Использование ассоциативного метода на уроках русского языка в обучении детей младшего школьного возраста
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

В  статье предложены примеры практического использования ассоциативного метода, нацеленных на запоминание младшими школьниками орфограмм и правил русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Борзунова Вера Борисовна

МОУ СОШ №88 Учитель начальных классов 

Использование ассоциативного метода  на уроках русского языка в обучении  детей  младшего школьного возраста

  1. Сущность метода

Ассоциативный метод представляет собой процесс, при котором в сознании учащихся  между двумя или более  понятиями или объектами формируется  четкая  связь. Эта связь  может выстраиваться: по цвету, форме, назначению, количеству, вкусу, материалу, звучанию или наоборот по контрасту и отличиям между понятиями. И  одно понятие, всплывая в памяти, неизбежно влечет за собой другое. Основу  обучения   в ассоциативном методе составляют наблюдение и сравнение, различение и отождествление, разделение и объединение, связывание и расчленение.

В своей работе я приведу несколько  примеров практического использования ассоциативного метода, нацеленных, в первую очередь, на запоминание младшими школьниками орфограмм и правил русского языка.

  1.  Преимущества ассоциативного метода.

Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, - писал  основоположник научной педагогики в  К.Д. Ушинский, - должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств детей - глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус - приняли участие в акте запоминания». Ассоциативный метод в обучении детей младшего школьного возраста хорош, прежде всего, тем, что позволяет задействовать сразу несколько каналов восприятия. В ходе урока  достаточно сложно воздействовать на обонятельный и вкусовой канал, однако комплексное воздействие на остальные вполне возможно. А значит, дети с разными доминирующими  каналами смогут  запомнить информацию.

Ассоциативнй метод развивает мышление ребенка, учит устанавливать и аргументировать связи между понятиями, выстраивать ассоциативные цепочки, развивать  логику и расширять словарный запас.

Ассоциативный метод также предоставляет ребенку  свободу, возможность творить,  мыслить, быть  в некотором роде соавтором  урока и направить свою энергию в нужное русло.

  1.  Пример применения ассоциативного метода

1.)  Визуальный + кинестетический канал.

Согласно данным исследований доминирующий канал восприятия у  одного и того же ребенка может меняться с возрастом. В России, доля учащихся с доминирующим  кинестетическим каналом составляет 60%, с возрастом эта цифра уменьшается до 35%, сравниваясь  с данными по визуальному каналу.[1]

А)  Пиктограммы

Этот прием подходит для  выявления, усиления сложных орфограмм.

Написание орфограмм происходит в соответствии с внешним видом обозначаемого предмета.

Дети выбирают для себя словарное слово, на пример КОПЕЙКА, но вместо «О», рисуют монетку. «О» в слове  «ПОМИДОР», вполне может представлять как «ТОМАТ», а буква «И» в этом же слове - перекошенный забор, за которым растет этот самый помидор. В слове «РОМАШКА», безударная «о» похожа на цветок, в слове «кофта» – «ф» - рубашка с гнутыми рукавами и т.д.[3]

На начальном этапе применения метода  можно использовать готовые карты, но после освоения детьми метода, желателен упор на индивидуальные рисунки и ассоциации.  Этот прием позволяет  привнести  в обучение эмоции, яркие  краски, превратить скучные понятия в ярких и любимх персонажей и  реализовать персональный подход к ученику в рамках общего занятия. А в последствие можно организовать импровизированную выставку словарных слов.

Б)  Стилизация. Рисование  букв  похожих на предметы, как способ запоминания букв. А -  лесенкА, В – похожа на ватрушку, и т.д.

В) Деление  слова на входящие в него  значимее сочетания звуков и букв.

Блокнот – в слово  входит слово БЛОК, т.е. несколько листов бумаги.

Пирог -  с пирогом можно устроить настоящий ПИР.

Столица -   СТО знакомых лиц в столице

2)  Аудиальнй канал

Одним из важнейших условий успешного применения ассоциативного метода является эмоциональность учителя: мимика, жесты, выразительность  и четкость речи.

А) Один из приемов запоминания правильного произношения сложных слов – запоминание  небольших стихов, подсказывающих ученику правильное ударение.
Например:
«Я сегодня так устал!

Пробежал один  квартал! »

Со временем стих  может забыться, но ассоциативная связь «устАл - бежАл - квартАл» останется.

Другие примеры:

«Это просто некрасИво - огород зарос крапИвой»

«На столе лежит футлЯр, в нем пилу забыл столЯр» [3]

Обучающиеся  могут и самостоятельно придумать свои  стихи для запоминания, в этом случае не стоит бояться использования детьми просторечных или разговорных конструкций

Б)  Создание  рассказа.

 Учитель  заранее вбирает слова на одну орфограмму. Не рекомендуется выбирать более семи слов, так как такой объем сложней  будет запомнить. Перед обучающимися ставится вопрос: Что общего между  всеми этими словами? Что общего у них в написании?

 - Погода

- Дорога

 - Корова

 - Мороз

 - Коньки

 - Сорока.

 - Собака

Запоминаемая  орфограмма - безударная гласная «о» в  корне слова. Обучающимся предлагается составить и прочесть   небольшой рассказ,  в котором  присутствовали бы  все эти слова. Рассказ может быть забавным и даже фантастическим, тем проще будет  детям запомнить  орфограмму.

Вывод.

Ассоциативные методы  обучения многообразны, они  базируются, в первую очередь,  на принципах наглядности,  доступности и систематичности, позволяют  перейти  от непосредственных  детских ощущений и восприятий через их анализ и синтез – к представлениям и понятиям. Данные методы, несмотря на кажущуюся несерьезность, не являются несостоятельными и имеют своих сторонников, особенно среди педагогов-новаторов.

Результатами работы данного метода являются:

  1. Творческая активность детей;
  2. Раскрепощение личности каждого ребёнка;
  3. Создание ситуации успеха;
  4. Обогащение словарного запаса;
  5. Развитие логического мышления;
  6. Улучшение памяти учащихся;
  7. Приобретение опыта работы в группах, в парах, самостоятельно;
  8. Усиление мотивации в обучении.

Список литературы

  1. Любимов А. Мастерство коммуникации . Ч1.  «Питер» -2003, С-38.
  2. Стернин И.А, Грищук Е.И. Культура речи в рифму Изд.2, испр. и доп.

.Воронеж: «Истоки», 2008. С.3-4

  1.  Лайло В.В.   развитие памяти и повышение грамотности.  Изд. 2, Москва «Дрофа, 2000. C. 61.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарная работа в парах с использованием мультимедиа на уроках русского языка в 3 классе.

Слайды данной презентации помогут организовать работу в парах на уроках русского языка....

Дидактические игры "Составь слово" с использованием мультимедиа на уроках русского языка в 4 классе.

Эти игры стимулируют учеников к изучению темы "Состав слова", помогают активизировать учебную деятельность, снять усталость и напряжённость на любом этапе урока....

Использование интерактивных методов обучения русскому языку

Актуальность темы заключается в том, что информационная компетентность всё больше определяет уровень образования....

использование ИКТ на уроках русского языка

Урок для 4 класса общеобразовательной школы по теме "Правописание личных окончаний глаголов"...

Презентация "Использование ППС на уроках русского языка и математики"

Из опыта моей работы по использованию программно-прикладных средств на уроках русского языка и математики....

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературного чтения

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе....

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

У учащихся развивается активность через умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера и сети Интернет...