Тема самообразования: "Тестирование как средство организации контроля учащихся начальной школы"
статья на тему

Шамаева (Иликбаева) Алена Анатольевна

Самообразование учителя есть - необходимое условие профессиональной деятельности педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx181.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа  № 1»

г. Северобайкальск

Из опыта работы.

Тестирование как средство организации контроля учащихся начальной школы

Автор: Шамаева Алена Анатольевна,

учитель начальных классов

г. Северобайкальск-2017

Содержание

1.Теоретический обзор состояния вопроса…………………………….  3

1.1. Возникновение тестирования………………………..………………..……   3

1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании…………………………………… 4

1.3. Виды тестов…………………………………………………………………..  5

1.4. Требования к составлению тестов……………………………………………6

2. Психолого-педагогический портрет класса (группы) обучающихся (воспитанников), являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта……………………………………………………….….  7

3. Педагогический опыт………………………………………………….  7

3.1. Актуальность педагогического опыта………………………..………….…  9

3.2. Научность в представляемом педагогическом опыте…………………......  10

3.3. Результативность педагогического опыта………………………………...  11

4. Выводы………………………………………………..……………….  12

5. Литература …………………………..………………………………..  15

          6. Приложения……………………………………………………………..  16

  1. Теоретический обзор состояния вопроса

1.1. Возникновение тестирования

Для успешной разработки педагогических заданий в тестовой форме полезно знать основы той науки, которая занимается изучением тестов. Тестология появилась на стыке психологии, социологии, педагогики и других, так называемых поведенческих наук, и призвана заниматься вопросами разработки тестов для объективного контроля знаний, умений, навыков и представлений.

Впервые тест возник как метод изучения индивидуальных различий. Временем его возникновения считается конец XIX – начало XX веков, когда для определения физических, физиологических и психических особенностей человека психологи попытались применить различные способы измерения.

Быстрое развитие естествознания способствовало проникновению точных измерительных методов в такие «неточные» сферы, как психология и педагогика, что, в свою очередь повлекло за собой возникновение и распространение теорий, объяснявших процесс развития человека как изменяющийся и усложняющийся во времени. Первым ученым, попытавшимся измерить различия между людьми в области элементарных психических процессов, был англичанин Френсис Гальтон (F. Gallon; 1882–1911).

Проводя исследования индивидуальных различий, Ф. Гальтон использовал набор методик на определение зрительной, слуховой, тактильной чувствительности, на мускульную силу и другие характеристики.

Ф. Гальтон называл испытания, проводившиеся в его лаборатории, умственными тестами. Важным вкладом Ф. Гальтона в развитие теории тестов было определение трех основных принципов:

1. Применение серии одинаковых испытаний к большому количеству испытуемых.

2. Статистическая обработка результатов.

3. Выделение эталонов оценки.

Эти принципы используются и по сей день – на основе проведения серий испытаний получаются различного вида нормы для оценки результатов тестирования, все современные тесты построены на основе статистической теории измерений, а идея эталона оценки лежит в основе определения тестов как стандартизированного инструмента.

Контроль знаний, умений и навыков является важным звеном учебного процесса. От его организации во многом зависит результат обучения. В процессе контроля выявляются как достоинства, так и недостатки знаний и умений учащихся, что позволяет управлять учебным процессом, совершенствуя формы и методы обучения. Одной из форм контроля, позволяющей оперативно и эффективно проверить результаты обучения в начальной школе, являются тесты.  

Проведение итоговых контрольных работ в форме  тестирования для учащихся начальных классов вызывает неоднозначную  оценку среди учителей и родителей. Одни безоговорочно приняли новую форму аттестации выпускников начальной школы, другие считают, что  тестирование не позволяет отследить уровень развития учащихся, ход их  рассуждения при выполнении заданий.

Размышляя над этим, сопоставляя взгляды великих педагогов с собственными суждениями, была выбрана тема моей работы «Тестирование как средство организации контроля учащихся начальной школы».

1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании

Работа по данной теме начала осуществлять с 2017 года, с момента осознания необходимости расширения форм  и методов, применяемых на уроках с целью контроля за качеством обученности школьников.

Недостаточно только контрольных, самостоятельных работ, устных опросов для проверки знаний учащихся, для объективной их оценки. Поэтому я должна сделать всё возможное, чтобы разнообразить формы проверки УУД, дать любому ученику (и сильному, и слабому) почувствовать себя в ситуации успеха, чтобы школьники с желанием и хорошим настроением шли на мои уроки. У меня возникло осознание того, что особое место в структуре учебной деятельности должно отводиться тестовой технологии. Системно-деятельностный подход в обучении требует разработки эффективной  и одновременно объективной системы контроля знаний обучающихся, в чем наиболее значимую роль может сыграть тестовый контроль.  Применение заданий в тестовой форме характеризуется возможностью организовать тотальный контроль усвоения знаний, в самом лучшем смысле слова «тотальный». Ни один другой метод такой удивительной возможности не предоставляет.

На основании этого была определена тема опыта «Тестирование как средство организации контроля учащихся начальной школы».

  1. Виды тестов

На уроках в начальной школе используются следующие виды тестов: по форме, по способу предъявления, по цели назначения, по виду деятельности, по месту использования, по объему содержания и времени проведения.

Виды тестов по форме:

  • тесты закрытого типа (задания с выбором верного ответа из набора предлагаемых вариантов);
  • тесты открытого типа (ввод предполагаемого ответа на задание самим тестируемым).
  • тесты комбинированного типа (задания с выбором и вводом правильного ответа)

Виды тестов по способу предъявления:

- с предъявлением готового ответа;

- с предъявлением ответа в краткой форме;

- с предъявление развернутого ответа.

Виды тестов по цели назначения:

- первичное закрепление;

- контроль ЗУН;

- разминка в начале урока;

- тренажер.

Различные виды тестовой деятельности:

- самостоятельная работа;

- контрольная работа;

- фронтальный устный опрос;

- тренировочная работа;

-зачетная работа;

- индивидуальный опрос по карточкам;

- заполнение пропусков;

- сопоставление явления (события) и его характеристики;

- распознавание понятия;

- составление последовательности.

Таким образом, различные виды деятельности кроме диктантов, изложений и сочинений можно проводить в форме тестов.

Виды тестов по месту использования (этапы урока):

- актуализация ЗУН;

- первичное закрепление ЗУН;

- упражнения;

- контроль ЗУН.

Виды тестов по объему содержания и времени проведения (контроль ЗУН):

- стартовый контроль;

- тематические тесты;

- итоговый контроль;

- промежуточная аттестация;

- итоговая аттестация.

Тесты предполагают владение учащимися определённым объёмом информации, поэтому они чаще всего применяются при закреплении или повторении знаний. Они обеспечивают учителю возможность получить достаточно оперативную информацию о результатах усвоения учащимися учебного материала и в соответствии с этим провести коррекционную работу.

По одному и тому же учебному материалу могут быть составлены тесты разной степени трудности, что расширяет возможности реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.

Выбирая индивидуальный подход, учитель проводит тестирование с каждым учеником по отдельности, подбирая соответствующие тесты для конкретного учащегося. Данный подход требует больших временных затрат, но позволяет учителю контролировать функциональное состояние каждого испытуемого (тревожность, утомляемость и др.) и оказывать необходимую помощь тем ученикам, у которых возникли затруднения при работе с тестами во время группового тестирования.

1.4.Требования к составлению тестов

Учитель должен помнить, что существует требования к структуре теста, к комплекту заданий, которые в него войдут:

  • составлению заданий должен предшествовать анализ программы начальной школы по предметам;
  • язык теста, инструкции, должны соответствовать языку, инструкциям учебника начальной школы (подчеркни, вставь, допиши, найди и т. п.);
  • структура заданий должна определяться значимостью изученного материала (чем важнее изученная тема, тем большим количеством вопросов она представлена);
  • формулировки заданий должны быть разнообразны (это разовьёт остроту внимания и гибкость мышления, потребует от обучающегося предельной внимательности и собранности);
  • должны быть однозначно сформулированы цели и тема, определено время применения теста;
  • процесс проведения теста должен быть задан в виде однозначного алгоритма (заполнение пропусков, выбор ответа из предложенных вариантов);
  • тестовые задания должны легко читаться;
  • если тест предназначен для проверки уровня знаний, задания не должны повторять формулировок данных в учебнике;
  • тестовые задания должны быть независимыми;
  • формулировка заданий не должна содержать двусмысленности;
  • тестовые задания должны выполняться без громоздких вычислений;
  • постановка вопроса и предлагаемые варианты ответов должны максимально исключать возможность угадывания ответа;
  • тестовые задания, предполагающие выбор одного из предложенных ответов, должны содержать 3-5 вариантов ответов, подобранных по возможности так, чтобы наиболее характерные для данного случая ошибки были в них учтены.

Составление с учетом всех требований тесты удобны как для текущего, так и итогового контроля знаний и умений учащихся, а также для проведения поэлементного анализа этих данных.

  1. Психолого-педагогический портрет класса (группы) обучающихся (воспитанников), являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.

Главная задача начальной школы — научить учиться.

Считаю, что основной целью  тестирования в моём  классе является не только контроль над прохождением каждого изучаемого курса, раздела или темы, но и в обучении работе с тестовыми заданиями.

Использование тестовой технологии для организации контроля знаний, умений, навыков  я осуществляю в 3 «Б» классе.  Базой для формирования педагогического опыта являются  учащиеся моего класса.

В классе 22 ученика:  11 девочек и 11 мальчиков. Класс многонациональный: русские, узбеки, буряты.    

16 ребят из полных семей, 6 из неполных (воспитываются мамой).                

Дети активные, принимают участие во внеклассных мероприятиях, но есть ученики, которые пассивны.

У ребят класса  сформирована учебная мотивация. Судя по результатам, учебные интересы сформированы и разнообразны.  

3. Педагогический опыт

Работая по теме самообразования, заметила, что тестирование организует непрерывный контроль знаний, который выполняет роль обратной связи в системе «учитель – ученик», помогает освоить терминологию, обеспечивает объективность оценки, быстроту контроля знаний, широкий охват материала.

Важно, чтобы вопросы и задания в такой работе развивали мыслительные операции детей, учили обобщать изученные явления, устанавливать причинно-следственные связи, побуждали к применению определённых  способов действий. Разнообразие формулировок в тестовых заданиях развивает остроту ума и гибкость мышления, требует от ученика предельной внимательности и собранности.

Тестирование может применяться на разных этапах урока:

  • проведение вводного тестирования — получение сведений об исходном уровне знаний учащихся;
  • текущее тестирование — для ликвидации пробелов и коррекции умений и знаний;
  •  итоговый тест — систематизирует, обобщает учебный материал, проверяет сформированные знания и умения.

Затрагивая вопросы методики использования тестов для контроля результатов обучения школьников, необходимо вспомнить об основных функциях проверки и оценки результатов обучения. Это:

  • учетно-контрольная (информационная), которая систематически позволяет учителю фиксировать результаты обучения и судить об успеваемости каждого ученика, его достижениях и недочётах в учебной работе;
  • контрольно - корректирующая (диагностическая), которая обеспечивает связь «учитель - ученик», для внесения коррективов в методику обучения, перераспределения учебного времени между различными вопросами темы и пр., позволяет осуществлять диагностику причин отставания школьников;
  • обучающая, которая в результате помогает повторить материал, акцентировать внимание учащихся на главных вопросах и важнейших мировоззренческих идеях курса, показывает на типичные ошибки, что способствует закреплению и углублению знаний учащихся;
  •  воспитательная (мотивационная), которая стимулирует учащихся к дальнейшей учебной работе, углублению своих знаний, развивает у школьников умение самоконтроля и самооценки;
  • аттестационная, которая связана с характеристикой уровня обученности школьника, является основой его аттестации, а также важнейшим компонентом аттестации работы учителя образовательного учреждения.

Результаты теста во многом зависят от внешних условий — физических, психологических и технологических. Существует три формы работы с тестами: коллективная, групповая, индивидуальная.

При организации тестирования немаловажное значение имеет разработка сценария его проведения. Используя личный опыт работы с тестами, приведу порядок процедуры тестирования.

1. Обозначить цель тестирования, сообщить, какие результаты ожидаются.

2. Объяснить, почему учащиеся должны приложить максимум усилий для выполнения теста.

З. Медленно, громко, чётко озвучить инструкцию по работе с тестом.

4. Разобрать задания-образцы с целью проверки правильности понимания инструкции.

5. Объяснить правила заполнения бланка, предназначенного для ответов и правила исправления допущенных ошибок.

6. Вместе с учащимися заполнить в бланке таблицы необходимые общие сведения, проследив за правильностью заполнения.

7. Ответить на имеющиеся вопросы.

8. Сообщить о временном ресурсе.

9. Дать команду начать решение задач теста.

10. В процессе решения тестовых задач следить:

— за тем, чтобы учащиеся не мешали друг другу;

— за тем, чтобы внешние факторы не отвлекали внимание учеников.

11. После сигнала к окончанию выполнения теста собрать работы.

Заключительный этап в организации тестирования – вербализация, либо визуализация результатов тестирования. Обсуждение  результатов  может существенно варьироваться от краткого сообщения учащимся  общих результатов до всестороннего анализа процесса тестирования. При всех условиях, организуя обсуждение результатов тестирования, следует придерживаться ряда принципиальных положений:

  • проводить анализ результатов тестирования оперативно;
  • анализ результатов должен носить диагностические характер, раскрывая главное — причины возникновения ошибок;
  • быть эффективным средством корректирования;
  • оказывать положительное влияние на учащихся, способствовать их  совершенствованию.

Таким образом, учащиеся начальной школы  осваивают специфику работы с тестовыми заданиями, что даёт возможность быстро адаптироваться к подобным видам деятельности в средней школе. Тесты выполняют диагностическую, обучающую и организационную функции. Их включение в учебный процесс способствует повышению качества знаний. Однако, его целесообразно сочетать с традиционными методами контроля.

3.1. Актуальность педагогического опыта 

Образовательные стандарты второго поколения в качестве основной цели обучения называют «развитие личности учащихся на основе освоения универсальных способов деятельности».

Главная задача начальной школы - научить учиться. Это создаёт основу для перехода ребёнка на новую ступень личностного развития: он учится приобретать знания.

Одна из основных проблем современного образования — проблема диагностики и контроля образовательных достижений учащихся. Реализация требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, обозначенных в ФГОС НОО, ориентированных на достижение предметных, личностных и метапредметных результатов, предполагает использование адекватных средств диагностики и контроля. Актуальной становится разработка системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС. Главные цели современного начального образования – развитие школьников, формирование универсальных учебных действий – могут быть достигнуты в том случае, если учитель систематически осуществляет обратную связь, владеет информацией о результатах обучения.  

Переход на стандарты нового поколения требует  формирования новых критериев контроля и оценки учебной деятельности учащихся.  Одним из направлений совершенствования контроля знаний и умений учащихся является тестовая технология, как природосообразная и здоровьесберегающая технология контроля над качеством учебных достижений учащихся, снижающая уровень психологической тревожности, стрессовое состояние,  позволяющая  детям самим влиять на то, что и как они изучают.  

В целях совершенствования структуры и содержания общего образования, обучающиеся   начальной школы выполняют задания по русскому языку, математике, литературному чтению и окружающему миру в тестовой форме в формате ЕГЭ. Поэтому использование различных тестов приобретает  особую актуальность в связи с необходимостью научить учащихся работать с тестами и  подготовить их к мониторинговым исследованиям.   Применение тестовых заданий на уроках в начальной школе способствует решению учебных задач по овладению программными универсальными учебными действиями, позволяет ученику адаптироваться и умело использовать свои знания и в старших классах.

Тестовая форма стала довольно актуальной и значимой в обучении. С введением Единого государственного экзамена возникла необходимость специально готовить учащихся начальной школы к новой   форме контроля. Именно тестовый контроль повышает мотивацию, развивает  личность, самостоятельность. Задача учителя уже в начальной школе сформировать определённые навыки работы с тестовыми заданиями в формате ЕГЭ. Следовательно, формирование у обучающихся умения работать с тестами необходимо начинать с начальной школы.

Диапазон применения данного опыта  основан на интеграции учебной и внеклассной деятельности младших школьников и представляет собой единую систему «урок – внеклассная работа». Опыт работы может быть использован учителями начальной школы, отдельные приёмы и методы приемлемы для использования  в работе учителей  различной предметной направленности.

 

3.2. Научность в представляемом педагогическом опыте.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нём в качестве средства, обеспечивающего системность мониторинга качества усвоения УУД  учащихся, используется тестовая форма контроля, совершенствующая владение логико-языковыми операциями мышления (полнота, прочность, гибкость, глубина) при осмыслении языковой информации тестов и способствующая формированию самоконтроля и самооценки. Разработана система разноуровневых тестов по математике, чтению, русскому языку и окружающему миру, обеспечивающая учащихся с разным уровнем знаний включение в процесс познания. Данный подход выражается в использовании обучающего потенциала тестовых заданий для организации контроля, самоконтроля, поэтапном овладении учащимися умениями и навыками в работе.

3.3. Результативность педагогического опыта

Анализируя свою работу по теме, могу сказать, что тестовые задания, направленные на развитие интеллекта учащихся, положительно влияют на отношение к процессу обучения в целом. У детей с применением тестовых заданий повышается интерес к учебным предметам.

Используя различные приемы тестового контроля в сочетании с традиционными формами текущего контроля, я добиваюсь положительных результатов в обучении и воспитании школьников.

(Тесты представлены в приложении)

Вывод

Введение ФГОС в начальной школе  предъявляет определенные требования к проверке результатов обучения, которая должна установить готовность учащихся к восприятию нового учебного материала, проверить у них уровень формирования представлений и понятий, выявить возможность дальнейшего продвижения их в обучении.

Это возможно за счет использования тестирования, получившего в настоящее время достаточно широкое распространение на всех уровнях образования.

Поэтому педагогическим объектом  моего опыта  стал контроль качества знаний младших школьников.

  Предмет обобщения опыта: тестирование как средство организации контроля учащихся начальной школы.

Цель моей работы — выявление педагогических условий для успешного использования тестов как формы контроля над качеством обученности младших школьников.

Для её достижения    решаются  следующие задачи:

  1. Освещение теоретических аспектов характеристики тестирования как эффективной формы контроля.
  2. Исследование эффективности применения тестовой компетенции обучающихся как средства контроля в образовательном процессе.
  3. Развитие способности к самостоятельному поэтапному прогнозированию  действий контроля по достижению цели.
  4. Развитие способности обучающихся управлять познавательными процессами (вниманием, памятью, мышлением, воображением) в соответствии с учебными задачами.

Тесты как одна из форм контроля заслуживают дальнейшего  изучения и применения их на практике по целому ряду положительных характеристик:

  • быстрота поверки выполненной работы;
  • оценка достаточно большого количества учащихся;
  • возможность проверки теоретического материала;
  • проверка большого объема материала малыми порциями;
  • объективность оценки результатов выполненной работы.

Приступая непосредственно к работе по теме, я проанализировала    педагогическую и методическую литературу и сделала вывод: на уроках в начальной школе используют  разные  виды тестов.  

По форме:

- тесты закрытого типа (задания с выбором верного ответа из набора предлагаемых);

- тесты открытого типа (ввод предполагаемого ответа на задание самим тестируемым);

-тесты комбинированного типа (задания с выбором и вводом правильного ответа).

По способу предъявления:

- с  предъявлением готового ответа;

- с предъявлением ответа в краткой форме;

- с предъявление развернутого ответа.

По  цели назначения:

- первичное закрепление;

- контроль УУД;

- разминка в начале урока;

- тренажер.

По  видам  тестовой деятельности:

- самостоятельная работа;

- контрольная работа;

- фронтальный устный опрос;

- тренировочная работа;

 -зачетная работа;

- индивидуальный опрос по карточкам;

- заполнение пропусков;

- сопоставление явления (события) и его характеристики;

- распознавание понятия;

- составление последовательности.

Таким образом, различные виды деятельности кроме диктантов, изложений и сочинений можно проводить в форме тестов.

По  месту использования (этапы урока):

- актуализация УУД;

- первичное закрепление УУД;

- упражнения;

- контроль УУД.

По  объему содержания и времени проведения (контроль УУД):

- стартовый контроль;

- тематические тесты;

- итоговый контроль;

- промежуточная аттестация;

- итоговая аттестация.

   Умело организованная учебная работа делает процесс образования перспективным, целесообразным, творческим. Тестовая технология расширяет возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать, представлять информацию. Эта технология значительно повышает дидактические и личностно-ориентированные параметры учебного процесса.

         Анализируя использование тестового контроля, я пришла к выводу о том, что дети лучше справляются с этим видом деятельности, нежели с другими. Тестовый контроль повышает интерес обучающихся к предмету. Используя тестовые задания в своей практике, я проанализировала, что особенно удачно выполняют тесты дети со слабым уровнем обученности. Именно у них качество знаний при тестовом контроле выше, чем при другом виде контроля. Тесты способствуют развитию у обучающихся умения наблюдать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их. 

Таким образом, тестовый контроль буду применять и далее, т.к. применяемый тестовый контроль и традиционные методы повторения позволяют осуществлять преподавание наиболее оптимально, доступно и познавательно. Я думаю,  многие согласятся с мнением, что тестовый контроль является инструментом учёта и прогнозирования качества образовательных услуг. Но применять этот вид контроля необходимо  методически грамотно и разумно.

Литература

1. Алёшина Т.Н., Савинцева Н.В. Тесты как форма контроля [Текст] / Алёшина Т.Н., Савинцева Н.В. // Начальная школа - 1993. № 1.

2. Воронцов А.Б. Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки                      учебной деятельности учащихся [Текст] / Воронцов А.Б. // Начальная школа -1999. № 7

3. Давыдов, В. В. Учебная деятельность: состояние проблемы                        исследования / В.В. Давыдов. // Вопросы психологии. - 1991. -№ 6.

4. Полуянов Ю.А. Формирование оценки на начальном этапе учебной деятельности [Текст] / Полуянов Ю.А.  // Начальная школа-1999. № 7.

5. Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования.  М.: Просвещение,   2009.

6. Слободчиков В. Новое образование - путь к новому сообществу // Народное образование. 1998. № 5.

Результаты тестирования по предметам

Приложение1.

ТЕСТ «Поэтическая тетрадь 1» (Литературное чтение)

А1. Чьих произведений нет в разделе «Поэтическая тетрадь 1»?

1) Ф.И. Тютчева                   3) И.С. Никитина

2) А.А. Фета                         4) А. С. Пушкина

А2. Как зовут поэта Никитина?

1) Иван Саввич                     3) Федор Иванович

2) Иван Захарович                4) Афанасий Афанасьевич

A3. Из какого произведения эти строки?

И сидишь, ни слова...

Тихо все кругом;

Только слышишь — воет Вьюга за окном.

1) И.С. Никитин «Встреча зимы»

2) И. 3. Суриков «Детство»

3) А.А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой...»

4) Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза»

А4. Закончите предложение.

Иван Захарович Суриков — автор стихотворения...

1) «Мама!Глянь-ка из окошка...»

2) «Листья»

3) «Зима»

4) «Встреча зимы»

В1. Найдите значение слова «перлы».

1) жемчужины, что-нибудь чистое и блестящее, как жемчуг

2) пальцы

3) перловая крупа

4) птицы

В2.  По группе слов узнайте произведение.

Кошка, побелело, мороз, иней, пухлой ватой, салазки, бежать, гулять.

1) «Весенняя гроза»

2) «Мама!Глянь-ка из окошка...»

3) «Листья»

4) «Зреет рожь над жаркой нивой...»

В3. Найдите созвучное слово. Раскаты молодые — перлы...

1) голубые                               3) дождевые

2) золотые                              4) снеговые

В4. Закончите предложение.

Особенность стихотворных произведений — ритм. Ритм — это...

1) чередование ударных и безударных слогов

2) рифма

3) созвучные слова

4) однокоренные слова

С1. Какое слово пропущено? Чем дальше в..., тем больше дров.

1) сад                                      3) рощу

2) лес                                       4) чащу

С2. В каких стихотворениях говорится о нем (ответ предыдущего вопроса)?

1) И.З. Суриков «Зима»

2) И. С. Никитин «Встреча зимы»

3) Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза»

4) И.С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно...»

ФИ____________________________________________________________

Диагр.1. Результат проверки тестирования  по литературному чтению в 3 «Б» классе «Поэтическая тетрадь 1.»

        (Выполнили работу 22 учащихся)

Приложение 2.

Тест. Великие русские писатели (Литературное чтение)

Вариант 1

А1. Найдите лишнее произведение.

1) «Акула»                            3) «Лев и собачка»

2) «Прыжок»                        4) «Сивка-Бурка»

 

А2. Какое произведение написал Л.Н. Толстой?

1) «Прыжок»                        3) «Зимний вечер»

2) «На севере диком...»         4) «Ворона и Лисица»

A3. Из какого произведения приведенные строчки?

Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.

1) «Прыжок»

2) «Акула»

3) «Лев и собачка»

4) «Какая бывает роса на траве»

А4. Какое из приведенных произведений можно назвать научно-познавательным?

1) «Куда девается вода из моря ?»

2) «На севере диком...»

3) «Горные вершины»

4) «В тот год осенняя погода...»

А5. Сколько братьев и сестер было у Л.Н. Толстого?

1) два брата и две сестры

2) один брат и одна сестра

3) три брата и одна сестра

4) четыре брата и одна сестра

В1. Кто иносказательно, а не прямо рассказал о недостатках людей?

1) А.С. Пушкин                    3) Л.Н. Толстой

2) М.Ю. Лермонтов              4) И.А. Крылов

В2. О ком из писателей приведенные строки?

Стихи он начал сочинять, когда был совсем маленьким. Его первое стихотворение написано по-французски.

1) Л.Н. Толстой                    У)А.С. Пушкин

2) М.Ю. Лермонтов              4) И.А. Крылов

В3. Узнайте произведение по ключевым словам.

Шляпа, забавляла, сын, капитал, ружье, страх.

1) «Акула»

2) «Прыжок»

3) «Куда девается вода из моря?»

4) «На севере диком...»

В4. Кто из писателей большую часть жизни провел в своем имении недалеко от города Тулы? Там он создал школу для крестьянских детей и учил их грамоте, счету, письму и чтению.

1) АС. Пушкин                    3) Л.Н. Толстой

2) И.А. Крылов                    4) М.Ю. Лермонтов

С1. Кто из приведенных авторов писал басни?

1) А.С. Пушкин                    3) Л.Н. Толстой

2) И.А. Крылов                      4) М.Ю. Лермонтов

С2. Как ласково называла няня маленького Сашу Пушкина?

1) мой свет, красно солнышко

2) мой ненаглядный

3) милый ангел

4) мой внучек

ФИ____________________________________________________________

        

Диагр.2. Результат проверки тестирования  по литературному чтению в 3 «Б» классе «Тест. Великие русские писатели»

(Выполнили работу 19 учащихся)

Приложение 3.

Проверочная работа по окружающему миру за I полугодие в 3 «Б» класс2

1. Всё живое учёные делят на группы:

А) государства          б) королевства              в) царства

2. Бактерии – это:

А) растения        Б) грибы           В) животные    Г) крошечные организмы

3. Что называют «кладовой информации»:

А) восприятие        Б) память          В) мышление    г) воображение

4. Всё, что окружает живое существо и с чем оно связано, учёные называют:

  А) природой         Б) окружающим миром         в) окружающей средой

5. Какое из звеньев круговорота веществ названо неверно:

   А) производители     Б) нарушители        В) потребители

6. К твёрдым веществам относится:

      А) вода             Б) воздух              В) бензин                 Г) соль

7. Какое вещество не входит в состав воздуха:

    А) углекислый газ     Б) кислород     В) природный газ    Г) азот

8. Какое состояние воды названо неверно:

А) Твёрдое          Б) жидкое          В) газообразное         Г) мягкое

9.  Водяной пар – это:

А) прозрачный бесцветный газ

Б) белый туман

В) сиреневый туман

Г) облака  и тучи

10. Почва – это:

А) всё, что у нас под ногами

Б) верхний плодородный слой земли

В) земля

11. Как называется наука о растениях:

А) биология              Б) химия         в) экология         Г) ботаника

12. В каких частях растений образуются сахар и крахмал:

А) в корнях        Б) в листьях    В) в стеблях        Г) в цветках

13. Человек не нанесёт вреда природе, если будет:

А) срывать полевые цветы

Б) вытаптывать растения

В) рвать грибы вместе с грибницей

Г) ходить в лесу по тропинкам

14. Кто здесь лишний:

А) Бабочка         Б) стрекоза         В) паук          Г) пчела

15. Лягушки и жабы:

А) откладывают яйца     Б) откладывают икру    В) рождают детёнышей

16. Что не относится к причинам исчезновения животных в природе:

А) охота      Б) загрязнение водоёмов    в) посадка деревьев  

        Диагр.3. Результат проверки тестирования  по окружающему миру в 3 «Б» классе «Проверочная работа по окружающему миру за I полугодие»

(Выполнили работу 20 учащихся)

Приложение 4.

Тест по русскому языку в 3 «Б» классе

Предложение(повторение)

1. Выбери правильное утверждение.

а) Предложение — это группа слов.

б) Предложение — это группа слов, в конце которых стоит точка.

в) Предложение — это слова, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль.

2. Какое предложение не является вопросительным?

а) Разве ты приходил вчера в школу

б) Почему приходит зима

в) На улице было шумно

3.Какую группу слов можно назвать предложением?

а) Наступила зима. б) Сильные морозы. в) Кошка скамейке.

4. В каком порядке нужно поставить слова, чтобы получилось предложение? Начни с третьего слова.

1 2 3 4 5 6 7

я, году, в, отлично, решил, этом, учиться

а) 3,4,7,5,1,2,6 б)3,6,2,5,7,1,4 в) 3,6,2,1,5,4,7

5. Какие слова являются главными членами в данном предложении?

1 2 3 4 5

Только упорный спортсмен становиться чемпионом.

а) 3,5 б) 3,4 в) 3,2

6. Составь текст из предложений.

1) Бегает между деревьями, пока всех не запугает!

2) Зайца спасают быстрые ноги и хитрость.

3) Каждый зверь защищается от врагов как может.

4) Как «припустит» заяц и давай петлять.

а) 3,1,2,4 б) 3,4,1,2 в) 3,2,4,1

Диагр.4. Результат проверки тестирования  по русскому языку в 3 «Б» классе «Предложение(повторение)»

(Выполнили работу 22 учащихся)

Приложение 5.

Тест по математике 3 класс. Умножение и деление 1, 0.

Продолжи строку.

1.При умножении любого числа на 1 получается ……………………………………………

2.При умножении любого числа на нуль получается………………………………………

3.При делении нуля на число получается………………………………………………………..

4.Делить на ……………………….нельзя.

5. 1ха=…..

а:1=…..

а:а=…..

0ха=…..

0:а=…..

6.Укажи строчку, в которой допущена ошибка.

1) 7х1=7 2) 8:1=8 3) 6:6=1

4)5:0=0 5) 4х0=0 6) 0:9=0

7.Укажи число, которое надо разделить на 4, чтобы получить 0.

1) 4 2) 0 3) 40

8.Укажи число, которое надо умножить на 5, чтобы получить 0.

1) 10 2) 2 3) 0

9.Укажи число, которое надо разделить на 6, чтобы получить 1.

1) 6 2) 60 3)1

10.Укажи число, которое надо умножить на 1, чтобы получить 9.

1)0 2)1 3)9

11.Реши примеры.

10:10=….. 1х30=….. 40х0=…..

0:18=….. 7х1=….. 33:33=…..

9х0=….. 0х55=…..

12.Укажи правильный ответ (48:6)х0=…..

1)8 2)0 3)80

8х1+5=…..

1)13 2)1 3)23

(52-30)х1=…..

1)22 2)1 3)23

0:38+2=…..

1)0 2)40 3)2

13.Подставь знак ˃ < =

1х22+22*1х22-22

7х1*7х1+1

21х0*21-0

14.Реши уравнения.

Ах42=42 В:17=0 52:С=52 D:19=1 Eх22=0

А=….. В=….. С=….. D=….. E=…..

Диагр.5. Результат проверки тестирования  по математике в 3 «Б» классе «Умножение и деление 1, 0»

(Выполнили работу 19 учащихся)

Приложение  6.

Виды тестирований

  1. Тест открытого типа

Диагностическая работа по математике.

3 класс.

  1. Запиши примером: первое слагаемое 20, второе слагаемое  8. Найди сумму.
  2. Найди разность чисел 30 и 9.
  3. Найди произведение чисел 8 и 2.
  4. Найди частное  чисел 18 и 2.

5. Вычисли столбиком:

57 + 38

91 - 29

6. Найди значение выражения:

90 - (39 + 7) =

7. Реши примеры:

                               7 · 2=         9 : 3=            40 :10=

                          3 · 6=        16 : 2=           5 · 10=

8. Сделай к задаче рисунок и реши её.

    У каждого велосипеда по 2 колеса. Сколько колёс у 8 велосипедов?

9. Начерти прямоугольник со сторонами 2 см и 4 см. Найди периметр этого прямоугольника.

   10. Начерти ломаную линию из трёх звеньев. Первое звено равно 4см, второе – 2 см, а третье – 3 см. Найди длину ломаной.

  1. Комбинированный тест

1. Сколько в данном тексте восклицательных предложений?
1)1 2)2 3)3
2. Почему осьминогов и кальмаров называют головоногими? Сформулируй сам и запиши правильный ответ. ___________________
3.На щупальце одного крупного осьминога 300 присосок. Сколько присосок у пяти осьминогов?
1)150 2)1500 3)15000
4. Отметь главный признак всех моллюсков.
1) прячутся в раковины 2)у всех у них мягкое тело 3)есть щупальца
5.Отметь абзац, к которому можно подобрать заголовок «Рождение жемчужин»
1)1 2)2 3)3
6.Соотнеси: «Кто где живет» (соедини стрелками разных цветов)
устрица пруд
улитка море
прудовик сад
7.Дополни условие задачи данными из текста и реши ее. Одна устрица пропускает через свое тело_________л морской воды. Сколько литров воды пропустят 2 устрицы?
1)800 2)1540 3)1440
8. Отметь слово, которое соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, окончание
1)домовоз 2)беззубка 3)прудовик
9.В слове – осьминог -
1)8букв, 8 звуков 2)8букв, 7 звуков 3) 8букв, 9 звуков
10 .Буква –о- пропущена в словах какой группы? ( обведи эту группу)
1)..сьминог, к..льмар 2)пруд..вик, м..ллюск 3)щуп..льце, рак..вина
11 .Как передвигается беззубка? Укажи номер абзаца, в котором можно найти ответ на поставленный вопрос.
1)4 2)5 3)6
12 .Отметь правильный ответ. Ученые насчитывают около восьмидесяти тысяч видов моллюсков.
1)8000 2)80000 3)800000
13.Перечитай пятый абзац. Посчитай , сколько щупалец у 5 осьминогов будут неподвижны, а сколько щупалец у 5 осьминогов будут охранять и описывать круги?
1) неподвижных щупалец_____________________-
2) охраняющих щупалец__________________________ 
14. Определи род, число и падеж у прилагательного матовый(шарик)___________род, __________число, _____________падеж
15.Чтобы защититься от врагов, голый слизень….
1) прячется в раковину 
2) пропускает через свое тело воду 
3) описывает круги

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации контроля в начальной школе.

Особенности организации контроля в начальной школе...

Физкультурно-оздоровительные упражнения в организации деятельности учащихся начальной школы

Статья рассказывает о разнообразных формах организации ежедневной двигательной активности учащихся начальной школы в учебно-воспитательном процессе....

Русская народная сказка как средство нравственного самовоспитания учащихся начальной школы.

В период коренных социально-экономических преобразований в нашей стране дело воспитания молодого поколения приобретает особое значение для развития общества. "Воспитание - великое дело: им решается уч...

Тестирование как средство организации контроля в начальной школе

Тестирование как средство организации контроля в начальной школе...

Методы, формы , средства организации деятельности учащихся начальной школы МБОУ «Баргузинская СОШ»

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:В рамках ФГОС я использую активные и интерактивные методы, как более действенные и эффективные, соответствующие возрастным способностям детей....

Методы, формы, средства организации деятельности учащихся начальной школы

Методы, формы, средства организвции деятельности учащихся начальной школы...