«Приёмы технологии развития критического мышления, используемые в начальной школе».
методическая разработка на тему

Газизова Эльмира Зуфаровна

Презентация предназначена для учителей начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1Ход занятия:

-Добрый день, уважаемые коллеги!

Я рада приветствовать Вас в этом уютном зале  . Я буду благодарна Вам за активную работу. Уважаемые коллеги, поднимите руки верх, образно представьте, что вы держите над головой огромный кувшин, этот кувшин наполнен счастьем, добром, позитивом, хорошим настроением, а сейчас вылейте его на себя. И с этим свежим настроением начнём нашу работу.

Выступление хочу начать со слов А. С. Пушкина.

СЛАЙД 2 Что мысль, когда ни с кем не делится она?

Что гордый ум, когда он сам в себе замкнется?

Что рукопись, когда она не прочтена?

Душа, когда она к другой душе не рвется?

Приём «Верите ли вы …»

- Верите ли вы, что можно детей научить учиться?

 - Верите ли вы, что устанете работать во время мастер – класса?Верите ли вы, что по окончании мастер – класса  вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки? Я тоже в это верю, итак, начнём!

Хочу  напомнить  сегодня  вам слова В.А. Сухомлинского     

«Ткач уже через час видит плоды своих забот, сталевар через несколько часов радуется огненному потоку металла — это вершина его мечты; пахарь, сеятель, хлебороб через несколько месяцев любуется колосьями и горстью зерна, выращенного в поле... Учителю же надо трудиться годы и годы, чтобы увидеть предмет своего творения; бывает, проходят десятилетия, и еле-еле начинает обозначаться то, что ты замыслил».

СЛАЙД 3 Эпиграф: Умеющие мыслить умеют задавать вопросы. Э.Кинг

СЛАЙД 4 ФГОС  акцентирует внимание на обеспечении условий для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности учителей. В настоящее время в мире сокращается значимость репродуктивной деятельности, связанной, как правило, с использованием традиционных технологий. В век динамических изменений главным становится, умение учится самостоятельно.

-  А как научить учащихся самостоятельно находить знания? Как научить отделять главное от существенного в тексте или в речи ? Как развить таких базовых качеств личности, как рефлективность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность?

СЛАЙД 5 Познакомившись с технологией «Критического мышления», я нашла ответы на многие вопросы. Ведь критически мыслящий человек сам задает себе вопросы и пытается найти ответы на них: Что я знаю? Что я узнал нового? Как изменились мои знания? Что я буду с этим делать?

СЛАЙД 6  Таким образом, и новые стандарты, и технология критического мышления акцентируют внимание на личностно-ориентированном обучении.

СЛАЙД 7 Тема моего мастер-класса «Приёмы технологии развития критического мышления, используемые   в начальной школе».

СЛАЙД 8 Уважаемые коллеги, нам  необходимо выяснить, что Вы уже знаете о технологии критического мышления. Перед вами лежат картинки с изображением солнышка: в центре ТРКМ, а лучи – все ваши ассоциации, идеи, возникающие в связи с этим термином. Напишите на лучах ваши ассоциации.

Слайд 9 Посмотрим, что у Вас получилось. Мы с вами использовали один из самых наглядных приемов технологии ТРКМ построение кластера.

Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

 СЛАЙД10 На мой взгляд, наибольшая эффективность образовательного процесса достигается при использовании методик активного обучения, когда все участники оказываются вовлечёнными в процесс познания. Ученики в процессе учатся мыслить критически, сопоставляя, анализируя информацию, оценивая разные мнения, общаясь с другими и принимая ответственные решения. К эффективным технологиям развивающего обучения относится, и технология РКМ.

В чем же особенность этой технологии? В основе ТРКМ лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:

СЛАЙД 11  I фаза Вызов (пробуждение: имеющихся знаний интереса к получению новой информации Ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме. Работа с вопросами может проходить в 2 этапа: «я сам», «мы вместе» (парная или групповая работа). На стадии вызова у ребёнка должно сформироваться представление, чего же он не знает «Что хочу узнать?».

II фаза Осмысление содержания (получение новой информации)На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать) Это, как правило, самый длительный этап урока, который предполагает получение новых знаний, их осмысление. Цель данного этапа — побудить ребёнка к высказываниям, поддержать интерес учащихся к информации и добиться ее понимания.

III фаза Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)

Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме. Данный этап способствует целостному осмыслению темы, выработке собственного отношения к изучаемому материалу, выявлению тем и проблем для дальнейшей работы. Учащиеся самостоятельно делают выводы, приводят сравнения, анализ, соотносят новые знания с имеющимися.

СЛАЙД 12 Если посмотреть на них с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Однако, современный учитель должен постоянно акцентировать внимание на уроках, чтобы формировать определённые УУД.

СЛАЙД 13  Что принципиально нового несет технология критического мышления? Элементы новизны, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности, на каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Теоретически все просто, а на практике существуют определенные трудности: учителю приходится перестраивать всю работу на уроках, тратить значительно больше времени на подготовку; нет никаких готовых методических разработок. Но при этом открывается огромное поле деятельности для творческой работы учителя и  учащихся.

3. Практическая часть мастер-класса

Слайд  14

А сейчас о приемах работы по ТРКМ, наиболее успешно используемые учителями в начальной школе.

Но для начала я хотела с вами провести приём который называется «Микрофон»

— Что такое мышление? Что такое критическое мышление в вашем понимании?Кто испытывает затруднения в модуле критического мышления? Используете ли вы на уроках приёмы критического мышления? А можно узнать какие приёмы вы используете на своих уроках?

Первый этап работы стадия вызова — «создание мотива к обучению». На этой стадии использую такие приемы:

 СЛАЙД 15

 «Верите ли Вы, что...?»,«Проблемный вопрос»
«Загадка» «Корзина идей», «Знаю-хочу», «Мозговой штурм»«Кластер», «Ассоциации», «Дерево предсказаний»
«Перепутанные логические цепочки»,«Верные и неверные утверждения»,«Толстые» и «тонкие» вопросы

 СЛАЙД 16-А сейчас хотела рассмотреть такую технологию , которая называется  Корзина идей (фактов, понятий). Ученик записывает в тетради все,  что ему известно по проблеме, затем учащиеся обмениваются информацией в парах или группах. По мере усвоения новой информации происходит исправление ошибок. Эта технология детям очень нравится, в этом я еще раз убедилась на открытом уроке в лицее №5 г.Уфы

ПРАКТИКА-Сейчас, вы будете учениками 4 класса. У нас урок окружающего мира . Ребята, вы все видели солнце. А как вы думаете, что же такое Солнце?

Напишите свои предположения на стикерах и прикрепите к корзинке.      Солнце – это…

Слайд 17… космическое вещество; огонь, греющий Землю; горящий  шар и др. предположения- Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Сегодня нам предстоит найти научный ответ на вопрос, что такое Солнце?

   Второй этап — «осмысление» — содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с информацией. На этом этапе я использую такие приёмы как: СЛАЙД 18«Инсерт»,«Чтение с пометами»,«Кластер», «Чтение с остановками»,«Толстые и тонкие вопросы»...
«Знаю — Хочу знать — Узнал» из простых приемов – таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока.

Слайд 19 Таблица «тонких» и «толстых» вопросов выглядит так: в левой части - простые «тонкие» вопросы, в правой части – вопросы, требующие более сложного развёрнутого ответа.

ПРАКТИКА СЛАЙД 20,21

Перед Вами 1 глава повести  Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Предлагаю придумать и задать друг другу вопросы двух видов. 

Тонкий.

Толстый

Что росло вокруг каждого дома?

Почему коротышек так называли?

Малыши и малышки дружили между собой?

Почему малыши и малышки не дружили?

С кем дружил Незнайка?

Почему Знайку так называли?

Где жил Гунька?

Как вы думаете, могут ли малыши и малышки подружиться?

СЛАЙД 22Третий этап — «рефлексия», на этапе рефлексии можно использовать такие методы и приемы:

 СЛАЙД 23,24

Метод 6 шляп», Кластер Узнал) «Синквейн»
«Пятиминутное эссе»
«Толстые» и «тонкие» вопросы
«Перепутанные логические цепочки»

 Составление маркировочной таблицы (Знаю — Хочу узнать —

СЛАЙД 25И ещё одна технология , которая тоже относится к ТРКМ. Это мнемосхема. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично.  

ПРАКТИКАСЛАЙД 26 Например, составление рассказа «ВЕСНА ИДЁТ».

 «Весной пригревает  яркое солнышко. С крыш домов тают сосульки, а на земле появляются лужи и ручейки . На деревьях набухают почки, из них скоро появятся листочки. Из тёплых  стран прилетают птицы. Я очень люблю весну».

-А сейчас, используя технологию расшифруем стихотворение

СЛАЙД 27Рефлексия «Пожелание»

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути –

Главнейшее условие.

каждый день и каждый час

Вам новым будет,

Пусть добрым будет ум у вас.

А сердце будет умным.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего.

А все хорошее, друзья,

Дается нам недешево. Становится очевидным, что применение даже некоторых приёмов ТРКМ даёт возможность развить и совершенствовать творческий потенциал учащихся

4. Обсуждение  теоретического  материала (дискуссия).

- Слышали  Вы  об  этой  технологии  раньше?

- Какие  из   приёмов  вызвали  интерес?

- Какие  приёмы  будете  использовать  в  работе?

Слайд 28Возвращаясь к началу моего выступления, где прозвучали вопросы «Верите ли вы?», который является одним из способов развития критического мышления. Я верю, что вы используете на своих уроках данные технологии.

  Слайд 29   В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу вижу  в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. И в этом мне помогают приёмы ТРКМ.

Спасибо, уважаемые коллеги, за работу! Желаю вам творческих успехов! СЛАЙД 30


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приёмов технологии развития критического мышления для формирования УУД у младших школьников

В статье рассматриваются возможности применения данной технологии для формирования УУД у младших школьников....

Мастер-класс "Использование приёмов технологии развития критического мышления"

На данном мастер-классе показан пример использования приёмов технологии развития критического мышления на каждом этапе урока....

Мастер класс "Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе"

Мастер класс "Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе"...

«Приёмы технологии «Развитие критического мышления» в начальной школе на уроках окружающего мира.

Оснавная идея ТРКМ -создать такую атмосферу учения при которой учащиеся, совместно с учителем активно работают, сознательно расмышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают ил...

«Приёмы «Технологии развития критического мышления» в начальной школе

Из опыта  работы Соловьёвой С.Н. по теме самообразования: «Приёмы «Технологии развития критического мышления»  в начальной школе»...

Использование приёмов «Технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе в условиях внедрения ФГОС»

Использование приёмов «Технологии развития критического мышления на уроках в начальной школев условиях внедрения ФГОС»...