Построение сюжетных уроков математики
учебно-методический материал на тему

В содержании материала отражаются способы построения сжетных уроков математики, их виды и приводится пример урока-сказки "Ломаная"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл postroenie_syuzhetnogo_uroka_matematiki.docx40.4 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Кантемировский лицей»

Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов

Тема: Технология построения сюжетных уроков математики.

 Подготовила:

                          учитель начальных классов

                                   МБОУ «Кантемировский лицей»

                                    Сухопарина Евгения Викторовна

р.п. Кантемировка 2017 год

Перед каждым учителем в начальной школе  стоит главная задача – дать прочные и глубокие знания по предмету каждому ученику, показать детям их внутренние ресурсы, привить им желание учиться, стремление узнать новое, научить детей критически мыслить, проверять свои знания, доказывать. Поэтому учителю  необходимо уметь эффективно применять в своей работе современные технологии, методы и приемы. Одна из современных технологий – это технология построения  сюжетных уроков. Я расскажу о применении данной  технологии на уроках математики. Сюжетное построение уроков математики можно использовать, как правило, на уроках закрепления и повторения изученного материала или обобщающих уроках. Сюжетные уроки – это уроки праздника для детей,  и чтобы не угасал интерес к данным урокам у учеников,  рекомендуют  их проводить  по предмету  2 – 3 раз в четверть.

        Цель этих уроков предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, т.к. интерес - это катализатор всей учебной деятельности.

        При организации сюжетного урока необходимо соблюдать ряд условий:

1.  При конструировании и проведении  сюжетного урока учитель должен проявить свое творчество, чтобы урок был   событием для ребят.

2. При подготовке к уроку необходимо выбрать эффективные  методы и  приемы, материал для урока   с учетом возрастных возможностей детей.

3.При организации учебной деятельности на уроке не нарушать  целостность сюжета урока.

4. Во время урока необходимо включение всех ребят класса в активную познавательную деятельность.

4. Повышать  учебную  мотивацию учащихся.

5. Обеспечить радость успеха  учащихся в овладении знаниями, открыть  перед учащимися перспективы роста.

      При подготовке сюжетных уроков по математике можно использовать разные типы  уроков:

1. Урок  - КВН,

2. Урок – игра,

3.Урок – сказка,

4. Урок – путешествие,

5. Урок – соревнование,

6.  Урок -  экскурсия,

7. Урок – сюрприз.

Поподробнее мне хочется остановиться на таком типе урока как урок – сказка

Урок-сказка.

Такой вид нетрадиционного урока проводится при обобщении любой темы. Урок проводится по сказкам любых писателей, по русским народным сказкам или учитель сочиняет новую сказку. Как и в любой сказке, на таком уроке должны быть положительные  герои и отрицательные. В сказке должна быть развязка: проблемный вопрос, необычная ситуация, загадка, появление героя сказки в необычном костюме. Далее следует кульминация, развитие сюжета, где обязательны борьба добра и зла, необычные новые сведения о героях сказки, споры, преодоление трудностей и т.д. Во время этого этапа урока дети незаметно для себя отвечают на вопросы учителя по прошедшему материалу, узнают новый дополнительный материал по теме урока. Заканчивается урок-сказка развязкой победой добра над злом, знания над незнанием. Урок завершается всеобщей радостью, удовлетворением; подводится итог урока, ставятся отметки.

                Я предоставляю вашему вниманию урок математики в 1 классе по теме «Ломаная»

План – конспект урока математики 1 класс

Тема: Ломаная

Цель: Познакомить с понятием ломаная, звено ломаной.

Задачи:

Предметные:

- дать представление о понятии « ломаная», «звено ломаной»;

- выполнять построение  чертежей  ломаных линий.

Метапредметные:

Личностные УУД:

-формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению математики;

- формировать представление о значении математики в жизни человека;

Регулятивные УУД:

-формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- формировать умение оценивать совместно с учителем  или одноклассниками результат своих действий;

- овладевать умениями выполнять учебные действия в устной  речи;

Познавательные УУД:

-формировать умение осуществлять анализ, сравнение объекта;

- под руководством учителя проводить классификацию  изучаемых объектов;

- под руководством учителя  осуществлять  обобщение, выводы ( подведение под понятие);

- давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа.

Коммуникативные УУД:

- принимать участие в работе парами и группами;

- понимать задаваемые вопросы;

- выражать свою точку зрения;

- адекватно воспринимать другое мнение и позицию.

Материально-техническое обеспечение урока:

Литература:

-Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С., Кормишина С.Н. Математика:Учебник для 1 класса: В 2 частях.-Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011;

Технические средства обучения:

-компьютер;

-мультимедийный проектор;

-электронные материалы : презентация в программе Power Point.

  1. Орг.момент.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.

Нас оно торопит в класс,

Математика у нас!

  1. Повторение изученного.

- Сегодня у нас необычный урок математики. На нём мы все  отправимся в волшебный мир сказки. Сказка – загадочный таинственный мир. В сказках совершаются самые невероятные чудеса. Итак, вы готовы?                           Слайд 1.

- Жила – была в далеком городе Канзасе девочка Элли со своим другом Тотошкой вот в таком доме.                                                                                 Слайд 2.

- Из каких геометрических фигур  состоит домик? (треугольники, круги, прямоугольники).

- Сколько треугольников? (7)

- Сколько кругов? (2)

- Сколько прямоугольников? (3)

- Каких фигур больше всего? (Треугольников)

- Каких меньше всего? (Кругов)

- На сколько кругов меньше, чем прямоугольников? (на 1)

- На сколько треугольников больше, чем кругов? (на 5)

- Однажды налетел ураган, который наслала злая волшебница Генгема, и домик вместе с Элли перенесся в волшебную страну.

Там Элли встретила  добрая волшебница Веллина                                    Слайд 3.

И она рассказала девочке, как можно вернуться домой                                 1 щелч.

Для этого нужно отправится в Изумрудный город к великому Гудвину,и помочь еще троим героям исполнить их желания. И следовать нужно непременно по дороге из желтого кирпича.                                                                1 щелч.

- Вы готовы помочь Элли?

Счет.

- Но чтобы попасть на дорогу из желтого кирпича, нам нужно подняться по ступенькам.

- Будем прыгать через одну ступеньку, первыми начинают девочки, они считают с первой ступеньки. (1,3,5,7,9).

-Теперь мальчики перепрыгивают, начиная со 2 ступеньки (2,4,6,8).

Логическое мышление.

- Ребята мы с вами в волшебной стране, здесь нас ждут испытания, скорее всего нам встретятся злые герои, поэтому, чтобы от них спрятаться, нам понадобятся вот такие рукавички.                                                                                Слайд 5.

- Они не простые, а волшебные. Рукавички –невидимки. Но чтобы они нас сделали невидимыми, нужно выполнить такое задание. Необходимо определить порядок расположения варежек. (Все варианты).

- Подумайте, в каком порядке можно расположить варежки. Поработайте в парах.

- Какие варианты получились? (ответы детей)

- У меня есть подсказка, давайте проверим.                                                Слайд 6.

- Итак, ребята, надеваем варежки-невидимки , и тихо-тихо пробираемся в замок людоеда.                                                                                                Слайд 7.

- Тсс.

- Что же вы наделали?! Пошевелились, и нас заметил Людоед. Теперь придется выполнять его задания:

Задачи в стихах.

Дядя Ёжик в сад зашел,

Три спелых груши он нашел,

Две отдал своей родне,

Сколько он забрал себе? (1)                                                                1 щелч.

Ёж спросил ежа –соседа:

-Ты откуда, непоседа?

- Запасаюсь я к зиме,

Видишь, яблоки на мне?

Собираю их в лесу,

Два принес, одно несу. Сколько яблок собрал Еж? (3)                                2 щелч.

Пять зеленых лягушат

На песочке в ряд лежат.

Одному из этих братцев

Захотелось искупаться.

Остальным же неохота

Возвращаться вновь в болото.

Сколько лягушат осталось на песке? (4)                                                           3 щелч.

- Как вы думаете, какое задание нам хочет предложить Людоед? (Сравнить числа).

- Откройте свои тетради, отступите одну клетку от записи числа, вернитесь на начало строки. Какое неравенство запишем первым ?

1<3, 3>1, 3<4, 4>3,1<4, 4>1, 1=1, 3=3, 4=4

- Кто может работать быстрее , можете работать самостоятельно.

- Молодцы, ребята, Людоед доволен нашей работой. (Экран погас)

- Отправляемся дальше!

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем прыгать и скакать,

Вот река. Стоп! Стоп! Глазками хлоп, хлоп!

Ручками похлопаем, ножками потопаем,

Огляделись, повернулись,

Сели тихо, улыбнулись.

  1. Работа по теме, знакомство с новым материалом.

- Ребята, вот она широкая, глубокая река.                                                Слайд 8

- Как же нам перебраться на другой берег? Лев-трусишка, Дровосек из железа, Элли не умеет плавать. Как же быть? (перебросить мостик)

- Давайте построим мостик из карандашей?

- Из чего состоит наш мостик? (Из частей, отрезков).

- На какую линию похож наш мостик? (На ломаную).

- Ломаная состоит из отрезков, эти отрезки – звенья ломаной, конец одного отрезка является началом другого отрезка.

- Откройте учебники на с. 64. № 148 (устно)                                                Слайд 9.

- Посмотрите и скажите, сколько звеньев имеет первая ломаная?

- На сколько звеньев у первой ломаной меньше, чем у второй? (на 2)

- На сколько отличается количество звеньев у правой ломаной и средней? (на 1)

-Ребята, а кто это преградил нам путь? (саблезубый тигр)                        Слайд 10.

- Где живет это животное? (В лесу). Он принес нам новое задание. № 150.

- Сколько грибов в каждой корзине?

-Запишите числа в порядке увеличения в рабочей тетради.

( На доске:        1        3        5)

- Нарисуйте ряды кругов, соответствующих каждому числу. Сколько кругов нарисуем под первым числом? (1)

               1        3        5

- Справились мы с заданием тигра. Но на пути новое препятствие – глубокий овраг. Как перебраться через овраг? (перебросить мостик)                                 Слайд 11.

- Давайте поможем нашим героям, построим мостик из геометрических фигур. № 152 (Экран гаснет)

- Кто  же быстрее и качественнее выполнит это задание?

- Ребята, через овраг мы перебрались и попали прямо на маковое поле. Что произошло с Элли и Тотошкой? (Уснули)                                               Слайд 12.

- Мак обладает таким свойством, что когда этих цветов много, их запах усыпляет всех живых существ.

- Давайте поможем Элли проснуться!

Физминутка для глаз.                                                                        Слайд 13.

-Друзья, мы почти у цели! Вот мы и добрались до Изумрудного города!                                                                                                                                  Слайд 14.

Он окружен высокой стеной и глубоким оврагом, а у ворот страж, только чем это он занимается? (смотрит в зеркало) и до него не докричаться, чтобы он опустил мост. Как вы думаете, что мы можем с вами сделать? (Построить мост)

- Постройте мост из ломаных в тетради. Число звеньев должно быть больше 3. (Один ученик у доски)

- Сколько у кого получилось?                                                                  Слайд 15.

- Вот  мы и попали к Великому Гудвину. Он согласен помочь Элли с друзьями, но сначала они должны избавить Фиолетовую страну от власти злой волшебницы Бастинды. А спасет от нее только вода, она ее боится.

Колодец есть, ведро есть, не хватает цепи, выполним №149.                Слайд 16, 17.

- Чем каждая цепочка отличается от других?

- Сколько звеньев в каждой цепочке?

- Начертите ломаную, в которой количество звеньев на 1 меньше, чем в золотой цепочке. Сколько получилось?

- Друзья, мы победили Бастинду! Она растаяла!                                       Слайд 18.

- Теперь мы можем отправиться домой, чтобы нам не было скучно предлагаю поработать с перфокартами.                                                                            Слайд 19.

4. Итог урока. Рефлексия.

- Понравилось ли вам путешествие?

- Кто хочет более подробно познакомиться со сказкой Волкова «Волшебник Изумрудного города», можете прочитать эту книгу дома.

- Какую линию научились чертить на уроке?

- Что у вас лучше всего получилось?

- За что можете себя похвалить?

- Молодцы! Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел» 4 класс Урок построен и проведен по технологии «БИОИНФОРМАТИКА И СИНЕРГЕТИКА» (автор Вассерман Ф.Я.) по карте «Алгоритм».

Урок построен  и проведен по технологии «БИОИНФОРМАТИКА И СИНЕРГЕТИКА» (автор Вассерман Ф.Я.) по карте «Алгоритм».       Сущностной характеристикой технологической к...

Урок математики по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел» 4 класс Урок построен и проведен по технологии «БИОИНФОРМАТИКА И СИНЕРГЕТИКА» (автор Вассерман Ф.Я.) по карте «Алгоритм».

Урок построен  и проведен по технологии «БИОИНФОРМАТИКА И СИНЕРГЕТИКА» (автор Вассерман Ф.Я.) по карте «Алгоритм».       Сущностной характеристикой технологической к...

Технологическая карта урока математики. Тема урока: Решение нестандартных задач с использованием классмейта (СМРС) путём построения моделей «таблица», «диаграмма».

Тип урока: Урок отработки умений и рефлексии.Цель: формирование ценностного отношения обучающихся к совместной познавательной деятельности по определению способов составления модели и решения нестанда...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Технологии построения сюжетных уроков математики."

Перед каждым учителем в начальной школе  стоит главная задача – дать прочные и глубокие знания по предмету каждому ученику, показать детям их внутренние ресурсы, привить им желание уч...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ПОСТРОЕНИЯ СЮЖЕТНЫХ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Для самостоятельной разработки сценариев сюжетных уроков математики или их фрагментов учителю полезно знать технологические приемы, описанные ниже....

Доклад" Технология построения сюжетных уроков русского языка"

Построение сюжетных уроков русского языка в начальных классах....