений. Учитель, знакомя классный коллектив и коллектив родителей с достижениями каждого ученика помогает ребятам найти друга по интересам, а родителям демонстрирует индивидуальность каждого ребенка. В доброжелательной психологической обстановке у детей будет всегда возможность проявить себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В РАМКАХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Ситемно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Я стараюсь как можно больше активизировать детей на уроках и после них для "доб...

Использование приемов и методов формирования учебной мотивации, создания благоприятного психологического климата при организации работы на уроках в 1 классах.

В работе говорится о трудностях, с которыми встречаются ученики 1-х классов в период адаптации, раскрываются приемы и методы работы учителя по созданию психологического климата и формированию  уч...

Диагностический материал для учителя начальных классов по изучению учебной мотивации младших школьников

Диагностический материал, который поможет выявить уровень учебной мотивации у младших школьников, разобраться учителю во внешних и внутренних мотивох учения....

Рекомендации педагогам начальной школы по работе над учебной мотивацией учеников

На каждом уроке учитель влияет на мотивацию ученика.  Технология развития мотивации учения в современной школе строится на развитии мотива достижения. Эта технология включает в себя не только соз...

ФОРМЫ И МЕТОДЫ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ

В ходе учебного процесса каждый педагог сталкивается с проблемой неодинакового усвоения разными учениками одного и того же (по объему и содержанию) учебного материала при достаточном уровне развития и...

Специальные условия для повышения учебной мотивации и включения ученика в учебный процесс

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из актуальных проблем современной школы, делом общественной важности. Её актуальность обусловлена обновлением ...

Статья- "УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ."

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом  и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожал...