Рефлексия как неотъемлемый аспект духовно-нравственного развития личности ребёнка.
статья (4 класс) на тему

Маташкова Наталья Леонидовна

Рефлексия как неотъемлемый аспект духовно-нравственного развития личности ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Советский»

Рефлексия как неотъемлемый аспект духовно-нравственного развития личности ребёнка.

Маташкова Н.Л.,  учитель  начальных классов,

первая  квалификационная категория

 

г. Советский

2018 год

Рефлексия как неотъемлемый аспект духовно-нравственного развития личности ребёнка.

Маташкова Наталья Леонидовна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ №2 г.Советский.

 «Имея дело с проблемой прогрессирующей нравственной деградации части общества, мы стоим не только перед задачей улучшения морального климата, но и перед вопросом национального выживания…»   Патриарх   Московский и  всея Руси Кирилл на открытии XXI Международных Рождественских образовательных чтений в январе 2010г. 

         О духовно-нравственном кризисе в нашем российском обществе  начали  говорить  и в системе образования.  Описана  модель выпускника школы – «нравственный, ответственный, инициативный и компетентный гражданин России»

12.12.2012г.  наш президент В.В. Путин в послании к Федеральному собранию  обозначил новый вектор развития России - духовно-нравственный.  

         Наш современный национальный воспитательный идеал   и высшая цель нынешнего  школьного образования  — гражданин и патриот (так называемая «российская идентичность»). Школа должна заново выстраивать потерянную систему организации воспитательной работы.

        Одним из механизмов реализации «Концепции воспитания гражданина России» является новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), введенный в 2012г. во всех школах России.

        Его целью является «формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений» 

        Осознанное нравственное поведение начинается с нравственной рефлексии.  Поэтому можно сказать, что одной из главных задач ОРКСЭ  является обучение детей нравственной рефлексии.      

         Для начала остановимся на самом понятии рефлексии. Рефле́ксия (от лат. reflexio — обращение назад) это  перенос внимания человека на самого себя и на своё сознание, на продукты собственной активности. Это способность человека взглянуть на себя со стороны, проанализировать свои действия и поступки, а при необходимости перестроить их на новый лад .  

       Рефлексия традиционно относится к важнейшим новообразованиям младшего школьного возраста наряду с развитием мышления, познавательного интереса, произвольности поведения.

      Нравственная рефле́ксия означает анализ самого себя с точки зрения должного. Должное будет определяться как «принятое большинством людей»  или, в рамках ОРКСЭ  - как  утвержденное государством.

       Компоненты нравственной рефле́ксии (и этапы):

1) знания -  формирование нравственных представлений и понятий;

2) чувства  - внутреннее переживание, работа души - сердца, разума и воли,  воспитание

стремления к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию;

3) поступки – выполнение нравственных упражнений (совершение нравственного выбора в определенной предложенной ситуации);

4) деятельность – постепенное  накопление собственного социального опыта (участие в социальных акциях помощи другим и пр.).

      Показатели  воспитанности учащегося:

      - осознание своего эмоционального состояния:  умения прислушаться к себе, называть свои состояния и настроения, а также понимать свои качества и свои достоинства, сильные и слабые стороны

- обогащение словаря школьников соответствующей лексикой для ведения таких разговоров, (в этом может помочь «Словарик Мисс Эмоции»  или можно использовать Словарь настроений О.А.Лисовской  ).

- чувство ответственности за последствия своих поступков, попытки их продумать;

- умение чувствовать нравственную красоту и уродство (критерии различения добра и зла);

- воспитание социальных и нравственных чувств - доброжелательного отношения к сверстникам,  уважительного отношения к взрослым, умения терпеливо выслушивать друг друга (начальные толерантные умения);

- постепенное формирование нравственной позиции через демонстрацию (в нашем случае – высказывание) своей точки зрения;

- развитие желания действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;

- воспитание интереса учащихся к самим себе,  желания самосовершенствования;

- формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа; - умение  слушать и слышать, смотреть и видеть («Самого главного глазами не увидишь»),  осознавать и делать выводы;

- умение встать на позицию других людей, чтобы постараться их понять (эмпатия);

- приобретение позитивного эмоционального опыта принятия нравственно-ответственных решений…

      Золотое правило нравственности («Не делай другим того, чего бы ты не хотел, чтобы сделали тебе»)-  комфортно ли людям рядом со мной, не мешаю ли я кому-либо).  

      Приемы использования обычной рефлексии:

1)  «Светофор» или «Термометр удовлетворенности»;

2)  Выбери предложение и продолжи его:   «Я уже знал....»,  «Я узнал...»,  «Мне было интересно на уроке, потому что…»;

3) Каким было общение на уроке?  Выбери:   занимательным    /   познавательным /   интересным /  игровым /  необычным / скучным / радостным / дружелюбным…;

4) Отложенная оценка – найди свою ошибку и исправь ее, отметка не снижается;

5) Для чего мы это изучаем (также это прием одного из принципов развивающего обучения - активности и сознательности) …(более 50 приемов описаны в статье О.А.Костылевой «Приемы рефлексии на уроке»).

Приемы нравственной рефлексии: 

1) Использование «Золотого правила нравственности»  («Как бы ты хотел, чтобы поступили с тобой в подобной ситуации?»);

2) Прием «царский путь» («и нашим и вашим») – поиск и нахождение решения, утраивающее обе конфликтные стороны, но без нарушения нравственных норм);

3) Высказывание своей точки зрения  Это могут быть и просто ответы на проблемные вопросы (вслух и письменно).

 Но обеспечить участие каждого могут только интерактивные методики.   Вот, например,  один из алгоритмов работы.  Дается тема (проблема) и несколько минут для ее личного обдумывания.  Далее организуем групповое обсуждение предложенного вопроса.  Условие работы в группе:  выслушать каждого, объединить схожие мысли, представить позицию группы всему классу.  После коллективного обсуждения следует голосование каждого за выбранные варианты.  В конце подводится итог;

4) Личностно-значимые вопросы, к примеру, «Задай свой вопрос по теме»;

5) «Заявление о ценностях» (некоторые считают этот прием одной из педагогических технологий воспитания социальной солидарности) – составление своего «кодекса чести»;

6) Анкетирование с размышлением;

7) Нравственный выбор (в проблемной ситуации)…

         Трудность работы в данном направлении при изучении предмета ОРКСЭ у нынешних четвероклассников : не все дети  умеют самостоятельно размышлять, четко высказывать свою позицию – им проще выбрать вариант из предложенного, но это не обеспечивает нужного результата

         Четвероклассникам также сложно осознать порой свою личную позицию, у них еще нет четких жизненных  ценностей, а это обязательное условие для нравственной рефлексии.

         Таким образом , рефлексия - это сложная работа, требующая времени, усилий, определенных способностей. Но это очень важный и своевременный труд. Ведь сосредоточенность на себе можно развивать и на других уроках, в разнообразных формах активного социально-психологического взаимодействия — тренингах, ролевых играх, групповых дискуссиях в системе классных часов, на занятиях дополнительного образования.  

                    Хочу  привести несколько примеров тематической рефлексии, которые можно использовать  при  проведении  уроков ОРКиСЭ.

Варианты рефлексий по модулю «Основы светской этики»

Тема

Рефлексия

«Добро и зло»

«Сердечки».

На столах у учеников лежат сердечки, каждому необходимо раскрасить их в цвет своего настроения.

Дружба и порядочность

«Дом Дружбы».

На столах лежат цветочки красного и зелёного цвета, если урок учащимся понравился и знания, полученные на уроке, по их мнению, пригодятся в жизни, необходимо приклеить красный цветочек. А если, наоборот, урок не понравился и знания не пригодятся нужно приклеить зелёный цветочек.

Викторина «Вспомним изученное»

     На столах у учащихся лежат белый и серый мышата, на доске плакат с Леопольдом.

Учитель говорит учащимся:

«Ребята, если вы были на уроке честными, искренними, добрыми, дружелюбными, то  прикрепите к Леопольду белого мышонка. Если же вы не были такими, то прикрепите серого мышонка.»

Гордость и гордыня

 «Продолжи предложение:

Было трудно…

Меня удивило…..

Было интересно…..

Сегодня я узнала….

Теперь я умею…….»

Варианты рефлексий по модулю «Основы православной культуры»

Тема

Рефлексия

Христос и Его крест

«Закончите предложения»

Мне было интересно…

Я понял, что…

Было трудно…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Православное учение о человеке

     Учитель просит учащихся поделиться своими впечатлениями об

уроке

Сегодня я узнал...

Мне было интересно...

Активно работали на уроке....

Интересны были высказывания...

       У учащихся на столах черно-белые птицы. Учащимся нужно раскрасить птицу в цвет своего душевного состояния.

Пасха

Синквейн (слово французское 5 строк)

(пишут на листочках)

1.существительное (Пасха)

2. прилагательные  (святая, великая)

3. глаголы  (радует, возвышает)

4.  ключевая фраза

(отмечает православный народ)

5. слово-итог  (праздник)

Совесть и раскаяние

На доске желтый круг – солнце без лучиков. У каждого учащегося на парте желтый лучик.

На экране незаконченные фразы.

Учащимся предлагается выбрать одно предложение, записать его на лучиках и прикрепить их на солнышко, чтобы оно стало ярким и осветило все вокруг своим светом.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Золотое правило этики

В течение урока, учащиеся рисовали на человечках кружочки. Красный кружочек – качества, которые, по мнению детей, у них есть, зеленый – если учащиеся думают, что определенного качества у них нет.

В конце урока на доску вывешивается плакат с силуэтом человека, учащиеся должны взять своих человечков и прикрепить их на доску.

«А теперь представьте, что этот большой человек – ваш класс. Посмотрите, какой он пестрый. А все потому, что в вашем классе учатся разные ребята.  И каждого нужно уважать и любить.»

Милосердие и сострадание

«Дерево милосердия»

У каждого на столах  ладошки , предлагается  записать хорошее дело, сделанное этим ребенком,  на эту ладошку и украсить им дерево.

Заповеди

«Заполнение карты»

- Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что________

- Наиболее трудным мне показалось___________

- Самым интересным было__________

- Я бы хотел попросить своего учителя__________________

Храм

«Свеча» 

На столах у учащихся лежат нарисованные свечи, которые необходимо закрасить карандашом определенного цвета. Если урок прошел благотворно (все поняли, узнали много нового, было интересно) пусть свеча загорится красным огнем. Если урок дал мало знаний пусть свеча загорится желтым огнем. А если урок прошел впустую, тогда пусть огонек свечи не загорается.

Рефлексию учащихся можно организовать с помощью:

1.  Упражнения «Градусник»

Учитель заранее готовит большой лист бумаги, который помещает на занятии на видном и доступном всем месте. На нем изображается градусник с отметками «температуры» в классе: «дружелюбно», «тепло», «приятно», «ноль», «прохладно», «холодно», «отвратительно».

Учитель  даёт следующую инструкцию: «Оцените атмосферу нашей работы в классе с помощью любого условного значка (галочки, крестика, звёздочки, рожицы и т.п. ) рядом с той отметкой, которая соответствует вашему самоощущению на занятии». Если изменить маркировку, то можно узнать  не только общую атмосферу на занятии, но и какие-то содержательные  аспекты: например, насколько понятным показалось данное занятие.

2. Упражнение «Секретик». 

На уроке по теме «Совесть и раскаяние(покаяние)» предлагается детям подумать, в чем бы они могли покаяться, а потом записать это на сложенную треугольником страницу в тетради. Сверху ученик пишет: может ли учитель прочитать его секретик или нет.

3. «Урок с конфетами». В конце урока о добре и зле учитель раздает детям кулёчки с разным количеством конфет от 0 до 6. Ученики начинают думать: Почему? Зачем? Что делать? Учитель наблюдает, как они догадываются и находят выход: предлагают поделить все поровну.

          4. Приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия), который является моментом соединения старого знания с новым - осмысленным, пережитым, выстроенным:

- первая строка - название темы (одно существительное);

- вторая - описание темы в двух словах, два прилагательных;

- третья - строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;

- четвёртая строка - это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);

- последняя строка - синоним, который повторяет суть темы.

Вот несколько вариантов.

Синквейн на вводном уроке в модуле "Основы светской этики":

Новый предмет "Основы светской этики".

Важный. Радостный.

Воспитывает. Учит добру. Помогает в жизни.

"Этика есть безграничная ответственность за всё, что живет" (Альберт Швейцер).

Нравственность.

Синквейн "человек" :

Человек.

Мыслящий. Творческий.

Действует. Трудится. Созидает.

"Человек - это звучит гордо!" (Максим Горький).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

Святки.

 Православные, праздничные.

 Наступают, радуют, веселят.

 Очень древний праздник.

 Бог.

Масленица.

 Яркая, разгульная.

 Веселит, смешит, бодрит.

 Древний обряд, связанный с проводами зимы.

 Блины.

Рождество Христово

 великий православный

 родился празднуют верят

 7 января по григорианскому календарю

 христианский праздник

5. Детям предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным

6. Рефлексия "Благодарю…".

В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

7. Рефлексия "А напоследок я скажу".

Школьникам предлагается последовательно ответить на три вопроса:

· Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо (исключая учителя)?

· Что не оправдалось и почему?

· Мои и наши перспективы?

8. Рефлексия "Ассоциация".

Обучающимся предлагается из картинок, разложенных на столе, выбрать по две: первую - которая максимально иллюстрирует его состояние на начало урока, вторую - на его окончание. Затем каждый желающий может объяснить свой выбор (по одному - два предложения на картинку). Любые комментарии со стороны других одноклассников или учителя исключаются. Педагог комментирует свои картинки последним, подводя итоги урока.

9. Рефлексия "Плюс - минус - интересно".

Для письменного выполнения обучающимся предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу "П" - "плюс" записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу "М" - "минус" записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу "И" - "интересно" обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

10.Творческое задание.

Урок "Добро и зло"

Творческая работа (составление коллажа)

Звучит песня «Дорогою добра»

На чистый лист ватмана, вырезанный в форме земли, каждый ребенок наклеивает заранее заготовленное изображение: дом, дерево, детей, облака, солнце, цветы, птиц, зверей. Получается красивая аппликация.

- Как мы назовем эту картину? («Мир», «Как прекрасен этот мир!», «Добро победит зло»)

- Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Делать добро очень приятно)

11. Для нравственной рефлексии можно использовать

« Дерево Добра», куда каждый ученик  прикрепляет свое пожелание или пожелание своему близкому, другу.

«Почтовый ящик» -  каждый имеет возможность опустить анонимно или с подписью,  свои проблемы, благодарности, даже жалобы.

 «Волшебные шляпы»

Дети делятся на группы, каждая группа получает шляпу, в зависимости от цвета шляпы получают задание.

Белая шляпа – мыслим фактами. (отвечают на вопросы)

- Ч то нового вы узнали?

Желтая шляпа

- Что было хорошо?

- Полезно?

-Познавательно?

- Интересно?

Черная шляпа

- С чем вы не согласны?

- Что вы бы хотели изменить?

Красная шляпа

- Какое эмоциональное состояние вы пережили на уроке? (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, удивление)

Зелёная шляпа – творческая

Вспоминают или пользуются словарем пословиц и поговорок. Пословицы, поговорки, афоризмы

Синяя шляпа – создают письменно группой памятку «Как стать добрым человеком?».

По мнению родителей, педагогов, самих детей изучение курса имеет большое воспитательное значение - обучающиеся  показывают значительно более высокую воспитанность и положительную  моральную мотивацию.

Использованием активных и интерактивных методов работы в курсе ОРКСЭ способствует развитию творческого потенциала учащихся, создаёт условия для воспитания высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России, на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.