МО учителей начальных классов.
материал на тему

План работы РМО учителей начальных классов. Новые образовательные технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ СОШ №1 г. Макарьева Костромской области

План

работы  МО

 учителей начальных классов

на 2017-2018

учебный год.

Руководитель МО: Могильных С.А.

                                   

Тема методической работы МО учителей начальной школы  на 2017- 2018 год.

                                            Методическая тема: 

«Развитие профессиональной компетентности и творческого потенциала педагога в процессе личностно- ориентированного обучения и воспитания младшего школьника в рамках реализации ФГОС НОО второго поколения».

Цель: Обеспечить освоение и использование наиболее эффективных приемов, методов обучения и воспитания младших школьников на основе личностно – ориентированного обучения через освоение и внедрение современных педагогических технологий, учитывающих индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении младших школьников.

                         

  Задачи начальной школы на 2017/18 учебный год:

1. Продолжить теоретическую и практическую деятельность по освоению педагогами ФГОС НОО второго поколения;

2. Проектировать образовательное содержание, направленное на формирование у младших школьников системы ключевых компетенций.

 3. Произвести отбор методов, средств, приемов, технологий, соответствующих новым ФГОС.

4. Внедрить в практику работы всех учителей МО технологии, направленные на формирование компетентностей обучающихся: технологию развития критического мышления, информационно-коммуникационную технологию, игровые технологии, технологию проблемного обучения, метод проектов, метод самостоятельной работы.

5. Создание условий для успешного овладения программным материалом и выполнения Госстандарта учащимися.

6. Продолжить изучение и внедрение в практику наиболее эффективных здоровьесберегающих образовательных технологий преподавания предметов в начальной школе, сочетающих в себе разнообразные вариативные подходы к развитию творческой деятельности учащихся .

7. Внедрить опыт творчески работающих учителей через мастер-классы (открытые уроки), обучающие семинары .

8. Развитие творческой деятельности учащихся, как основополагающего фактора развития мыслительных и личностных способностей детей.

 

Ожидаемые результаты работы: 

- рост качества знаний обучающихся;

- овладение учителями МО системой преподавания предметов в соответствии с новым ФГОС;

 - создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей, УУД.

Направления работы МО учителей начальных классов на 2017-2018 учебный год:

 - Обновление методов обучения в соответствии с ФГОС.

- Обеспечение преемственности начальной и средней школы.

 - Актуализация воспитательной функции в обучении.  

-Заседания МО.

-  Аттестация учителей.

-  Повышение квалификации учителей (самообразование, курсовая подготовка, участие в семинарах, конференциях, мастер-классах)

-  Участие учителей в конкурсах педагогического мастерства.

-  Проведение мониторинговых мероприятий.

-  Внеурочная деятельность по предмету.

-  Обобщение и представление опыта работы учителей (открытые уроки, мастер-классы, творческие отчеты, разработка методических  материалов) на различных уровнях.  Обеспечение преемственности при организации образовательного процесса.

-  Организация работы с одаренными детьми.

                               

Формы методической работы: 

-  Открытые уроки и внеклассные мероприятия.

-  Круглые столы, семинары, семинары-практикумы,  мастер-классы, презентация опыта.

-  Индивидуальные консультации с учителями-предметниками.

-Целевые и взаимные посещения уроков с последующим обсуждением их результатов.                               

-Самообразование  педагога (работа над  методической  темой , курсовое обучение, аттестация, семинары.

План работы МО учителей начальных классов

на 2017/2018 учебный год.

Тема заседания

Дата

Ответственные

1.

Заседание №1

Тема: Основные задачи МО учителей начальных классов на 2017-2018 учебный год.

Вопросы: 

1.Анализ работы МО учителей начальных классов за 2016-2017 год,

2. Рассмотрение календарно – тематических планов по предметам, учебных программ и программно-методического обеспечения в соответствии с учебным планом и стандартом начального образования.

3.Планирование открытых уроков, выступлений, докладов.

4.Выбор тем по самообразованию.

Август- сентябрь

Руководитель МО: Могильных С.А.

Учителя начальных классов.

2.

Заседание №2

Тема: « Основные образовательные технологии в урочной деятельности, как одно из условий повышения качества образования». 

Вопросы:

1. Обсуждение и утверждение плана работы МО на новый 2017-2018 учебный год.

2. Использование современных педагогических технологий в процессе обучения. Основные образовательные технологии.

3. Использование информационно-коммуникационных образовательных ресурсов.

4.Доклад с Костромской конференции.

Октябрь-ноябрь- 19.10.17

Руководитель МО: Могильных С.А.(доклад)

Выступление:

Клименкова Т.Б.

Доклад: Яблокова И.В.

3.

Заседание №3 МО учителей начальных классов от 06.02.2018 г.

Тема: «Использование цифровых образовательных ресурсов в начальных классах — как одно из условий повышения качества образования»

 Вопросы:

1. Организация обучения учащихся с ОВЗ в условиях интегрированного образования на базе МКОУ СОШ №1 г. Макарьева

2. Место цифровых образовательных ресурсов в условиях реализации ФГОС .

6  февраля

Руководитель МО:

Могильных С.А.

1.9-00-здание библиотеки –открытое занятие-педагог-психолог: Шмонова Н.С.,

2 урок-(здание №2(столовая)

Открытый урок по чтению: Клименкова Т.Б.

3 урок-открытое занятие учителя-логопеда с учащимися с ОВЗ-Карпушева Е.А.

4.

Заседание №4

Тема: «Планируемые результаты начального общего образования (ФГОС). Оценка достижений планируемых результатов». 

Вопросы:1. Планируемые предметные результаты начального общего образования по предметам.

2. Подготовка к мониторингу в 4 классе и в 1 классе.

3. Изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности.

4.. Возрастные особенности развития регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД у младших школьников.

5.Особенности работы по программам « Школа России», «ПНШ»,отзывы учителей, работающих по данным  программам.

Март-апрель

Руководитель МО:

Могильных С.А.

Учителя начальных классов.

Открытый урок: Макарова М.В.

( Усть-Нейская СШ)

5.

Заседание №5

Тема: «Итоги деятельности учителей начальных классов по реализации ФГОС второго поколения в 2017-2018 учебном году. Завершение учебного года». 

Вопросы:

1. Анализ работы МО учителей начальных классов за 2017-2018 учебный год.

2. Обсуждение плана работы МО на 2018-2019 учебный год.

3. Совместный анализ итоговых комплексных работ за курс начальной школы.

4. Методическая копилка-обзор методических находок учителей.

5. Подведение итогов работы.

Май

Руководитель МО:

Могильных С.А.

Учителя начальных классов.

Руководитель МО: Могильных Светлана Анатольевна



Предварительный просмотр:

Районное методическое объединение

учителей начальных классов.

(руководитель: Могильных С.А.)

«Использование современных образовательных технологий в процессе обучения в условиях ФГОС начального образования»

     Основные задачи начального общего образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания  и умения учиться, воспитание нравственных и эстетических чувств. Решение этих задач возможно , если исходить из гуманистического убеждения : все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия. Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности ученика, не отвечающий современным условиям жизни. Необходимо создать такие условия, которые позволят   повысить у детей интерес к учебе, научить осознавать, что осталось непонятным, а в конечном итоге научить учиться. И тогда ученик  начнет получать радость от процесса самостоятельного познания и от результата своего учебного труда. В решении этих проблем ведущая роль отводится учителю.  Необходимо пересмотреть свою работу, освоить новые методы обучения современного младшего школьника, по-новому взглянуть на само построение урока, форму его проведения. Подготовить урок с использованием той или иной технологии не всегда просто для учителя. Зачастую это требует  большого количества времени, подготовки большого количества материала. Не всегда такой урок проходит гладко, особенно в процессе апробирования, когда ищешь оптимальные варианты использования технологий в учебном процессе, подбираешь их в соответствии с возрастными особенностями учащихся, темой урока, имеющимся материалом. Но, как правило, урок, проведенный с применением технологии, оправдывает себя,  так как позволяет максимально включить учащихся в процесс урока, мотивирует их на самостоятельную работу и, что, наверное, самое главное, позволяет достигнуть качественного усвоения учебного материала. Что, в свою очередь, приведет каждого учителя к реализации главной цели – повышения качества образования ученика, и соответственно, будет способствовать  реализации задач стандартов нового поколения. Новый стандарт акцентирует внимание учителей на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые могут обеспечить развитие школьников. Не случайно, именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности учителя. Благодаря современным технологиям на уроках развертывается деятельность учеников.

           В документах ФГОС сформулированы требования к учителю,  в том числе:

  •  уметь выбирать и использовать современные

   образовательные технологии

  •  использовать технологии оценки
  • современные технологии проектирования образовательной среды.

Технология - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.

     В своей педагогической практике использую такие технологии, как:

  1. технология проблемного обучения;
  2. информационно- коммуникативные технологии;
  3. игровые технологии;
  4. здоровьесберегающая технология;
  5. проектно-исследовательская технология;
  6. групповые технологии;
  7. технологии развивающего обучения.

На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особо остро. Понятна истина: если нет здоровья, то все остальное бессмысленно.

           Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности. Это ежедневная зарядка на первом уроке, физкультминутки на каждом уроке, пальчиковая и зрительная гимнастика,комплекс дыхательных упражнений и т.д.

физические упражнения. Физические упражнения стимулируют процессы роста, развитие и формирование организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, способствует повышению общего тонуса.

     В режим дня учащихся начальных классов включены физкультурные паузы и подвижные перемены. С их помощью  увеличивается объём двигательной активности школьников. Комплексное использование оздоровительных  мероприятий позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Физкультминутка  – лучшее лекарство от гиподинамии. Главное ее достоинство в том, что она включает в себя все виды движений,свойственные человеку: ходьбу, бег, прыжки, пластику рук, туловища, тела. Ребенок во время проведения физкультминутки испытывает радость после напряжения умственных сил. Из своего опыта работы могу сказать, что наибольшая эффективность от физкультминуток  достигается лишь тогда, когда их форма и содержание разнообразны. Физкультминутки проводятся с учетом специфики предмета. В состав упражнений для физкультминуток  обязательно входит  гимнастика для глаз (специальные упражнения для укрепления мышцы век,улучшения кровообращения и расслабления мышц глаз, снятия утомления глаз).

Перечислю виды физкультминуток, которые я использую на уроках:

- физкультурно – спортивные упражнения (это традиционная гимнастика под счет), танцевальные упражнения (под детские мелодии),сюжетно – ролевые игры (развитие воображения, творчества, выразительности в движениях).

        Таким образом, цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной  жизни.

Информационно-коммуникативные технологии на уроках,  во внеурочной и внеклассной деятельности:

  Многие  свои уроки провожу с  использованием компьютерных презентаций , печатного материала, использую тренажёры по предметам, электронное приложение по каждому предмету. Связь с родителями детей через специальную группу « 1 А класс» на сайте , электронная почта.

        Учитывая разный уровень подготовки школьников, различия в развитии памяти, мышления, внимания использую разноуровневые задания. Учащиеся с высоким уровнем мыслительной деятельности  знакомятся с новым материалом, получая новые сведения или углубляя свои знания, выполняя упражнения повышенной сложности. Учащиеся с заниженным уровнем мыслительной деятельности могут работать в индивидуальном темпе, не замедляя продвижения класса по программе. Дети, пропустившие занятия, могут ликвидировать пробелы в своих знаниях на отдельных этапах урока либо во внеурочное   время.

 Игровые  технологии на уроках.  Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Игровая  деятельность используется мной в следующих случаях:

·   Для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра «Путешествие по Золотому кольцу России», урок –игра «Считай, смекай, отгадывай»);

·   В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля) (игры, игровые элементы)- игры «в слова», игры «со словами», «Дополни слово», «Перевёрнутые слова», «Соедини половинки слов».  

  В своей педагогической деятельности использую разнообразные формы организации учебного занятия (коллективные, групповые, индивидуальные, парные). Для выявления индивидуальных способностей применяю методы  педагогической диагностики. Постоянно отслеживаю знания, умения, навыки каждого учащегося с целью своевременной помощи и развития способностей. Совместно с детьми провожу рефлексию, учу самооценке своей деятельности и деятельности одноклассников.

Технология проблемного обучения .

Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Преодолевая посильные трудности учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Эффективность применения этой технологии подтверждается не только моими собственными наблюдениями, но и результатами анкетирования учащихся, их родителей, динамикой повышения качества обучения. Эта технология позволяет построить любой урок так ,чтобы  ученики не оставались пассивными слушателями и исполнителями, а превратились  в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами, теоретическими положениями учебников, словарных, энциклопедических статей.

 Исследовательская работа.

Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения.  Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы. А, значит, нужно читать дополнительную литературу, учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению. При проведении исследований дети учатся мыслить, делать выводы. Со своими детьми выполнили следующие проекты: « Здоровый образ жизни», « Азбука», « Герои Вов-наши земляки», « Наш класс», «Моя семья», « Загадки в стихах», « Числа от 1 до 10», «Улицы родного города» и т.д.).

Групповая технология. При групповой форме деятельности класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, каждая группа получает определенное задание  и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя. Цель технологии группового обучения – создать условия для развития познавательной самостоятельности учащихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы. Групповая технология позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке. Это работа учащихся в статической паре (где объединяются учащиеся, сидящие за одной партой); динамической паре (где объединяются учащиеся, сидящие за соседними партами) при повторении изученного материала, позволяет в короткий срок опросить всю группу, при этом ученик может побывать в роли учителя и в роли отвечающего, что само создает благоприятную обстановку на уроке. Взаимопроверка и самопроверка после выполнения самостоятельной работы. Учащийся при этом чувствует себя раскованно, развивается ответственность, формируется адекватная оценка своих возможностей, каждый имеет возможность проверить, оценить, подсказать, исправить, что создает комфортную обстановку.

 Групповая технология обеспечивает успешное усвоение материала всеми учащимися и интеллектуальное, нравственное развитие учащихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим.

Групповая форма обучения решает три основные задачи.

Конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией.

Коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри группы и за её приделами.

Социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.

Этапы групповой работы:

  1. Подготовка к выполнению группового задания:
  • постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
  • выработка правил, инструктажа о последовательности работы ,раздача дидактического материала по группам.
  1. Групповая работа:
  • знакомство с материалом, планирование работы в группе;
  • распределение заданий внутри группы;
  • индивидуальное выполнение задания;
  • обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
  • обсуждение общего задания (замечания, уточнения, дополнения, обобщения);
  • подведение итогов группового задания, выводы.
  1.  Заключительная часть:
  • презентация группового решения поставленной задачи в рамках, определенных учителем;
  • анализ познавательной задачи, рефлексия;
  • общий вывод о работе в группе и достижении поставленной задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.Пушкино Учитель Сучкова Ольга Алексеевна Организация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.

Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.ПушкиноУчитель Сучкова Ольга АлексеевнаОрганизация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.От современного учителя требуется формир...

Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.Пушкино Учитель Сучкова Ольга Алексеевна Организация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.

Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.ПушкиноУчитель Сучкова Ольга АлексеевнаОрганизация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.От современного учителя требуется формир...

Выступление на МО учителей начальных классов "Ключевые компетентности учителя начальных классов"

Ключевые компетентности педагогов начального образования в соответствии с ФГОС НОО. Виды компетентностей....

Инструкции по курсовой подготовке учителей начальных классов "ИКТ- компетентность учителя начальных классов"( модуль2)

Данные подробные инструкции составлены для учителей начальных классов, которые проходят курсовую подготовку по теме"ИКТ-компетентность учителя начальных классо" ( модуль2). Эти инструкции составлены о...

Сообщение на МО учителей начальных классов "Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе учителя начальных классов"

Использование компьютерных технологий – это необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеск...

Самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов, руководителя методического объединения учителей начальных классов

Данный материал представляет собой самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов, руководителя методического объединения учителей начальных классов....

Практические рекомендации учителя-логопеда учителю начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме у учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС

Практический материал для учителей начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме у учащихся начальных классов...