Методическая разработка «Обучение методу проекта учащихся начальной школы»
методическая разработка (4 класс) на тему

Артюхина Наталья Владимировна

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon met._razr._obuch._met.proektov.doc346 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА    

Обучение методу проекта учащихся начальной школы

               

Составители:   Артюхина Н.В.

                                                                 

2016

Содержание

                                                                                                                                                                           Стр.

1

Актуальность написания методической разработки «Обучение методу проекта учащихся начальной школы»

3

2

Проектная деятельность школьников

5

3

Особенности проектной деятельности

10

4

Базовые этапы проектной деятельности и их содержание

11

5

Система оценки проектных работ

14

6

Циклограмма работы над проектом

15

7

Типы проектов

15

8

Формы продуктов проектной деятельности

15

9

Паспорт проектной деятельности

16

10

Виды презентаций проектов

17

11

Оформление проектной папки

17

12

Лист планирования презентации проекта

19

13

Лист планирования самостоятельной деятельности учащихся по проекту

20

14

Лист планирования содержания учебного проекта и этапов его проведения

21

15

План работы по проекту в школе

24

16

Пример планирования самостоятельной деятельности учащихся по проекту

26

17

К истории вопроса о проектной деятельности

27

18

Терминологический словарь

28

19

Требования к содержанию и организации проведения учебного проекта

29

20

Используемая литература

33

  1. Актуальность написания методической разработки

          «Обучение методу проекта учащихся начальной школы»

Основная задача школы на современном этапе – это воспитание у детей личной заинтересованности в приобретаемых знаниях, которые должны пригодиться им в жизни.

Изменения в общественной жизни стимулируют развитие новых форм образования – современных, востребованных, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности.

Дети зачастую испытывают трудности в самостоятельном выборе своих   действий, поступков, позиций, идей, мнений, решений проблем. В обучении детей недостаточно  применяются технологии развивающего обучения. А современная динамичная жизнь общества обусловливает  огромную его заинтересованность в людях :

  • эрудированных ;
  • ответственных ;
  • способных со знанием дела, аргументировано оценить факты, делать на их основе выводы,

            принимать решения.

В настоящее время проектно-ориентированное обучение, с одной стороны, все больше и больше входит в практику школьной жизни, а с другой стороны по-прежнему вызывает довольно много затруднений. К числу затруднений в организации учебной проектной деятельности можно отнести то, что довольно часто под «шапкой» нового проекта кроется старый традиционный доклад, подготовленный детьми дома.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

Задачи:

а) на уровне учащегося:

  • направить учебную деятельность в зоны актуального и ближнего развития каждого школьника;
  • реализовать личностно-ориентированный и проблемный подходы к обучению;
  • сформировать положительную мотивацию учебной деятельности;
  • значительно расширить кругозор учащихся;
  • развивать способности к аналитическому мышлению, сравнению, обобщению, классификации учебного материала и дополнительной литературы по проблеме исследования;
  • ознакомить с различными методами исследования;
  • научить определять цель, формулировать проблему, выбирать конкретные методы и методики, необходимые для проведения собственного исследования;
  • обучать технике проведения эксперимента и способам анализа его результатов;
  • познакомить с различными формами организации исследовательской работы, способами оформления итогов собственного исследования и оценивания его результатов.

   

 б) на уровне педагога:

  • создать эффективную систему мониторинга и контроля усвоения стандарта

      образования с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся;

  • построить процесс обучения в режиме субъектно-субъективных отношений;
  • способствовать непрерывному повышению профессионального мастерства учителей.

в) на уровне управления образования:

  • разработать механизм мотивации всех участников образовательного процесса к активному участию в жизни школы, к созданию комфортных условий в ней для обучения, воспитания и развития;
  • сформировать систему мотивации учащихся на участие в конкурсах и олимпиадах разного уровня;
  • активизировать методическую работу педагогов, превратить её в научно-методическую;
  • обеспечить условия для перехода учителей с уровня предметника-«урокодателя» на уровень педагога-профессионала;
  • реализовать принцип приоритетности индивидуально-личностного развития школьника в

      образовательном пространстве.                                  

Предполагаемый результат:

  • Формируется обучающая среда, которая мотивирует учащихся самостоятельно искать и обрабатывать информацию, обмениваться ею,  то есть быстро ориентироваться в информационном пространстве.
  • Создаются условия, способствующие наиболее полному развитию способностей учащихся.
  • Учащиеся школы  осваивают алгоритмы проектировочной и исследовательской деятельности, применяя их в нетиповых ситуациях, обмениваясь, способами решения проблемы, методами работы с информацией, способами представления результатов и др.

  • Учащиеся приобретают проектные компетенции:

- способности к самоопределению,  целеполаганию;

- мотивация учащихся в самостоятельном получении дополнительных знаний;

- поисковые (исследовательские) умения;

- менеджерские умения;

- коммуникативные умения;

- рефлексивные умения;

- организационные умения;

- презентационные умения.

  1. Проектная деятельность школьников

Учебный проект - это        совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение  общего результата  по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Метод проектов - способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

Основные учебные задачи, которые преследует проектный метод:

  • научить школьников самостоятельно достигать намеченной цели, а также конструировать полученные знания;
  • научить предвидеть проблемы, которые предстоит решить в ходе деятельности по созданию продукта (результата);
  • формировать умения ориентироваться в информационном пространстве: находить источники, из которых можно почерпнуть информацию, получить навыки  обработки информации;
  • приобрести навыки проведения исследований, сформировать навыки работы и делового общения в группе;
  • сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта.

Чем традиционная педагогика отличается от проектно-ориентированного обучения?

Традиционное обучение

Проектное обучение

Преобладают вопросы того, кто учит – учителя.

Большинство вопросов выполняют проверочную функцию и подразумевают однозначные ответы репродуктивного характера.

Преимущественно проверяется память, знание фактов

Это репродуктивная деятельность

Вопросы задаёт тот, кто учится.

Вопрос является образцом, показывающим ученику, что есть интересные, сложные, актуальные вопросы, на которые и учитель может не знать все ответы.

Учитель может показать через такой вопрос искреннюю заинтересованность в мнениях учеников.

Это проектно-ориентированная, продуктивная, поисковая или исследовательская деятельности.

Обычный доклад

Проект

Подбор информации из книг, энциклопедий, Интернет и др., которую ученик воспроизводит на репродуктивном уровне на заданную учителем тему.

Работы мысли здесь практически нет.

Результат деятельности (доклад) носит практически формальный характер.

Подбор информации из книг, энциклопедий, Интернет и др., но информация  ищется под определенный запрос, существующую личностно-значимую и осознаваемую проблему.

Чаще всего это может быть выражено через

основополагающий вопрос проекта.

Проектная инновационная и исследовательская деятельность педагогов

 в условиях развивающейся школы

 Для того, чтобы у ученика сформировались проектно-исследовательские компетенции, учитель сам должен активно участвовать в проектной и исследовательской деятельности.

Проект может быть инновационным, направленным на преобразования практики, и исследовательским, направленным на получение нового знания о способах решения проблемы.

Вариативная составляющая проектной инновационной и исследовательской деятельности

Признаки

Инновационный проект

Исследовательский проект

Отличия (по характеристикам деятельности)

Объект деятельности

Реальная практика

Область научного знания

Предмет деятельности

Модель нововведений в практике

Часть, свойства, отношения, характеризующие объект исследования

Направленность деятельности

Инновационная технология направлена на всестороннее и систематическое исследование проблемы практики

Исследовательская технология направлена на поиск способа решения проблемы, воспроизводимого и дающего достоверные результаты

Соотношение исследовательской и проектной деятельности

Исследуя, решаем реальную проблему практики

Исследуя, решаем исследовательскую проблему, направленную опосредованно на решение проблемы практики

Функциональные зависимости исследовательской и проектной деятельности

Исследование выступает средством для достижения целей

проекта

Проектная инновационная деятельность выступает средством для решения специальных задач исследования

Отличия (по процессу)

На начальном этапе деятельности

Предполагает ценностное самоопределение к работе по теме

проекта

Предполагает ценностное самоопределение к решению проблемы исследования

Характеристика готовности к процессу исследовательской

и проектной деятельности

Предполагает технологическую готовность к пониманию инструкции, алгоритма деятельности, готовность к самообразованию, осуществлять информационный поиск, брать на себя

ответственность за порученные роли, действия и мероприятия, умение работать в команде

Предполагает технологическую готовность к эффективному разрешению проблемы исследования:

выдвижению гипотезы, поиску средств проверки гипотезы исследования, интерпретации и обобщению

результатов

Чаще всего бывает коллективной и реже индивидуальной

Индивидуальна по своей сути, хотя иногда бывает коллективной

При работе в команде

Формирует умения работы в сотрудничестве: умения коллективного планирования, умения взаимодействовать с любым партнером, умения взаимопомощи в группе при решении общих задач, умения организации делового партнерского общения, умение находить и исправлять ошибки в работе членов команды

Формирует умения организации делового партнерского общения с учителем-руководителем,

учителем-консультантом, с респондентами (при необходимости)

На завершающем этапе деятельности

Предполагает при коллективной деятельности рефлексию совместной работы как одно из условий эффективной работы команды

Рефлексия может специально не проводиться

Сопровождается анализом полноты, глубины информационного обеспечения, творческого вклада каждого

Сопровождается анализом планируемого результата решения проблемы и степени ее решения

Предполагает разработку конкретного варианта (модели образовательного продукта)

Предполагает разработку неизвестного варианта(модели нововведения как образовательного продукта)

Отличия (по результату)

Главный итог деятельности

Получение практического результата

Достижение истины, получение новых знаний (субъективного или объективного характера), воспроиз-

водимых и достоверных

Основные требования к проекту:

  1. наличие социально-значимой задачи (проблемы) -исследовательской, информационной, практической);
  2. планирование действий по разрешению проблемы (перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных);
  3. проект обязательно требует исследовательской работы учащихся;
  4. результатом (выходом) работы является продукт ( продукт – это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы;
  5. презентация продукта

       

Какое имя дать проекту?

Следующий момент, который может вызывать затруднения, связан с отличием названия и темы проекта. Называться проект может кратко, в теме же может быть заложена рекламная или привлекательная

сторона для потребителей продукта проекта

Название

Тема:

«Журнал «Филиппок»

«Детский литературный журнал «Филиппок» как средство развития грамотного, любящего книгу

ребенка»

«Компьютерная зависимость учащихся»

«Исследование феномена компьютерной зависимости» учащихся в возрасте 11-13лет

«Физические перегрузки школьников»

 «Исследование зависимости влияний физических перегрузок и состояния здоровья школьников»

 

Сначала – вопрос, потом – тема

Выбрать основополагающий вопрос, интересный большему количеству учеников в классе, учителю значительно проще. Вопрос в данном случае выполняет побудительную функцию. Именно в такой последовательности (сначала вопрос, а позже - тема) учитель имеет возможность популяризации предмета для более широкого круга обучающихся. Правильно сформулированный вопрос побуждает учеников к деятельности по добыванию убедительных доказательств, тема же такими функциями не обладает.

Основополагающий вопрос проекта ( не имеет однозначного ответа и должен быть личностно значимым для участников проектировочной деятельности), например:

  • Почему древние греки сомневались, что быстроногий Ахилл сможет перегнать черепаху?
  • В чем сущность народной приметы - когда цветет черемуха, это к похолоданию?
  • Как мне повлиять на младшую сестренку, чтобы она меня слушалась?
  • Что будет, если все будут невоспитанными?
  • Как влияют на здоровье различные виды излучений? Излучение – добро или зло?
  • Миф – отражение реальности или вымысел?
  • Не похож на папу с мамой. Как могло случиться так?
  • Хватит ли солнечного тепла нашим потомкам?
  • Виртуальное общение – миф или реальность?
  • Готический стиль в искусстве – миг эпохи или вечность?
  • Как прошлое влияет на будущее?
  • Для чего природе понадобились два пола?
  • Как принятие православия повлияло на русское общество?
  • Как я могу стать лидером?
  • Действительно ли жизнь зародилась на Земле?
  • Асимметрия полушарий головного мозга – шутка природы или важнейшее приспособление?
  • Сколько соли в мировом океане?
  • Существует ли формула любви?
  • Умнеем ли мы, получая новые знания?
  • Как найти число в бесконечном ряду?
  • Прогресс – благо или зло для человечества?
  • Почва это живое или не живое существо?
  • Иван Грозный - тиран или реформатор?
  • Правонарушителями рождаются или становятся?
  • Одиноки ли мы во Вселенной?
  • Может ли история предсказать будущее?
  • Симметрия –страж покоя или двигатель жизни?
  • Атом – разрушитель или созидатель?
  • Полимерные материалы – это враги или друзья наши?
  • Как защитить себя от семейного насилия?
  • Как должен себя вести ребенок, когда остается один дома?
  • Для чего нужно быть здоровым?
  • Как избавиться от недуга?
  • Как должен себя вести ребенок в природе?
  • Огонь – друг или враг? Что такое дружба?
  • Как был уничтожен первый терминатор?
  • Золото - духовная сущность общества?
  • Личность или общество влияют в большей мере на историю?
  • Почему одних учителей школьники уважают, других - боятся, а третьих уважают и боятся?
  • Могут ли машины мыслить?
  • Что будет, если из русского языка убрать слова иностранного происхождения?

Таким образом, основополагающий вопрос способен запрограммировать характер самостоятельной поисково-исследовательской деятельности школьников

  1. Особенности проектной деятельности

Компоненты

Инновационный

проект

Исследовательский

проект

Особенности содержания

Содержание проектных

компетенций

учащихся

Способности к самоопределению,  целеполаганию.

Мотивация учащихся в самостоятельном получении дополнительных знаний

Поисковые (исследовательские) умения: рассмотрение проблемного поля и выделение подпроблем, формулирование ведущей проблемы, постановка задач, вытекающих из этой проблемы, умение самостоятельно генерировать идеи, изобретать способ действия, используя знания различных предметных областей; самостоятельно искать и отбирать недостающую информацию, используя разные источники, в том числе и Интернет; умение запросить необходимую информацию у руководителя или консультанта; умение выдвигать и проверять гипотезы, интерпретировать и обобщать результаты, принимать решения

Менеджерские умения: умение проектировать процесс (изделие, результат), умение планировать содержание деятельности, время, ресурсы; умение принимать решения и прогнозировать их последствия

Коммуникативные умения: умение инициировать учебное взаимодействие с учителем-консультантом, учителем-руководителем, вступая в диалог, задавая вопросы; умение вести дискуссию, умение отстаивать свою точку зрения, умение находить компромисс, умение осуществлять устный опрос, вести интервьюирование

Рефлексивные умения: умение осмыслить проблему, для решения которой недостаточно знаний, умение осуществлять самоанализ своей деятельности, ее ход и промежуточные результаты), умение осознать, чему научился, в чем личностные приращения в процессе

решения проблемы; умение провести критериальную оценку результата деятельности, оценив успешность решения проблемы

Организационные умения: умения организации при необходимости совместной деятельности

Презентационные умения: умение лаконично и информационно-ценностно представить в докладе ход работы и полученный результат; умение уверенно себя держать во время выступления, умение отвечать на вопросы, аргументируя свою точку зрения; умение использовать различные средства наглядности (компьютерные презентации, плакаты, макеты, чертежи, модели, театрализации, видео, аудио и сценические представления и пр.), артистические умения

Материал для

проектно-

исследовательской

деятельности

Содержание существующих учебных предметов, расширение содержания как в рамках одного предмета, так и межпредметное.

Особенности процесса

Характеристики

процесса осущест-

вления проектной

деятельности

Практическое применение школьных знаний в различных, в первую очередь,

внетиповых ситуациях

Выбор, освоение и использование технологии изготовления продукта деятельности

Освоение учащимися методов познания: умения выдвинуть и обосновать

замысел, самостоятельно сформулировать задачу проекта и исследования, провести рефлексию и анализ результатов

Характеристика организации деятельности

Возможность выбора межпредметных тем проектов и исследований

Возможность объединения усилий разных учителей для синтеза знания

Особенности результата

Результативная

характеристика проектно-исследовательской

деятельности

Результат деятельности характеризуется достижением цели деятельности,

созданием образовательного продукта

Особенности ресурсов

Требуемые условия

Материально-технические, учебно-методическое оснащение, кадровое

обеспечение (дополнительно привлекаемые специалисты), информационное пространство образовательного учреждения (информационные фонды, библиотека), информационно-технологические ресурсы, организационное обеспечение (специальное расписание занятий, работа библиотеки, выход в Интернет и пр.), отдельное от урочных занятий помещение (не ограничивающее свободную деятельность– медиатека и пр.)

Учебный проект для обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.

Учебный проект инновационного и исследовательского вида, с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет развивать проектные компетенции учащихся.

  • ценностное самоопределение к участию  в проектах, исследованиях,
  • технологическая готовность к осуществлению проектно-исследовательской деятельности.

  1. Базовые этапы проектной деятельности и их содержание

Этапы

Цель этапа

Содержание работы ученика

Подготовительный

Создать мотивацию.

Сформулировать цель.

Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта

Постановка цели: выявление проблемы, противоречия; формулировка задач

Концептуализация

Программирование

Разработать совокупность

концептуальных идей. Создать программу.

Построение ориентировочной схемы действий.

Обсуждение вариантов решения, составление маршрута получения результатов, способов и средств деятельности

Планирование

Разработать план деятель-

ности.

Построение плана деятельности. Обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов.

Продумывание хода деятельности, распределение заданий в работе с учетом выбранной позиции (роли).

Самообразование и актуализация знаний.

Практический

Получить продукт проект-

ной деятельности

Исследование, решение отдельных задач, компоновка и т. д.

Сбор и обработка данных. Интерпретация результатов.

Графическое представление результатов

Аналитический

Провести рефлексию

Сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы

Контрольно-

коррекционный

Осуществить при необхо-

димости коррекцию

Анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок

Заключительный

Защитить проект

Представление содержания работы, обоснование выводов

От компетентного учителя – к компетентному ученику!

Учитель, владеющий проектно-исследовательскими компетенциями, сможет организовать образовательное пространство так, чтобы требуемое качество развилось и у учащихся. Поэтому процесс образования и самообразования учителя – одно из условий успешности учебной проектной деятельности.

Для того , чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные ему,  личностно значимые, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для учащегося, для решения которой ему предстоит применить полученные знания и умения, а также и новые, которые ещё предстоит приобрести. «Решить проблему» -значит применить в данном случае необходимые знания и умения из различных областей жизни, получив реальный и ощутимый результат.

Поставленная проблема должна быть привлекательна по формулировке и должна стимулировать повышение мотивации к проектной деятельности.

методика  «Зеркало инновационных преобразований в практике»

Тема: ________________________________________

  1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ:

  1. ПРИЧИНЫ :  (формулировки с «не» и «нет»)

  1. ЦЕЛЬ:

  1. ЗАДАЧИ:

5. МЕРОПРИЯТИЯ, ОТВЕТСТВЕННЫЕ:

6.РЕСУРС:

7. ПРОДУКТ:

8. КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ:

  1. Система оценки проектных работ

вариант А

1) уровень сформированности умений:

  • самостоятельно выполнять различные этапы работы над темой проекта или исследования;
  • включаться в групповую работу,
  • чётко выполнять отведённые роли;

2) уровень практического использования умений:

  • умения практически использовать предметные и межпредметные знания, которые могут отличаться по количеству новой информации, использованной для выполнения проекта или исследования;
  • степени ее осмысления;
  • оригинальность предложенных решений;
  • качество выполнения продукта;

3) уровень сложности требуемых видов деятельности для получения результата инновационного или

исследовательского проекта;

4) степень владения использованными методами, методиками, измерителями;

5) уровень сформированности презентационных умений.

вариант Б

  • Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;

  • корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;

  • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

  • коллективный характер принимаемых решений (при групповой проекте);

  • характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;

  • необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей;

  • доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;

  • эстетика оформления результатов проведенного проекта;

  • умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

  1. Циклограмма работы над проектом

  1. Организационно-подготовительный этап (1 неделя):

1. Постановка проблемы, выдвижение первых гипотез.

2. Формирование групп, составление плана действий.

3. Обсуждение возможных источников информации по поставленной проблеме, вопросов защиты авторских прав.

4. Самостоятельное распределение заданий внутри групп.

   II. Экспериментально-аналитический этап (2, 3 недели):

  1. Измерение давления членов семьи тонометром и математическим маятником.
  2. Анализ первых результатов измерений.
  3. Корректировка плана (выдвижение новых гипотез и путей их проверки).
  4. Обсуждение, обобщение результатов исследований (общие выводы).

   III. Заключительный этап (3, 4 недели):

  1. Выбор творческого названия проекта.
  2. Оформление результатов исследования в виде презентации и буклета.
  3. Защита проекта.
  4. Рефлексия деятельности участников проекта.

  1. Типы проектов

  1. по числу учащихся (индивидуальный, парный, групповой);
  2. по доминирующему методу (игровой, исследовательский, творческий);
  3. по предметным областям (монопредметный,  межпредметный,  надпредметный)
  4. по продолжительности (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный)

  1. Формы продуктов проектной деятельности

Выбор формы продукта проектной деятельности — важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта — презентабельной и убедительной, а предложенные решения — полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.

Иногда бывает, что вид продукта сразу обозначен в самой теме проекта. Хрестоматийным является проект «Изготовление воздушного змея», выполняя который американские школьники в 1920-е гг. изучали важные законы физики. Но чаще всего выбор продукта — непростая творческая задача. Проект под названием: «Исследование влияния климата природных зон на растительный и животный мир » может завершиться защитой обыкновенного реферата, а может вылиться в увлекательную подготовку Атласа несуществующего материка.

Перечень (далеко не полный!) возможных выходов проектной деятельности:

Атлас;

Бизнес-план;

Видеофильм;

Видеоклип;

Выставка;

Газета;

Журнал;

Чертеж;

Экскурсия.

Законопроект;

Игра;

Карта;

Коллекция;

Костюм;

Макет;

Модель;

Письмо;

Пособие

Праздник;

Прогноз;

Публикация;

Путеводитель;

Сказка;

Справочник;

Статья;

Сценарий;

Учебное

Атрибуты несуществующего государства;

Музыкальное произведение;

Мультимедийный продукт;

Оформление кабинета;

Пакет рекомендаций;

Действующая фирма;

Серия иллюстраций Система школьного самоуправления;

9. Паспорт проектной работы

             Паспорт проектной работы используется дважды, а иногда и трижды.

Вначале — как методическая разработка проекта, которую руководитель проектной группы утверждает у заместителя директора школы перед началом работы над проектом.

Затем уточненный паспорт проекта становится необходимым вступлением к проектной папке (портфолио проекта), представляемой на защите проекта.

Наконец, расширенный вариант паспорта проектной работы может стать описанием проекта, подготовленным для публикации или для хранения в школьной медиатеке.

Паспорт проектной работы состоит из следующих пунктов:

  1.  Название проекта.
  2.  Руководитель проекта.
  3.  Консультант(ы) проекта.
  4.  Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по
    проекту.
  5.  Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.
  6.  Возраст учащихся, на который рассчитан проект.
  7.  Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс).
  8.  Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой).
  9.  Заказчик проекта.

  1.  Цель проекта (практическая и педагогическая цели).
  2.  Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах!).
  3.  Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса, по
    теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе
    его выполнения).
  4.  Необходимое оборудование.
  5.  Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне
    школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект,
    кратко — содержание). .
  6.  Предполагаемые продукт(ы) проекта.
  7.  Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа).
  8.  Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

  1. Виды презентаций проектов

Выбор формы презентации проекта — задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор «типичных» форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов — артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т. д.).

Виды презентационных проектов

Воплощение (в роль человека, одушевленного или

неодушевленного существа)

Научная конференция

Защита на Ученом Совете

Демонстрация видеофильма — продукта, выполненного

на основе информационных технологий

Спортивная игра

Научный доклад

Диалог исторических или литературных персонажей

Деловая игра

Игра с залом

Иллюстрированное сопоставление фактов, документов и др.

Путешествие.

Экскурсия

Инсценировка реального или вымышленного исторического события

Реклама

Ролевая игра

Пресс-конференция

Соревнования

Спектакль

Отчет исследовательской экспедиции

Телепередача

Например, ролевая игра, имитирующая поведение муравьев неизвестного науке вида в муравейнике.

  1. Оформление проектной папки

Проектная папка (портфолио проекта) — один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта.

Задача папки на защите:

             — показать ход работы проектной группы.

Кроме того, грамотно составленная проектная папка позволяет:

  • четко организовать работу каждого участника проектной группы;
  • стать удобным коллектором информации и справочником на протяжении работы над проектом;
  • объективно оценить ход работы над завершенным проектом;
  • судить о личных достижениях и росте каждого участника проекта на протяжении его выполнения;
  • сэкономить время для поиска информации при проведении в дальнейшем других проектов, близких по теме.

В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:

  1.   паспорт проекта;
  2.   планы выполнения проекта и отдельных его этапов*;
  3.   промежуточные отчеты группы;
  4.   вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии;
  5.   результаты исследований и анализа;
  6.   записи всех идей, гипотез и решений;
  7.   отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах» и т. д.;
  8.   краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их

преодоления;

  1.   эскизы, чертежи, наброски продукта;
  1.  материалы к презентации (сценарий);
  2.  другие рабочие материалы и черновики группы.

В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы.

Записи учащихся должны быть по возможности краткими, в форме небольших набросков и  аннотаций.

В день презентации проектов оформленная папка сдается в жюри.

  1. Лист планирования презентации проекта

Общая цель создания представления проекта: ________________________________________

________________________________________________________________________________

Название презентации проекта: ____________________________________________________

Основные проблемы проекта, рассматриваемые в презентации: _________________________

________________________________________________________________________________

Темы и список материалов, которые необходимо найти в Интернете: ____________________

________________________________________________________________________________

Перечень дополнительных ресурсов, которые Вы будете использовать при создании презентации (мультимедийные энциклопедии, учебники и др.): _____________________________________

________________________________________________________________________________

Для достижения поставленных задач презентация проекта может включать следующие слайды:

  • Название проекта: __________________________________________________________
  • Список основных исполнителей: _____________________________________________
  • Список коллег, преподающих другие предметы, которых желательно привлечь к работе над проектом: ________________________________________________________________
  • Краткое описание дидактических и методических целей проекта: __________________

_____________________________________________________________________________

  • Проблема, предлагаемая к разрешению в данном проекте: ________________________

_____________________________________________________________________________

  • Возможные темы самостоятельных исследований учащихся:______________________

_____________________________________________________________________________

  • Этапы и ход работы по проекту:______________________________________________
  • Анализ эффективности предлагаемой методики работы: _________________________
  • Планируемые результаты: ___________________________________________________
  • Ссылки на информационные ресурсы и описание необходимых в работе веб-сайтов: __________________________________________________________________________
  • Используемая литература: ___________________________________________________
  • Другое: ___________________________________________________________________

Представление проекта будет содержать:

1. Минимум ___ /максимум___ слайдов.

2. Минимум ___ /максимум___ графических изображений.

В том числе:

  • минимум ___ /максимум___ графиков и диаграмм;
  • минимум ___ /максимум___ сканированных изображений;
  • минимум ___ /максимум___ найденных в Интернете.

3. Минимум ___ /максимум___ цитат.

4. Минимум ____ /максимум____ ссылок на используемую литературу.

5. Минимум ___/максимум___ ссылок на Интернет-ресурсы.

6. Минимум ___ /максимум___ фоновых изображений.

7. Минимум ___/максимум___ эффектов при переходе с одного слайда на другой.

8. Другое: ______________________________________________________________________

  1. Лист планирования самостоятельной деятельности

 учащихся (индивидуально или в группе) по проекту

Имя (имена): ____________________________________________________________________

Тема проекта: ___________________________________________________________________________

Основополагающий вопрос: ____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы учебной темы (проблемные): ______________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Этапы работы и виды исследовательской деятельности учащихся:

№ этапа

Название этапа

Вид деятельности учащихся

Источники информации:

Источник информации/ресурс

Вид информации

  1. Лист планирования содержания учебного проекта

и этапов его проведения

Продумывание учителем темы проекта

____________________________________________________________________________

(Для определения темы проекта учитель выбирает учебный раздел, часть стандартного учебного курса или нескольких курсов в соответствии с программой своего учебного предмета.

Выбор возрастной категории учащихся

_______________________________________________________________________________

(Учитель выбирает определенную возрастную группу, например, ученики начальной школы, средней, старшей, 9-классники, разновозрастная группа (8-11 класс) учащихся и т. п.

Формулирование основополагающего вопроса

______________________________________________________________________________

(Основополагающие Вопросы самые абстрактные вопросы в цепи вопросов, служат всеобъемлющей концептуальной структурой для нескольких разделов или всего года обучении.)

Формулирование вопроса (-ов) учебной темы

______________________________________________________________________________

(Вопросы учебной темы, по сути являющиеся проблемными, задаваемые в рамках одной дисциплины, помогают исследовать различные стороны одного основополагающего вопроса.)

Формулирование содержательного (-ых) вопроса (-ов) для исследований учащихся

______________________________________________________________________________

(Частные вопросы отличаются от вопросов учебной темы и основополагающего вопроса тем, что основываются в основном на фактах, а не на интерпретации этих фактов.)

Формулирование дидактических целей проекта

_______________________________________________________________________________

(Формулирует учитель. Например, "Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения", "Формирование критического мышления, навыков работы в команде".)

Формулирование методических задач

______________________________________________________________________________

(Формулирует учитель. Например, освоить представление об электролитической диссоциации веществ и окислительно-восстановительных процессах (химия), освоить понятие "загрязненность среды" (экология), научить проводить химический анализ жидкостей на кислотность (химия), научить пользоваться мультимедийной презентацией для оформления результатов (информатика), научить кратко излагать свои мысли устно и письменно (русский язык, литература).

Формулирование проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся)

_______________________________________________________________________________

(Ученики самостоятельно формулируют проблемы (темы) индивидуальных исследований в  рамках заявленного проекта. Например, "Почему в центре Москвы погибают деревья?", "Как кошки могут видеть в темноте?", "Почему попугаи могут разговаривать?" и т. д. Рекомендуется провести «мозговой штурм», использовать метод наводящих вопросов.)

Выдвижение гипотез решения проблем

______________________________________________________________________________

(Формулируются учащимися. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблем. Затем в ходе исследований они подвергаются проверке. Например, есть проблема исследования "Почему поют птицы?", гипотезой может служить следующее размышление: "Они поют потому, что таким образом они общаются, учат птенцов, предупреждают о чем-то животных и людей" и т. д.)

Определение творческого названия проекта

_______________________________________________________________________________

(Творческое название проекта выбирают учащиеся вместе с учителем, исходя из обсуждения тем индивидуальных исследований. На выбор названия влияет не только учебный предмет, но и возраст участников проекта. Например, ученики 11 класса придумали название "Холодная война: период советско-американский отношений", 7 класса – "Кислотные дожди – убийцы местного пейзажа", 6 класса – "Древние греки в XX веке (Развитие литературных творческих способностей школьников на уроках литературы и русского языка)", 5 класса – "Шнурки" в стакане" (проект, связанный со сравнением сленга американских и российских школьников), ребята начальной школы, создающие в рамках проекта книгу Гинесса своих спортивных достижений и успехов домашних животных, назвали проект «Мы восхищаемся» и др.)

Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов

_____________________________________________________________________________

(Учащиеся делятся на мини-группы по 4-6 человек, определяющие для себя "цепочки" вопросов и ответов, которые надо доказать в исследованиях, а также выбирающие форму представления результатов – в виде презентации, буклета, веб-сайта, альбома, выпуска газеты и др. Рекомендуется использовать при этом управляемую дискуссию, метод наводящих вопросов)

Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе

______________________________________________________________________________

(Ученики продумывают пути проведения своих исследований: о проведении анкетирования, опытов, создании видеозаписей, сборе статистических данных, образцов, об обработке собранных сведений, о том, как будут оформлены результаты исследования)

Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав

_____________________________________________________________________________

(Учитель обсуждает с учениками, как найти источники информации по теме исследования – в школьной (городской) библиотеке, в Интернете или мультимедийной энциклопедии 13 Планирование учебного проекта (например, книги (какие?), интервью (с кем?), опросы (кого?), веб-сайты (какие?), мультимедиаиздания (какие?), видеофрагменты (где взять и как соблюсти авторские права?). Проводится фронтально со всеми группами. Цель: задать направление поиска информации. При обсуждении информационных источников необходимо особо остановиться на достоверности источников информации.)

Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

(Например, результатом обсуждения должен быть план с точным указанием, кто за что отвечает, и сроки исполнения. Группа 1 - сбор образцов дождевых осадков в районе Марьиной Рощи. Иванов - сбор образцов осадков возле помоек (лужи, стоки с крыш) во время, до и после сжигания мусора, измерение кислотности с помощью лакмусовой бумаги, составление диаграммы (графика). Петров - наблюдение за погодой и розой ветров в районе Марьиной Рощи, составление карты погоды, выявление зависимости кислотности осадков от направления ветра. Сидоров - материалы о кислотно-щелочном балансе и влиянии кислот на жизнь, кислотных дождях в других регионах. Учитель консультирует, обходя группы, внимательно следит за ходом обсуждения. Для младших возможно планирование ролей в группе учителем заранее. Задания каждого участника должны вести к ответу на вопрос: "Если мы перестанем сжигать мусор на помойках, то кислотность осадков снизится на 50 %. Задача: узнать, верно ли это". Время проведения: 3 урок, 10 минут.)

Самостоятельная работа групп

_______________________________________________________________________________

(Роль учителя – консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло.)

Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе

_______________________________________________________________________________

(Форма презентации может быть любая, например, доклад на 3-4 минуты с иллюстрациями, раздача изданного информационного бюллетеня, представление веб-сайта с результатами исследований. Цель: мотивировать учащихся систематизировать полученные данные. Роль учителя – консультирование, помощь.)

Защита полученных результатов и выводов

______________________________________________________________________________

(Каждой группе на представление полученных результатов представляется до 4 минут. Далее – ответы на вопросы присутствующих. Присутствуют все участники проекта: учителя и ученики. Рекомендуется заранее разработать для учащихся оценочные листы на основе Критериев оценивания.)

Оценивание результатов проекта школьниками и учителем

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

(Рефлексия. Группы оценивают работу каждого участника. Учитель оценивает работу групп в целом. Результативность каждого выступает здесь как фундамент для новых исследований по темам проекта.)

  1.   План работы по проекту в школе

Подготовительный этап

Что необходимо Кто отвечает

Сроки выполнения

Обсудить с родителями учащихся вопросы, связанные с проведением проекта, использованием домашних компьютеров, доступа к Интернету и пр., составить список родителей, желающих оказать какую-либо помощь.

Составить список необходимого оборудования (фотокамера, сканер, лабораторное оборудование, диктофон и пр.).

Составить план-график использования компьютерного класса (в том числе запланировать вечер для презентации работ учащихся), библиотеки/медиатеки.

Подготовить необходимые книги и электронные материалы, сформировать подборку веб-сайтов по теме проекта.

При необходимости провести подготовительные занятия со школьниками - участниками проекта.

Найти спонсоров для приобретения поощрительных призов участникам проекта.

Пригласить на презентацию проекта представителей школьной редколлегии и районной прессы, поместить статью об учебном проекте в школьной газете.

Купить или получить необходимые принадлежности для практических занятий.

Опубликовать веб-сайт проекта в Интернете.

Определить порядок хранения файлов учащихся на школьном компьютере и доступа к ним.

Другое:

Процесс обучения

Что необходимо Кто отвечает

Сроки выполнения

Ознакомить учащихся с критериями оценивания итоговых работ.

Предварительно просмотреть собранный учащимися материал, дать рекомендации по дальнейшей работе.

Организовать выполнение учащимися самостоятельных исследований и заданий учителя по теме проекта.

Обсудить с учащимися формы представления результатов учебной деятельности.

Сфотографировать учащихся во время работы по проекту, пригласить школьную и районную прессу для освещения работы над проектом.

Оценить проведенную работу (самооценка учителя, отзывы учащихся, опрос родителей).

Выставить отметки по результатам учебной работы.

Другое:

Заключительный  этап

Что необходимо Кто отвечает

Сроки выполнения

Разослать благодарности всем, кто помогал в проведении проекта.

Удалить ненужные файлы со школьного компьютера.

Вернуть оборудование, книги.

Организовать презентацию итогов проекта для руководства школы, школьного совета или спонсоров.

Наградить отличившихся учеников грамотами.

Продумать план следующих работ на основе проведенного анализа, учесть накопленный опыт.

Другое:

Что еще необходимо включить в план проведения проекта:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1.  Пример листа планирования

самостоятельной деятельности учащихся по проекту

ФИО: Иванов И. Т., ученик ____ класса ________  школы

Тема: Загрязнение окружающей среды.

Основополагающий вопрос: Возможно ли в развитии цивилизации правильное использование водных ресурсов?

Вопросы учебной темы (проблемные): Как мы можем защитить озеро Байкал от загрязнения?

Этапы работы и виды исследовательской деятельности учащихся:

Школьники исследуют (по результатам найденной информации в Интернете, в других учебных материалах или в экспедиции) качество воды в озере Байкал, сравнивают со старыми показателями и предлагают необходимые действия для защиты чистоты озера.

Источники информации:

http://www.akdi.ru/proekt/14654GD.HTM - Проект Закона о защите озера Байкал;

http://www.fcgs.rssi.ru/rus/mepnr/state/areas/adverse/baikal.htm - Природный комплекс бассейна озера Байкал;

http://www.angara.ru/abi/angara/rozwin.htm - "Ангара рождается в Байкале";

Брянский А. П. Здравствуй, Байкал! - Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1989. - 132 с.;

Галазий Г. И. Байкал в вопросах и ответах - Иркутск, 1987. - 86 с.

Источник информации/ресурс Вид информации

  1. К истории вопроса

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести

Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи или критического мышления). Суть рефлекторного мышления - вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении. "Потребность в разрешении сомнения является постоянным и руководящим фактором во всем процессе рефлексии. Где нет вопроса, или проблемы для разрешения, или где нет затруднения, которое нужно преодолеть, поток мыслей идет наобум… Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления".

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

  1. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением… Нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации… Под этим типом деятельности подразумевается: извлечь нечто "из следа", т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Это является принципиальной особенностью организации мышления при исследовании, с которым сопряжены развитие наблюдательности, внимательности, аналитических навыков… Развитие способности занимать исследовательскую позицию является важной задачей образования и воспитания как средства оценки своей действительности, ее возможных последствий. Источник исследования как вида деятельности – в свойственном человеческой природе стремлении к познанию... Ведущей ценностью в исследовании является ценность процесса движения к истине….

КОМПЕТЕНТНОСТЬ: В мировой образовательной практике понятие компетентности выступает в качестве центрального, своего рода “узлового” понятия, т.к. компетентность личности: во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и практическую составляющую образования; во-вторых, в понятии компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого “от результата” (“стандарт на выходе”); в третьих,  компетентность личности обладает интегративной природой, поскольку она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных знаний и опыта, относящихся к широким сферам культуры и деятельности (информационной, правовой и проч.).

Компетентность личности имеет определенную структуру, компоненты которой связаны со способностью человека решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. В структуре компетентности личности представлены: компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности; в сфере гражданско-общественной деятельности; в сфере социально-трудовой деятельности; компетентность в бытовой сфере; в сфере культурно-досуговой деятельности . Среди знаний и практического опыта, формируемых в процессе достижения  личностью определенного уровня компетентности, - навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля, работы в команде, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, устанавливать причинно-следственные связи, находить, формулировать и решать проблемы.

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД: Личностно-ориентированный подход в образовании охватывает различные течения гуманистического направления в философии, психологии и педагогике. В той или иной форме он постоянно проявляется в мировой педагогической практике. "Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи", - писал еще И.Г.Песталоцци. Принимая тезис: "Человек образованный - тот, кто знает,  где найти то, чего он не знает". (Георг Зиммель), мы принимаем и то, что учитель лишь направляет действия ученика, помогает ему не потеряться в безбрежном мире информации, предоставляя ему самому конструировать свои знания.

"...Личностно-ориентированное образование — такое образование, в котором личность ученика, студента была бы в центре внимания педагога, психолога, в котором деятельность учения, познавательная деятельность, а не преподавание, была бы ведущей в тандеме ученик - учитель, чтобы традиционная парадигма образования учитель – учебник - ученик была со всей решительностью заменена на новую: ученик – учебник - учитель. Именно так построена система образования в лидирующих странах мира".

МЕТОД: Совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности,  способ организации процесса познания. 

ПРОБЛЕМА: Задача,  содержащая противоречие,  не имеющая однозначного ответа и требующая исследования и поиска решений. Берет свое начало в проблемной ситуации. Проблемная  ситуация -  обстоятельства и условия деятельности учащихся, содержащие противоречия, не имеющие однозначного решения. Проблемный вопрос – вопрос, отражающий сущность, основное противоречие рассматриваемой темы, не предполагающий однозначного тривиального ответа. Часто формулируется с помощью союза "или". В отличие от более узких, более конкретных вопросов по учебной теме проблемный вопрос постоянно возникает в рамках всей изучаемой дисциплины и даже нескольких смежных дисциплин. Ответ на проблемный вопрос всегда вызывает столкновении мнений и подходов и может быть дан только частично, в рамках некоторых условий и соглашений. Поиски ответа на проблемный вопрос активизируют самостоятельное творческое критическое мышление, дискуссию.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: "Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования; это описание процесса достижения планируемых результатов обучения". 

* Технология "Обучение в сотрудничестве":

"Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи - также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни".

        *Технология "Метод проектов": "В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Говоря о  методе проектов, мы имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, - необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей".

УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ - организационная форма работы, которая (в отличии от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В школе его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение  общего результата  по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.


  1. Требования к содержанию и организации  проведения учебного проекта

1 (Плохо)

2 (Слабо)

3 (Хорошо)

4 (Отлично

Связь с учебной программой и учебным планом

Проект не связан с действующей школьной программой и учебным планом.

Проект в некоторой степени связан с программой и учебным планом; его внедрение возможно только за счет внеклассной работы.

Проект связан с программой и учебным планом по предмету, но для его проведения придется использовать резерв времени.

Проект полностью ориентирован на действующую программу

и учебный план и может быть легко интегрирован в рамках учебного процесса.

Содержание проекта

Нет логической последовательности в

изложении материала, были допущены ошибки.

Отсутствуют самостоятельные

исследования учащихся.

Нет деятельности учащихся, связанной с умениями находить, описывать и суммировать информацию. Намеченные цели и темы обучения расплывчаты и плохо поддержаны вопросами темы учебной программы. Цели обучения не соответствуют

образовательным минимумам. Учебный проект не поддерживает обучение разных типов учащихся.

Материал проекта дается более или менее логично, но не понятны отдельные вопросы. Самостоятельные исследования учащихся не затрагивают основополагающие вопросы. Деятельность в учебном проекте требует от учащихся умений находить, описывать и суммировать информацию, при этом творческий подход минимален. Намеченные цели и темы обучения расплывчаты и плохо поддержаны основополагающими

вопросами и вопросами темы учебной программы.

Цели обучения не соответствуют образовательным минимумам. Учебный проект не поддерживает обучение разных типов учащихся.

Материал изложен логично, между его частями сделаны плавные переходы. Самостоятельные исследования учащихся частично иллюстрируют

основополагающие вопросы. Деятельность в учебном проекте заставляет учащихся анализировать и использовать информацию, решать проблемы и делать выводы. Намеченные цели и темы обучения изложены и частично поддержаны

основополагающими вопросами и вопросами темы учебной программы.

Некоторые цели обучения

соответствуют образовательным минимумам. Учебный проект минимально поддерживает разноуровневое обучение.

Содержание проекта понятно, представлено логично и удобно для восприятия. Самостоятельные исследования учащихся самым понятным образом иллюстрируют основополагающие вопросы. Деятельность в рамках учебного проекта помогает учащимся интерпретировать, оценивать и систематизировать информацию. Цели и темы обучения ясно изложены, хорошо определены и

поддержаны основополагающими

вопросами и вопросами темы учебной программы. Цели обучения соответствуют

образовательным минимумам. Учебный проект поддерживает разноуровневое обучение.


Соблюдение авторских прав

Материалы проекта созданы с нарушением авторских прав.

Содержание проекта

Материалы проекта включают ссылки на некоторые первоисточники, оформленные с соблюдением авторских прав.

Материалы проекта созданы с соблюдением авторских прав.

Все материалы проекта созданы с соблюдением авторских прав. Авторы проекта продумали защиту своих прав на создаваемые в рамках проекта электронные публикации.

Оригинальность

Проект выполнен, главным образом, на основе минимального набора материалов и идей, заимствованных из ограниченного количества источников информации.

Проект выполнен на основе большой коллекции материалов и идей, заимствованных из разных

источников информации.

Проект разработан на основе оригинальных авторских идей, усиленных большой подборкой материалов из разных источников информации.

Проект характеризуется большой оригинальностью идей, исследовательским подходом к собранным и

проанализированным

материалам, использованием

широкого спектра первоисточников.

Мультимедийные средства

Использование видео, аудио, компьютерной анимации практически отсутствует и/или дается в отрыве от содержания.

В материалах проекта

используется довольно много элементов мультимедиа, однако это осуществляется

несистематично.

В материалах проекта элементы мультимедиа представлены очень

широко, и их использование всегда педагогически оправдано.

Материалы проекта богаты

оригинальными элементами

мультимедиа, усиливающими

содержательную часть проекта и помогающими восприятию наиболее сложных вопросов

Использование педагогических технологий

При разработке проекта

авторы ориентировались на традиционные методы

обучения и передачу знаний от учителя к учащемуся.

В проекте использованы

отдельные элементы новых

педагогических технологий,

учащимся предлагается работа по группам.

В проекте широко используются новые педагогические  технологии,

преобладает групповая

деятельность учащихся, большой акцент делается на самостоятельное

исследование и поиск информации.

Проект полностью сориентирован на личностно- ориентированное обучение, в его основе лежит технология обучения в сотрудничестве.


Работа в группе

Роли между участниками

проекта распределены не были, коллективная

деятельность практически не осуществлялась, некоторые члены группы вообще не работали над проектом.

Большинство членов группы участвовали в работе над проектом, однако нагрузка между ними была распределена неравномерно.

Большинство членов группы внесли свой вклад в работу группы.

Работу над проектом в равной мере осуществляли все члены группы.

Графический

Графический дизайн

Графическим иллюстрациям уделено слишком большое внимание, мешающее

восприятию содержания

проекта.

Графические и мультимедийные компоненты не отвлекают от содержания, но выполнены не всегда корректно - отсутствует гармония, пропорции, нет четкой графической концепции и общего стиля.

Элементы дизайна и содержания взаимодополняют и усиливают друг друга.

Элементы дизайна и содержание представляют собой педагогически обоснованное единство, усиливающее общее впечатление от материалов презентации и развивающее учащихся.

Оценивание успеваемости учащихся

Инструменты оценивания

намеченных целей обучения не включены.

Инструменты оценивания

намеченных целей обучения не включены, или учащиеся не в состоянии их правильно оценить. Связь между целями обучения и оцениванием качества усвоения материала не ясна. Инструменты оценивания содержат только общие критерии.

Включены инструменты для оценивания почти всех намеченных целей обучения. Прослеживается некоторая связь между целями обучения и оцениванием качества усвоения материала. Инструменты оценивания содержат некоторые тематические критерии, которые могут быть непонятны учащимся.

Включены инструменты для оценивания всех намеченных целей обучения. Связь между целями обучения и

оцениванием качества усвоения материала четко видна. Инструменты оценивания содержат конкретные тематические критерии, служащие отправными точками для обучения.

Организация применения проекта в школе

Описание учебного проекта непонятно, не ясно, каким образом он будет внедряться в учебный процесс. Компоненты учебного

проекта не завершены.

Учебный проект невозможно реализовать в урочной деятельности.

Описанию учебного проекта не хватает ясности, он не отображает последовательность мероприятий по его внедрению. Компоненты учебного проекта либо не завершены, либо недостаточно детализированы. Учебный проект можно реализовывать только в собственном классе учителя.

Описание учебного проекта отображает последовательность

мероприятий по его внедрению, но некоторые аспекты непонятны. Компоненты учебного проекта являются завершенными, но недостаточно детализированными, чтобы их эффективно использовать. Учебный проект можно реализовывать в разноуровневом обучении.

Описание учебного проекта отображает четкую последовательность мероприятий по его внедрению. Компоненты учебного проекта хорошо подготовлены для использования. Уч. проект легко модифицировать и реализовывать в разноуровневом  обучении.


  1. Используемая литература

  1. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами. – М., 1997.
  2. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения// Директор школы. – 1995. - № 6. - С. 39-47.
  3. Журнал «Практика административной работы в школе», 2009г., №5, стр.45, статья О.В.Черновой, О.П.Зубковой «Организация исследовательской и проектной деятельности гимназистов»
  4. Журнал «Эксперимент и инновации в школе», 2008г., №1, М, стр.103, статья «Педагогическая мастерская: от теории к практике проектно-ориентированного обучения»
  5. Кочуров С. «Исследование «феномена компьютерной зависимости» учащихся в возрасте 11-13лет // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2008. №2. С. 53-56.
  6. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся/Авт.: Алексеев Н.Г. и др. – В ж. "Исследовательская работа школьников", 2002.
  7. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
  8. Логинова Н.А. Феномен ученичества: приобщение к научной школе. // Психологический журнал. 2000, том 21, № 5.
  9. Маюрова С.И. Проект детского литературного журнала «Филиппок» //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2008. №1. С. 32-35.
  10. Митрофанова Л. Исследование зависимости влияний физических перегрузок и состояния здоровья школьников //Муниципал. образование: инновации и эксперимент. 2008. №3.С.50-53.
  11. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. М., 2002
  12. Методика самоопределения учащихся //  Байкова Л.А. Завуч. – 2002, - №7,8. – 2003, №2
  13. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С.Полат – М.: Academia, 2000.
  14. Научно-практический журнал «Завуч», 2006 г., № 4, стр.6, статья Курганского С.М.  «Проблемно-ориентированный анализ».
  15. Никандров Н.Д. Проблемное обучение // Воспитание школьников. -1983.-№12
  16. Новрузова О.М. Педагогические технологии в образовательном процессе. - Волгоград.: Учитель, 2008
  17. Научно-практический журнал «Завуч»,2006г., № 6, стр.113, статья  Попова И.Н. «Обобщение передового педагогического опыта»
  18. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. -М,: Российская академия наук, 1998
  19. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
  20. Пимчев С.П., Сиденко А.С. Профессиональный конкурс «Учитель года Москвы» Я учусь будущему.- М.: МИОО, 2005.
  21. Полат Е.С. "Новые педагогические и информационные  технологии в системе образования", М., “Академия”, 2000.
  22. Передовой педагогический опыт (рекомендации учителю) // Кузьмина В.Ф. Завуч. – 2006, - №4
  23. Поддьяков А.Н. Дети как исследователи: [Психол. аспект] // Magister.- 1999.- N 1.- C. 85-95.
  24. Презентационный материал: образовательные технологии. Основные направления совместной работы Центра и ОУ в решении актуальных проблем становления и развития современной школы. – Нижегородский центр непрерывного образования. – Н.Новгород, 2007, февраль
  25. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.
  26. Сегреев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся.- М.: Аркути, 2006
  27. Светенко Т.В., Галковская И.В., Яковлева Е.Н. Стратегический план развития школы в условиях изменений. Рабочая тетрадь.- М.: НФПК, 000» Миралл», 2005.-80с-С.42-43)
  28. Слободчиков В.И. Основы проектирования развивающего обучения. – Петрозаводск, 1996.
  29. Сиденко А.С. Проекты и исследования в развивающейся школе /пособ. АПК и ППРО, 2007. 80с.
  30. Сиденко А.С. Виды проектов и этапы проектирования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2008. №2. С. 76-80.
  31. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М. МинОбр. 2001.
  32. Савенков А.И. Детские исследования в домашнем обучении // Исследовательская работа школьников. 2002. №1. С. 34-45.
  33. Шапиро В.Д. и др. Управление проектами. Спб: «Два ТРИ», 1996.