ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ПОСТРОЕНИЯ СЮЖЕТНЫХ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
учебно-методический материал по теме

Дворникова Татьяна Тимофеевна

Для самостоятельной разработки сценариев сюжетных уроков математики или их фрагментов учителю полезно знать технологические приемы, описанные ниже.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      В своём докладе хочу рассказать об использовании игровой атрибутики и специального оборудования на уроках математики. Чтобы вызвать интерес учащихся к изучаемому материалу, на уроках  активно использую дидактические игры, включаю логические задачи и задания, упражнения направленные на активизацию мыслительных операций. Подбираю физминутки с учётом сюжетных линий. Сюжетные уроки делают занятие более интересным, продуктивным, помогают решить образовательные и воспитательные задачи.  Предоставляется возможность преподнести любой трудный материал доступно и наглядно, сосредоточить внимание учащихся на главном, настроить каждого на самостоятельный труд. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у учащихся бодрое рабочее настроение.

1. При организации сюжетных уроков необходимо соблюдать ряд условий:

1.Учитель должен проявить свое творчество, чтобы урок

был событием для ребят.

2. Необходимо выбрать эффективные методы и приемы, материал для урока с учетом возрастных возможностей детей.

3.При организации учебной деятельности на уроке не нарушать целостность сюжета урока.

4. Во время урока необходимо включение всех ребят

класса в активную познавательную деятельность.

5. Повышать учебную мотивацию учащихся.

6. Обеспечить радость успеха учащихся в овладении знаниями, открыть перед учащимися перспективы

роста.

 Для самостоятельной разработки сценариев сюжетных уроков математики или их фрагментов учителю необходимо знать технологические приёмы.

сюжетной линией:

- карта путешествия,

-изображение персонажей или элементы костюма героев.

-демонстрационные пособия,

-индивидуальный раздаточный материал игрового характера .

2. Использование игровой атрибутики и специального оборудования связанного с сюжетной линией:

- карта путешествия,

-изображение персонажей или элементы костюма героев.

-демонстрационные пособия,

-индивидуальный раздаточный материал игрового характера .

2.Включение в сюжет нескольких или одной дидактической игры.

   Приведу примеры игр, которые являются достаточно универсальными для построения сюжетных уроков: «Приземли свой парашют», «На рыбалке», «Цветочная поляна», «Забей гол в ворота», «Приведи корабли к пристаням», «Открой сказочный сундук», «Подбери ключи к замкам», «Собери орехи для белочки».

   Целесообразно проводить различные уроки-путешествия. Такие как «Путешествие по образовательному пространству…..», "В цирке", "Веселые страты", "Плывем к Робинзону Крузо", "В зоопарке", "Полет в космос" и др. В этих путешествиях ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное огромнейший эффект - ни одного зевающего на уроке!

   Для того чтобы урок носил творческий и развивающий характер, воспитывал у детей трудолюбие, чувство сострадания, развивал логическое мышление, можно пригласить детей в сказку. Сказочный сюжет вводит учащихся в волшебный мир, где они вместе с героями преодолевают препятствия, побеждают зло, помогают обиженным. Урок-сказка позволяет создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек пытливости и любознательности, что, в конечном счете, облегчает процесс усвоения знаний и делает обучение более эффективным.

3. Выборочное использование заданий из учебника математики или их видоизменение.

   Как правило, сюжетные уроки математики используются для закрепления и повторения ранее изученного материала или обобщающих уроков по теме или разделу программы. В этом случае часть заданий можно записать на карточках или на слайдах презентации, а часть подобрать из учебника математики. Часто для сюжетных уроков требуется дополнить или преобразовать текст задачи из учебника. Сохранив её тип.

4. Дополнение содержания урока занимательными заданиями, в том числе и не математического характера.

   Задания на смекалку, задачи – шутки, ребусы, математические кроссворды, загадки, пословицы, поговорки и т.д. Часто они предлагаются в качестве препятствия, которое нужно преодолеть по ходу сюжета.

5. Включение в урок логических задач и заданий, различных упражнений, направленных на развитие мыслительной операции.

   Пусть по сюжету урока школьникам необходимо « достроить» дом, забор, мост. Здесь могут быть задания на поиск закономерности, определение правила, на классификацию по заданному основанию. В сюжетных уроках можно использовать приём поиска спрятавшегося героя или положенной куда-либо вещи. Например: « Где спрятался ёжик», « В каком ларце лежит клад», и т.д.

6. Подбор физминуток с учетом сюжетной линии.

   Ученики могут делать упражнения вместе с героями сказок, мультфильмов или под песню, подобранную по теме сюжета.

7. Дифференциация математических заданий.

   В сюжетных уроках целесообразно включать математические задания, которые дифференцируются по уровню трудности или творчества. Например, каждому космическому экипажу нужно подготовить к старту свою ракету, выполнив необходимые вычисления. Рядом с первой ракетой может быть записано репродуктивное задание, со второй - задание с элементами творчества, с третьей – творческое задание. По ходу сюжета можно предлагать и разноуровневые задания на выбор учащихся. Для этого уровень трудности упражнения задаётся размером рисунка, рядом с которым оно записано. Например: К доске прикрепляются рисунки трёх разных по размеру бегемотов. Учитель читает стихотворные строки К.И. Чуковского: « Ох, нелёгкая это работа – из болота тащить бегемота». Чем больше бегемот, тем труднее записанное возле него задание. Учащимся самим предлагается определить, какого бегемота они « потащат». Такой технологический приём способствует формированию у младших школьников прогностической самооценки. 

8. Геометрические задания.

  1. Выделение из рисунков и чертежей геометрических фигур и подсчёт их количества.
  2. Составление фигур и различных изображений из частей.
  3. Конструкторско-практические задания.
  4. Вычисление площади фигуры. 

9. Задания, связанные с изучением нумерации чисел.

  1. Нахождение периметра многоугольника, длины ломаной линии.
  2. Решение примеров или уравнений, с помощью которых расшифровывается слово.
  3. Круговые примеры и лабиринты.
  4. Выполнение вычислений рациональным способом. 

 10. Арифметические или алгебраические задания вычислительного характера.

  1. Решение примеров или уравнений, с помощью которых расшифровывается слово.
  2.  Круговые примеры и лабиринты.
  3.  Выполнение вычислений рациональным способом. 

Условия эффективности сюжетных уроков:

1. Необходимость творчества учителя в процессе обучения младших школьников.

2. Стремление учителя при конструировании сюжетного урока представить свое «педагогическое произведение», которое явилось бы событием для ребят.

3. Необходимость включения всех ребят класса в активную познавательную деятельность.

4.  Повышение учебной мотивации учащихся.

5. Обеспечение радости успехов учащихся в овладении знаниями, открытие перед ними перспективы роста.

Трудности при проведении сюжетных уроков и пути совершенствования данной темы в практике.

  1. Уроки такие  - необычные, требуют большой подготовки.
  2. Необходимо продумать тщательно каждую минуту урока, сделать плавные переходы от одного предмета к другому от одного вида деятельности к другому. Физкультминутки, психологические разгрузки, паузы тоже надо подбирать по тематике сюжета урока.

Результаты ученических достижений .

1. Учащиеся справляются с базовым уровнем усвоения знаний, умений и навыков.

2. Учащиеся 1 класса успешнее адаптируются к школе, т.к. уроки основаны на сюжетно-ролевых играх, на  сказках.

3. В классе преобладают позитивные мотивы учения, каждый ученик может проявить свои способности. У учащихся наблюдается повышение обученности и воспитанности.

4. У учащихся формируются  способы творческой деятельности. Каждый ученик имеет возможность проявить свой интерес и активность, шире развить познавательные процессы.

5. Принимают участия в конкурсах и олимпиадах.

Вывод:

 Описанные технологические приёмы сюжетных уроков -

1.  Формируют познавательный интерес учащихся.

2.  Способствуют формированию умений учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы.

3.  Использование различных видов работ, поддерживает внимание учащихся на высоком уровне.

4.  Предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся.

5.  Служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти учащихся.

6.  Углубляют представление о предмете, расширяют кругозор учащихся.

7.  Способствуют повышению мотивации учения.

8.  Урок решает не множество задач, а их совокупность.

   При построении сюжетных уроков важна тонкая инструментовка учителем каждого его этапа, направленная на органичное соединение математических упражнений с сюжетной линией. Распространённым недостатком многих сценариев является формальность такой взаимосвязи, при которой переход от сюжета к математическому упражнению осуществляется механически.   Естественное и оправданное игрой включение математических заданий в сюжетную канву является самым сложным в технологии построения сюжетных уроков математики.

   Таким образом, при правильном построении сюжетные уроки позволяют усилить развивающую и воспитательную направленность процесса обучения математике, учесть интересы и потребности младших школьников.

Литература:

  1. Дементьева Н.Н. Технологические приёмы построения сюжетных уроков математики.  Начальная школа 2009г.№12
  2. ЖикалкинаТ.К. Система игр на уроках математики в начальной школе Начальная школа 1998г №1.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Технологические приёмы построения сюжетных уроков математики в начальной школе.

Слайд 3

1. Использование игровой атрибутики и специального оборудования, связанного с сюжетной линией . Карта путешествия, изображения персонажей, элементы костюмов, демонстрационные пособия, индивидуальный раздаточный материал игрового характера и др.). 2. Включение в сюжет одной или нескольких дидактических игр. 3. Выборочное использование заданий из учебника математики или их видоизменение.

Слайд 4

4. Дополнение содержания урока занимательными заданиями, в том числе и нематематического характера. 5. Включение в урок логических задач и заданий, различных упражнений, направленных на развитие мыслительных операций учащихся. 6. Подбор физкультминуток с учётом сюжетной линии. 7. Дифференциация математических заданий.

Слайд 5

Геометрические задания Выделение из рисунков и чертежей геометрических фигур и подсчёт их количества. Составление фигур и различных изображений из частей. Конструкторско-практические задания. Вычисление площади фигуры. Нахождение периметра многоугольника, длины ломаной линии.

Слайд 6

Задания, связанные с изучением нумерации чисел. Счёт предметов, в том числе выборочный. Чтение и запись чисел. Упражнение на усвоение последовательности натуральных чисел .

Слайд 7

Арифметические или алгебраические задания вычислительного характера. Решение примеров или уравнений, с помощью которых расшифровывается слово. Круговые примеры и лабиринты. Выполнение вычислений рациональным способом.

Слайд 8

У словия эффективности сюжетных уроков: 1. Необходимость творчества учителя в процессе обучения младших школьников. 2. Стремление учителя при конструировании сюжетного урока представить свое «педагогическое произведение», которое явилось бы событием для ребят. 3. Необходимость включения всех ребят класса в активную познавательную деятельность. 4. Повышение учебной мотивации учащихся. 5. Обеспечение радости успехов учащихся в овладении знаниями, открытие перед ними перспективы роста. 6. Учет индивидуально-психологических способностей учащихся при организации сюжетных уроков.

Слайд 9

Т рудности при проведении сюжетных уроков и пути совершенствования данной темы в практике. Уроки такие - необычные, требуют большой подготовки. Необходимо продумать тщательно каждую минуту урока, сделать плавные переходы от одного предмета к другому от одного вида деятельности к другому. Физкультминутки , психологические разгрузки, паузы тоже надо подбирать по тематике сюжета урока.

Слайд 10

Результаты ученических достижений 1. Учащиеся справляются с базовым уровнем усвоения знаний, умений и навыков . 2. Учащиеся 1 класса успешнее адаптируются к школе, т.к. уроки основаны на сюжетно-ролевых играх, на сказках. 3. В классе преобладают позитивные мотивы учения, каждый ученик может проявить свои способности. У учащихся наблюдается повышение обученности и воспитанности . 4. У учащихся формируются способы творческой деятельности. Каждый ученик имеет возможность проявить свой интерес и активность, шире развить познавательные процессы. 5. Принимают участия в конкурсах и олимпиадах .

Слайд 11

В ывод Описанные технологические приёмы сюжетных уроков - 1. Формируют познавательный интерес учащихся. 2. Способствуют формированию умений учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы. 3. Использование различных видов работ, поддерживает внимание учащихся на высоком уровне. 4. Предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. 5. Служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти учащихся. 6. Углубляют представление о предмете, расширяют кругозор учащихся. 7. Способствуют повышению мотивации учения. 8. Урок решает не множество задач, а их совокупность.

Слайд 12

Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приёма «Кластер» на уроках математики в начальной школе.

Опыт работы по введению геометрических понятий....

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Технологии построения сюжетных уроков математики."

Перед каждым учителем в начальной школе  стоит главная задача – дать прочные и глубокие знания по предмету каждому ученику, показать детям их внутренние ресурсы, привить им желание уч...

Построение сюжетных уроков математики

В содержании материала отражаются способы построения сжетных уроков математики, их виды и приводится пример урока-сказки "Ломаная"...

Использование Электронных образовательных ресурсов на уроках математики в начальной школе. Технологическая карта урока "Числовое равенство и уравнение". Каталог ЭОР к уроку.

Технологическая карта урока математики. Тема " Числовое равенство и уравнение" 2 класс. УМК ПНШ. Каталог ЭОР, используемых на уроке....

Приёмы развития смыслового чтения на уроках математики в начальной школе

презентация натему "Приёмы развития смыслового чтения на уроках математики" в начальной школе...

Технологическая карта и презентация урока математики УМК «Начальная школа  XXI века» 3 класс Тема урока Математика вокруг нас. В бассейне.

Цель:систематизация знаний обучающихся о связи математики с окружающими нас объектами.Задачи:Дидактические:1. Закрепить и систематизировать  знания учащихся о преминении математики в жизни;2....

Технологическая карта и презентация урока математики УМК «Начальная школа  XXI века» 3 класс Тема урока Математика вокруг нас. В универсаме.

Цель:повторение, закрепление и обобщение знаний обучающихся о связи между величинами «цена», «количество», «стоимость».Задачи:Дидактические:1. Закрепить знания учащ...