Тестирование как средство организации контроля в начальной школе
материал

Исупова Светлана Аркадьевна

Тестирование как средство организации контроля в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл testirovanie_kak_sredstvo_organizatsii_kontrolya.docx30.82 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт по теме самообразования

учителя начальных классов  МАОУ НОШ № 53

Исуповой С. А.

«Тестирование как средство организации

контроля в начальной школе»

г. Калининград, 2019

Проблема контроля и контрольно-оценочной деятельности является актуальной, так как все знания, переданные учителем ученику, навыки и умения, сформированные у учащегося или подлежащие развитию, должны быть проконтролированы и оценены.

На современном этапе в методике преподавания существует широкое разнообразие форм и методов контроля.

Контроль навыков может быть традиционным (контрольная работа, самостоятельная работа, диктант, сочинение, изложение, реферат, зачет, экзамен), а может быть тестовым. Тестовая форма контроля отличается объективностью измерения результатов обучения, поскольку они ориентируются не на субъективное мнение преподавателя, а на объективные эмпирические критерии. Также очень важным является то, что итоговая школьная аттестация, а именно, Единый Государственный Экзамен проводится в форме тестов, к которым, безусловно, учащихся необходимо готовить уже в начальной школе. Этим и обуславливается актуальность выбранной темы.

Целью данной работы является выявить педагогические условия для успешного использования тестов как средства контроля формирования учебных навыков учащихся  на уроках. Постановка данной цели обуславливает следующиезадачи:

- Уточнить понятие  "тест".

- Проанализировать особенности использования тестов как средства контроля формирования учебных навыков учащихся, выявить особенности использования тестового контроля при формировании учебных навыков учащихся.

- Реализовать серию тестов, обеспечивающих контроль формирования учебных навыков учащихся.

-В процессе учебно-исследовательской работы выявить эффективность использования тестов как средства контроля учебных навыков учащихся.

В настоящее время в связи с растущей популярностью теста как формы контроля, существует множество определений этого понятия. Приведу некоторые из них:

М.В. Гамезо дает следующее определение: тест - стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий в определенном психологическом свойстве.

А. Ребер в своем Большом психологическом толковом словаре дает иное определение: тест - это совокупность вопросов и заданий, предъявляемых испытуемому с целью выявления социальных, психологических или психофизических характеристик. Все эти определения рассматривают тест с одной-двух позиций. Наиболее полным мне кажется определение Н.С. Выготского, так как оно наиболее точно отображает это понятие: тест - краткое экспериментально-психологическое испытание для определения высоты развития какой-либо функции.                                                        Термин “тестирование” восходит к английскому “test” – испытания, исследование. Можно сказать, что “test – объективное и стандартизированное измерение, поддающееся количественной оценке, статистической обработке и сравнительному анализу” (А.К. Майоров). Применительно к технологии тестирования это означает использование для проверки знаний совокупности стандартизированных заданий, предъявляемых малыми порциями, но охватывающими большой круг оперативно проверяемых вопросов, требующих коротких ответов.

   Понятие «тест», «тестовое задание»,  нередко отождествляют, хотя являются совершенно разными видами педагогической продукции. Тест всегда состоит из тестовых заданий, однако не каждый набор тестовых заданий является тестом.

На мой взгляд, можно дать следующее определение: тест – система заданий специфической формы, применяемая в сочетании с определенной методикой измерения и оценки результата

Тестовое задание – это диагностическое задание в виде задачи или вопроса с четкой инструкцией к выполнению и обязательно с эталоном ответа или алгоритмом требуемых действий.                                                                           В своей работе я использую различные способы оценивания при проверке знаний учащихся, но в связи с тем, что в последнее время при проведении олимпиад, конкурсов, познавательных игр, учащимся предлагаются задания в форме тестирования, я стала уделять больше внимания и этому способу.

На уроках использую различные виды тестовых заданий (Таблица 1).

Таблица 1 – Виды тестовых заданий

Форма тестового задания

Инструкция

Закрытого типа

альтернативный выбор

испытуемый должен ответить «да» или «нет»

установление соответствия

испытуемому предлагается установить соответствие элементов двух списков

множественный выбор

испытуемому необходимо выбрать один или несколько правильных ответов из приведенного списка

установление последовательности

испытуемый должен расположить элементы списка в определенной последовательности

Открытого типа

дополнение

испытуемый должен сформулировать ответы с учетом предусмотренных в задании ограничений (например, дополнить предложение)

свободное изложение

испытуемый должен самостоятельно сформулировать ответ; никакие ограничения на них в задании не накладываются

В ходе учебного процесса тест выполняет следующие функции:

  • Диагностическую;
  • Обучающую;
  • Организующую;
  • Развивающую;
  • Воспитывающую;
  • Контролирующую.

Тесты чаще всего предлагаю на  отдельных листах  (индивидуальная работа) или всем учащимся (фронтальная работа) класса.      Тесты применяю и в групповой деятельности. В этом случае работа группы организуется так, чтобы учащиеся могли обсуждать выбираемый ответ. Это способствует формированию коммуникативных качеств, умения отстаивать свою точку зрения.

На различных этапах урока использую тестовые задания,  которые выполняют различные функции.

 1. Этап проверки домашнего задания – проверка усвоения и понимания различных определений, правил, логического осмысления материала.

2. Этап актуализации знаний учащихся перед изучением нового материала,с помощью теста учащиеся вспоминают ранее изученный материал или выясняют, какие пробелы в знаниях у них существуют и могут помешать изучению новой темы.

3. Этап изучения нового материала – тестовый материал служит основой для ориентировки в новой информации, позволяет выделить главное, существенное.

5. Этапы закрепления, повторения и обобщения изученного материала: тестовый материал служит для закрепления полученных знаний и если нужно их корректировки.

6. Этапы контроля, самоконтроля и коррекции – с помощью тестовых заданий осуществляется проверка и оценка знаний и способов деятельности учащихся.

По одному и тому же учебному материалу тесты могут быть разной степени трудности, что расширяет возможности учителя в реализации дифференцированного подхода в обучении, а ребенку позволяет успешно проявить себя на уровне своих возможностей. Как уже отмечалось, тест может предполагать один или несколько верных ответов. Понятно, что последний вариант труднее первого. Его можно предлагать сильным учащимся. Но этот же тест может быть разбит на несколько, предполагающих только  один ответ. Слабые ученики поэтапно выполняют эти тесты и в результате покажут свои знания в усвоении того же материала, что  и сильные.

Тесты, как и другие методы контроля, имеют свои достоинства и недостатки.

Одним из недостатков тестового метода контроля знаний является возможность угадывания, а также то, что учащийся представляет только номера ответов, учитель не видит характера хода решения, глубину знаний (мыслительная деятельность учащегося и результат может быть только вероятностным, нет гарантии наличия прочных знаний у учащегося). Отмечу, что этот недостаток характерен для тестов, состоящих из заданий на выбор правильного ответа из числа предложенных. Кроме того, составление тестов зачастую базируется на элементарной психической функции – узнавании, которая проще функции воспроизведения; некоторые исследователи считают, что при выборочных ответах учащийся привыкает работать с готовыми формулировками и оказывается не в состоянии излагать получаемые знания грамотным языком, т.епрактически исключена возможность формирования связной речи.

Но, несмотря на указанные недостатки, тестирование обладает следующими преимуществами перед другими методами педагогического контроля:

  • повышение скорости проверки знаний и умений учащимися;
  • осуществление хотя и поверхностного, но полного охвата всего учебного материала;
  • снижение воздействия негативного влияния на результаты тестирования таких факторов как настроение, уровень квалификации и др. характеристики конкретного учителя, т.е. минимизация субъективного фактора при оценивании ответов;
  • высокая объективность и, как следствие, большее позитивное стимулирующее воздействие на познавательную деятельность учащегося;
  • осуществление принципа индивидуализации и дифференциации обучения
  • возможность увеличить частоту и регулярность контроля за счет уменьшения времени выполнения заданий и автоматизации проверки.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ

 На протяжении двух лет я наряду традиционными формами использую тестовый контроль и могу сказать, что он позволил мне активизировать учебный процесс. Тестовые задания вызывают интерес у  абсолютного большинства детей, оказывают стимулирующее действие. Этот метод контроля результатов обучения потребовал  от детей различного поворота мысли, быстрого переключения с одной задачи на другую, обдумывания, самостоятельности,  и   это значительно повысило умственную деятельность и  активизировало познавательный интерес, вырабатывает внимательность, заставляет готовиться к учебным занятиям. Тесты способствуют развитию у учащихся умения наблюдать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их.

Работая в классе, где учатся дети с разным уровнем знаний по предмету, я сделала вывод, что особенно удачно выполняют тесты дети со слабой подготовкой. Именно у них качество знаний при тестовом контроле выше, чем при другом виде контроля.

Мною разработаны тесты по  программе «Школа России»для 2-4 класса  по следующим предметам:

  1. Окружающий мир ( входная контрольная работа в форме теста).
  2. Контрольная работа в форме теста по русскому языку «Правописание согласных в корне».
  3. Проверочная работа по русскому языку по теме « Глагол» в форме теста.
  4. Проверочная работа по русскому языку по теме « Имя существительное» в форме теста.
  5. Проверочная работа по русскому языку по теме « Имя существительное» в форме теста.
  6. Проверочная работа по русскому языку по теме « Имя  прилагательное» в форме теста.
  7. Проверочная работа по русскому языку по теме « Местоимение» в форме теста.
  8. Годовая проверочная работа по окружающему миру в форме теста.
  9. Проверочная работа по математике  по теме « Умножение и деление»
  10.  Тестовая работа по математике «да», « нет» по теме « Сложение и вычитание в пределах 100»

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. О.Л. Базарова и др. “Использование дидактических тестов в условиях развивающего обучения”  -  Начальная школа №3, 2001.

2. З.А. Клепинина «Тесты в системе повторения учебного материала при изучении окружающего мира» - Начальная школа №1, 2004.

3. М. О. Гулюгина «Формирование тестовой культуры» - Волгоград:                                        «Учитель», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации контроля в начальной школе.

Особенности организации контроля в начальной школе...

Тестирование как средство контроля в начальной школе

Презентация по теме: " Тестирование как средство контроля в начальной школе"...

Тема самообразования: "Тестирование как средство организации контроля учащихся начальной школы"

Самообразование учителя есть - необходимое условие профессиональной деятельности педагога...

Методы, формы , средства организации деятельности учащихся начальной школы МБОУ «Баргузинская СОШ»

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:В рамках ФГОС я использую активные и интерактивные методы, как более действенные и эффективные, соответствующие возрастным способностям детей....

Доклад на тему:"Методы, формы организации деятельности учащихся, средства на уроках в начальной школе ."

Доклад на тему:«Методы, формы организации деятельности учащихся и средства»...

Методы, формы, средства организации деятельности учащихся начальной школы

Методы, формы, средства организвции деятельности учащихся начальной школы...