«Приемы мультисенсорного подхода в обучении детей младшего школьного возраста на уроках русского языка и математики».
методическая разработка (2 класс)
Обобщение опыта применения приемов мультисенсорного подхода в обучении детей младшего школьного возраста на уроках математики и русского языка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Приемы мультисенсорного подхода в обучении детей младшего школьного возраста на уроках русского языка и математики».
Соловьева Е.Н.,
учитель начальных классов, ГБОУ Школа № 1679
Каждый ребенок обладает индивидуальными особенностями мышления. Задачей любого педагога является гармоничное развитие личности ребенка, осуществление личностно-ориентированного подхода в обучении. Для создания условий развития ребенка и максимального вовлечения его в учебную деятельность на уроках используется мультисенсорный подход. Понятие «Мультисенсорный» состоит из двух слов: «мульти» от лат.multum – много, и «сенсорный» от лат. sensus – восприятие, чувство, ощущение. Согласно этой теории дети, как и взрослые, обладают неодинаковыми типами восприятия, мышления и памяти и имеют свой «ведущий канал» восприятия. В зависимости от «ведущего» канала восприятия, детей можно разделить на визуалов, аудиалов и кинестетов. В рамках этого подхода используются задания, включающие реальные объекты, изображения, музыку, песни и двигательная активность.
Моя методическая разработка «Приемы мультисенсорного подхода в обучении детей младшего школьного возраста на уроках русского языка и математики» представляет из себя систему заданий с реальными объектами (например, использование фасоли при изучении темы "Больше. Меньше. Столько же» и при изучении таблицы умножения; шерстяные нитки и части коктейльных трубочек используются при изучении темы «Деления на слоги» и установления закономерности цвета; домино и игровые кубики служат для активного усвоения состава числа в пределах 12, деревянные палочки, прищепки и др.), с изображениями, музыкой и движениями. При подборе учебных материалов к уроку учитываются особенности восприятия детей с опорой на аудиальное, визуальное и кинестетическое запоминание. Регулярная смена заданий, ориентированных на различные каналы восприятия, помогает настроить внимание каждого ребенка во время урока на учебном материале. Активизируя сенсорику ребёнка, мультисенсорное обучение развивает у детей способность концентрировать и удерживать внимание, сохранять учебный материал в долговременной памяти.
В данную методическую разработку также включены задания, ориентированные на детей, которые испытывают трудности при обучении математике. Задания выполняются детьми с деревянными формами-шаблонами разного цвета «Нумикон» при изучении темы «Состав числа». Цель моей работы: разработать технологию эффективного обучения детей с разными образовательными возможностями, с опорой на разные каналы восприятия.
Для реализации мультисенсорного подхода на уроках русского языка мною используется одна из моделей смешанного обучения – «Ротация станций». Модель «Ротация станций» подразумевают деление детей на несколько групп по видам учебной деятельности. В течение урока учащиеся по сигналу перемещаются от одной станции к другой. У нас это станции онлайн-обучения, обучения в малых группах и выполнения проектного задания.
Модель применяется для всестороннего воздействия на каналы восприятия учеников. В результате учащийся способен зафиксировать и использовать большее количество информации. Процесс обучения с помощью предложенной модели позволяет работать даже с детьми, имеющими синдром дефицита внимания.
Мультисенсорный подход в обучении детей младшего школьного возраста способствует развитию познавательных способностей детей, развитию мотивации, эффективному обучению детей с разными образовательными возможностями, с опорой на разные каналы восприятия.
Фрагмент заданий по предметам:
Русский язык. 1 класс
Тема «Деление на слоги»
При изучении данной темы проводится игра «Собери слоги», для которой потребовались шерстяные нитки и разрезанные коктейльные трубочки.
Ребятам предъявляется слово, и они нанизывают столько деталей, сколько слогов в слове. Задание не только отрабатывает данную тему урока, но совершенствует мелкую моторику рук.
Русский язык. 1 класс
Тема: «Предложение»
Задание: Выложите столько палочек, сколько слов в предложении. Не забудьте обозначить начало и конец предложения.
Математика. 1 класс
Тема: Состав числа в пределах 12.
У каждого ребенка на столе таблица с 12 столбиками. Учащийся бросает два кубика, складывает точки на двух гранях и записывает получившийся пример в столбик с таким же ответом. Например, выпали грани 3 и 5, то ребенок записывает в столбик 8.
Математика. 1 класс
Темы: «Справа. Слева», «Больше. Меньше. Столько же»
Задание: обведите свои ладошки – правую и левую. Положите слева столько фасоли, сколько и справа.
Математика. 1 класс
Тема: «Состав числа до 10»
Задания: посчитайте отверстия на форме-шаблоне. Какое это число? Обведите форму-шаблон. Составьте число «5». Каким шаблоном можно заменить?
Математика. 2 класс
Темы: «Таблица умножения на 2», «Чётные и нечетные числа»
Задание: Посчитайте количество отвестий в ряду, в столбике.
Русский язык. 2 класс
Тема: «Орфограммы в корне слова».
Задание: Расположите шестиугольники с понятиями по данной теме так, чтобы они были связаны между собой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста (Методические рекомендации)
Творческие способности - являются сердцевиной интеллекта. Должна ли идея быть совершенно новой, чтобы считаться творческой? Является ли артистизм или эстетическое наслаждение необходимым услови...
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Развитие техники чтения...
Технология системно-деятельностного подхода в обучении детей младшего школьного возраста.
В нашем современном мире для успешного решения жизненных проблем недостаточно определенного объема знаний. Действительность предполагает наличие у каждого человека умения действовать в определен...
Использование ассоциативного метода на уроках русского языка в обучении детей младшего школьного возраста
В статье предложены примеры практического использования ассоциативного метода, нацеленных на запоминание младшими школьниками орфограмм и правил русского языка...
Формирование познавательного логического УУД «классификация» у обучающихся младшего школьного возраста на уроках русского языка
В данной статье представлена разработанная система упражнений по формированию познавательного логического УУД «классификация» у обучающихся младшего школьного возраста на уроках русс...
Мастер-класс: "Организация исследовательской деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках русского языка и литературного чтения"
В современной школе развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной и воспитательной работы с младшими школьниками.Исследование как метод обучения может...
Использование кругов Эйлера при формировании понятийного мышления у учащихся младшего школьного возраста на уроках русского языка и математики
Большая часть детей дошкольного и младшего школьного возраста нуждаются в средствах облегчающих и направляющих процесс развития мышления. Этим средством является наглядность, при которой происхо...