Мастер-класс: "Организация исследовательской деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках русского языка и литературного чтения"
учебно-методический материал на тему

Афонина Елена Николаевна

В современной школе развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной и воспитательной работы с младшими школьниками.

Исследование как метод обучения может быть использовано практически на каждом уроке.

Авторы комплекта УМК «Начальная школа XXI века », по которому работаю я, важное место уделяют проектной и исследовательской работе. Проблема состоит в том, что у школьников не всегда возникает тяга к самостоятельной исследовательской работе. Здесь необходимо учителю организовать работу таким образом, чтобы у учащихся появилось желание провести исследование по возникшей проблеме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx38.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Организация исследовательской деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках русского языка и литературного чтения

Цели и задачи:

  1. Показать роль исследовательского метода в повышении качества образования.
  2. Рассмотреть теоретические основы исследовательской работы на уроке и во внеурочной деятельности.
  3. Показать на конкретных примерах, как учителя начальных классов могут проводить исследования на практике.

Оборудование: учебники русского языка, рабочие листы.

План:

  1. Вступление.
  2. Теоретическая часть.
  3. Практическая часть.
  4. Подведение итогов мастер-класса.

Форма проведения: мастер-класс

Ход мастер-класса

1. Обоснование актуальности.

В современной школе развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной и воспитательной работы с младшими школьниками.

Исследование как метод обучения может быть использовано практически на каждом уроке.

Авторы комплекта УМК «Начальная школа XXI века », по которому работаю я, важное место уделяют проектной и исследовательской работе. Проблема состоит в том, что у школьников не всегда возникает тяга к самостоятельной исследовательской работе. Здесь необходимо учителю организовать работу таким образом, чтобы у учащихся появилось желание провести исследование по возникшей проблеме.

Практика показывает, что использование элементов проблемных, поисковых, исследовательских, эвристических методов обучения делает процесс обучения более продуктивным. Развитие исследовательских умений и навыков обучающихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес обучающихся к учебе, мотивировать их на достижение более высоких результатов.

Надо отметить, что первоначальным этапом готовности учеников к данному виду деятельности становятся чувство удивления и желание принять нестандартный вопрос.

Исследовательская деятельность учащихся ориентирована на приобретение новых знаний путем развития познавательной активности, мыслительных способностей и их творческое применение.    Такого рода деятельность дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе.

Актуальность темы опыта:

      Необходимостью внедрения современных технологий

      Универсальностью «исследования», как типа мыслительной деятельности

  • Эффективностью обучения, при котором ученик является активным субъектом
  • Основные задачи моей педагогической работы:
  • – научить самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации;
  • – сформировать навыки самоконтроля;
  • – создать условия для развития и проявления ребенком своих личностных качеств, формированию его индивидуальности, способности к нравственной и творческой реализации своих возможностей;
  • –  ориентировать учащихся на развитие критического мышления, их рефлексивных способностей, умений представить результаты своей работы;
  • – сформировать навыки работы в команде.

2. Система занятий мастера.

При организации учебного исследования младших школьников на уроках я обычно включаю такие основные элементы:

1.выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования);

2.выработку гипотезы (предположения);

3.поиск и предложение возможных вариантов решения;

4.сбор материала;

5.анализ и обобщение полученных данных;

6.подготовку и защиту итогового продукта.

Если представить методику организации исследования младших школьников в общем виде, то она может быть поделена на три относительно самостоятельных этапа.

На подготовительном этапе обозначается проблема, формулируется тема, ставится цель и задачи, выдвигаются гипотезы, продумываются возможные варианты решения. Опыт показывает, что момент первичного включения учащихся в собственную исследовательскую деятельность является одним из самых сложных в методическом отношении этапов.

При выборе темы следует соблюдать определённые правила:

-тема должна быть интересна ребенку,

-тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования,

-учитывая интересы детей, надо стараться держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь,

-тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности,

-тема должна быть такой, чтобы могла быть выполнена относительно быстро,

- тема должна соответствовать возрастным особенностям,

-желание должно сочетаться с возможностями,

-с выбором темы не стоит затягивать.

Основной этап - это непосредственно, исследовательская работа: изучение литературы, беседы с другими людьми, просмотр телепередач, использование Интернета, эксперименты, наблюдения, анкетирование, опыты. Очень важна на этом этапе совместная работа детей и родителей.

На заключительном этапе оформляются результаты исследования (доклад, макет, проект). Моментом завершения детской исследовательской работы непременно является публичное представление её  в классе.

Особенность организации исследовательской деятельности в начальном звене школы в том, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие. Просто уровень исследования будет другим. Важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры учащихся:

- мыслительных умений и навыков;

-анализ и выделение главного;

- сравнение, обобщение и систематизация;

- определение и объяснение понятий;

- конкретизация; доказательства и опровержения;

- умения видеть противоречия;

- умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;

       - умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи младшего школьника.

Обратимся к схеме проведения исследования.

Схема проведения исследования с младшими школьниками выглядит следующим образом:

  1. Актуализация проблемы. Цель: выявить проблему и определить направление будущего исследования.
  2. Определение сферы исследования. Цель: сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти.
  3. Выбор темы исследования. Цель: обозначить границы и исследования.
  4. Выработка гипотезы. Цель: разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные - провокационные идеи.
  5. Выявление и систематизация подходов к решению. Цель: выбрать методы исследования.
  6. Определение последовательности проведения исследования.
  7. Сбор и обработка информации. Цель: зафиксировать полученные знания.
  8. Анализ и обобщение полученных материалов. Цель: структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы.
  9. Подготовка отчета. Цель: дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования.
  10. Доклад. Цель: защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы.
  11. Обсуждение итогов завершенной работы.

Занимаясь этой темой, я выделила несколько важных моментов, необходимых для успешной исследовательской работы. Необходимо развивать в детях творческое мышление.

Для развития творческого мышления можно использовать вербальные и невербальные задания, предложенные Савенковым А.И. и учителями, работающими по данной теме.

Невербальные задания.

Склеивание (агглютинация).
Детям предлагается сделать аппликацию из разноцветных геометрических фигур, изобразив то, что придумать кроме него не может никто. Назвать получившегося героя и исследовать его возможности. 
Нарисуйте несуществующее животное, с новыми необычными свойствами, соединяя различные части животных.

Аналогии.
Напиши букву, похожую на жука.
На что похожи эти буквы?
Сконструируй дом, который мы бы построили в пустыне, в горах, на море и т.д.

Акцентирование.
Отметь отличительные черты собственных имён существительных.
Что можно увидеть в предложении?

Типизация (внимание).
Сложи в несколько раз листок и вырежи из него снежинку. Какая из них больше похожа на настоящую – т.е. более типична?
Этот прием является основным в художественном творчестве.

Вербальные задания.

Сочини про любой предмет сказочную историю.
Придумай продолжение текста  с новыми героями.
Придумай предложения со словами:
день; альбом; мир;
солнце; шкаф; окно.
Составь рассказ, продолжив первое предложение или используя последнее.
Найди как можно больше способов использования предметов. (Например, газета.)
Придумай свои небылицы.

Исследовательская деятельность учит детей ставить проблемы, выдвигать гипотезы, проводить простейшие опыты и эксперименты. Благодаря совместной работе с ребятами на уроках удалось создать коллекцию и составить «определители» по темам:

  1. Приставки и предлоги.
  2. В мире слов и звуков.
  3. «Мы в ответе за тех, кого приручили».
  4. «Добрые дела и поступки».

Ребята составляют коллекции, готовят небольшие сообщения и выступают с ними перед одноклассниками.

Результаты исследовательских работ оформляются в форме сочинений, рисунков, стихов, отчетов, выступлений перед родителями и учащимися школы.

Ещё с учащимися были проведены долгосрочные исследования, как продолжение уроков:

  1. «История слова медведь»
  2. «Баба-яга. Миф и реальность»
  3. « Все мы родом из сказки»
  4. «Знакомые «незнакомцы (иностранные слова)»

Основными условиями успешности развития исследовательских навыков младших школьников является:

  • умение вести диалог;
  • слушать школьников и принимать их точку зрения не как неверную, а как одну из многих;
  • мгновенно ориентироваться в разных ситуациях;
  • выбирать точные слова для  ответов учеников, обобщений и выводов.

Приведу пример исследовательской деятельности на уроке русского языка во 2 классе.

Тема урока: «Как пишутся приставки».

Учебники закрыты.

Учитель: Ребята, прочтите тему нашего урока. Ничего странного не замечаете?

Ученики: Мы уже с первого класса знаем, что приставки пишутся слитно.

Учитель: А почему же сегодня мы вновь обращаемся к этой теме?

Ученики: Чтобы поупражняться в написании приставок.

- А может есть что-то неизвестное нам в написании приставок?

Учитель: Посмотрите на доску: необходимо вставить пропущенную букву в глаголах.

Кто желает поработать?

(Оформление доски: ра.горелся, ра.кричался, ра.ошёлся, ра.варился, ра.шился.)

Ученик допускает ошибки, так как не знаком с подобным написанием.

Приходим к выводу, что не всё нам знакомо в написании приставок.

Проблема: Что же нам делать? Когда надо писать РАЗ-, когда РАС-. Кто командует здесь?

Ученики: Необходимо найти объяснение написания приставок РАЗ- и РАС-

Учитель: Выполнив из учебника упражнение, я думаю, у вас появятся какие-то мысли по написанию данных приставок.

Проверка правильности выполнения этого упражнения. Пробуем сформулировать вывод: когда пишется приставка РАЗ-, а когда РАС-.

Если дети затрудняются – даётся ещё одно упражнение.

Формулировка правила.

Подтверждение своих выводов по учебнику: ученики дорабатывают правило, убирая неверные утверждения.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/612769/img.gif

Учитель: Так кто-же диктует выбор приставки?

Ученик: Корни, они заставляют обращать на себя внимание.

Учитель: Верно, необходимо посмотреть на какую букву начинается корень.

Мы с вами сумели разобраться в правописании приставок РАЗ- и РАС-.

Шаг 3. Имитационная игра.

(Работа с участниками семинара.)

Работа по УМК «Начальная школа XXI века» требует от учителя готовности организовать исследовательскую работу школьников практически на каждом уроке. Так построены учебники. Такие исследования на уроках есть в любом УМК, просто учителю надо самому научиться «видеть», что можно исследовать на конкретном уроке.

Сейчас предлагаю вам принять участие в исследовательской работе на уроке русского языка.

Тема нашего мастер класса «Исследовательская работа как средство развития творческих способностей», а исследовать будем слово детство.

Такие слова в лингвистике называются концептами. В начальных классах мы не говорим концепт , а исследуем словесный портрет слова.

Начинаем с первого этапа. Детям я загадываю загадки, пословицы, фразеологизмы. Они определяют ключевое слово по которому мы будем работать. У нас ключевое слово детство. Чтобы понять, что дети знают о слове, составляем ассоциации к нему.

Уважаемые коллеги, назовите, а каковы ваши ассоциации к слову детство?

Работа со всеми.

  1. Ассоциация к слову Детство. На доске цветным мелом.
  2. Следующий этап исследования это определение лексического значения слова Толковый словарь

На данном этапе дети учатся работать со словарями.

Пожалуйста, кто хочет работать по интернету. Подберите произведения о детстве.

Мои ученики на уроках также учатся находить информацию по интернету. Им это очень нравится.

Работа в группах

1) У любого человека есть своя семья и родственники, и у слов тоже есть родственные слова. Какие родственные слова есть у слова Детство? (1 -я группа). Бездетный, детвора, детёныш, дети, детина, детка, детский, многодетный, детишки.

2) У каждого человека есть друзья, есть и недоброжелатели. Через антонимы и синонимы понаблюдаем это же на примере слова. (2- гр.группа).

Употребление в речи родственных слов, антонимов и синонимов делают нашу речь выразительной, обогащает словарный запас.

Фронтальная работа

- Слово Детство очень трудолюбивое. Оно помогает сделать язык ярче, красивее, выразительнее. Оно входит в состав фразеологизмов. Слово во фразеологических оборотах.

  • Дети Арбата
  • Дети Божьи
  • Впадать в детство
  • Чертовы дети
  • Золотое детство
  • Детство взыграло

  • о безрассудном поведении
  • молодёжь, дети советской элиты
  • о людях, совершивших плохой поступок
  • все люди с религиозной точки зрения.
  • о беззаботном детском возрасте
  • проявлять слабоумие (обычно в преклонном возрасте)
  • Дети Арбата (молодёжь, дети советской элиты)
  • Дети Божьи (все люди с религиозной точки зрения)
  • Впадать в детство (проявлять слабоумие (обычно в преклонном возрасте))
  • Чертовы дети (о людях, совершивших плохой поступок)
  • Детство взыграло (о безрассудном поведении)
  • Золотое детство (о беззаботном детском возрасте)

  • - Русскому народу удалось свою мудрость, свой опыт передать через слово. Понаблюдаем, как слово Детство «живёт» в русском фольклоре. Одна из групп собирала пословицы и поговорки о Детстве и объясняла их значение. (Отвечает пятая группа).
  • Фронтальная работа.
  • Пословицы и поговорки о детстве:
  • Детство — время золотое.
  • Дитя хиленько, а отцу-матери миленько.
  • Добрые дети — дому венец, а злые — конец.
  • За что отец, за то и дети.
  • Изба детьми весела.
  • Отцу и матери не нужен и клад, коли дети идут в лад.
  • Птицы в гнезде до осени, дети в семье до возраста.
  • Умный детина — знает, что хлеб, что мякина.
  • Усы пробиваются, а он никак с детством не распрощается.
  • Детство – время золотое: ест, и пьёт, и спит в покое.
  • Детство — время …………
  • Дитя …………о, а отцу-матери миленько.
  • Добрые дети — , а злые — .
  • За что……., за то и дети.
  • Отцу и матери не нужен и…………, коли дети идут в ……….д.
  • Птицы в гнезде до…….., дети в семье до ………...
  • Умный детина — знает, что хлеб, что мякина.
  • Усы …………….я, а он никак с детством не……………...
  • Детство – время золотое: ест, ………, и спит в …………

  • - Посмотрите, сколько информации нам удалось собрать о слове Детство. У нас получилась целая энциклопедия одного слова.

 Творческая работа.

  • 1-я гр. Даю рифмы, они подбирают предложения.
  • …………………………..деревня
  • …………………………….родной.
  • ……………………………в санках
  • ……………………………крутой.
  • В 4-ом классе даем начальное понятие - рассуждение, где необходима последовательность мыслей.
  • Второй группе написать текст рассуждение. (Почему?)
  • 2-я гр. Текс-рассуждение
  • Почему детство счастливая пора?
  • Во-первых, ..
  • Во-вторых,….
  • В третьих,
  • Следовательно, что………

Шаг 4. Рефлексия.

В качестве рефлексии прошу выполнить один вид работы. Это метод незаконченного предложения: Исследовательская деятельность младших школьников – это ... .

             Основная сложность организации исследовательской деятельности младших  школьников в ... .

- Таким образом, уважаемые коллеги, самостоятельный поиск информации путем доказывания своего мнения путем анализа и синтеза - основополагающие элементы в получении новых знаний. Только добытая кропотливым трудом информация запоминается надолго. Соответственно исследование необходимый вид деятельности, который приносит свои плоды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения словарной работы на уроках русского языка и литературного чтения в СКОУ VII вида (младшего школьного возраста).

В словарной работе главное внимание уделяется смысловой, семантической стороне слова. Работа над словарными словами с детьми с ЗПР оказывает подлинно развивающее обучение. Словарная работа, которая на...

Воспитание интереса к чтению у учащихся младшего школьного возраста на уроках и во внеурочной деятельности.

Выступление педагога на собрании родителей первокласников о воспитании интереса к чтению. Учитель советует, как сделать так, что бы дети полюбили книгу, ведь книга прочитанная в детстве, остется в пам...

Формирование познавательного логического УУД «классификация» у обучающихся младшего школьного возраста на уроках русского языка

В данной статье представлена разработанная система упражнений по формированию познавательного логического УУД «классификация» у обучающихся младшего школьного возраста  на уроках русс...

«Приемы мультисенсорного подхода в обучении детей младшего школьного возраста на уроках русского языка и математики».

Обобщение опыта применения приемов мультисенсорного подхода в обучении детей младшего школьного возраста на уроках математики и русского языка....

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

      В данной методической разработке представлены материалы, раскрывающие особенности формирования половой идентичности у учащихся младшего школьного возраста в процессе обучен...

Использование кругов Эйлера при формировании понятийного мышления у учащихся младшего школьного возраста на уроках русского языка и математики

Большая часть детей дошкольного и младшего школьного  возраста нуждаются в средствах облегчающих и направляющих процесс развития мышления. Этим средством является наглядность, при которой происхо...